I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) | - Здравствуйте, ребята, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и пожелайте хорошей, продуктивной работы на уроке. -Присаживайтесь, пожалуйста, проверьте посадку. - Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. - Свою работу вы будете оценивать сами. Лист для самооценки у вас лежит на столе, найдите и ознакомьтесь с ним. Как работать с ним вы знаете. -Откройте тетради, запишите число. | Обучающиеся поворачиваются друг к другу, желают хорошей работы на уроке. Садятся, проверяют посадку. Ребята знакомятся с листом самооценки. Записывают число. | Принцип психологической комфортности. Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Личностные УД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Коммуникативные УД: умение отвечать за себя и других участников учебного процесса |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (6 мин.) III. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения. (7 мин.) | -Поработаем в парах. На партах у вас лежат карточки с морфологическими признаками частей речи . - Отберите карточки, на которых указаны морфологические признаки части речи, отвечающей на вопросы Кто? Что? Положите их перед собой. - Сравните свою работу с образцом на слайде. - Какая часть речи имеет следующие морфологические признаки? - Все ли морфологические признаки существительного мы вспомнили, если нет, то какие не назвали? -Проверим. -Ребята, прочитайте предложения на слайде, в каких частях речи надо вставить окончание? - Как правильно назвать данную орфограмму русского языка? - Какие морфологические признаки надо определить у существительных, чтобы вставить правильно окончание? - Как определить тип склонения имени существительного? Возьмите оценочный лист, заполните его. - Давайте ещё раз вспомним алгоритм, который нам поможет проверить безударное падежное окончание имён существительных. (Таблица падежных окончаний вывешена в уголке «В помощь ученику» на предыдущем уроке,) - Используя, алгоритм и нужные памятки, вставьте окончание в словах двух первых предложениях. - А сейчас я уберу таблицу падежных окончаний имён существительных, продолжите работу… - Как же быть, если вы ещё не хорошо выучили таблицу падежных окончаний и её нет у вас перед глазами??? - Нельзя писать наугад, все правописания должны быть аргументированы! - Сформулируйте тему урока? - Какие задачи поставим перед собой? Объявление темы и задач урока учителем. - Ребята, давайте пока оставим это задание и выполним следующее… - Вспомните, а как мы проверяем безударную гласную в корне слова? - Попробуем так же поступить с безударной гласной в окончании имён существительных. Подберите примеры…. - А подберите проверочное слово к слову: (по) степи? - Значит и этот вариант вам не всегда поможет!? - Чтобы разобраться, давайте сравним пары слов с которыми мы работаем! По реке – по речке На окне – на окошке - Определите склонение и падеж этих существительных. - Сформулируйте вывод. - А каким словом тогда проверить безударное окончание в слове - (по) сирени? - Какое слово подойдёт? Итак, как же проверить безударное падежное окончание имён существительных новым способом? - Откройте учебник на стр. 113, прочитайте правило. - Чтобы легче было пользоваться этим способом проверки, надо запомнить слова с ударным окончанием разного типа склонений: например: - Эти слова мы будем называть: слова-помощники. - А теперь, составим алгоритм проверки безударного падежного окончания существительных вторым способом. - Умницы, прекрасно поработали. Возьмите лист самооценки, заполните его. | Ребята работают в паре. Отбирают карточки, на которых указаны морфологические признаки части речи, отвечающей на вопросы Кто? Что? Проверяют работу. Вывод. - Отобранные морфологические признаки имеют имена существительные. - Мы не все морфологические признаки существительных назвали. Существительные могут быть собственными и нарицательными, одушевлёнными и неодушевлёнными. - Окончание надо вставить в именах существительных. - Это орфограмма - написание безударного падежного окончания имён существительных. - Чтобы правильно вставить пропущенную букву в окончании имени существительного, надо определить склонение и падеж данного существительного, а потом посмотреть в таблицу безударных падежных окончаний имён существительных или вспомнить эту таблицу. - Мы знаем, что к 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я в начальной форме. - Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е, в начальной форме. - К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме. (Ребята оценивают свою работу.) - Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных, надо: 1. определить склонение существительного; 2.определить падеж; 3. вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже или посмотреть в таблицу. (Обучающиеся с комментированием объясняют написание орфограмм.) (Ребята в затруднении, так как 2 урок по теме) - Писать наугад. (Выслушиваю все предложения.) - Тогда надо искать другой способ правописания безударных падежных окончаний имён существительных. - Я думаю, тема урока: новый способ проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных. - Научиться самостоятельно проверять безударное падежное окончание имён существительных новым способом. - Я считаю, что здесь легко вставить орфограммы, так как окончания данных имён существительных являются ударными, то есть в сильной позиции. Сомнения вызывают только безударные гласные… - Мы знаем: Если буква гласная Вызвала сомнения, Ты её немедленно Ставь под ударение! - По реке - окончание –е под ударением, значит в родственном слове по речке - тоже окончание –е. - На окне - окончание –е под ударением, значит в родственном слове на окошке- тоже окончание –е. - Здесь нельзя подобрать проверочное родственное слово!? - По реке (Д.п., 1-е скл.) – по речке (Д.п., 1-е скл.) На окне (П.п.,2-е скл.) – на окошке (П.п.,2-е скл.) - Вывод: У имён существительных одного и того же падежа и склонения ударное и безударное окончание одинаковое. - Надо подобрать слово с теми же морфологическими признаками, но с ударным окончанием. - Подойдёт слово – (по) степи, так как (по) степи (Д.п, 3-е скл.) (по) сирени(Д.п, 3-е скл.) - Вывод: Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных, надо подобрать существительное с ударным окончанием того же падежа и склонения. (Ребята читают правило в учебнике.) - 1. Найду имя существительное с безударным окончанием; 2. Определю склонение и падеж; 3.Подбираю к нему слово-помощника того же типа склонения, ставлю в нужный падеж; 4. Смотрю, какое окончание пишется под ударением; 5. Пишу такую же гласную в слово с безударным окончанием. ( Ребята оценивают свою работу.) | Принцип деятельности. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Регулятивные УД: выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные УД: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учѐт разных мнений, умение слушать и слышать. Познавательные УД: - использовать имеющиеся знания; - исследовать учебную задачу; - устанавливать логические, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений Коммуникативные УД: - контролировать и корректировать действия других; оформлять свои мысли в устной речи; ориентироваться в своей системе знаний; работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Принцип деятельности, непрерывности, минимакса, вариативности, творчества. Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели и задач урока, знакомство с вспомогательным способом проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Регулятивные УД: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения; - оценивать уровень успешности; - производить контроль своих действий. Познавательные УД: - использовать имеющиеся знания; - исследовать учебную задачу; - устанавливать логические, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений; Коммуникативные УД: - контролировать и корректировать действия других; - оформлять свои мысли в устной речи; - обосновывать свой ответ; - ориентироваться в своей системе знаний; -работать в группе, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
V. Первичное закрепление новых знаний. 1.Самостоятельная работа со словосочетаниями. (6 мин.) 2. Выявление новых слов-помощников для проверки безударных окончаний имён существительных, работа в группах, закрепление новых знаний на основе исследовательской деятельности. (5 мин.) 3. Работа с учебником. (7 мин.) | -Ребята, так какое новое правило мы открыли? -Повторите алгоритм, которым вы пока можете пользоваться. -Выполним следующее задание: - Орфограмму первого словосочетания разберём с комментированием. К доске пойдёт… (Дальше, ребята работают самостоятельно, ученик у доски – на обратной стороне доски.) - Заканчиваем работу, проверяем. - Оцените свою работу. - Ребята, как вы считаете, если вы забыли данные слова- помощники, можно ли их заменить? - Конечно, в русском языке много таких слов, например, угадайте этого помощника. Это имя сказочного героя, он говорил так: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно.» - Скажите, для каких существительных из данных станет помощником слова «Балда»? (На доске записаны слова: Ира, Серёжа, Иван, медаль, Володя, Игорь, тетрадь) - Используя слово-помощник, запишите эти слова в Д.