Рабочая программа учебного предмета Русский язык составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.Назначение учебного предмета Русский язык в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности учащегося средствами учебного предмета Русский язык, а именно: формирование представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку, 3 класс »
Управление образования администрации Мариинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №___
«___»_________2014г
___________________
Согласовано
на педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ» протокол № _______
« ___» ___________ 2014г
Утверждена
приказом
МБОУ «Сусловская СОШ»
№ ____
«_____» ___________ 2014г
Рабочая программа
по русскому языку
3 класс
Составитель:
Исакова Людмила Владимировна учитель начальных классов
Суслово
2014
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Русский язык составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357 (п.19.5);
- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного 17.08.2012г.
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130;
- положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.2013г. № 160.
И на основе программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011.. В 2-х частях.– М.:, 2011 – 416с., авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык».
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Назначение учебного предмета Русский язык в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности учащегося средствами учебного предмета Русский язык, а именно:
– формирование представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменнойречью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение», «Текст» и «Слово».
Раздел «Предложение»
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: учащиеся знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Учащиеся учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Учащиеся знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Текст»
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Учащиеся учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Учащиеся учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
Раздел «Слово»
В 3-м классе Учащиеся знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, учащиеся знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130 (раздел 3, п.3.1. Учебный план начального общего образования) учебный предмет Русский язык изучается с 1-4 класс, в 3 классе 5 часов в неделю (34 учебных недели в год). Общий объём учебного времени в 3 классе составляет 170 часов в учебный год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения учебного предмета Русский язык в 3 классе являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета Русский язык является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения учебного предмета Русский язык в третьем классе является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь
для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в
окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки
и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи;
ТАБЛИЦА ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»
Интеллектуально-речевые умения
Учебно-языковые умения
Правописные умения
3-й класс
• правильно списывать
слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пун-ктограммами;
• читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
• составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
• читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
• писать подробное изложение доступного текста;
• определять тему текста;
• читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
• выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
• находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
• выделять два корня в сложных словах;
• конструировать сложные слова;
• подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
• различать однокоренные слова и формы слова;
• распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
• выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
• образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы - с помощью приставок;
• подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;
• определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
• выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
• выделять из предложения словосочетания;
• видеть в предложении однородные члены;
• различать простое и сложное предложение;
• выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений
• находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
• писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);
• обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
• писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
• писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
• писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
• писать раздельно частицу не с глаголом;
• писать ъ после ч в неопределённой форме глагола;
• писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
• самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
• графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
• правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
• пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
• ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака
Система оценки достижения планируемых результатов усвоения учебной программы:
Контроль уровня достижений учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
В курсе русского языка предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Для тематического контроля предлагаются проверочные работы на усвоение программного материала по каждой крупной теме.
Итоговая контрольная работа проверяет базовые умения по всем темам курса. Формы итогового контроля – контрольное списывание, контрольные диктанты, контрольное изложение, итоговая контрольная работа.
Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи.
Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову.
Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи.
Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. 3ч
Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова). 4ч
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Удвоенные буквы согласных в корне слова. 5ч
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Буквы непроизносимых согласных в корне слова. 9ч
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный
Безударные гласные в корне слова. 7ч
Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
Сложные слова и их правописание. 6ч
Приставка. 1ч
Безударные гласные в приставках. 3ч
Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках.
Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. 2ч
Развитие умения писать слова с удвоенными буквами согласных на стыке приставки и корня.
Разделительные Ъ и Ь. 5ч
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Окончание и основа слова. 4ч
Знакомство со сложными словами. Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
Суффикс. 2ч
Видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами –к-, -онь-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов.
Разбор слова по составу. 4ч
Развитие умения разбирать слова по составу.
Части речи. 61ч
Части речи в русском языке. 1ч
Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Имя существительное как часть речи. 2ч
Понятие об имени существительном.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 3ч.
