Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Программа проектной деятельности младших школьников «Я - исследователь» предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению в условиях ФГОС НОО и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Цель программы: формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Программой предусмотрено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интересов младших школьников, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Рекомендуется учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня общеобразовательных школ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" »
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования и молодежной политики
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Тип учебного учреждения: Общеобразовательное учреждение
Вид учебного учреждения: Средняя общеобразовательная школа
Класс учащихся: 1 класс
Название программы: «Я - исследователь»
Название образовательной Математика
области:
Направление: Общеинтеллектуальное
Вид образовательной
программы: Программа внеурочной деятельности
Ступень образования: I (первая) ступень
Унъюган
2012 г.
Рекомендовано научно-методическим советом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 1» Октябрьского района, Ханты – Мансийского автономного округа – Югра, Тюменской области, Протокол №1 от 30 августа 2011 г.
Автор:
Хабибуллина Ризида Шамситдиновна, учитель начальных классов второй категории Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1», Октябрьского района, Ханты – Мансийского автономного округа – Югра, Тюменской области
Рецензент:
Хабибуллина Р.Ш. Программа проектной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению «Я - исследователь» – 2011г – 17 с.
Программа проектной деятельности младших школьников «Я - исследователь» предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению в условиях ФГОС НОО и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Цель программы: формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Программой предусмотрено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интересов младших школьников, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Рекомендуется учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня общеобразовательных школ.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования и молодежной политики
Муниципальное казёное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
Учитель: Пшеничникова Н.А.
Автор программы: Хабибуллина Р. Ш.
Унъюган
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа «Я – исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной проектной программы «Я - исследователь» является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системности организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами, классификацией предметов, явлений и событий, умозаключениями и выводами;
формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для проведения учебных исследований;
развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению;
воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости при выполнении исследовательских проектов.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах посёлка. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Используются методы: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Сроки реализации программы: 1 год (1 класс).
Программа «Я - исследователь»предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Программа содержит 4 раздела.
Все разделы взаимосвязаны между собой. Изложение материала в разделах раскрывает сущность явлений и закономерностей, определяет их причины и следствия, внутренние источники развития.
Основные разделы программы:
I. Мы познаём мир
II. Школа почемучек
III. В мире информации
IV. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Первый раздел: «Мы познаём мир» (8 ч.)
В этом разделе учащиеся познакомятся с многообразием окружающего мира, описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам, классифицировать явления, предметы;
Второй раздел: «Школа почемучек» (8ч.)
В этом разделе учащиеся будут учиться выбирать пути решения задачи исследования, анализировать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, ролевому распределению в команде. Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Третий раздел: «В мире информации» (8 ч.)
В данном разделе учащиеся будут учиться собирать и уточнять информацию, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, обсуждать альтернативу («мозговой штурм»), выбирать оптимальный вариант, уточнять план деятельности.Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.)
Четвёртый раздел: «Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа» (9 ч.)
В данном разделе учащиеся будут учиться готовить доклад, презентацию, делать обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, защищать проект. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я – исследователь » имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Ханты - Мансийский Автономный округ – Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования и молодежной политики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Цель программы:формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Категория слушателей: учащиеся 1 класса
Срок обучения: 34 часа
Режим занятий: 1 час в неделюв течение учебного года
№
Название разделов программы
Всего часов
В том числе
Теоретич. Практич.
Формы контроля
1.
Мы познаём мир
8
3
5
Тесты на умение делать умозаключения и выводы, классифицировать предметы, явления и события.
2.
Школа почемучек
8
4
4
Вопросы на выявление причинно-следственных связей.
3.
В мире информации
8
5
3
Отчет о проведенной работе.
4.
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа
9
4
5
Защита проекта по проектно -исследовательской работе.
Итого:
33
16
17
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования и молодежной политики
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано: Утверждено:
Заместитель директора по НР Директор школы
Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.
«____»___________ 2012г «_____» ______________ 2012 г
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Цель программы: формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Категория слушателей: учащиеся 1 класса
Срок обучения: 33 часа
Режим занятий: 1 час в неделюв течение учебного года
№
Название разделов и тем
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Теор. Практич.
