II. Введение в тему: (К) Обратите внимание ребят на картинки и предложите угадать слово по первым буквам, которое будет являться ключевым словом урока. III. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. (К) Учащиеся по рисункам в таблице предполагают, о чём пойдёт речь на уроке. Определяют цель, которую нужно достичь к концу урока. (К ней возвращаются на этапе рефлексии.) IV. Домашнее задание. –Расскажите о природных ресурсах. –Какие интересные факты использования природных ресурсов человеком вы нашли? V. Работа по теме урока: (К) Предложите детям послушать и разгадать загадки и поинтересуйтесь, что объединяет все отгадки? (Групповая работа) Проблемный вопрос. Подумайте, почему на нашей планете есть жизнь? От чего это зависит? Кластер. (К,И) Работа по учебнику. Предложите ребятам прочитать текст и сравнить свои рассуждения с информацией в учебнике. Вывод. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий их мир. Солнечный свет и тепло нужны не только животным, но и растениям. Солнечная энергия помогает росту растений. А человек и животные существуют благодаря растениям, выращенным Солнцем. (Работа в парах) Работа в Научном дневничке. Задание №1. Обработка информации «Допишите определения». Солнце –огненный шар. Солнце – звезда. Только на Земле есть жизнь. Солнце дает Земле свет и тепло. (Работа в парах) Проблемные вопросы. Что бы было, если Земля была ближе к Солнцу, дальше от Солнца. Что произойдет с Землей, если Солнце погаснет? (Гипотезы детей.) Вывод. Если бы Солнце погасло, то через несколько недель на Земле не осталось бы никакой жизни. Только Солнце способно нагревать Землю и поддерживать на ней такую температуру, при которой вода и воздух не превращаются в ледяной панцирь. Только Солнце дает возможность расти и созревать растениям, которые обеспечивают нас пищей. (К) Беседа "Что такое солнце?" Послушайте стихотворение: Что такое солнце? – Солнце – монетка, – скупой проворчал. – Нет, сковородка! – обжора вскричал. – Нет, каравай, –хлебопёк произнёс. – Компас, – сказал убеждённо матрос. – Солнце – звезда, – астроном объявил. -Доброе сердце, – мечтатель решил. А. Еськова (Групповая работа) Игра «Солнце для меня…». Обратите внимание учеников на то, каждый герой в стихотворении ответил по-своему. Предложите сейчас попробовать найти ответ на этот вопрос с позиции людей разных профессий. Каждая группа представляет свою профессию: врачи, хлеборобы, путешественники, художники. Задание. Определите значение Солнца для представителя вашей профессии. (К) Динамическая пауза. А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете, На носки приподнялись, А потом все – руки вниз. Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладони образуют « купол ракеты») Три, четыре ( основная стойка) Вот летит ракеты ввысь – Убегай, посторонись! (К) Проблемные вопросы. Работа Солнца нам понятна, а зачем нам Луна? (Гипотезы детей.) Подумайте, является ли Луна, как Солнце источником света и тепла? (К) Работа с учебником. Предложите ребятам работу с текстом в учебнике и попросите рассказать, какое открытие они для себя сделали. –Какие различия существуют между Луной и Солнцем? (К) Работа с рисунком в учебнике и в Научном дневничке. Обратите внимание учеников на размеры и движение космических тел. Предложите выполнить Задание №2. Обработка информации «Сравни с помощью знаков ». (К) Творчество. Придумайте необычный способ доказательства того, что Солнце и Луна –неодинаковые по величине. (Групповая работа) Практическая работа. Предложите провести наблюдение «Почему Солнце и Луна кажутся одинаковыми по величине?» Результаты отметь в Научном дневничке. Задание № 3. 1. Цель: __(выяснить, почему Солнце и Луна кажутся одинаковыми по величине?___________ 2. Объект: мяч, линейка ____________________ 3. Этапы наблюдения: -Рассмотреть мяч с близкого расстояния -Рассмотреть мяч с расстояния 2 шагов и т.д. 4. Оборудование: __(мяч линейка) ___________ 5. Сроки наблюдения __(на уроке) ________________________ 6. Результаты наблюдения (записать) 7. Сделай вывод: Солнце кажется таким же, как Луна, потому что находится намного дальше неё. В каждой группе необходимо выбрать ведущего. Ведущий держит в руках мяч. Сначала он стоит от ребят на расстоянии одного шага. Ребята с помощью линейки на расстоянии измеряют величину мяча. Ведущий отходит на два шага дальше, потом на четыре. Ребята также измеряют величину мяча и записывают свои результаты. (К) Комментарии педагога. Космическая ракета запущенная с Земли, приблизилась бы к Солнцу только через полгода, а современный космический корабль типа «Аполлон» сможет достичь Луны за трое суток. (К,И) Работа по учебнику. Заинтересуйте детей фотографиями поверхности Луны в учебнике. Предложите своими словами описать ее поверхность. Познакомьте с сообщением Всезнамуса. – Как появились кратеры на Луне? (Групповая работа) Практическая работа в группе. Порекомендуйте ребятам провести эксперимент. Насыпьте в тарелку муку. Пусть по очереди кидают в муку сверху разные предметы (камешки, пластиковые шарики). Экспериментируйте с разными снарядами, разной высотой падения, разными силами сброса. Результаты обсудите в группе. VI. Обобщение (К) Обобщение темы. – Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? – Достигли ли вы цели, которую ставили в начале урока? – Что вам помогло? (Имеющиеся знания и проделанные эксперименты) – С каким фруктом можно сравнить солнышко? Комментарии педагога. Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждомчеловеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. Солнце живёт в каждом из нас! Ребята, будьте, как Солнце! VII. Домашнее задание на выбор ( по уровням) Уровень А1. Пользуясь учебником, составь 2 вопроса по теме урока. Уровень В2. С помощью родителей произведи расчёты и узнай длину твоего лунного прыжка и земного. Отметь результаты в таблице Научного дневничка. Уровень С3.Используя различные источники информации, найди интересные сведения о Солнце и Луне. |