kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по русскому языку, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета Русский язык составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.Назначение учебного предмета Русский язык в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

   Цель определяется как развитие личности учащегося средствами учебного предмета Русский язык, а именно: формирование представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку, 3 класс »

Управление образования администрации Мариинского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусловская средняя общеобразовательная школа»







Рассмотрено

на заседании МО

протокол №___

«___»_________2014г

___________________

Согласовано

на педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ» протокол № _______

« ___» ___________ 2014г

Утверждена

приказом

МБОУ «Сусловская СОШ»

№ ____

«_____» ___________ 2014г










Рабочая программа

по русскому языку

3 класс









Составитель:

Исакова Людмила Владимировна учитель начальных классов












Суслово

2014

I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета Русский язык составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357 (п.19.5);

- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;

- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного 17.08.2012г.

- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130;

- положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.2013г. № 160.

  • И на основе программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011.. В 2-х частях.– М.:, 2011 – 416с., авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык».

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.

Назначение учебного предмета Русский язык в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности учащегося средствами учебного предмета Русский язык, а именно:

– формирование представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение», «Текст» и «Слово».

Раздел «Предложение»

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: учащиеся знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Учащиеся учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Учащиеся знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Раздел «Текст»

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Учащиеся учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Учащиеся учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

Раздел «Слово»

В 3-м классе Учащиеся знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, учащиеся знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130 (раздел 3, п.3.1. Учебный план начального общего образования) учебный предмет Русский язык изучается с 1-4 класс, в 3 классе 5 часов в неделю (34 учебных недели в год). Общий объём учебного времени в 3 классе составляет 170 часов в учебный год.


IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.



V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения учебного предмета Русский язык в 3 классе являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения учебного предмета Русский язык является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения учебного предмета Русский язык в третьем классе является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь

для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в

окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки

и корня, с ь;

– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи;


ТАБЛИЦА ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

Интеллектуально-речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

3-й класс

• правильно списывать

слова, предложения, текст; проводить самопроверку;

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пун-ктограммами;

• читать и произносить предложения, различ­ные по цели высказы­вания и интонации;

• составлять предло­жения с однородными членами; сложные предложения (в рам­ках изученного);

• читать тексты пра­вил и определений изучающим чтением (определять количе­ство частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

• писать подробное изложение доступного текста;

• определять тему тек­ста;

• читать и составлять схемы слов, орфо­грамм, предложений

• выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;

• находить в слове оконча­ние и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);

• выделять два корня в сложных словах;

• конструировать слож­ные слова;

• подбирать однокоренные слова, в том числе с чере­дующимися согласными в корне;

• различать однокорен­ные слова и формы слова;

• распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

• выполнять морфологи­ческий разбор изученных частей речи;

• образовывать имена суще­ствительные, имена прила­гательные с помощью суф­фиксов; глаголы - с помо­щью приставок;

• подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;

• определять вид предло­жения по цели высказы­вания и интонации;

• выделять в предложе­нии подлежащее и сказу­емое, отличать главные члены от второстепен­ных;

• выделять из предложе­ния словосочетания;

• видеть в предложении однородные члены;

• различать простое и сложное предложение;

• выполнять синтаксиче­ский разбор доступных простых и сложных пред­ложений

• находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;

• писать слова с безудар­ными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударе­нием (изученные случаи);

• обозначать на письме проверяемые и непроизно­симые согласные звуки;

• писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);

• писать слова с ъ и ь раз­делительными, с ь для обо­значения мягкости соглас­ных;

• писать сложные слова с соединительной буквой о и е;

• писать раздельно части­цу не с глаголом;

• писать ъ после ч в неопре­делённой форме глагола;

• писать буквы безудар­ных гласных в окончани­ях имён прилагательных;

• самостоятельно подби­рать слова с изученными орфограммами;

• графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

• правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;

• пунктуационно оформ­лять предложения с одно­родными членами (без сою­зов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;

• ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака


Система оценки достижения планируемых результатов усвоения учебной программы:

Контроль уровня достижений учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

В курсе русского языка предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Для тематического контроля предлагаются проверочные работы на усвоение программного материала по каждой крупной теме.

Итоговая контрольная работа проверяет базовые умения по всем темам курса. Формы итогового контроля – контрольное списывание, контрольные диктанты, контрольное изложение, итоговая контрольная работа.

Способы контроля: устный опрос, контрольный диктант, комбинированный опрос, проверка самостоятельной работы, тестовый опрос, проверка домашнего задания.