1.
Мы познаём мир
8
3
5
Вопросы на выявление причинно-следственных связей.
1.1
Умение видеть проблему.
1
1
Тренинговые упражнения.
Вопросы на выявление причинно-следственных связей.
1.2
Выдвижение гипотезы.
1
1
Вопросы диагностического характера
1.3
Умение задавать вопросы.
1
1
Тренинговые упражнения. Вопросы диагностического характера.
1.4
Умение задавать вопросы.
1
1
Тренинговые упражнения. Вопросы диагностического характера.
1.5
Умение давать определения понятиям.
1
1
Разгадывание и составление загадок, кроссвордов.
1.6
Умение классифицировать.
1
1
Составление закономерных рядов.
1.7
Умение вести наблюдение.
1
1
Найти отличия на рисунках.
1.8
Эксперимент.
1
1
Тренинговые упражнения.
Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.
2
Школа почемучек
8
4
4
Определение цели и задач исследования. Умение ставить вопросы и отвечать на них.
2.1
Учимся определять направления темы.
1
1
Определение темы исследования.
2.2
Цель исследования.
1
1
Определение цели исследования.
2.3
Задачи исследования.
1
1
Постановка задач.
2.4
Гипотеза исследования
1
1
Способы постановки гипотезы исследования.
2.5
Организация и методика исследования.
1
1
План исследовательской работы.
2.6
Секреты знакомых предметов.
1
1
Практикум проведения опытов и экспериментов.
2.7
Наши увлечения и исследовательская работа.
1
1
Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
2.8
Наши увлечения и исследовательская работа.
1
1
Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
3
В мире информации
8
5
3
Определение цели исследования.
3.1
Виды информации
1
1
Постановка задач.
3.2
Текстовая информация
1
1
Вопросы диагностического характера.
3.3
Графическая информация
1
1
Вопросы диагностического характера.
3.4
Числовая информация
1
1
Вопросы диагностического характера.
3.5
Источники информации
1
1
1
План работы с источниками информации
3.6
Поиск и систематизация собранной информации
1
1
1
Памятка работы с различными источниками информации
3.7
Представление информации
1
1
1
Различные виды представления информации – записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений.
3.8
Представление информации
1
1
1
Различные виды представления информации – записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений.
4
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа
9
4
5
4.1
Подготовка к представлению результата. Защита результатов исследования.
1
1
План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы. Отчет о проведенной работе.
4.2
Подготовка к представлению результата. Защита результатов исследования.
1
1
План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы. Отчет о проведенной работе.
4.3
Подготовка к представлению результата. Защита результатов исследования.
1
1
План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы. Отчет о проведенной работе.
4.4
Подготовка к представлению результата. Защита результатов исследования.
1
1
План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы. Отчет о проведенной работе.
4.5
«Числа в загадках, пословицах поговорках».
( групп.проект).
1
1
Защита проектов исследовательской работы
4.6
«Единицы измерения в Древней Руси»
(инд. и групповые проекты)
1
1
Защита проектов исследовательской работы
4.7
«Логические задачи»
(инд. и групповые проекты)
1
1
Защита проектов исследовательской работы
4.8
«Игры с числами»
(групп.проект)
1
1
Защита проектов исследовательской работы
4.9
«Магические квадраты»
( инд. и групповые проекты)
1
1
Защита проектов исследовательской работы
Итого:
33
19
14
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. «Мы познаём мир» (8 часов)
Умение видеть проблему. Вопросы на выявление причинно-следственных связей. Выдвижение гипотезы. Умение задавать вопросы. Умение давать определения понятиям. Умение классифицировать. Умение вести наблюдение. Эксперимент.
Учимся определять направления темы. Цель исследования. Задачи исследования. Гипотеза исследования. Организация и методика исследования. Секреты знакомых предметов.
Наши увлечения и исследовательская работа.
Практические работы:
Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
Проведения опытов и экспериментов.
Отчет о проведенном эксперименте.
Раздел 3. «В мире информации» (8 часов)
Виды информации. Текстовая информация. Графическая информация. Числовая информация
Источники информации. Поиск и систематизация собранной информации. Представление информации
Практические работы:
Составление плана работы с источниками информации.