Развитие умения различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Род имен существительных. 3ч
Развитие умения различать род имён существительных
Число имен существительных. 4ч
Развитие умения различать число имён существительных
Словообразование имен существительных. 8ч
Образование имён существительных с помощью суффиксов –онк-, -онь--, -еньк-, -ок-, -е-, -ик-,--очк-, -еч-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Местоимение как часть речи. 6ч
Понятие о местоимении.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Имя прилагательное как часть речи. 4ч
Понятие об имени прилагательном.
Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными.
Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. 4ч
Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам.
Правописание частицы НЕ с глаголами. 2ч
Неопределённая форма глагола. 7ч
Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Наречие как часть речи. 2ч
Понятие о наречии.
Резервные уроки по разделу слово. 7ч
Используются учителем для отработки западающих тем.
Предложение и текст. 25ч
Виды предложений по цели высказывания и интонации. 3ч
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Главные и второстепенные члены предложения. 6ч
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Предложения с однородными членами. 7ч
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи.
Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Простые и сложные предложения. 9ч
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Повторение. 8 ч
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резервные уроки. 10 ч
Используются учителем для отработки западающих тем и развития речи.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности.
Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
VII. Тематическое планирование
Количество часов
Основные виды учебной деятельности
учащихся
№ п\п
Наименование разделов, тем.
Всего
Теоретические
Практические
Контрольные
I
Вводный урок.
1
1
II
Повторение
10
9
1
Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.
Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.
Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.
Составлятьустный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников.
Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы
Ъ и ь).
Находить в словах изученные орфограммы, составлять
и писать самодиктанты.
Группировать слова с изученными орфограммами.
Графически обозначать выбор написания, писать
графические диктанты.
Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.
III
Слово. 55 ч
55
52
3
Находить корень в группе однокоренных слов,
аргументировать правильность выбора.
Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.
Составлять связный текст из деформированных
предложений
Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами,
Устанавливать несоответствие произношения и написания.
Участвовать в «открытии» и формулировании
орфографических правил, работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.
Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и
Исправлять орфографические ошибки.
Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова.
Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова.
Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.
Писать свободный диктант после предварительной подготовки
Находить в предложении (тексте) сложные слова
путём выделения двух корней и соединительной буквы
о (е).
Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней.
Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер)
Находить в словах корень, суффиксы, приставки,
различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по– это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по– это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).
Различать приставки по- и па-,
про- и пра-.
Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.
Анализировать состав слова, осознанно выбирать
разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.
Выделять в слове окончание и основу, действо
вать по алгоритму.
Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.
Участвовать в открытии нового знания о составе слова,
Работать в группе, участвовать в учебном диалоге,
Сотрудничать с одноклассниками.
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.
3ч
3
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова).
4ч
4
Удвоенные буквы согласных в корне слова.
5ч
5
Буквы непроизносимых согласных в корне слова.
9ч
8
1
Безударные гласные в корне слова.
7ч
6
1
Сложные слова и их правописание.
6ч
6
Приставка.
1ч
1
Безударные гласные в приставках.
3ч
3
Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.
2ч
2
Разделительные Ъ и Ь.
5ч
4
1
Окончание и основа слова.
4ч
4
Суффикс.
2ч
2
Разбор слова по составу.
4ч
4
IV
Части речи.
61ч
58
3
Выделять в предложении самостоятельные и
служебные части речи.
Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника.
Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи.
Определять грамматические признаки имён
существительных.
Определять начальную форму имени существительного.
Наблюдать за использованием имён существительных в речи.
Анализировать текст с преимущественным употребле-нием имён существительных.
Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с
помощью имён существительных. (П)
Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор).
Образовывать с помощью суффиксов и употреблять
в речи имена существительные (с уменьшительно-
ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.
Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой
Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах сущест-вительных», «Опираясь на знания об именах
существительных, я умею...»).
Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами.
Части речи в русском языке.
1ч
1
Имя существительное как часть речи.
2ч
2
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
3ч.
3
Род имен существительных.
3ч
3
Число имен существительных.
4ч
4
Словообразование имен существительных.
8ч
8
Местоимение как часть речи.
6ч
6
Отличать местоимения от слов других частей речи.
Заменять в тексте местоимения именами существитель-ными и наоборот (элементы редактирования).
Писать предлоги с местоимениями раздельно.
Осознавать роль личных местоимений в речи.
Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»).
Имя прилагательное как часть речи.
4ч
4
Группировать слова по частям речи.
Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.
Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.
Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. (П)
Различать текст-повествование и текст-описание. (П)
Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ.,
Ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).
Продуцировать текст-описание по опорным словам.
Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П)
Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса.
Разбирать по составу имена прилагательные.
Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.
4ч
4
Разбор имен прилагательных по составу.
4ч
3
1
Глагол как часть речи.
4ч
4
Наблюдать за ролью глаголов в речи.
Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П)
Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов.
Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.
Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола
Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм.
Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
2ч
2
Неопределённая форма глагола.
7ч
5
2
Наречие как часть речи.
2ч
2
Резервные уроки по разделу слово.
7ч
7
V
Предложение и текст.
25ч
23
2
Различать виды предложений по цели высказывания.
Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные.
Накапливать опыт постановки логического ударения.
Различать слово, словосочетание и предложение.
Находить в предложении грамматическую основу,
Обозначать её графически.
Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.
Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.
Разделять непунктированный текст на предложения.
Совместо обсуждать порядок действий при синтаксичес-ком разборе простого предложения.
Использовать этот порядок при разборе.
Оценивать правильность работы.
Распространять и сокращать предложение до основы,
Сравнивать смысл.
Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.
Объяснять постановку знаков препинания.
Конструировать предложения с однородными членами.
Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений.
Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами.
Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П)
Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). (П)
Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. (П)
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
3ч
3
Главные и второстепенные члены предложения.
6ч
6
Предложения с однородными членами.
7ч
6
1
Простые и сложные предложения.
9ч
8
1
VI
Повторение.
8 ч
5
3
Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.
Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.
VII
Резервные уроки.
10 ч
10
На основании данного тематического планирования составляется календарно-тематическое планирование, которое является обязательным приложением к данной рабочей программе (см. Приложение)
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности, осуществляемой по учебному предмету Русский язык
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 3-го класса;
Комплект наглядных пособий. 3-й класс.Русский язык. В 2-х частях. Составители Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. – М.:Баласс, 2009.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
DVD-плеер, телевизор;
компьютеры;
видеопроектор.
Рабочая программа учебного предмета Русский язык ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Бунеев, Р.Н., Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. – Изд.3-е, перераб. [Текст]/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.– М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).
Исаева, Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). [Текст]/Н.А.Исаева. – М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).
Яковлева, М.А. Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. К учебнику «Русский язык», 3 кл., / Под ред. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. [Текст] /М.А.Яковлева. – М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).
Бунеева, Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1. – Изд.3-е, испр. [Текст]/Е.В.Бунеева. – М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).
Бунеева, Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 2. – Изд.3-е, испр. [Текст]/Е.В.Бунеева. – М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).
Список литературы для учителя
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование [Текст]/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. – 192 с.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы [Текст]/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.- Изд.2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 416 с.
Бунеева,,Е.В. Русский язык 3класс. Методические рекомендации для учителя [Текст]/Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева.- М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).
Список литературы для учащихся
Бунеев, Р.Н.,
Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. –Изд.3-е, перераб. [Текст]/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.– М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).
Исаева, Н.А.
Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). [Текст]/Н.А.Исаева. –М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).
Яковлева, М.А.
Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. К учебнику «Русский язык», 3 кл., / Под ред. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. [Текст] /М.А.Яковлева. – М.:Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100).
Комиссарова, Л.Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. пособие для учащихся. [Текст]/Л.Ю.Комиссарова.//Под науч.ред. Е.В.Бунеевой. – Изд.2-е, испр. – М.:Баласс; Школьный дом, 2013.