Просмотр содержимого документа
«План работы школьного методического объединения учителей начальных классов.»
ПЛАН РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
на 2021 - 2022 учебный год
Деятельность ШМО призвана способствовать:
обобщению и распространению передового опыта;
предупреждению ошибок в работе учителя;
методически грамотному раскрытию трудных тем, учебных предметов;
накоплению дидактического материала;
расширению кругозора учащихся;
активизация творческого потенциала учителей.
Тема работы школьного методического объединения: «Организация учебного процесса путем внедрения активных методов обучения, направленных на развитие метапредметных компетенций, на формирование функциональной грамотности младшего школьника и качество образования в начальной школе».
Цели методической работы:
Создание условий для повышения профессионального мастерства учителей начальных классов, развитие их творческого потенциала с целью совершенствования качества преподавания и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
Совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования функциональной грамотности путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
Задачи:
Создание оптимальных условий (организационно-управленческих, методических, педагогических) для обновления и реализации основных образовательных программ образовательного учреждения, включающего три группы требований в соответствии с ФГОС.
Создание благоприятных условий для формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Создание комфортной образовательной среды на основе индивидуальной работы с обучающимися с учетом возрастных, психологических особенностей.
Совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2-го поколения.
Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, для развития мотивации к профессиональному и творческому росту.
Внедрять в работу современные образовательные технологии, направленные на формирование функциональной грамотности учащихся.
Ожидаемые результаты работы:
рост качества знаний, обучающихся;
развитие метапредметных компетенций учащихся;
овладение учителями ШМО современными образовательными технологиям, направленными на развитие функциональной грамотности обучающихся;
создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Направления работыШМО учителей начальных классов
на 2021 - 2022 учебный год:
Аналитическая деятельность:
Анализ методической деятельности за 2020 - 2021 учебный год и планирование на 2021 - 2022 учебный год.
Анализ посещения открытых уроков.
Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
Информационная деятельность:
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
Удовлетворение запросов, потребностей учителей в информации профессионально личностной ориентации.
Систематизация материалов.
Оформление материала по обобщению опыта творчески работающих педагогов.
Оказание методической помощи молодым педагогам.
Организационная и учебно-воспитательная деятельность:
Заседания методического совета.
Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
Утверждение индивидуальных программ по предметам.
Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов.
Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету.
Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена опытом.
Организация и проведение предметных недель в школе.
Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.
Выступления учителей начальных классов на ШМО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.
Развивать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
Оказывать социально – педагогическую поддержку детям группы «особого внимания», активизировать работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений среди обучающихся.
Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и педагогов, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Методическая деятельность:
Методическое сопровождение преподавания по новым образовательным стандартам в начальной школе.
Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.
Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей ШМО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;
Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов.
Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ:
Консультативная деятельность:
Консультирование педагогов по вопросам составления календарно - тематического планирования.
Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
План работы по основным направлениям деятельности:
Раздел 1. Организационно-педагогическая деятельность.
Задачи:
повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи;
создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя.
№ п/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1
Утверждение плана работы ШМО на 2021-2022 учебный год.
Утверждение графика открытых уроков.
Август
Руководитель ШМО
Зам. директора по УВР
2
Проведение заседаний ШМО.
В течение года
Руководитель МО
3
Участие в работе ШМО, педсоветах, методических семинарах, заседаниях РМО, научно-практических конференциях, предметных недель.
В течение года
Учителя начальных классов
4
Актуализация нормативных требованиях СанПиНа, охраны труда для всех участников образовательного процесса.
Август, январь
Учителя начальных классов
5
Внедрение информационных технологий в организационно-педагогический процесс.
В течение года
Учителя начальных классов
6
Создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя; создание банка данных об уровне профессиональной компетенции педагогов.
Постоянно
Зам. директора по УВР Руководитель ШМО
Раздел 2. Учебно-методическая деятельность.
