Программа "Секреты речи" составлена с учетом имеющихся методик русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников. Программа данного курса позволит показать учащимся как увлекателен и разнообразен мир слова, мир русской речи. Программа "Секреты речи" должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
районного экспертного совета на заседании экспертного совета
«___» __________2013 г. Пр. № ____ Протокол № ______________
Председатель РЭС: ________ Гардер Г.И. Дата: ____________________
Председатель экспертного совета:
_____________ Борисевич Н.С.
Утверждено
педагогическим советом
Протокол № __________
от «____» ___________ 2013 г.
Директор школы: _________ Демченко С.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.
Как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты речи» для учащихся начальных классов.
Программа «Секреты речи» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения курса «Секреты речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
В программе живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой программе особые «секреты» - «секреты – наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана - на 34 учебных недели в год – 1 час в неделю.
Уровень образования школьников:2 класс
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты речи» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Предполагается использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Основной целью курса является создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников;
- совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения;
-формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе
-создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи курса:
- вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
- развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
- активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
- обогащать словарный запас учащихся;
- постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы;
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;
Основные принципы организации содержания курса:
коммуникативно – ориентированный - отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
концентрический – соответствующий - понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно - ориентированный и деятельностный подходы.
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.
Программный материал разделен на 5 раздела.
Общие понятия.
Элементы истории математики.
Числа и операции над ними.
Занимательность
Геометрические фигуры и величины.
Изучение программного материала строится по концентрической системе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
"Звуковая культура речи"- 4 часа.
Раздел направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по русскому языку и другим предметам. Раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками; с приемами конструирования загадки, сочинение скороговорок. Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.
"О словарном богатстве русского языка" -7 часов.
Расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современного русского языка. Обогатить словарный запас учащихся. Рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить. Познакомить с крылатыми словами и выражениями. Познакомить с фольклорными жанрами: пословицей и поговоркой. Учить иллюстрировать их. Сочинять стихи по заданной рифме. Познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок. Сочинять сказки по серии картинок.
" Что такое речь? Речь устная и письменная"-4 часа.
Раздел знакомит учеников с понятием «речь», отличать устную речь от письменной, определять главные требования к речи. Научить составлять предложения из отдельных слов. Выделять признаки предложения. Познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте.
" Текст. Тема текста" -9 часов.
Состоит из знакомства с понятием «текст», написание сочинения, рассказа на заданную тему. Показать разницу между отдельными предложениями и текстом. Учить делить сплошной текст на предложения, восстанавливать деформированный и редактировать текст.
" Знакомство с группой слов"- 4 часа.
Раздел направлен на изучение группы слов: слова – близнецы (омонимы), слова – друзья – (синонимы), антонимы, применение их в речи. Дать возможность не только воспроизвести знакомые синонимические ряды, но и расширить их перечень за счет новых. Учить работать со словарями.
" Ознакомление с понятием «изложение»" – 6 часов.
Научить написанию изложения по вопросам и опорным словам, писать творческое изложение, выполнять олимпиады.
- что такое текст, заголовок, основная мысль текста;
- признаки текста;
- что такое план;
- что такое изложение, сочинение;
- как писать изложение, сочинение.
Обучающиеся должны уметь:
- строить собственные устные высказывания;
- выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи;
- замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем;
- отличать текст от группы предложений, объяснять различие;
- формулировать тему небольшого текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- определять характер произведения (тему, жанр, эмоциональную окраску);
- определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучения и др;
- составлять пробный и творческий пересказ по плану;
- составлять текст по вопросам учителя;
- редактировать текст;
- отгадывать загадки;
- создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, загадку, считалку, стихотворение; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать;
- составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты;
- составлять рассказы по серии картинок;
- уметь писать изложения, сочинения;
- сочинять загадки, стихи, сказки»
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Л.Г.Петерсон, «Игралочка» // Москва: Баласс. 2001 г.
Г.П.Попова «Занимательная математика»//, Волгоград: 2002 г.
М.Аромштам, «Пространственная геометрия для малышей» Издательство Энас: 2000 г.
Ю.Г.Коломенская, Д.В.Клименченко Задачи по математике для любознательных / М.: Просвещение, 1992
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
а) конкретные ожидаемые результаты:
повышение уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;
психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;