kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа проектной деятельности младших школьников  «Я - исследователь»  предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению в условиях ФГОС НОО и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Цель программы: формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Программой предусмотрено  сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интересов младших школьников, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Рекомендуется учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня общеобразовательных школ.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" »

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация Октябрьского района

Управление образования и молодежной политики

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»





Тип учебного учреждения: Общеобразовательное учреждение



Вид учебного учреждения: Средняя общеобразовательная школа



Класс учащихся: 1 класс



Название программы: «Я - исследователь»


Название образовательной Математика

области:


Направление: Общеинтеллектуальное


Вид образовательной

программы: Программа внеурочной деятельности


Ступень образования: I (первая) ступень









Унъюган

2012 г.


Рекомендовано научно-методическим советом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 1» Октябрьского района, Ханты – Мансийского автономного округа – Югра, Тюменской области, Протокол №1 от 30 августа 2011 г.




Автор:

Хабибуллина Ризида Шамситдиновна, учитель начальных классов второй категории Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1», Октябрьского района, Ханты – Мансийского автономного округа – Югра, Тюменской области


Рецензент:







Хабибуллина Р.Ш. Программа проектной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению «Я - исследователь» – 2011г – 17 с.





Программа проектной деятельности младших школьников «Я - исследователь» предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению в условиях ФГОС НОО и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Цель программы: формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Программой предусмотрено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интересов младших школьников, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Рекомендуется учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня общеобразовательных школ.


















Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация Октябрьского района

Управление образования и молодежной политики

Муниципальное казёное общеобразовательное учреждение

«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»






Согласовано: Утверждено:

Зам. директора по НР Директор школы

Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

«____»_____________2012г. «___»______________2012г.










Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

ПРОГРАММА

ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА





Учитель: Пшеничникова Н.А.

Автор программы: Хабибуллина Р. Ш.





Унъюган



2012 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа «Я – исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной проектной программы «Я - исследователь» является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системности организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи программы:

  • знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами, классификацией предметов, явлений и событий, умозаключениями и выводами;

  • формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для проведения учебных исследований;

  • совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико-синтетического мышления, творческого воображения;

  • развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению;

  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости при выполнении исследовательских проектов.

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах посёлка. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Используются методы:  беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Сроки реализации программы: 1 год (1 класс).

Программа «Я - исследователь»предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


Программа содержит 4 раздела.

Все разделы взаимосвязаны между собой. Изложение материала в разделах раскрывает сущность явлений и закономерностей, определяет их причины и следствия, внутренние источники развития.

Основные разделы программы:

I. Мы познаём мир

II. Школа почемучек

III. В мире информации

IV. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Первый раздел: «Мы познаём мир» (8 ч.)

В этом разделе учащиеся познакомятся с многообразием окружающего мира, описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам, классифицировать явления, предметы;

Второй раздел: «Школа почемучек» (8ч.)

В этом разделе учащиеся будут учиться выбирать пути решения задачи исследования, анализировать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, ролевому распределению в команде. Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Третий раздел: «В мире информации» (8 ч.)

В данном разделе учащиеся будут учиться собирать и уточнять информацию, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, обсуждать альтернативу («мозговой штурм»), выбирать оптимальный вариант, уточнять план деятельности.Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.)

Четвёртый раздел: «Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа» (9 ч.)

В данном разделе учащиеся будут учиться готовить доклад, презентацию, делать обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, защищать проект. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я – исследователь » имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.









































Ханты - Мансийский Автономный округ – Югра

Администрация Октябрьского района

Управление образования и молодежной политики

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»



Согласовано: Утверждено:

Заместитель директора по НР Директор школы

Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

«____»___________ 2012г. «____»_____________2012г.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»


Цель программы:формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.


Категория слушателей: учащиеся 1 класса

Срок обучения: 34 часа

Режим занятий: 1 час в неделюв течение учебного года


Название разделов программы

Всего часов

В том числе

Теоретич. Практич.

Формы контроля

1.

Мы познаём мир

8

3

5

Тесты на умение делать умозаключения и выводы, классифицировать предметы, явления и события.

2.

Школа почемучек

8

4

4

Вопросы на выявление причинно-следственных связей.

3.

    • В мире информации

    • 8


5

3

Отчет о проведенной работе.

4.

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа

9

4

5

Защита проекта по проектно -исследовательской работе.


Итого:

33

16

17



































Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация Октябрьского района

Управление образования и молодежной политики

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»



Согласовано: Утверждено:

Заместитель директора по НР Директор школы

Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

«____»___________ 2012г «_____» ______________ 2012 г




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»


Цель программы: формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.


Категория слушателей: учащиеся 1 класса

Срок обучения: 33 часа

Режим занятий: 1 час в неделюв течение учебного года


Название разделов и тем

Всего часов

В том числе


Формы контроля

Теор. Практич.

1.

Мы познаём мир

8

3

5

Вопросы на выявление причинно-следственных связей.

1.1

Умение видеть проблему.

1

1


Тренинговые упражнения.

