kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса по выбору «Математическая мозаика». 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Математическая мозаика» направлена на развитие мышления, творческого потенциала, интереса учащихся к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.

Математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач по формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, находить выход из затруднительных положений.

Цель курса: создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение занимательных задач по математике.

Задачи курса:

привитие интереса учащимися к математике;

углубление и расширение знаний по математике;

развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и их творческих способностей;

воспитание настойчивости, инициативы;

развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору «Математическая мозаика». 1 класс »

Программа курса по выбору «Математическая мозаика».

Программа разработана для 1 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения.

Составитель программы Петрик Екатерина Павловна, учитель начальных классов КГУ СОШ № 12 ГУ «Отдел образования города Семей ВКО» г. Семей.

Место факультативного курса в структуре программы начальных классов.

Программа курса «Математическая мозаика» направлена на развитие мышления, творческого потенциала, интереса учащихся к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.

Математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач по формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, находить выход из затруднительных положений.

Воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач – шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач – сказок, загадок и т.п.

Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлечённо, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.

Достичь этого в курсе математики можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.

Детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся. К таким «инструментам» можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому надо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта. Нестандартные и занимательные задачи по математике предоставляют для этого прекрасную возможность и служат первой ступенью к интеллектуальному развитию.

Цель курса: создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение занимательных задач по математике.

Задачи курса:

привитие интереса учащимися к математике;

углубление и расширение знаний по математике;

развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и их творческих способностей;

воспитание настойчивости, инициативы;

развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.


Отличительной особенностью данной программы является то, что особое внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления младших школьников путём включения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Объём учебного времени: программа составлена для первого класса с обучением по одному часу в неделю – 33 часа в год. Она разработана в целях развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников.

Сроки реализации образовательной программы – 1 учебный год.

Формы и режим занятий: факультатив по математике – это объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Факультатив по математике является основной формой внеклассной работы с учащимися начальной школы.

Ведущими формами организации обучения является парная и групповая. Наряду с вышеназванными формами работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса.

Учащиеся должны уметь:

решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;

читать информацию, записанную в таблицу и заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;

уметь устанавливать закономерности;

заполнять магические квадраты размером 3х3;

находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

проходить числовые лабиринты, содержащие двое – трое ворот;

объяснять решение задач по перекладыванию одной – двух палочек с заданным условием и решением;

решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.

Формы проверки результативности занятий:

подготовка и проведение детьми «минуток смекалки» на уроках математики;

участие в интеллектуальных играх, олимпиадах и марафонах.

Формами подведения итогов реализации программы могут быть - конкурсы знатоков, викторины, интеллектуальные марафоны, КВНы, олимпиады.

Содержание курса:

Математические игры, головоломки, ребусы, лабиринты – 8 часов.

Логические задачи различной направленности – 16 часов.

Задания геометрического содержания – 4 часа.

Упражнения с числовым рядом и величинами – 2 часа.

Математическое конструирование – 3 часа.

Олимпиада - 1 час.








Тематическое планирование по курсу «Математическая мозаика».

Тема

Кол-во часов

Содержание

1

Вводное занятие. Математическая викторина.

1

Вопросы математического характера, направленные на формирование интереса к занимательным заданиям (групповая работа).

2

Логические таблицы с несколькими изменяющимися признаками.

1

Задания на закономерность изменения фигур в таблицах.

3

Последовательности и закономерности.

1

Система упражнений, направленная на поиск правил расположения предметов и фигур.

4

Комбинаторные задачи.

1

Задания на усвоение принципа построения перестановок.

5

Задания с геометрическим содержанием.

1

Задания на развитие пространственных представлений.

6

Множества предметов.

1

Задания, связанные с операциями над множествами.

7

Закономерности.

1

Задания, связанные с определением закономерностей.

8

Задачи с геометрическим содержанием. Конструирование фигур из палочек.

1

Задания на сообразительность с использованием палочек, спичек.

9

Логические таблицы.


1

Задания на закономерность изменения фигур в таблицах.

10

Задачи с геометрическим содержанием. Нахождение необходимого количества фигур на чертеже.

1

Решение задач на узнавание знакомых геометрических фигур в составе более сложных.

11

Комбинаторные задачи.

1

Задания на усвоение принципа построения перестановок.

12

Задания с числами в пределах 10.

1

Решение текстовых логических задач на восстановление числовых последовательностей и на определение нужного номера, считая в прямом и обратном порядке.

13

Текстовые логические задачи.

1

Решение текстовых логических задач на сложение и вычитание в пределах 10. Задачи на внимание с лишними данными.

14

Задачи с геометрическим содержанием.

1

Разбиение фигур на заданные части. Составление фигур из её частей.

15

Математические головоломки. Математические лабиринты.

1

Поиск правила составления числовой головоломки.

16

Текстовые логические задачи.

1

Решение текстовых логических задач на сложение и вычитание в пределах 10.

17

Игра «Математическая карусель».

1

Ребусы, задачи с геометрическим содержанием, числовые головоломки.

18

Логические задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.

1

Обучение решению задач данного вида путём составления таблицы.

19

Задачи, связанные с величинами.

1

Система разнообразных упражнений, связанных с решением задач на взвешивание, переливание, измерения.

20

Комбинаторные задачи на упорядочивание множеств.

1

Обучение решению задач данного вида путём составления схем.

21

Расстановки. Задачи на промежутки.

1

Упражнения, направленные на развитие умения решать логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д.

22

Задачи-шутки.

1

Система упражнений, направленных на выработку смекалки.

23

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

1

Решение текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы и предусматривает вариативность способов решения.

24

Задачи со сказочными сюжетами.

1

Решение текстовых задач.

25

Определение закономерностей.

1

Задания, связанные с определением закономерностей.

26

Арифметические игры и фокусы.


1

Фокусы «Задумайте число».

27

Взаимно-однозначное соответствие.

1

Система упражнений на установление соответствия.

28

Игра «Танграм».

1

Составление фигур из набора заданных.

29

Игра «Танграм».

1

Составление фигур из набора заданных.

30

Разные логические задачи.

1

Задания на повторение и систематизацию знаний. Подготовка к математической олимпиаде.

31

Математическая олимпиада.

1

Систематизация знаний. Контроль и учет приобретенных знаний. Задания для самостоятельного решения.

32

Математические игры.

1

Задания по повторению.

33

Итоговое занятие. Математические игры.

1

Задания по повторению.

Форма организации курса классно – урочная.

Форма завершения курса – олимпиада.

Система оценивания учебных достижений учащихся - зачётная система.

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Л. В. Мищенкова «50 развивающих занятий с младшими школьниками» 2010.

  2. А. З. Зак «Интеллектика» 2010.

  3. Яна Ярошевская «Викторины для 4-классников. Зарядка для ума» 2008.

  4. В. Г. Дмитриева «Учимся думать» 2008.

  5. О. Ершова «Головоломки для умников и умниц» 2008.

  6. В. Г. Махров, В. Н. Махрова «Задачи-сказки на развитие сообразительности» 2006.

  7. В. Г. Махров, В. Н. Махрова «Задачи-сказки на развитие логического мышления» 2006.

  8. В. Г. Махров, В. Н. Махрова «Задачи-сказки на развитие пространственного и комбинаторного мышления» 2006.

  9. О. Б. Богомолова «Логические задачи» 2009.

  10. Н. Д. Рындина «Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы» 2008.

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. А. Б. Акпаева, Л. А. Лебедева «Занимательная математика» Рабочая тетрадь. Алматы «Алматыкiтап баспасы» 2012.

  2. А. Д. Гетманова «Занимательная логика для школьников» 2008.

  3. Адам Уорд «Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация» 2008.

  4. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Сборник. 2010.

  5. Л. В. Куцакова, Ю. Н. Губарева « 1000 познавательных игр для детей 6-8 лет» 2006.



11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Программа курса по выбору «Математическая мозаика». 1 класс

Автор: Петрик Екатерина Павловна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi"
    ["file_id"] => string(6) "221698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435557964"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства