kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

- Образовательные: формировать общий приём умственных действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных по ударному окончанию существительных того же типа; систематизировать, обобщать и закрепить знания о склонениях имен существительных; уметь применять знания на практике; совершенствовать орфографическую зоркость.

- Развивающие: развивать кругозор, творческую мыслительную деятельность; расширять словарный запас детей; развивать грамотную правильную речь, память, мышление (умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы).

- Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку; воспитывать организованность, чувство взаимовыручки и поддержки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"»



4 класс

Русский язык

(авторы учебника В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2019 год, УМК «Школа России».)



Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (2-й вспомогательный способ).

15 урок в разделе программы «Имя существительное».

Тип урока: комбинированный.


Цель урока:

- Образовательные: формировать общий приём умственных действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных по ударному окончанию существительных того же типа; систематизировать, обобщать и закрепить знания о склонениях имен существительных; уметь применять знания на практике; совершенствовать орфографическую зоркость.

- Развивающие: развивать кругозор, творческую мыслительную деятельность; расширять словарный запас детей; развивать грамотную правильную речь, память, мышление (умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы).

- Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку; воспитывать организованность, чувство взаимовыручки и поддержки.


Задачи урока:

- открыть новое знание: ударные и безударные падежные окончания имён существительных пишутся одинаково и сформулировать правило проверки безударных окончаний имён существительных, основанное на данном факте;

- формировать навык правописания безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе;

- совершенствовать умения определять склонение и падеж имён существительных.



Планируемые результаты.

Предметные: иметь знания о склонениях имен существительных, о правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения, уметь проверять безударное падежное окончание имён существительных новым способом.


Метапредметные: развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, коммуникативности.


Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цели урока с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.


Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.


Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Оборудование урока:

- интерактивная доска;

- учебник русского языка 4 класс(часть1) В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого;

- презентация к уроку;

- раздаточный материал: карточки с морфологическими признаками частей речи, памятки с алгоритмом определения безударных падежных окончаний имён существительных по таблице, памятки с алгоритмом определения безударных падежных окончаний имён существительных по слову-помощнику, таблица безударных падежных окончаний имён существительных, карточки со словарными словами, листы самооценки.

Лист самооценки.


№ п/п

Вид деятельности.

Отметка.

Критерии оценки.

1.


Определение морфологических признаков имени существительного (работа в парах).


Устные ответы формулировал правильно, с заданием справился.


Устные ответы не всегда были верны, в задании допустил 1-2 ошибки.


Старался, но не всегда устные ответы были верны, допустил 3 и более ошибок в задании.

2.


Определение безударного падежного окончания по таблице. Работа с предложениями.


Устные ответы формулировал правильно, с заданием справился.


Устные ответы не всегда были верны, в задании допустил 1-2 ошибки.


Старался, но не всегда устные ответы были верны, допустил 3 и более ошибок в задании.

3.


Открытие нового способа проверки безударного падежного окончания имён существительных.


Устные ответы формулировал правильно, с заданием справился.


Устные ответы не всегда были верны, в задании допустил 1-2 ошибки.


Старался, но не всегда устные ответы были верны, допустил 3 и более ошибок в задании.

4.


Первичное закрепление. Вставить безударное падежное окончание, используя новый способ.


Устные ответы формулировал правильно, с заданием справился.


Устные ответы не всегда были верны, в задании допустил 1-2 ошибки.


Старался, но не всегда устные ответы были верны, допустил 3 и более ошибок в задании.

5.


Работа в группе.


Устные ответы формулировал правильно, с заданием справился.


Устные ответы не всегда были верны, в задании допустил 1-2 ошибки.


Старался, но не всегда устные ответы были верны, допустил 3 и более ошибок в задании.

6.


Работа с упражнением.


Устные ответы формулировал правильно, с заданием справился.


Устные ответы не всегда были верны, в задании допустил 1-2 ошибки.


Старался, но не всегда устные ответы были верны, допустил 3 и более ошибок в задании.



Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

- Здравствуйте, ребята, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и пожелайте хорошей, продуктивной работы на уроке.

-Присаживайтесь, пожалуйста, проверьте посадку.

- Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

- Свою работу вы будете оценивать сами. Лист для самооценки у вас лежит на столе, найдите и ознакомьтесь с ним. Как работать с ним вы знаете.



-Откройте тетради, запишите число.












Обучающиеся поворачиваются друг к другу, желают хорошей работы на уроке.

Садятся, проверяют посадку.








Ребята знакомятся с листом самооценки.



Записывают число.

Принцип психологической комфортности.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Личностные УД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.