VI. Содержание учебного предмета Русский язык

3-й класс

Вводный урок. 1 ч

Повторение. 10 ч

Слово. 55 ч

Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи.

Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову.

Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи.

Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. 3ч

Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова). 4ч

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Удвоенные буквы согласных в корне слова. 5ч

Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Буквы непроизносимых согласных в корне слова. 9ч

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный

Безударные гласные в корне слова. 7ч

Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

Сложные слова и их правописание. 6ч

Приставка. 1ч

Безударные гласные в приставках. 3ч

Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках.

Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. 2ч

Развитие умения писать слова с удвоенными буквами согласных на стыке приставки и корня.

Разделительные Ъ и Ь. 5ч

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.

Окончание и основа слова. 4ч

Знакомство со сложными словами. Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

Суффикс. 2ч

Видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами –к-, -онь-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов.

Разбор слова по составу. 4ч

Развитие умения разбирать слова по составу.

Части речи. 61ч

Части речи в русском языке. 1ч

Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Имя существительное как часть речи. 2ч

Понятие об имени существительном.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 3ч.

Развитие умения различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Род имен существительных. 3ч

Развитие умения различать род имён существительных

Число имен существительных. 4ч

Развитие умения различать число имён существительных

Словообразование имен существительных. 8ч

Образование имён существительных с помощью суффиксов –онк-, -онь--, -еньк-, -ок-, -е-, -ик-,--очк-, -еч-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Местоимение как часть речи. 6ч

Понятие о местоимении.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Имя прилагательное как часть речи. 4ч

Понятие об имени прилагательном.

Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными.

Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. 4ч

Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных –н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Разбор имен прилагательных по составу. 4ч

Глагол как часть речи. 4ч

Понятие о глаголе.

Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам.

Правописание частицы НЕ с глаголами. 2ч

Неопределённая форма глагола. 7ч

Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Наречие как часть речи. 2ч

Понятие о наречии.

Резервные уроки по разделу слово. 7ч

Используются учителем для отработки западающих тем.

Предложение и текст. 25ч

Виды предложений по цели высказывания и интонации. 3ч

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Главные и второстепенные члены предложения. 6ч

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Предложения с однородными членами. 7ч

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи.

Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Простые и сложные предложения. 9ч

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Повторение. 8 ч

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

Резервные уроки. 10 ч

Используются учителем для отработки западающих тем и развития речи.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности.

Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.


VII. Тематическое планирование



Количество часов

Основные виды учебной деятельности

учащихся

№ п\п

Наименование разделов, тем.





Всего

Теоретические

Практические

Контрольные

I

Вводный урок.

1


1


II

Повторение

10


9

1

Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Составлятьустный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников.

Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы

Ъ и ь).

Находить в словах изученные орфограммы, составлять

и писать самодиктанты.

Группировать слова с изученными орфограммами.

Графически обозначать выбор написания, писать

графические диктанты.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

III

Слово. 55 ч

55


52

3

Находить корень в группе однокоренных слов,

аргументировать правильность выбора.

Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.

Составлять связный текст из деформированных

предложений

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами,

Устанавливать несоответствие произношения и написания.

Участвовать в «открытии» и формулировании

орфографических правил, работать в группе (паре),

представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и

Исправлять орфографические ошибки.

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова.

Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Писать свободный диктант после предварительной подготовки






Находить в предложении (тексте) сложные слова

путём выделения двух корней и соединительной буквы

о (е).

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней.

Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер)



Находить в словах корень, суффиксы, приставки,

различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по– это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по– это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).

Различать приставки по- и па-,

про- и пра-.

Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.

Анализировать состав слова, осознанно выбирать

разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.

Выделять в слове окончание и основу, действо

вать по алгоритму.

Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового знания о составе слова,

Работать в группе, участвовать в учебном диалоге,

Сотрудничать с одноклассниками.



Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.


3



Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова).


4



Удвоенные буквы согласных в корне слова.


5



Буквы непроизносимых согласных в корне слова.


8

1


Безударные гласные в корне слова.


6

1


Сложные слова и их правописание.





6











Приставка.


1



Безударные гласные в приставках.


3



Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.


2



Разделительные Ъ и Ь.


4

1


Окончание и основа слова.


4



Суффикс.


2



Разбор слова по составу.


4


IV

Части речи.

61ч


58

3

Выделять в предложении самостоятельные и

служебные части речи.

Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи.

Определять грамматические признаки имён

существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Наблюдать за использованием имён существительных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употребле-нием имён существительных.

Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с

помощью имён существительных. (П)

Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор).


Образовывать с помощью суффиксов и употреблять

в речи имена существительные (с уменьшительно-

ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.

Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой

Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах сущест-вительных», «Опираясь на знания об именах

существительных, я умею...»).

Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами.


Части речи в русском языке.


1



Имя существительное как часть речи.


2



Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

3ч.


3



Род имен существительных.


3



Число имен существительных.


4



Словообразование имен существительных.


8



Местоимение как часть речи.


6


Отличать местоимения от слов других частей речи.

Заменять в тексте местоимения именами существитель-ными и наоборот (элементы редактирования).

Писать предлоги с местоимениями раздельно.

Осознавать роль личных местоимений в речи.

Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»).


Имя прилагательное как часть речи.


4


Группировать слова по частям речи.

Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. (П)

Различать текст-повествование и текст-описание. (П)

Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ.,

Ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).

Продуцировать текст-описание по опорным словам.

Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П)

Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса.

Разбирать по составу имена прилагательные.



Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.


4



Разбор имен прилагательных по составу.


3

1


Глагол как часть речи.


4


Наблюдать за ролью глаголов в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П)

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов.

Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола

Определять изученные грамматические признаки глагола.

Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм.

Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.



Правописание частицы НЕ с глаголами.


2



Неопределённая форма глагола.


5

2


Наречие как часть речи.


2



Резервные уроки по разделу слово.


7


V

Предложение и текст.

25ч


23

2

Различать виды предложений по цели высказывания.

Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные.

Накапливать опыт постановки логического ударения.

Различать слово, словосочетание и предложение.

Находить в предложении грамматическую основу,

Обозначать её графически.

Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

Разделять непунктированный текст на предложения.

Совместо обсуждать порядок действий при синтаксичес-ком разборе простого предложения.

Использовать этот порядок при разборе.

Оценивать правильность работы.

Распространять и сокращать предложение до основы,

Сравнивать смысл.

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.

Объяснять постановку знаков препинания.

Конструировать предложения с однородными членами.

Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений.

Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами.

Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П)

Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). (П)

Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. (П)


Виды предложений по цели высказывания и интонации.


3



Главные и второстепенные члены предложения.


6



Предложения с однородными членами.


6

1


Простые и сложные предложения.


8

1

VI

Повторение.

8 ч


5

3

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

VII

Резервные уроки.

10 ч


10




На основании данного тематического планирования составляется календарно-тематическое планирование, которое является обязательным приложением к данной рабочей программе (см. Приложение)



VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности, осуществляемой по учебному предмету Русский язык

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 3-го класса;

  • Комплект наглядных пособий. 3-й класс.Русский язык. В 2-х частях. Составители Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. – М.:Баласс, 2009.

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

    • DVD-плеер, телевизор;

    • компьютеры;

    • видеопроектор.

Рабочая программа учебного предмета Русский язык ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Бунеев, Р.Н., Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. – Изд.3-е, перераб. [Текст]/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.– М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).

  2. Исаева, Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). [Текст]/Н.А.Исаева. – М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).

  3. Яковлева, М.А. Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. К учебнику «Русский язык», 3 кл., / Под ред. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. [Текст] /М.А.Яковлева. – М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).

  4. Бунеева, Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1. – Изд.3-е, испр. [Текст]/Е.В.Бунеева. – М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).

  5. Бунеева, Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 2. – Изд.3-е, испр. [Текст]/Е.В.Бунеева. – М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).

Список литературы для учителя

  1. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование [Текст]/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. – 192 с.

  2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы [Текст]/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.- Изд.2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 416 с.

  3. Бунеева,,Е.В. Русский язык 3класс. Методические рекомендации для учителя [Текст]/Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева.- М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).

Список литературы для учащихся

  1. Бунеев, Р.Н.,

Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. –Изд.3-е, перераб. [Текст]/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.– М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).

  1. Исаева, Н.А.

Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). [Текст]/Н.А.Исаева. –М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).

  1. Яковлева, М.А.

Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. К учебнику «Русский язык», 3 кл., / Под ред. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. [Текст] /М.А.Яковлева. – М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).

  1. Комиссарова, Л.Ю.

Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. пособие для учащихся. [Текст]/Л.Ю.Комиссарова.//Под науч.ред. Е.В.Бунеевой. – Изд.2-е, испр. – М.:Баласс; Школьный дом, 2013.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по русскому языку, 3 класс

Автор: Исакова Людмила Владимировна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа  "Русский язык 7 класс" "
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "231172"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442409813"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа  "Русский язык 5 класс" "
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444739262"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа ."Русский язык 9 класс""
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaiaproghrammarusskiiiazyk9klass"
    ["file_id"] => string(6) "336706"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1467295904"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа ."Русский язык 9 класс""
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaiaproghrammarusskiiiazyk9klass1"
    ["file_id"] => string(6) "336707"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1467295915"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства