Программа курса по выбору «Математическая мозаика». 1 класс
Программа курса по выбору «Математическая мозаика». 1 класс
Программа курса «Математическая мозаика» направлена на развитие мышления, творческого потенциала, интереса учащихся к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.
Математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач по формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, находить выход из затруднительных положений.
Цель курса: создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение занимательных задач по математике.
Задачи курса:
привитие интереса учащимися к математике;
углубление и расширение знаний по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и их творческих способностей;
воспитание настойчивости, инициативы;
развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору «Математическая мозаика». 1 класс »
Программа курса по выбору «Математическая мозаика».
Программа разработана для 1 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения.
Составитель программы Петрик Екатерина Павловна, учитель начальных классов КГУ СОШ № 12 ГУ «Отдел образования города Семей ВКО» г. Семей.
Место факультативного курса в структуре программы начальных классов.
Программа курса «Математическая мозаика» направлена на развитие мышления, творческого потенциала, интереса учащихся к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.
Математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач по формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, находить выход из затруднительных положений.
Воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач – шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач – сказок, загадок и т.п.
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлечённо, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.
Достичь этого в курсе математики можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
Детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся. К таким «инструментам» можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому надо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта. Нестандартные и занимательные задачи по математике предоставляют для этого прекрасную возможность и служат первой ступенью к интеллектуальному развитию.
Цель курса: создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение занимательных задач по математике.
Задачи курса:
привитие интереса учащимися к математике;
углубление и расширение знаний по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и их творческих способностей;
воспитание настойчивости, инициативы;
развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.
Отличительной особенностью данной программы является то, что особое внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления младших школьников путём включения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Объём учебного времени: программа составлена для первого класса с обучением по одному часу в неделю – 33 часа в год. Она разработана в целях развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников.
Сроки реализации образовательной программы – 1 учебный год.
Формы и режим занятий: факультатив по математике – это объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Факультатив по математике является основной формой внеклассной работы с учащимися начальной школы.
Ведущими формами организации обучения является парная и групповая. Наряду с вышеназванными формами работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса.
Учащиеся должны уметь:
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;
читать информацию, записанную в таблицу и заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
уметь устанавливать закономерности;
заполнять магические квадраты размером 3х3;
находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
проходить числовые лабиринты, содержащие двое – трое ворот;
объяснять решение задач по перекладыванию одной – двух палочек с заданным условием и решением;
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.
Формы проверки результативности занятий:
подготовка и проведение детьми «минуток смекалки» на уроках математики;
участие в интеллектуальных играх, олимпиадах и марафонах.
Формами подведения итогов реализации программы могут быть - конкурсы знатоков, викторины, интеллектуальные марафоны, КВНы, олимпиады.
Содержание курса:
Математические игры, головоломки, ребусы, лабиринты – 8 часов.
Логические задачи различной направленности – 16 часов.
Задания геометрического содержания – 4 часа.
Упражнения с числовым рядом и величинами – 2 часа.
Математическое конструирование – 3 часа.
Олимпиада - 1 час.
Тематическое планирование по курсу «Математическая мозаика».
№
Тема
Кол-во часов
Содержание
1
Вводное занятие. Математическая викторина.
1
Вопросы математического характера, направленные на формирование интереса к занимательным заданиям (групповая работа).
2
Логические таблицы с несколькими изменяющимися признаками.
1
Задания на закономерность изменения фигур в таблицах.
3
Последовательности и закономерности.
1
Система упражнений, направленная на поиск правил расположения предметов и фигур.
4
Комбинаторные задачи.
1
Задания на усвоение принципа построения перестановок.
5
Задания с геометрическим содержанием.
1
Задания на развитие пространственных представлений.
6
Множества предметов.
1
Задания, связанные с операциями над множествами.
7
Закономерности.
1
Задания, связанные с определением закономерностей.
8
Задачи с геометрическим содержанием. Конструирование фигур из палочек.
1
Задания на сообразительность с использованием палочек, спичек.
9
Логические таблицы.
1
Задания на закономерность изменения фигур в таблицах.
10
Задачи с геометрическим содержанием. Нахождение необходимого количества фигур на чертеже.
1
Решение задач на узнавание знакомых геометрических фигур в составе более сложных.
11
Комбинаторные задачи.
1
Задания на усвоение принципа построения перестановок.
12
Задания с числами в пределах 10.
1
Решение текстовых логических задач на восстановление числовых последовательностей и на определение нужного номера, считая в прямом и обратном порядке.
13
Текстовые логические задачи.
1
Решение текстовых логических задач на сложение и вычитание в пределах 10. Задачи на внимание с лишними данными.
14
Задачи с геометрическим содержанием.
1
Разбиение фигур на заданные части. Составление фигур из её частей.