Задачи:
формирование банка данных педагогической информации (нормативно-правовая, методическая);
организация и проведение мониторинга обученности учащихся на основе научно-методического обеспечения учебных программ.
№ п/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1
Изучение нормативных документов, программ учебных предметов, инструктивно-методических писем. Критерии оценивания.
В течение года
Зам. директора по УВР, Руководитель ШМО, Учителя начальных классов
2
Изучение и систематизация методического обеспечения учебных программ по ФГОС.
В течение года
Зам. директора по УВР, Руководитель ШМО, Учителя начальных классов
3
Подборка дидактического обеспечения учебных программ.
В течение года
Учителя начальных классов
4
Разработка рабочих программ по учебным предметам, внеурочной деятельности, адаптированных программ по ФГОС.
Июнь-август
Учителя начальных классов
5
Обновление тем и планов самообразования, анализ работы по теме самообразования.
Август, май
Учителя начальных классов
6
Планирование учебной деятельности с учетом личностных и индивидуальных способностей учащихся.
Систематически
Учителя начальных классов
7
Организация и проведение входного, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся.
Сентябрь
Декабрь
Май
Зам. директора по УВР, Руководитель ШМО, Учителя начальных классов
8
Организация работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися.
В течение года
Учителя начальных классов
9
Организация и проведение предметных недель.
Сентябрь-май
Учителя начальных классов
10
Организация и проведение открытых уроков, внеурочных занятий.
В течение года
Учителя начальных классов
Раздел 3. Мероприятия по усвоению базового уровня НОО.
Задачи:
обеспечение оптимальных условий для учащихся по усвоению базового уровня НОО;
повышение эффективности контроля уровня обученности.
№ п/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1
Организация и проведение контроля выполнения учебных программ.
1 раз в четверть
Зам. директора по УВР
2
Корректирование прохождения программ по предметам.
1 раз в четверть
Зам. директора по УВР
3
Анализ входного, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся Анализ эффективности организации работы со слабоуспевающими учащимися.
Сентябрь. Декабрь. Май.
В течение года.
Учителя начальных классов
4
Осуществление контроля выполнения практической части рабочей программы.
Декабрь Май
Зам. директора по УВР
5
Анализ качества обученности учащихся по предметам за 1,2,3,4 четверти, за год.
1 раз в четверть
Учителя начальных классов
6
Оказание консультационной помощи педагогам. Посещение уроков.
В течение года
Руководитель ШМО
Раздел 4. Повышение качества образовательного процесса.
Задачи:
обеспечение оптимальных условий для учащихся по усвоению базового уровня НОО;
повышение эффективности контроля уровня обученности;
повышение качества урока.
№ п/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1
Мониторинг предметных достижений учащихся.
В конце каждой четверти.
Учителя начальных классов
2
Использование активных технологий на уроках, во внеурочной деятельности (обмен опытом). Взаимопосещение уроков с последующим анализом и самоанализом по реализации системно-деятельностного подхода в обучении.
В течение года
Учителя начальных классов
3
Выполнение единых требований к ведению и проверке ученических тетрадей, объему домашних заданий, выполнению практической части программы по ФГОС.
Систематически
Учителя начальных классов
4
Выполнение единых требований к системе оценок, формам и порядку проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования по ФГОС.
Систематически
Учителя начальных классов
Раздел 5. Профессиональный рост учителя.
Задачи:
создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов;
выявление и распространение передового педагогического опыта.
№ п/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1
Составление тем и планов самообразования.
Август
Учителя начальных классов
2
Организация и проведение предметных недель.
По плану школы
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
3
Аттестация учителей.
В течение года
Зам. директора по УВР
4
Открытые уроки, внеклассные мероприятия.
В течение года
Учителя начальных классов
5
Изучение и внедрение активных методов обучения.
В течение года
Учителя начальных классов
6
Курсовая подготовка. Построение индивидуальной траектории повышения квалификации педагога.
По плану
Зам. директора по УВР
7
Выступления на педсоветах, семинарах, совещаниях и конференциях. Участие в работе ШМО.
В течение года
Учителя начальных классов
8
Участие в профессиональных педагогических конкурсах.
В течение года
Учителя начальных классов
9
Публикации на сайтах, в методических журналах.
Систематически
Учителя начальных классов
10
Обобщение и распространение опыта работы.
В течение года
Учителя начальных классов
11
Изучение передового педагогического опыта.
В течение года
Учителя начальных классов
Раздел 6. Поиск и поддержка одаренных детей.
Задачи:
создание условий для творческой активности обучающихся;
выявление и поддержка одаренных детей.
№ п/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1
Выявление одаренных детей
Сентябрь
Учителя начальных классов
2
Организация и проведение предметных недель, конкурсов, олимпиад.
По плану школы
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
3
Составление графика проведения олимпиад
Сентябрь
Зам. директора по УВР
4
Подготовка и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Сентябрь-октябрь
Учителя начальных классов
5
Участие в заочных и дистанционных олимпиадах.
В течение года
Учителя начальных классов
6
Участие в заочных и дистанционных конкурсах.
В течение года
Учителя начальных классов
Тематика заседаний ШМО на 2021-2022 учебный год
ЗАСЕДАНИЕ №1
ТЕМА: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2021-2022 учебный год».
Форма проведения: информационно-методическое заседание.
Цель: обсудить план работы ШМО учителей начальной школы на новый учебный год, основные направления работы.
№ п/п
Содержание работы
Ответственные
Дата проведения
1
Корректировка и утверждение плана работы на 2021-2022 учебный год.
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
август
2
Требования к рабочей программе по учебному предмету как основному механизму реализации основной образовательной программы (Родной русский язык и родная литература)
Рассмотрение рабочих программ учителей начальных классов в соответствии с учебным планом и стандартом начального образования.
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО
3
Особенности организации внеурочной деятельности. Рассмотрение и утверждение программ внеурочной деятельности. Составление КТП по новому курсу внеурочной деятельности в 1 классах «Практическая экология для младших школьников»
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО
4
Утверждение тем по самообразованию учителей.
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
5
Утверждение графика контрольных работ для учащихся 2- 4 классов.
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
6
Планирование открытых уроков, внеклассных мероприятий, выступлений, докладов.
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
7
Формирование банка данных о кадровом потенциале учителей начальных классов.
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
8
Обсуждение нормативных, программно – методических документов: изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
9
Обсуждение участия учителей и учащихся начальных классов в различных конкурсах.
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
11
Разное.
Руководитель ШМО
Текущая работа:
1
Утверждение рабочих программ с учетом регионального компонента; качество составления календарно-тематических планов по предметам.
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО
август
2
Основные направления воспитательной работы с детским коллективом. Составление планов воспитательной работы. Работа над социальным паспортом класса.
Зам. директора по ВР
Учителя начальных классов
август
3
Подготовка входных контрольных работ по русскому языку, математике и чтению.
Руководитель ШМО
сентябрь
4
Подготовка текстов для проверки техники чтения во 2-4 классах.
Руководитель ШМО
сентябрь
5
Оформление личных дел, вновь прибывших учащихся и первоклассников.
Учителя начальных классов
август-сентябрь
6
Уточнение списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления.
Учителя начальных классов
сентябрь-октябрь
7
Составление списков слабоуспевающих детей и плана работы с ними.
Учителя начальных классов
сентябрь
8
Посещение уроков в 5-х классах. Преемственность в обучении начального и среднего звена.
Учителя 1-х классов.
Учителя-предметники
сентябрь-октябрь
9
Организация работы по адаптации первоклассников. Посвящение в ученики.
Учителя 1-х классов
сентябрь-октябрь
10
Подготовка и проведение праздников «День знаний», «День здоровья», «День Учителя», «Золотая осень». Организация выставки поделок из природного материала «Дары осени». Неделя безопасности.
Учителя начальных классов
сентябрь-октябрь
11
Участие учителей и учащихся во всероссийских дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, блиц – турнирах, всероссийских тестированиях.
Учителя начальных классов
сентябрь-октябрь
12
Проведение бесед и инструктажей по безопасности жизни и здоровья учащихся.
Учителя начальных классов
октябрь
13
Проведение родительских собраний в классах.
Учителя начальных классов
сентябрь
14
Вести с курсов
Учителя начальных классов
сентябрь-октябрь
ЗАСЕДАНИЕ №2
ТЕМА: «Развитиефункциональной грамотности как фактор достижения современногокачества образования и воспитанияобучающихся в условиях реализацииФГОС НОО».
Форма проведения: круглый стол.
Цель: организация работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение их в исследовательскую деятельность;
организация работы по выполнению программы формирования УУД.
№ п/п
Содержание работы
Ответственные
Сроки выполнения
1
Система работы учителя по
формированию функциональной грамотности.
ноябрь
2
Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной
деятельности учащихся.
3
«Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми».
4
«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению».
5
Обмен педагогическим опытом. Наполнение «методической копилки». Изучение и распространение ППО.
Учителя начальных классов, школьный психолог
4
Подведение итогов успеваемости, качества знаний по предметам за 1 четверть.
Состояние оформления электронных и бумажных журналов. Анализ объективности выставления четвертных отметок, выполнение государственных программ.
Куратор по начальной школе
руководитель ШМО
5
Анализ входных контрольных работ для учащихся 2 – 4 классов.
Куратор по начальной школе
6
Итоги адаптационного периода первоклассников.
«Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации».
Учителя 1-х классов
7
План работы со слабоуспевающими детьми, план работы с одаренными учащимися.
Руководитель ШМО Учителя начальных классов
8
Планирование предметных недель.
Руководитель ШМО Учителя начальных классов
9
Разное.
Руководитель ШМО Учителя начальных классов
Текущая работа:
1
Диагностика адаптации обучающихся 1-х классов.
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО
Учителя 1 классов
ноябрь-декабрь
2
Посещение уроков в первых классах с целью выявления готовности к обучению
в школе.
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО
ноябрь-декабрь
3
Проверка тетрадей по русскому языку во 2 – 4 классах с целью выполнения орфографического режима, правильности и выставления оценки, объема работы, дозировки классной и домашней работы.
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО
декабрь
4
Работа с одаренными детьми. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Учителя начальных классов
ноябрь-декабрь
6
Участие в международной игре – конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Учителя начальных классов
ноябрь
7
Организация работы со слабоуспевающими. Консультационная, индивидуальная
работа.
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
ноябрь-декабрь
8
Работа по плану преемственности с ДО и средним звеном.
Руководитель ШМО
Учителя 1-х и 4-х классов
ноябрь-декабрь
9
Взаимопосещение уроков учителей (обмен опытом).
Учителя начальных классов
ноябрь-декабрь
10
Участие в мероприятиях «День народного единства», «День матери», «День Российской конституции», «Новый год»
Учителя начальных классов
ноябрь-декабрь
11
Итоговые административные контрольные работы за 1 полугодие во 2-4 классах
Руководитель ШМО
Учителя 2-4 классов
декабрь
12
Создание “копилки уроков” на электронных носителях.
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
ноябрь-декабрь
13
Проверка тетрадей для контрольных работ по математике и русскому языку во 2-4 классах.
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО
декабрь
14
Проведение бесед и инструктажей по безопасности жизни и здоровья учащихся.
Учителя начальных классов
декабрь
15
Проведение родительских собраний в классах.
Учителя начальных классов
декабрь
16
Вести с курсов
Учителя начальных классов
ноябрь-декабрь
ЗАСЕДАНИЕ №3
ТЕМА:«Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий».
Форма проведения: научно-практическая конференция.
Цель: использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей.
№ п/п
Содержание работы
Ответственные
Сроки выполнения
1
«Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации уч-ся».
Учителя начальных классов
январь
2
«Проектирование уроков в рамках ФГОС. Современные аспекты преподавания в условиях перехода на ФГОС».
Учителя начальных классов
3
«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся»
Учителя начальных классов
4
Итоги успеваемости в I полугодии. Анализ итоговых контрольных работ. Итоги мониторинга качества знаний, умений и навыков, техники чтения за 1 полугодие
Куратор по начальной школе
5
Разное.
Руководитель ШМО
Текущая работа:
1
Подготовка к интеллектуальному марафону.
Учителя 3 классов
январь-март
2
Подготовка к районной олимпиаде по русскому языку и математике. 4 класс.
Учителя 4 классов
март
3
Подготовка учащихся к районному конкурсу «Ученик года 2022»
Учителя 4 классов
март
4
Проверка тетрадей по математике во 2 – 4 классах с целью выполнения орфографического режима, правильности и выставления оценки, объема работы, дозировки классной и домашней работы.
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО
март
5
Проведение мероприятий, направленных на воспитание духовно-нравственных ценностей.
Учителя начальных классов
январь-февраль
6
Праздник «8 марта», «23 февраля», «Масленица».
Учителя начальных классов
февраль-март
7
Проведение бесед и инструктажей по безопасности жизни и здоровья учащихся.
«Формирование функциональной грамотности на занятиях внеурочной деятельности».
5
Обмен опытом учителей по вопросу работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
6
Анализ объективности выставления четвертных отметок, выполнение государственных программ, анализ успеваемости за III четверть.
Зам. директора по УВР
7
Уточнение банка данных одарённых детей и низко мотивированных детей, планирование коррекционной и индивидуальной работы с обучающимися.
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
8
Разное.
Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО
Текущая работа:
1
Участие в районных конкурсах, олимпиадах
Учителя начальных классов
март-апрель
2
Всероссийские проверочные работы в 4-ом классе.
Учителя 4-х классов
апрель
3
Коррекция работы по пробелам знаний и качеству обучения.
Учителя начальных классов
апрель-май
4
Итоговые контрольные работы для учащихся 2 - 4 классов за год.
Руководитель ШМО
Учителя 2-4 классов
май
5
Мониторинг техники чтения.
Учителя начальных классов
май
6
Мероприятия ко Дню Победы
Учителя начальных классов
апрель-май
7
Выпускной в 4 классах.
Учителя 4 классов
май
8
Праздник у первоклассников «Прощай, первый класс!»
Учителя 1 классов
май
9
Проведение бесед и инструктажей по безопасности жизни и здоровья учащихся.
Учителя начальных классов
май
10
Проведение родительских собраний в классах.
Учителя начальных классов
апрель
11
Вести с курсов
Учителя начальных классов
апрель-май
ЗАСЕДАНИЕ № 5
ТЕМА: «Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса».
Форма проведения: творческий отчет.
Цель: проанализировать результаты деятельности МО, западающие проблемы и определить пути их коррекции.
№ п/п
Содержание работы
Ответственные
Сроки выполнения
1
«Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития».
май
2
Совместный анализ итогового контроля в 1-4 классах. Результаты ВПР в 4-х классах.
Зам. директора по УВР
Учителя начальных классов
3
Отчет о прохождении программы по предметам. Оформление документации.
Зам. директора по УВР
4
Творческие отчеты по темам самообразования.
Учителя начальных классов
5
Методическая копилка
«Опыт работы учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности»
Учителя начальных классов
Руководитель ШМО
6
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2021 -2022 учебный год. Определение проблем, требующих решения в новом учебном году.
Руководитель ШМО
Учителя начальных классов
7
Обсуждение примерного плана работы и задач ШМО на 2022-2023 учебный год. ФГОС НОО III поколения.