Вопросы на выявление причинно-следственных связей.

1.2

Выдвижение гипотезы.

1

1


Вопросы диагностического характера

1.3

Умение задавать вопросы.

1


1

Тренинговые упражнения. Вопросы диагностического характера.

1.4

Умение задавать вопросы.

1


1

Тренинговые упражнения. Вопросы диагностического характера.

1.5

Умение давать определения понятиям.

1


1

Разгадывание и составление загадок, кроссвордов.

1.6

Умение классифицировать.

1


1

Составление закономерных рядов.

1.7

Умение вести наблюдение.

1


1

Найти отличия на рисунках.

1.8

Эксперимент.

1


1

Тренинговые упражнения.

Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

2

Школа почемучек

8

4

4

Определение цели и задач исследования. Умение ставить вопросы и отвечать на них.

2.1

Учимся определять направления темы.

1

1


Определение темы исследования.

2.2

Цель исследования.

1

1


Определение цели исследования.

2.3

Задачи исследования.

1

1


Постановка задач.


2.4

Гипотеза исследования

1

1


Способы постановки гипотезы исследования.

2.5

Организация и методика исследования.

1


1

План исследовательской работы.

2.6

Секреты знакомых предметов.


1


1

Практикум проведения опытов и экспериментов.

2.7

Наши увлечения и исследовательская работа.

1

1


Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.

2.8

Наши увлечения и исследовательская работа.

1


1

Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.

3

В мире информации

8

5

3

Определение цели исследования.

3.1

Виды информации

1

1


Постановка задач.


3.2

Текстовая информация

1

1


Вопросы диагностического характера.

3.3

Графическая информация

1

1


Вопросы диагностического характера.

3.4

Числовая информация

1

1


Вопросы диагностического характера.

3.5

Источники информации

1

1

1

План работы с источниками информации

3.6

Поиск и систематизация собранной информации

1

1

1

Памятка работы с различными источниками информации

3.7

Представление информации

1

1

1

Различные виды представления информации – записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений.

3.8

Представление информации

1

1

1

Различные виды представления информации – записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений.

4

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа

9

4

5


4.1

Подготовка к представлению результата. Защита результатов исследования.

1

1


План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы. Отчет о проведенной работе.

4.2

Подготовка к представлению результата. Защита результатов исследования.

1

1


План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы. Отчет о проведенной работе.

4.3

Подготовка к представлению результата. Защита результатов исследования.

1

1


План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы. Отчет о проведенной работе.

4.4

Подготовка к представлению результата. Защита результатов исследования.

1

1


План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы. Отчет о проведенной работе.

4.5

«Числа в загадках, пословицах поговорках».

( групп.проект).

1


1

Защита проектов исследовательской работы

4.6

«Единицы измерения в Древней Руси»

(инд. и групповые проекты)

1


1

Защита проектов исследовательской работы

4.7

«Логические задачи»

(инд. и групповые проекты)

1


1

Защита проектов исследовательской работы

4.8

«Игры с числами»

(групп.проект)

1


1

Защита проектов исследовательской работы

4.9

«Магические квадраты»

( инд. и групповые проекты)

1


1

Защита проектов исследовательской работы


Итого:

33

19

14



















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. «Мы познаём мир» (8 часов)


Умение видеть проблему. Вопросы на выявление причинно-следственных связей. Выдвижение гипотезы. Умение задавать вопросы. Умение давать определения понятиям. Умение классифицировать. Умение вести наблюдение. Эксперимент.


Практические работы:

  1. Составление рассказа от имени другого персонажа.

  2. Тренинговые упражнения.

  3. Составление загадок, кроссвордов, закономерных рядов.


Раздел 2. «Школа « почемучек»» (8 часов)


Учимся определять направления темы. Цель исследования. Задачи исследования. Гипотеза исследования. Организация и методика исследования. Секреты знакомых предметов.

Наши увлечения и исследовательская работа.


Практические работы:

  1. Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.

  2. Проведения опытов и экспериментов.

  3. Отчет о проведенном эксперименте.


    • Раздел 3. «В мире информации» (8 часов)

Виды информации. Текстовая информация. Графическая информация. Числовая информация

Источники информации. Поиск и систематизация собранной информации. Представление информации


Практические работы:

  1. Составление плана работы с источниками информации.

  2. Памятка работы с различными источниками информации

  3. Представление собранной информации – записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений.


Раздел 4. «Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа»(9ч)


Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint. Подготовка к представлению результата. Защита результатов исследования. Доклад, реферат, дискуссия, газета, презентация. Работа над проектом в соответствии с этапами. Проекты исследовательской работы. Учебно-исследовательская работа. Защита проекта по проектно -исследовательской работе.

Практические работы:

Индивидуальные проекты: «Единицы измерения в Древней Руси», «Логические задачи», «Игры с числами»

Групповые проекты: «Числа в загадках, пословицах поговорках», «Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты», «Логические задачи»



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



В результате работы по программе курса «Я - исследователь»учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).