п. -Проверим. - Угадайте следующего помощника. Он очень любил неправильные бутерброды. - Каким словам будет помощником слово «кот». - Запишите эти слова в П.п. - Проверим. - А сейчас вы поработаете в группах найдёте среди слов слово- помощник для существительных 3-го склонения, а другие слова поставите в нужный падеж. (Класс поделен на 6 групп вначале учебного года.) Объединитесь в группы, командиры – получите свои работы. (Кровать, пыль, вещь, глупость, печь, смелость – для 1,4 групп. Остальные слова употребить в Р.п. Честь, фасоль, рожь, соль, молодость, храбрость – для 2,5 групп. Остальные слова употребить в Д.п. Сирень, мышь, грань, любовь, трость, грусть- для 3,6 групп. Остальные слова употребить в П.п.) - Заканчиваем работу, проверяем. - Какие слова- помощники вы ещё запомнили? - Давайте ещё раз вспомним, как новым способом проверить падежное окончание имён существительных? - Оцените свою работу. - Какие слова помощники вы запомнили? - А сейчас, используя, новые знания поработаем с упражнением в учебнике. Откройте 115 стр. учебника, упр.210, прочитайте задание. - Выполните упражнение самостоятельно. - Проверим работу. (Спрашиваю слабоуспевающих.) - Так, с помощью какого правила вам удалось решить орфографическую задачу? - Каким алгоритмом пользовались? - Оцените свою работу. | -Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных, надо подобрать существительное с ударным окончанием того же падежа и склонения. (Ребята повторяют алгоритм.) (ученик работает у доски, комментирует, затем все работают самостоятельно) - Работали на стройк. – это существительное 1-го скл., П.п., подбираю слово-помощник – на реке, окончание –е, значит пишу на стройке. (Ребята, комментируют, аналогично, с места. Спрашиваю ребят со слабыми способностями.) Самопроверка. (Ребята работают с листом самооценки.) - Я думаю, можно подобрать и другие слова с ударным окончанием. - Это слово – Балда. - Слово Балда станет помощником к словам: Ира, Серёжа, Володя. (Записывают самостоятельно.) - Ире, Серёже, Володе. - Кот Матроскин. Слово кот станет помощником для слов: Иван, Игорь. - Об Иване, об Игоре. (Ребята сами объединяются в группы, командир – получает задание, самостоятельно работают.) (Ребята дают устный ответ.) - Мы запомнили слова-помощники: Балда, кот, любовь, печь, рожь. -Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных, надо подобрать существительное с ударным окончанием того же падежа и склонения. (Ребята работают с листом самооценки.) - Мы запомнили слова-помощники: для 1-го скл. – река, Балда; для 2-го скл. – вода, кот; для 3-го скл. – степь, любовь. (Ребята выполняют упражнение самостоятельно.) (Повторяют правило и алгоритм.) (Ребята работают с листом самооценки.) | Принцип деятельности, вариативности, коммуникативности. Цель: формировать навык правописания безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Личностные УД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Познавательные УД: использовать имеющиеся знания; устанавливать логические, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные УД: формируем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УД: производить контроль своих действий; понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.) | - Какая тема урока была? - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Посмотрите на задачи урока на слайде. Достигли мы намеченного результата? - Выясним, как же вы работали на уроке, каких результатов достигли? Согласно листу-самооценки за урок оцените себя. Встаньте, кто за урок себе поставил отметку «5», «4», «3». - Сейчас за активную работу на уроке поставлю отметки следующим ученикам…, а остальным ребятам, после проверки тетрадей, опираясь на самооценку вашей работы. - Вложите лист самооценки в тетради и передайте их. - Мне понравилось, как вы работали. Вы были активны, старались. Спасибо вам за урок. | - Тема урока: написания безударных падежных окончаний имён существительных вторым способом. -Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных, надо подобрать существительное с ударным окончанием того же падежа и склонения. - Научились с помощью слов-помощников проверять безударное падежное окончание имён существительных. ( Ответы разные.) | Принцип коммуникативности. Цель: проанализировать результаты своих учебных действий, сопоставить их с намеченными целями Личностные УД: - выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные УД: - оценивать уровень успешности. Познавательные УД: - исследовать учебную задачу; - устанавливать логические, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные УД: - оформлять свои мысли в устной речи; - обосновывать свой ответ; - ориентироваться в своей системе знаний. |