Памятка работы с различными источниками информации
Представление собранной информации – записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений.
Раздел 4. «Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа»(9ч)
Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint. Подготовка к представлению результата. Защита результатов исследования. Доклад, реферат, дискуссия, газета, презентация. Работа над проектом в соответствии с этапами. Проекты исследовательской работы. Учебно-исследовательская работа. Защита проекта по проектно -исследовательской работе.
Практические работы:
Индивидуальные проекты: «Единицы измерения в Древней Руси», «Логические задачи», «Игры с числами»
Групповые проекты: «Числа в загадках, пословицах поговорках», «Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты», «Логические задачи»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате работы по программе курса «Я - исследователь»учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
В результате изучения курса «Я - исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Получат возможность научиться:
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
АППАРАТ КОНТРОЛЯ
(ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ)
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
доклад по учебно-исследовательской работе;
защита проектов исследовательской работы.
Для оценки результатов проектной деятельности используются основные и дополнительные формы контроля. Основными формами контроля являются выполнение:
1. тестовых заданий;
2. составление памяток;
3. ответы на вопросы, способствующие развитию абстрактного мышления;
4. ответы на вопросы, направленные на выявление причинно-следственных связей;
5. составление презентаций по выбору учащихся.
Исходя из предлагаемых форм контроля, предлагается бальная система оценивания. Учащиеся набирают максимальное количество баллов по каждому мероприятию, и в зависимости от набранных баллов оценивается общий результат. В конце изученной темы проводится подведение итогов, и учащиеся награждаются поощрительными призами, дипломами, грамотами, удостоверениями.
50% усвоение темы – выдаётся свидетельство установленного образца;
75% усвоение темы – выдаётся «Диплом юного исследователя»;
85% -100% усвоение темы – выдаётся значок или медаль «Юный исследователь».
Такая система оценки знаний стимулирует активность, творческие способности детей.
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Самостоятельность работы над проектом. 2. Актуальность и значимость темы. 3. Полнота раскрытия темы. 4. Оригинальность решения проблемы. 5. Артистизм и выразительность выступления. 6. Как раскрыто содержание проекта в презентации. 7. Использование средств наглядности, технических средств.
8. Практическая направленность.
9.Познавательность.
10.Необходимость данных знаний в жизни.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Реализация данной программы даёт возможность широко использовать в работе словесные, наглядные, проблемно – поисковые методы обучения, метод практических заданий, экскурсии. Занятия разработаны так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя в познании, учебной деятельности и опыте совместной групповой и коллективной работы, опираясь на свои способности, склонности и субъективный опыт. Так как в младшем школьном возрасте происходит идентификация личности, наибольшее значение приобретает совместный, познавательный труд, и поэтому наиболее эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации и дифференциации обучения.
Занятия строятся с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в активных методах обучения: моделирование ситуаций, применение интерактивных технологий обучения, информационно-коммуникационных, заданиях поискового характера, групповом, самостоятельном обучении.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебники:
Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник – тетрадь для младших школьников. М: «Учебная литература», 2007
Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: рабочая тетрадь. 4 класс (1-4): в 2 ч. / О.Холодова-М.: Росткнига,2007.
Учебные пособия:
Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник – тетрадь для младших школьников. М: «Учебная литература», 2007
Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: рабочая тетрадь. 4класс (1-4): в 2 ч. / О.Холодова-М.: Росткнига,2007.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, ДИДАКТИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ПРОГРАММЫ)
Методические рекомендации.
Презентации по проектам.
Методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся.
Рекомендации по написанию научно- исследовательских работ.
Стенд « Наши исследовательские работы в картинках».
Комплект презентаций.
Компьютер, цветной телевизор, монитор, сканер, видеоплеер (учебное оборудование для учителя).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
Мокиенко В.М. Вглубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников pedsovet.org8.
Литература для учителя по методике преподавания
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Основная:
Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник – тетрадь для младших школьников. М: «Учебная литература», 2007
Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: рабочая тетрадь. 4 класс (1-4): в 2 ч. / О.Холодова-М.: Росткнига,2007.
Дополнительная:
Поддьянов А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3. – С. 29-32.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.- 272с.
Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.