Учащиеся должны уметь:

    • выделять объект исследования;

    • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

    • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

    • работать в группе;

    • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

    • вести наблюдения окружающего мира;

    • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

    • работать в группе.


В результате изучения курса «Я - исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

  • получат возможность осознать своё место в мире;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Получат возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.


Научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


АППАРАТ КОНТРОЛЯ

(ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ)

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  1. выставки творческих работ учащихся;

  2. мини – конференции по защите исследовательских проектов;

  3. доклад по учебно-исследовательской работе;

  4. защита проектов исследовательской работы.


Для оценки результатов проектной деятельности используются основные и дополнительные формы контроля. Основными формами контроля являются выполнение:

1. тестовых заданий;

2. составление памяток;

3. ответы на вопросы, способствующие развитию абстрактного мышления;

4. ответы на вопросы, направленные на выявление причинно-следственных связей;

5. составление презентаций по выбору учащихся.

Исходя из предлагаемых форм контроля, предлагается бальная система оценивания. Учащиеся набирают максимальное количество баллов по каждому мероприятию, и в зависимости от набранных баллов оценивается общий результат. В конце изученной темы проводится подведение итогов, и учащиеся награждаются поощрительными призами, дипломами, грамотами, удостоверениями.

50% усвоение темы – выдаётся свидетельство установленного образца;

75% усвоение темы – выдаётся «Диплом юного исследователя»;

85% -100% усвоение темы – выдаётся значок или медаль «Юный исследователь».

Такая система оценки знаний стимулирует активность, творческие способности детей.



ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Самостоятельность работы над проектом.
2. Актуальность и значимость темы.
3. Полнота раскрытия темы.
4. Оригинальность решения проблемы.
5. Артистизм и выразительность выступления.
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации.
7. Использование средств наглядности, технических средств.

8. Практическая направленность.

9.Познавательность.

10.Необходимость данных знаний в жизни.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Реализация данной программы даёт возможность широко использовать в работе словесные, наглядные, проблемно – поисковые методы обучения, метод практических заданий, экскурсии. Занятия разработаны так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя в познании, учебной деятельности и опыте совместной групповой и коллективной работы, опираясь на свои способности, склонности и субъективный опыт. Так как в младшем школьном возрасте происходит идентификация личности, наибольшее значение приобретает совместный, познавательный труд, и поэтому наиболее эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации и дифференциации обучения.

Занятия строятся с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в активных методах обучения: моделирование ситуаций, применение интерактивных технологий обучения, информационно-коммуникационных, заданиях поискового характера, групповом, самостоятельном обучении.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др.



ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебники:

  1. Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник – тетрадь для младших школьников. М: «Учебная литература», 2007

  2. Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: рабочая тетрадь. 4 класс (1-4): в 2 ч. / О.Холодова-М.: Росткнига,2007.



Учебные пособия:

  1. Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник – тетрадь для младших школьников. М: «Учебная литература», 2007

  2. Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: рабочая тетрадь. 4класс (1-4): в 2 ч. / О.Холодова-М.: Росткнига,2007.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, ДИДАКТИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ПРОГРАММЫ)

  1. Методические рекомендации.

  2. Презентации по проектам.

  3. Методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся.

  4. Рекомендации по написанию научно- исследовательских работ.

  5. Стенд « Наши исследовательские работы в картинках».

  6. Комплект презентаций.

  7. Компьютер, цветной телевизор, монитор, сканер, видеоплеер (учебное оборудование для учителя).


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Мокиенко В.М. Вглубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

  4. Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

  6. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

  8. Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

  9. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

  10. Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

  11. Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.

  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  13. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.

  14. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности» [email protected]

  15. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников pedsovet.org8.











Литература для учителя по методике преподавания

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

  2. Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

  3. Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

  4. Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Основная:

  1. Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник – тетрадь для младших школьников. М: «Учебная литература», 2007

  2. Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: рабочая тетрадь. 4 класс (1-4): в 2 ч. / О.Холодова-М.: Росткнига,2007.

Дополнительная:

  1. Поддьянов А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3. – С. 29-32.

  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.- 272с.

  3. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.






















СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка………………………………………..………………...4-6


  1. Учебный план………………………………………………….…………………..7


  1. Учебно-тематический план……………………………………..…………….. 8-10


  1. Содержание программы.……………………………………………………..….11


  1. Планируемые результаты..…………………………………………………....12-14


  1. Аппарат контроля (формы контроля и система оценивания)..………...………14


  1. Методическое обеспечение учебного процесса…………..……………..…..…..15


  1. Организация учебного процесса………………………..……………….………..16


  1. Условия реализации программы…………………..…………………..…….…..16


  1. Используемая литература…………………………..………………………..…...17


  1. Литература для учителя………………………….………..………………....…...17


  1. Литература для учащихся………………………………......................................17







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Автор: Хабибуллина Ризида Шамстиндиновна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Юный исследователь" "
    ["seo_title"] => string(77) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-1-4-klassov-iunyi-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "224856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439219237"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь" "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "127090"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415271344"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь""
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_ia_issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "435691"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1509445849"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь""
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiiunyiissliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "277549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452933637"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства