Начало урока | Вводное задание. Сообщите учащимся о том, что путешествие в космос, которое они начали на предыдущем уроке, продолжается. Предложите пофантазировать, что они смогут увидеть, пролетая над Землей. Какие интересные пейзажи есть на нашей планете? Данную часть задания проведите в виде ролевой игры, чтобы ученики представляли себя моряками, скалолазами, лесниками и т. д. Обратите их внимание на то, что планета Земля очень большая. В ходе игры задайте вопросы: – Что нужно сделать, чтобы увидеть всю Землю? – Можно ли увидеть нашу планету полностью, находясь на ее поверхности?
Сколько ни езди, ни ходи, Тебе конца тут не найти. (Земля.) | Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она – большущий шар. (Земля.) | – Что вы знаете о Земле? – Чем вам нравится наша планета? – Хотелось бы вам изменить нашу планету? – Что обозначает слово «земля», когда оно написано с большой буквы (Земля)? А с маленькой (земля)? | |
Середина урока | – Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце.) – Что вы знаете о Солнце? (Большой огненный шар.) – Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? (Солнце освещает и согревает Землю, чтоб на ней росли растения.) – Что произойдет, если Солнце перестанет светить? (Будет темно и холодно.) – Каким вы видите Солнце? (Маленьким кружком.) – Земля от Солнца очень далеко, около 150 млн км. Свет Солнца преодолевает это расстояние за 8 минут, он летит со скоростью 300 000 км в секунду. – Посмотрите, какой видят нашу Землю космонавты из космоса. (Иллюстрации представлены на доске, фотография – в учебнике) Земля. Обратите внимание учащихся на фото Земли из космоса. Обсудите его. Спросите: – Что видно на фотографии? – Как вы считаете, видно ли всю Землю сразу? (Нет.) – Почему? (Она большая, и на одном фото со всех сторон ее невозможно показать.) – Как же нам увидеть такую большую Землю сразу, ведь мы не можем ее уменьшить? Выслушайте предположения школьников. Не стоит преждевременно говорить, правы они или нет, к этому вопросу вернитесь при выполнении следующего задания. – Какие цвета вы видите на нашей планете? (Голубой, белый, синий, коричневый.) – Что обозначает каждый цвет? (Голубой и синий – моря, океаны, озера; коричневый – суша; белый – облака.) – Чего на Земле больше: суши или воды? (Воды.) – А почему на снимке из космоса наша планета голубая? (Вода занимает больше половины земного шара.) – Как нам увидеть Землю поближе? Что нам поможет? Шар не велик, Лениться не велит, Если знаешь предмет, То покажет весь свет. (Глобус.) | На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны, (Глобус.) | – Глобус – это модель земного шара. – Что такое модель? Прочитайте в Словаре учебника на с. 59. – Что означает слово «глобус»? (В переводе с латинского означает шар.) – Какие бывают глобусы? џ Глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами. џ Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь. џ Глобус стран мира. џ Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые. – Когда мы смотрим на него, то превращаемся в космонавтов, которые смотрят на нашу планету из космоса. Что сразу бросается в глаза? (Глобус немного наклонен.) – Почему глобус наклонили? (В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.) – Что это за стержень торчит на Северном полюсе? (Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.) – Можно потрогать или увидеть земную ось? (На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось.Их можно только вычислить математически.) Ф и з к у л ь т м и н у т к а В огороде заинька, В огороде маленький, Он капусту грызет, Он морковку берет, Скок, скок – Побежал в лесок. | прыжки на месте. прыжки на корточках. наклон, имитация подъема большого кочана капусты и его поедание. дергает морковь, наклоны. прыжки на месте. прыжки по кругу. | – Посмотрите на жирную линию. Это экватор. Он делит нашу планету на Северный и Южный полюсы. Кто мне покажет, где находится наша страна? В каком полушарии мы живем? – Какой формы Земля? (Форма Земли шарообразная.) – И вы правы. Это в глубокой древности Землю считали плоским диском, который держится на трех слонах или на трех китах. Теперь в шарообразности ее формы никто не сомневается, особенно после полетов космонавтов, которые своими глазами увидели из космоса нашу красавицу-Землю. Тысячелетия люди потратили, чтобы доказать шарообразность Земли. Лишь в XV веке перед неопровержимыми фактами Землю, наконец, признали круглой, и школьники всех стран стали изучать свою планету по глобусу. Игрушки. Предложите рассмотреть модели предметов, изображенные на иллюстрации учебника. Уточните, что это не сами предметы, а их модели, уменьшенные копии. Убедитесь, что все учащиеся правильно понимают этот термин. Для этого можно заранее подготовить модели (рисунки, макеты) предметов из классной комнаты. Показывая попеременно на модель и на сам предмет, спрашивайте, что это. Скажите, что можно сделать не только модель отдельного предмета, но и модель всей комнаты, дома. Вернитесь к вопросу, который был задан при выполнении предыдущего задания: "Как можно изобразить нашу большую Землю, чтобы иметь возможность ее изучать?" Выслушайте детей, подведите их к выводу о том, что для этого необходимо создать модель. Такой моделью является глобус — уменьшенная копия Земли. Исследуй. Предложите первоклассникам выполнить модель любого предмета, вылепив ее из пластилина. – Что такое модель? Есть ли у вас дома модели? | глобус, фотографии с изображением Земли из космоса. Учебник: Как пользоваться глобусом, с. 58—59. Рабочая тетрадь: Рабочий лист 39 "Как пользоваться глобусом" с. 41. Рабочий лист 40 "Модель", с. 42. Ресурсы: |
Конец урока | – А сейчас еще раз внимательно рассмотрим модель земного шара – глобус, вы ответите на в о п р о с ы: џ Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли.) џ Как называется линия, которая делит Землю на два полушария? (Экватор.) џ Какие полушария вы знаете? (Северное и Южное.) џ Земля вращается вокруг своей оси. Как называются две точки (где воображаемая ось пересекает земную поверхность), которые остаются на месте? (Северный полюс и Южный полюс.) џ Каким цветом на глобусе изображена суша? (Коричневым, желтым, зеленым.) џ Каким цветом на глобусе изображена вода? (Синим, голубым.) џ В каком полушарии находится наша страна? (Северном.) Р а б о т а п а р а м и. Первый ученик показывает на глобусе следующее: Северный полюс, Северное полушарие, Россию, ось вращения. Второй ученик: Южный полюс, Южное полушарие, экватор, ось вращения. – Назовите или прочитайте в словарике, что вы узнали о планете Земля, о Солнце, глобусе. – Какое значение для жизни на Земле имеет Солнце? – Как человек изучает Землю? – Возьмите альбомные листы. Нарисуйте планету Земля, какой бы вы ее хотели увидеть из космоса через 100 лет. | |
Дополнительные задания Модель предмета. Учащиеся смогут нарисовать модели двух предметов. Если есть возможность, то совершите путешествие с помощью интернет-сайта google.planet. В целях дифференциации предложите высокомотивированным школьникам познакомиться с выдержками статей о нашей планете, взятыми из энциклопедий. После этого предложите выполнить тестовую работу. а) модель учебной комнаты; б)планета; в) модель планеты Земля. а) 6; б)9; в) 4. а) 9; б)5; в) 4. | Учащиеся знают, что глобус — это модель Земли, и могут использовать свои знания в практической работе. Беседа по вопросам: Что такое глобус? Как вы думаете, для чего он нам нужен? Какую форму имеет глобус? Какими цветами окрашена поверхность глобуса? Почему? Глобус. Ученики смогут раскрасить глобус в указанные цвета. Наблюдайте за ходом работы, правильно ли учащиеся справляются с заданием, не путают ли обозначения суши и воды. | В огороде заинька, В огороде маленький, Он капусту грызет, Он морковку берет, Скок, скок – Побежал в лесок. |