|  № п/п |  Дата |  Тема урока |  Тип урока |  Характеристика деятельности учащихся |  Планируемые результаты | 
  |  план |  факт |  предметные |  метапредметные |  личностные | 
  |  1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 | 
  |  
 |  История Отечества (7 часов) | 
  |  1 |  
 |  
 |  Древние славяне. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знакомятся с учебником и учебными пособиями по курсу “Окружающий мир” для 4 класса.  
  Понимают  учебные задачи урока и стремятся их выполнить.  Рассказывают о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу    Анализируют рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение;  
 
  Работают в паре с толковым словарём,  с картой  
 
  
 
  Работают со  взрослыми: находят в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о киевских князьях  ИКТ  
 | Знать: названия городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века. Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | 
  |  2 |  
 |  
 |  Древняя Русь.  
  
  
 | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. | Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств. Уметь: работать с картой – «Путь “из варяг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать на основе текста былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче. | Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | 
  | 3 | 
 | 
 |  Крещение Руси. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  
  Понимают  учебные задачи урока и стремятся их выполнить.  Рассказывают о важности крещения Руси в истории нашей страны, о годах правления Владимира Мономаха, о Ледовом побоище  Объясняют важность крещения Руси в истории нашей страны; называют годы правления Владимира Мономаха;  
 
  Анализируют военные победы Александра Невского  
 
  Работают в паре с    с картой «Невская битва»;  Извлекают из учебника исторические даты и записывают в тетрадь  
 
  
 
  Работают со  взрослыми: находят в дополнительной литературе, Интернете сведения о правлении киевских князей  ИКТ 
 | Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым. | Познавательные УУД: оценка достоверности получаемой информации. Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.   | 
  | 4 | 
 | 
 |  Борьба Руси с западными завоевателями. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. | Знать военные победы Александра Невского. Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать ледовое побоище. | Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации. Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | 
  | 5 | 
 | 
 |  Возникновение Москвы. Первые московские князья. | Урок применения предметных ЗУН и УУД. |  Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком. Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты | Познавательные УУД: сбор, обработка и передача информации. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи Коммуникативные УУД: обращаться за помощью. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | 
  | 6 | 
 | 
 |  Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба.) | Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН, универсальных действий. | Иметь представления о мировых религиях. Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой. | Познавательные УУД: извлечение информации из разных источников.   Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | 
  | 7 | 
 | 
 |  Обобщение по теме «Древние славяне». | Контрольный урок. | Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.   Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | 
  |  Земля – планета Солнечной системы (4 часа) | 
  | 8 | 
 | 
 |  Солнечная система. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями. |  Знакомятся с учебными пособиями по курсу “Окружающий мир” для 4 класса, выбирают направления работы над проектом.  Понимают учебные задачи урока и стремиться их выполнить.  Рассказывают о мире, с точки зрения астронома.  Работают в паре: с картой «Природные зоны России»; объясняют условные обозначение на карте; называют природные зоны, изучают по схеме строение Солнечной системы ,перечисляют планеты в правильной последовательности,моделируют строение Солнечной системы.  Извлекают из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывают их в рабочую тетрадь.  Работают со взрослыми: находят в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовят сообщения.  Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке    ИКТ |  Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года. | Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план. Регулятивные УУД: ставить новую учебную задачу. | Мотивация учебной деятельности. | 
  | 9 | 
 | 
 |  Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. | Урок применения предметных ЗУН и УУД. |  Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле. | Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог. | Мотивация учебной деятельности. | 
  | 10 | 
 | 
 |  Природные зоны нашей страны. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями. |  Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны. | Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту, план) для наблюдений. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.   | Мотивация учебной деятельности. | 
  | 11 | 
 | 
 |  Обобщение  по теме «Земля – планета Солнечной системы». (Готовимся к олимпиаде.) | Урок применения предметных ЗУН. | Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем. | Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов, с целью решения конкретных задач. Регулятивные УУД: активно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника. | Мотивация учебной деятельности. | 
  |  Путешествие по природным зонам России (13 часов) | 
  | 12 | 
 | 
 |  Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба.) | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  
  
  Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.  Работают в паре: находят  и показывают  на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывают о них по карте.  Различают природные зоны.  Характеризуат каждую зону России,  рассказывают о них по личным впечатлениям.  Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовят сообщения.  Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта.  Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке    ИКТ  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 |  Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | 
  | 13 | 
 | 
 |  Животные ледяной зоны. Арктика и человек. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края. | Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий как этапы постановки опытов. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД: договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности. | Экологическая культура: ценное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | 
  | 14 | 
 | 
 |  Тундра. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры. | Познавательные УУД: сбор, поиск информации и обработка. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | 
  | 15 | 
 | 
 |  Тундра и человек. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.   |  Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.  Работают в паре: находят  и показывают  на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывают о них по карте.  Различают природные зоны,  составляют цепи питания, которые сложились в тундре;  
 
  Характеризуат каждую зону России, рассказывают, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивают природу Арктики и тундры; показывают на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.  Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовят сообщения.  Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта.  Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке    ИКТ  
 
 |  Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в тундре; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | 
  | 16 | 
 | 
 |  Зона лесов. Растения зоны лесов. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать о роли леса в природе и жизни людей.  Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | 
  | 17 | 
 | 
 |  Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.   |  
  Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.  Работают в паре: находят  и показывают  на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывают о них по карте.  Различают природные зоны основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса;  составляют цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывают о заповедниках,  
 
  Характеризуат каждую зону России,  Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовят сообщения.  Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта.  сравнивают зону степей и зону лесов; объясняют название промежуточной зоны «лесостепь»; называют редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составляют цепи питания между обитателями степей  Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.  
  
  
  находят  и показывают  на карте «Природные зоны России» зону степей и пустыни. рассказывают о них по карте.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.  Работают в паре: находят  и показывают  на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывают о них по карте.  Различают природные зоны.  Характеризуат каждую зону России,  рассказывают о них по личным впечатлениям.  рассказывают о деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.  
 
  Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах готовят сообщения.  Называют особенности неживой природы Черноморского побережья; растения Черноморского побережья; делят животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составляют цепи питания между обитателями субтропической зоны.  Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта.  Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.  ИКТ  
  
  
  
 
 |  Знать о роли леса в природе и жизни людей.  Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.   Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | 
  | 18 | 
 | 
 |  Зона степей. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | 
  | 19 | 
 | 
 |  Степь и человек. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.   |  Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.   Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | 
  | 20 | 
 | 
 |  Зона пустынь. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | 
  | 21 | 
 | 
 |  Жизнь человека в пустыне. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.   |  Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь. | Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ. Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | 
  | 22 | 
 | 
 | Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. (Третье заседание клуба.) | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями. |  Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.  Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье. | Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | 
  | 23 | 
 | 
 |  Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье. |  Урок применения предметных ЗУН. |  Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.   Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | 
  | 24 | 
 | 
 |  Обобщение  по теме «Путешествие по природным зонам России». (Готовимся к олимпиаде.) | Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН. | Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь. | Познавательные УУД: передача информации устным, письменным способами, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | 
  |  Родной край – часть великой России (11 часов) | 
  | 25 | 
 | 
 |  Твой родной край. |  Урок применения предметных ЗУН. |  Понимают  учебные задачи урока и стремиться их выполнить.  Работают в паре: находят  и показывают на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.  Различают растения и полезные ископаемые.  Определяют, в каких часовых поясах находятся данные города; работают с картой «Часовые пояса России».  
 
  Характеризуют животных и растения своего края, рассказывают о них по личным впечатлениям, сравнивют на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составляют список водоемов родного края; показывают на карте части реки.  Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения о родном крае(Самарской обл., Самарской Луке) готовят сообщения.  Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта: “Край родной”.  Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке  ИКТ  
 |  Знать название родного края. Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края. | Познавательные УУД: ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера. Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 26 | 
 | 
 |  Московское время. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.   |  Иметь представление о часовых поясах. Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России». | Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 27 | 
 | 
 |  Карта твоего края. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями. | Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта). Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 28 | 
 | 
 |  Поверхность и водоемы твоего края. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями. |  Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток). Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки. | Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта). Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 29 | 
 | 
 |  А что можешь сделать ты? | Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН. |  Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему. Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края. | Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог. Познавательные УУД: построение рассуждения, обобщения. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 30 | 
 | 
 |  Полезные ископаемые твоего края. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями. |  Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые». Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 31 | 
 | 
 |  Растения твоего края. | Урок применения предметных ЗУН и УУД. | знакомятся по рисунку учебника с растениями и животными из Международной Красной книги, называют домашних животных родного края; отрасли животноводства родного края.   |  Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе. | Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 32 | 
 | 
 |  Отрасли животноводства твоего края и домашние животные. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. |  Знать отрасли животноводства. Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края. | Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи, составлять план и последовательность действий. 
 | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 33 | 
 | 
 |  Народные промыслы твоего края. | Урок применения предметных ЗУН. | Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Коммуникативные УУД: вести устный, письменный диалог. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 34 | 
 | 
 |  Заповедные места твоего края. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. |  Посещают краеведческий музей и готовят рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего города;  знакомятся по рисунку учебника с животными и растениями из Международной Красной книги.  составляют цепи питания между обитателями родного края; описывают водоем родного края по плану; ИКТ |  Знать понятие «заповедник». Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 35 | 
 | 
 |  Обобщение по теме «Родной край – часть великой России».  (Готовимся к олимпиаде.)
 | Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН. |  Знать историю, достопримечательности родного края. Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  |  Человеческий организм (11 часов) | 
  | 36 | 
 | 
 |  Как устроен организм человека. (Письмо руководителей клуба школьникам.) | Урок применения предметных ЗУН и УУД. |  
  
  Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.  Работают в паре: находят  и показывают  на таблицах изучаемые части тела, рассказывать о них.  Различают органы, кости, мышцы.  Характеризуют системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.  рассказывают о их значении.  Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых органах, системах, готовят сообщения о строении человеческого организма.  Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта: “Будь здоров”.  Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.  Работают в паре: находят  и показывают  на таблицах изучаемые части тела, рассказывать о них.  Различают органы, понятия: «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».  
 
  Характеризуют системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.  Рассказывают о работе голосовых связок; выполняют режим дня; отказываются от вредных привычек.    Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых органах, системах, готовят сообщения о строении человеческого организма.  Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта: “Будь здоров”.  Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.  ИКТ  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 |  Знать понятия «орган», «система органов».  Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем. Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 37 | 
 | 
 |  Путешествие в мир клеток. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать понятие «ткань». Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 38 | 
 | 
 |  Самый большой орган чувств. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 39 | 
 | 
 |  Как человек двигается. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать термины: «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».  Иметь представление: о значении мышцы-сгибателя и мышцы-разгибателя; о строении костей; что кости «делают» кровь. Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 40 | 
 | 
 |  Пищеварительная система. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций). | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 41 | 
 | 
 |  Система кровообращения. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 42 | 
 | 
 |  Познакомимся с дыхательной системой. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия: «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры». Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 43 | 
 | 
 |  Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать, что курение вредно для каждой части организма человека.  Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 44 | 
 | 
 |  Как почки удаляют из организма вредные вещества. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать строение мочевой системы.  Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена). | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 45 | 
 | 
 |  Нервная система человека. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.  Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы). | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 46 | 
 | 
 |  Обобщение по теме «Человеческий организм».  Готовимся к школьной олимпиаде.
 | Урок применения предметных ЗУН и УУД. | Уметь: называть части системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  |  Изучаем органы чувств (8 часов) | 
  | 47 | 
 | 
 |  «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах. (Четвертое заседание клуба.) | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.   |  Понимают учебные задачи урока и стремиться их выполнить.  Рассказывают об органах чувств и их значении .  Рассказывают о значении глаза, органа слуха; проводят простейшие опыты и наблюдения.  Различают органы чувств.  Работают в паре: знакомятся по учебнику с правилами ухода за глазами, ушами, носом, кожей; определяют их по фотографиям;.  Читают в учебнике задания и выполняют их.  ИКТ |  Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния.  Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа. Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 48 | 
 | 
 |  Высуни язык и скажи: «А». | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.   |  Иметь представление о строении языка. Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 49 | 
 | 
 |  «Взгляд» на глаз. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать правила ухода за глазами.  Иметь представление о строении глаза. Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 50 | 
 | 
 |  Ухо не только орган слуха. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать правила ухода за органом слуха.  Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 51 | 
 | 
 |  Ухо – орган равновесия. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. |  Знать правила ухода за органом слуха. Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 52 | 
 | 
 |  Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. | Урок применения предметных ЗУН и УУД. |  Понимают учебные задачи урока и стремиться их выполнить.  Рассказывают об органах чувств и их значении .  Различают органы чувств, называют части глаза, строение органов чувств.  Работают в паре: знакомятся  с советами врача по уходу за глазами, ушами, носом, кожей;    Читают в учебнике задания и выполняют их.  
 ИКТ |  Знать правила ухода за органом осязания.  Иметь представление о строении кожи. Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 53 | 
 | 
 |  Советы врача. | Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН, универсальных действий. |  Знать, как помочь человеку до приезда врача. Уметь выполнять советы врача. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.   Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  | 54 | 
 | 
 |  Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде. |  Контрольный урок. | Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств. | Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | 
  |  Путешествие по странам мира (6 часов) | 
  | 55 | 
 | 
 |  Границы России. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.  Работают в паре: находят  и показывают на физической карте границы России, рассказывают о ней по карте.  Различают государства, с которыми граничит Россия.  рассказывают о соседних с Россией государствах; называют основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств.  Характеризуют достопримечатель-ности России, рассказывают о них по личным впечатлениям.  Называют основные достопримечательности, исторические памятники США и Великобритании; называют столицы и главные города этих стран.  Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об исторических памятниках России и соседних государствах,    Работают со взрослыми:  Готовят материалы для проекта: “Любимая страна”.  Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.  ИКТ |  Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций. | 
  | 56 | 
 | 
 |  Границы России. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. |  Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций. | 
  | 57 | 
 | 
 |  Соединенные штаты Америки (США). | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. 
 | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций. | 
  | 58 | 
 | 
 |  Великобритания. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. 
 | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций. | 
  | 59 | 
 | 
 |  Франция. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.  Работают в паре: находят  и показывают на физической карте границы изучаемых стран, рассказывают о них по карте.  Различают государства, называют основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называют столицу и главные города Франции    
 
  Характеризуют достопримечательности стран, рассказывают о них по личным впечатлениям.  Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об исторических памятниках России и соседних государствах,    Работают со взрослыми:  Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. ИКТ | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций. | 
  | 60 | 
 | 
 |  Обобщение по теме «Путешествие по странам мира».  (Готовимся к олимпиаде.) | Урок обобщения предметных ЗУН. |  Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами. Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке. | Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций. | 
  |  Москва как летопись истории России (5 часов) | 
  | 61 | 
 | 
 |  День народного единства. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. |  Понимают  учебные задачи урока и стремиться их выполнить.  Рассказывают о государственных праздниках России, об истории создания памятников Москвы.  Работают в паре: изучают по учебнику и доп. лит-ре о победах над иноземными захватчиками.  
 
  Извлекают из текста учебника цифровые данные о знаменательных датах в истории России,  
 
  Выписывают их в рабочую тетрадь.  
 
  Работают со  взрослыми: находят в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о достижениях России в освоении космоса.  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Готовят сообщения о Великой отечественной войне и войне 1812 года.  ИКТ 
 |  Знать: государственные праздники России; историю создания на Красной площади памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России». Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. 
 | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 62 | 
 | 
 | Москва: память о войне 1812 года. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. |  Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».  Иметь представление о значении войны 1812 года. Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 63 | 
 | 
 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. |  Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 64 | 
 | 
 | Памятники Москвы покорителям космоса. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. |  Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 65 | 
 | 
 |  Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». (Готовимся к школьной олимпиаде.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Урок обобщения предметных ЗУН. |  Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.   Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | Мы – граждане России (3 часа) | 
  | 66 | 
 | 
 | Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация. | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. |  Понимают учебные задачи урока и стремиться их выполнить.  Рассказывают о названиях нашего государства, исторической столице России, государственных символах, что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика».  Работают в паре: изучают Государственный Гимн  России.  Извлекают из текста учебника исторические даты, выписывать их в рабочую тетрадь.  Работают со взрослыми: находят  в дополнительной литературе, Интернете права и обязанности граждан  Готовят сообщения. ИКТ |  Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.   Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. 
 | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 67 | 
 | 
 | Основной закон страны – Конституция России. Президент России. | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |  Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика». Уметь: подписывать адрес на конверте; называть основной закон страны – Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать и отвечать на вопросы. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | 
  | 68 | 
 | 
 |  Обобщение по теме: «Мы – граждане России» или   экскурсия в краеведческий музей. | Урок обобщения предметных ЗУН. |  Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.  Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.  Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края. Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка). | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.   Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. |