Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуального роста начинающего учителя»
Программа индивидуального роста начинающего учителя
Стоять над жизнью молодой,
Храня прекрасное единство,
Честь вековая, долг святой-
Учительство и материнство.
Сначала души пробуди,
Пусть жажда к знанью в них проснётся,
Потом питомцев поведи
К прозрачно – чистому колодцу.
Живую воду из глубин
Ты черпать научи рукою,
Чтоб свой народ и край любить,
Мужать и хорошеть душою.
В. Раабе
Это стихотворение стало моим педагогическим кредом и как нельзя, лучше подходит к моей наставнической деятельности. Прийдя в деревянную старенькую, но такую родную и тёплую 8 - летнюю школу, именно в тот кабинет, где я сама начинала «буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь», даже и не могла подумать, что спустя 35 лет меня попросят на августовской учительской конференции рассказать о наставничестве. Тогда не было таких понятий, как:
Индивидуальный план адаптации молодого педагога,
Программа индивидуального роста начинающего учителя,
Портфолио молодого педагога,
но у опытных учителей были такие же, как и сейчас задачи: ПОМОЧЬ,ПОДДЕРЖАТЬ, ПОДБОДРИТЬ молодого учителя. И мои опытные коллеги 8 – летки всегда были рядом со мной: подсказывали, советовали, «вели за руку»…
За последние 3 года в начальном звене нашей школы ежегодное пополнение! Администрация школы берёт сразу же «под крыло» молодёжь, назначает наставника. И вот мне поручили такое «пополнение». Так получилось, что это моя ученица и по совместительству дочь – Кузьминых Ирина Сергеевна!
Я прочитала, что становление учителя происходит гораздо труднее, чем в других профессиях. Это и понятно, ведь молодые педагоги с первого дня работы имеют те же самыеобязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Работа с молодыми специалистами традиционно является для меня одной из самых важных составляющих методической работы. В процессе наставничества и сама совершенствуюсь, обогащаю свой опыт более мобильными приёмами.
Ну а сейчас я остановлюсь на тех ресурсах, которые я использую в своей наставнической деятельности. И в этой цепочке – на первом месте, конечно, ШКОЛА! Проблемные группы, методические объединения – именно здесь начинающий педагог узнаёт, что такое самоанализы и критерии, технологии и приёмы. На базе нашей школы открылся Центр духовно – нравственного развития недавно, но сколько детей и педагогов из района он собирает на Макариевских чтениях, Рождественском и Пасхальном фестивалях, Празднике славянской письменности! РВЦИ нашей школы занимает ведущее место в областном рейтинге РЦРО.
Сегодня можно сказать уверенно, что Управление образования – центр сопровождения молодых учителей. Начальник Управления Васильчук Наталья Николаевна лично курирует наставничество и работу с молодыми специалистами. В этом учебном году специалисты РУО провели много образовательных событий, в том числе для начинающих педагогов: «Современный урок в начальной школе», «Первые шаги в профессии». Хотелось бы, чтобы конкурсы профмастерства для начинающих педагогов стали традиционными, и, может быть, с очным финальным этапом, где молодые бы видели и слышали друг друга.
Дом детского творчества в Молчаново – успешное пространство для творчества молодого педагога. Отрадно, что во всех творческих конкурсах есть номинация «Педагоги». Мой молодой учитель каждую свободную минутку что – то изобретает, мастерит, поэтому ей нужны такие творческие выставки! Районная детская организация «Горящие сердца» - сколько общественно – значимых акций найдётся школьнику любого возраста!
Активно используем сеть Ресурсно – внедренческого Центра инноваций Томской области. Нас связывает давнее сотрудничество с подгорнскими учителями начальных классов. Ну и, конечно, ресурс МАОУ «Молчановская СОШ №1» незаменим - здесь можно найти много образовательных событий для учеников и учителей начального звена.
Приятно работать с теми областными структурами, которые бесплатно проводят детские конкурсы и фестивали, умеют разглядеть работы сельских ребятишек и обязательно на каждую церемонию награждения приглашают какую – либо семью из нашей школы.
ТГПУ – все мы выходцы оттуда! С факультетом начальных классов у нас давнее деловое сотрудничество. Об опыте нашей детской организации «Муравейка» мы вместе с Ириной Сергеевной рассказали в родном институте на Всероссийской конференции «Развитие системы гражданско-патриотического воспитания в России»
В педуниверситете традиционно проходит конкурс научно – исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй». В этом году он собрал более 100 младших школьников. Пригласили и наших двух девочек со своими экологическими работами. Отрадно, что они «не потерялись» среди учеников томских гимназий и лицеев. В результате – «Приз зрительских симпатий»!
Как результат нашей совместной деятельности - в прошлом учебном году у моего начинающего педагога четыре региональных победы! Нас, как авторов – победителей работы «Спортом занимайся, правильно питайся!», пригласили в Москву. В шестой раз я представляла Томскую область на конференции «Воспитываем здоровое поколение», ставшей Международной. Оргкомитет отметил креативность и оригинальность нашей работы. И всё это благодаря молодому учителю!!!
С приходом нового Главы, заметно оживилась жизнь в районе: фестиваль хоров, спартакиада, Праздник гриба на высшем уровне! Главная наша совместная задача – не заманить молодого специалиста в школу, а помочь встановлении профессиональной и общественной деятельности.
Для наставников пожелание: чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемый результат, педагогу-наставнику необходимо помнить о некоторых правилах общения: не приказывать (откажитесь от фраз типа «Вы должны», «Вам необходимо»), не проповедовать (откажитесь от фраз типа «Ваш профессиональный долг обязывает...», «на Вас лежит ответственность...»), не поучать
( откажитесь от фраз типа («если бы Вы послушали меня, то...», «если бы Вы последовали примеру....»). Один из важных моментов в совместной деятельности – это не подсказывать решения, не«учить жизни» молодого учителя. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашёл правильные пути решения. Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.
Быть учителем трудно, но возможно. Главное, надо учиться быть счастливым. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Я уверена, что моей Ирине Сергеевне удаётся дарить эту частичку каждому ребёнку! Она доказывает это каждодневным трудом, творческим подходом и удивительной ответственностью. И учит не только «к 4 прибавить 2, по слогам читать слова», но и дружить, познавать, творить, удивлять.