Просмотр содержимого документа
«КТП по литературному чтению, УМК " Начальная школа 21 века"»
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование разработано на основе требований ФГОС ООО, основной образовательной программы начального общего образования, разработанной МБОУ «СОШ № 9», учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «СОШ №9», рабочей программы по литературному чтению МБОУ «СОШ №9»,и авторской программы «Начальная школа XXI века» (Л.А.Ефросинина) М.:Вентана- Граф.
Целькурса помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Место предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени В.К. Демидова» на изучение литературного чтения в третьем классе отводится 4 часа в неделю или 136 часа в год.
Минимум содержания образования по разделам
Круг чтения:
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей – классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика:
Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.
Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, рифма, обращение, сравнение. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Восприятие литературного произведения:
Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность:
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжение произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Читательские умения:
самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы);
умение самостоятельно прочитать фамилию автора II заглавие и правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);
определять тему чтения и жанр книги;
самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие.Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
Требования к уровню подготовкиучащихся 3 класса:
К концу обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение них соотносить поступки с нравственными нормами;
передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;
различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;
работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию в тексте произведения;
прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.
Ученик получит возможность научиться:
находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3 года обучения:
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебника «Литературное чтение».
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения. Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- осмысленно и правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст; - составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению,
3 класс ( 3 часа в неделю, 102 часа в год)
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
Вид контро-ля
Приме-чание
По програм-ме
По КТП
Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик-годовик».
1
1
Малые формы фольклора: пословицы.
1
1
Русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую».
1
1
Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич».
1
1
Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка».
2
1
Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер».
1
1
Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка».
1
1
Малые формы фольклора: скороговорки, потешки.
2
1
Устное народное творчество. «Проверь себя».
1
1
К/р
Былины. «Добрыня и змей»
2
1
Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
1
1
Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула»
1
1
Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца».
2
1
Былины. Обобщающий урок. «Проверь себя».
1
1
К/р
Эзоп «Лисица и виноград»,
И. Крылов «Лиса и виноград»,
И. Крылов «Ворона и лисица»,
Эзоп «Ворон и лисица»
2
1
Литературное слушание. И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок».
2
1
А. Е. Измайлов «Филин и Чиж», И. А. Крылов «Крестьянин и работник».
2
1
Басни. «Проверь себя».
2
1
К/р
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».
1
1
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Работа с образами героев.
1
1
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
1
1
А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
1
1
Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны».
1
1
А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя», «Зимний вечер», «Няне».
1
1
«Произведения А. С. Пушкина» «Проверь себя».
1
1
К/р
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…», А. Майков «Осень».
1
1
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…».
1
1
Литературное слушание. И. Бунин «Листопад».
1
1
Контрольная работа по теме «Стихи русских поэтов».
1
1
К/р
Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк».
1
1
Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан».
1
1
Л. Толстой. рассказы «Зайцы», «Лебеди».
1
1
Л. Толстой Рассказы «Лев и собачка», « Прыжок».
1
1
Былина «Как боролся русский богатырь»
1
1
Произведения Л. Толстого. Обобщающий урок.
1
1
Тест
Н. Некрасов «Крестьянские дети». К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок».
1
1
Н. Некрасов «Славная осень»,
К. И. Чуковский «Зеленый шум».
1
1
Стихи о природе. Н. Некрасов «Мороз-воевода»
1
1
Произведения Н. Некрасова.
1
1
Пров.
раб
К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова».
1
1
Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов».
1
1
Тест
А. П. Чехов «Степь», «Белолобый», И. С. Тургенев «Лес и степь».
1
1
А. Чехов «Ванька».
1
1
Литературное слушание. Книги о животных. Рассказ Л. Андреева «Кусака»
1
1
Промежуточная контрольная работа.
1
1
К/р
Ш. Перро «Подарки феи».
1
1
И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре».
1
1
Авторские сказки. Х-К. Андерсен «Снеговик» , Братья Гримм «Умная дочь крестьянская».
1
1
Обобщение по разделу «В мире сказок».
1
1
Пров.
раб
И. Никитин «Русь», «Утро».
1
1
И. Суриков «Детство»
1
1
И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…».
1
1
С. Дрожжин «Привет», «Зимний день».
1
1
Стихи о Родине. Дополнительноечтение.Ф. Н. Глинка «Москва».
1
1
Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов».
1
1
Сам. раб
Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Аналитическое чтение по частям.
1
1
Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех».
1
1
Д. Мамин-Сибиряк «Постойко».
1
1
Обобщение по разделу. Рассказы Д. Мамина-Сибиряка.
1
1
Сам. раб
А. И. Куприн «Синяя звезда». работа над сюжетом.
1
1
А. Куприн «Барбос и Жулька».
1
1
А. Куприн «Собачье счастье».
2
1
А. Куприн «Ю-ю».
1
1
Обобщение по разделу «Рассказы А. Куприна»
2
1
Сам.
раб
С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». Стихи о природе
1
1
С. Есенин «Береза».
2
1
С. Есенин «Бабушкины сказки».
2
1
Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина».
2
1
Тест
К. Паустовский «Стальное колечко».
1
1
К. Паустовский «Заячьи лапы».
2
1
К. Паустовский «Кот-ворюга»
1
1
К. Паустовский «Какие бывают дожди»
2
1
Литературное слушание. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»
2
1
Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности
4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана – Граф, 2016.
5. Программа «Литературное чтение. 1–4 классы» – Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. — М.: Вентана-Граф,2016.
6. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2016.
7. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2ч. – М.: Вентана-Граф, 2016.