Коммуникативные УД: умение отвечать за себя и других участников учебного процесса




II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(6 мин.)














































































































































III. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения. (7 мин.)




-Поработаем в парах.

На партах у вас лежат карточки с морфологическими признаками частей речи .


- Отберите карточки, на которых указаны морфологические признаки части речи, отвечающей на вопросы Кто? Что?

Положите их перед собой.


- Сравните свою работу с образцом на слайде.


- Какая часть речи имеет следующие морфологические признаки?





- Все ли морфологические признаки существительного мы вспомнили, если нет, то какие не назвали?

-Проверим.



-Ребята, прочитайте предложения на слайде, в каких частях речи надо вставить окончание?



- Как правильно назвать данную орфограмму русского языка?



- Какие морфологические признаки надо определить у существительных, чтобы вставить правильно окончание?








- Как определить тип склонения имени существительного?


















Возьмите оценочный лист, заполните его.




- Давайте ещё раз вспомним алгоритм, который нам поможет проверить безударное падежное окончание имён существительных.













(Таблица падежных окончаний вывешена в уголке «В помощь ученику» на предыдущем уроке,)



- Используя, алгоритм и нужные памятки, вставьте окончание в словах двух первых предложениях.


- А сейчас я уберу таблицу падежных окончаний имён существительных, продолжите работу…



- Как же быть, если вы ещё не хорошо выучили таблицу падежных окончаний и её нет у вас перед глазами???


- Нельзя писать наугад, все правописания должны быть аргументированы!




- Сформулируйте тему урока?



- Какие задачи поставим перед собой?



Объявление темы и задач урока учителем.




- Ребята, давайте пока оставим это задание и выполним следующее…













- Вспомните, а как мы проверяем безударную гласную в корне слова?






- Попробуем так же поступить с безударной гласной в окончании имён существительных. Подберите примеры….








- А подберите проверочное слово к слову: (по) степи?



- Значит и этот вариант вам не всегда поможет!?


- Чтобы разобраться, давайте сравним пары слов с которыми мы работаем!


По реке – по речке

На окне – на окошке


- Определите склонение и падеж этих существительных.








- Сформулируйте вывод.





- А каким словом тогда проверить безударное окончание в слове - (по) сирени?



- Какое слово подойдёт?




Итак, как же проверить безударное падежное окончание имён существительных новым способом?






- Откройте учебник на стр. 113, прочитайте правило.


- Чтобы легче было пользоваться этим способом проверки, надо запомнить слова с ударным окончанием разного типа склонений: например:


- Эти слова мы будем называть: слова-помощники.


- А теперь, составим алгоритм проверки безударного падежного окончания существительных вторым способом.









- Умницы, прекрасно поработали.


Возьмите лист самооценки, заполните его.

















Ребята работают в паре.

Отбирают карточки, на которых указаны морфологические признаки части речи, отвечающей на вопросы Кто? Что?



Проверяют работу.





Вывод.

- Отобранные морфологические признаки имеют имена существительные.


- Мы не все морфологические признаки существительных назвали.

Существительные могут быть собственными и нарицательными, одушевлёнными и неодушевлёнными.









- Окончание надо вставить в именах существительных.












- Это орфограмма - написание безударного падежного окончания имён существительных.


- Чтобы правильно вставить пропущенную букву в окончании имени существительного, надо определить склонение и падеж данного существительного, а потом посмотреть в таблицу безударных падежных окончаний имён существительных или вспомнить эту таблицу.



- Мы знаем, что к 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я в начальной форме.


- Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е, в начальной форме.


- К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.




(Ребята оценивают свою работу.)



- Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных, надо:

1. определить склонение существительного;

2.определить падеж;

3. вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже или посмотреть в таблицу.































(Обучающиеся с комментированием объясняют написание орфограмм.)



(Ребята в затруднении, так как 2 урок по теме)


- Писать наугад. (Выслушиваю все предложения.)


- Тогда надо искать другой способ правописания безударных падежных окончаний имён существительных.



- Я думаю, тема урока: новый способ проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных.


- Научиться самостоятельно проверять безударное падежное окончание имён существительных новым способом.









































- Я считаю, что здесь легко вставить орфограммы, так как окончания данных имён существительных являются ударными, то есть в сильной позиции.

Сомнения вызывают только безударные гласные…




- Мы знаем:

Если буква гласная

Вызвала сомнения,

Ты её немедленно

Ставь под ударение!


- По реке - окончание –е под ударением, значит в родственном слове по речке - тоже окончание –е.



- На окне - окончание –е под ударением, значит в родственном слове на окошке- тоже окончание –е.



- Здесь нельзя подобрать проверочное родственное слово!?









- По реке (Д.п., 1-е скл.)

по речке (Д.п., 1-е скл.)


На окне (П.п.,2-е скл.)

на окошке (П.п.,2-е скл.)



- Вывод: У имён существительных одного и того же падежа и склонения ударное и безударное окончание одинаковое.



- Надо подобрать слово с теми же морфологическими признаками, но с ударным окончанием.


- Подойдёт слово – (по) степи, так как

(по) степи (Д.п, 3-е скл.)

(по) сирени(Д.п, 3-е скл.)


- Вывод: Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных, надо подобрать существительное с ударным окончанием того же падежа и склонения.


(Ребята читают правило в учебнике.)


















- 1. Найду имя существительное с безударным окончанием;

2. Определю склонение и падеж;

3.Подбираю к нему слово-помощника того же типа склонения, ставлю в нужный падеж;

4. Смотрю, какое окончание пишется под ударением;

5. Пишу такую же гласную в слово с безударным окончанием.














( Ребята оценивают свою работу.)

Принцип деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Регулятивные УД: выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УД: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учѐт разных мнений, умение слушать и слышать.

Познавательные УД: - использовать имеющиеся знания; - исследовать учебную задачу; - устанавливать логические, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений

Коммуникативные УД: - контролировать и корректировать действия других; оформлять свои мысли в устной речи; ориентироваться в своей системе знаний; работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.






































































Принцип деятельности, непрерывности, минимакса, вариативности, творчества.

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели и задач урока, знакомство с вспомогательным способом проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Регулятивные УД: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения; - оценивать уровень успешности; - производить контроль своих действий.

Познавательные УД: - использовать имеющиеся знания; - исследовать учебную задачу; - устанавливать логические, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений;

Коммуникативные УД: - контролировать и корректировать действия других; - оформлять свои мысли в устной речи; - обосновывать свой ответ; - ориентироваться в своей системе знаний; -работать в группе, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.


IV.Физкультминутка.

(2 мин.)

- А сейчас немного отдохнём.

Проведём игру «Будь внимательным». Вы уже прекрасно определяете тип склонения существительных в начальной форме, поэтому я буду показывать словарные слова, а вы будете выполнять следующие действия:

- если это существительное 1-го скл. – руки поднимаете вверх, тянитесь за ними (показываю);

- если это существительное 2-го скл. – приседаете, руки к плечам;

- если это существительное 3-го скл. – подпрыгиваем.

-Молодцы, садитесь, проверьте посадку.




V. Первичное закрепление новых знаний.

1.Самостоятельная работа со словосочетаниями. (6 мин.)
































2. Выявление новых слов-помощников для проверки безударных окончаний имён существительных,

работа в группах, закрепление новых знаний на основе исследовательской деятельности. (5 мин.)

























































3. Работа с учебником.

(7 мин.)

-Ребята, так какое новое правило мы открыли?






-Повторите алгоритм, которым вы пока можете пользоваться.


-Выполним следующее задание:


- Орфограмму первого словосочетания разберём с комментированием. К доске пойдёт…




(Дальше, ребята работают самостоятельно, ученик у доски – на обратной стороне доски.)









- Заканчиваем работу, проверяем.






- Оцените свою работу.



- Ребята, как вы считаете, если вы забыли данные слова- помощники, можно ли их заменить?


- Конечно, в русском языке много таких слов, например, угадайте этого помощника.

Это имя сказочного героя, он говорил так:

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.»


- Скажите, для каких существительных из данных станет помощником слова «Балда»?


(На доске записаны слова: Ира, Серёжа, Иван, медаль, Володя, Игорь, тетрадь)


- Используя слово-помощник, запишите эти слова в Д.п.

-Проверим.


- Угадайте следующего помощника.

Он очень любил неправильные бутерброды.


- Каким словам будет помощником слово «кот».



- Запишите эти слова в П.п.

- Проверим.



- А сейчас вы поработаете в группах найдёте среди слов слово- помощник для существительных 3-го склонения, а другие слова поставите в нужный падеж.

(Класс поделен на 6 групп вначале учебного года.)

Объединитесь в группы, командиры – получите свои работы.


(Кровать, пыль, вещь, глупость, печь, смелость – для 1,4 групп. Остальные слова употребить в Р.п.


Честь, фасоль, рожь, соль, молодость, храбрость – для 2,5 групп. Остальные слова употребить в Д.п.


Сирень, мышь, грань, любовь, трость, грусть- для 3,6 групп. Остальные слова употребить в П.п.)


- Заканчиваем работу, проверяем.






- Какие слова- помощники вы ещё запомнили?



- Давайте ещё раз вспомним, как новым способом проверить падежное окончание имён существительных?






- Оцените свою работу.





- Какие слова помощники вы запомнили?




- А сейчас, используя, новые знания поработаем с упражнением в учебнике. Откройте 115 стр. учебника, упр.210, прочитайте задание.

- Выполните упражнение самостоятельно.


- Проверим работу. (Спрашиваю слабоуспевающих.)


- Так, с помощью какого правила вам удалось решить орфографическую задачу?

- Каким алгоритмом пользовались?


- Оцените свою работу.



-Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных, надо подобрать существительное с ударным окончанием того же падежа и склонения.


(Ребята повторяют алгоритм.)

















(ученик работает у доски, комментирует, затем все работают самостоятельно)

- Работали на стройк. – это существительное 1-го скл., П.п., подбираю слово-помощник – на реке, окончание –е, значит пишу на стройке.



(Ребята, комментируют, аналогично, с места. Спрашиваю ребят со слабыми способностями.)

Самопроверка.



(Ребята работают с листом самооценки.)


- Я думаю, можно подобрать и другие слова с ударным окончанием.





- Это слово – Балда.





- Слово Балда станет помощником к словам: Ира, Серёжа, Володя.


(Записывают самостоятельно.)

- Ире, Серёже, Володе.



- Кот Матроскин.


Слово кот станет помощником для слов: Иван, Игорь.



- Об Иване, об Игоре.



(Ребята сами объединяются в группы, командир – получает задание, самостоятельно работают.)


















(Ребята дают устный ответ.)














- Мы запомнили слова-помощники: Балда, кот, любовь, печь, рожь.


-Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных, надо подобрать существительное с ударным окончанием того же падежа и склонения.


(Ребята работают с листом самооценки.)



- Мы запомнили слова-помощники:

для 1-го скл. – река, Балда;

для 2-го скл. – вода, кот;

для 3-го скл. – степь, любовь.



(Ребята выполняют упражнение самостоятельно.)





(Повторяют правило и алгоритм.)




(Ребята работают с листом самооценки.)


Принцип деятельности, вариативности, коммуникативности.

Цель: формировать навык правописания безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

Личностные УД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Познавательные УД: использовать имеющиеся знания; устанавливать логические, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УД: формируем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УД: производить контроль своих действий; понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения.





























































VI. Домашнее задание. (2 мин.)

- А сейчас разберём и запишем домашнее задание.

- Найдите в учебнике упр.217, прочитайте задание. Всё ли понятно? Тогда запишите в дневник: Стр.117 упр.217, выучить правило и алгоритм и для работы на следующем уроке, ребята 1 группы найдут в словаре лексическое значение слова оранжерея, а ребята 2 группы – значение фразеологизма «Ищи ветра в поле».


(Ребята записывают домашнее задание в дневник.)


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)


- Какая тема урока была?



- Что нового вы узнали на уроке?


- Чему научились?


- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Посмотрите на задачи урока на слайде. Достигли мы намеченного результата?

- Выясним, как же вы работали на уроке, каких результатов достигли? Согласно листу-самооценки за урок оцените себя. Встаньте, кто за урок себе поставил отметку «5», «4», «3».

- Сейчас за активную работу на уроке поставлю отметки следующим ученикам…, а остальным ребятам, после проверки тетрадей, опираясь на самооценку вашей работы.

- Вложите лист самооценки в тетради и передайте их.

- Мне понравилось, как вы работали. Вы были активны, старались.

Спасибо вам за урок.


- Тема урока: написания безударных падежных окончаний имён существительных вторым способом.


-Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных, надо подобрать существительное с ударным окончанием того же падежа и склонения.


- Научились с помощью слов-помощников проверять безударное падежное окончание имён существительных.



( Ответы разные.)

Принцип коммуникативности.

Цель: проанализировать результаты своих учебных действий, сопоставить их с намеченными целями

Личностные УД: - выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные УД: - оценивать уровень успешности.

Познавательные УД: - исследовать учебную задачу; - устанавливать логические, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УД: - оформлять свои мысли в устной речи; - обосновывать свой ответ; - ориентироваться в своей системе знаний.



















































7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дамаскина Анжела Анатольевна

Дата: 24.03.2023

Номер свидетельства: 628296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Система работы по развитию орфографической зоркости как средство предупреждения ошибок "
    ["seo_title"] => string(98) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-kak-sriedstvo-priedupriezhdieniia-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "243836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445828403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства