I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Название предмета: Уроки гражданственности Донбасса
2. Класс : 2
3. Документы, на основании которых составлено календарно-тематическое планирование:
- Письмо№279 « О внесении изменений в Базисный учебный план общеобразовательных организаций Донецкой народной республики на 2015-2016 учебный год;
4. Годовое количество часов по программе –35ч
5. Количество часов в неделю – 1ч
Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Современный мир развивается очень быстро. Постоянно изменяющиеся политические, социально – экономические отношения в обществе, государстве требуют от подрастающего поколения быстрой адаптации к новым условиям существования. Возникает проблема: как в условиях смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам достатка, жестокой рыночной конкуренции сохранить лучшие нравственные качества детей и молодежи.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственное развитие гражданина ДНР – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Донецкая Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями духовными смыслами, общностью исторической судьбы.
В соответствии с этим должен определяться и современный идеал личности, воспитанной в новой образовательной среде – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях своего народа.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий ее социально-экономического, политического и культурного роста. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, необходимо, прежде всего, видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – одна из главных задач, конечной целью которой должно стать формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина. В связи с этим, данное направление требует постоянного развития в образовательной организации системы идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственной, социально ответственной личности учащегося.
Задача педагогов – создать такие условия, которые бы позволили учащимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную, дали возможность почувствовать себя нужным своей стране, своему городу, своей школе.
В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле.
Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом – это то главное, что необходимо воспитать в детях.
В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость.
Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, актуальность разработки курса «Уроки гражданственности Донбасса» обусловлена:
необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;
необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;
потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.
Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики, как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее.
Именно поэтому существует необходимость в разработке новых школьных курсов воспитательной направленности, которые сочетают в себе информативность, научность, активно-деятельностный подход, метапредметность, в доступной форме объясняют молодому поколению необходимость помнить «кто мы и какого рода», чтить свои корни, родителей, родную землю.
Именно эту задачу и призван выполнить новый образовательно-воспитательный курс «Уроки гражданственности Донбасса», направленный на становление ученика как гражданина, патриота своей малой и большой родины. Содержательные линии, входящие в состав курса, должны способствовать пониманию ответов на такие вопросы, как «Кто я?», «Что представляет собой окружающий меня мир?», «Что я знаю о своем роде?», «Что я знаю о своей Родине?», «Каковы мои права и обязанности?», «Что я могу сделать для блага Отечества?».
Курс объединяет в себе 4 содержательные линии: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую и обществоведческую, которые реализуются через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса» и «Культура Донбасса», «Дыхание времен», «След в истории», «Человек и закон», «Гражданская позиция», которые, в свою очередь, объединяются в три макросферы: «Донбасс и Русский мир», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс – моя Родина».
2. Нормативно-правовое обеспечение курса
Нормативно-правовым обеспечением курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности Донбасса» являются:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 07.07.2015, N 55-IНС;
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;
Локальные акты Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, управлений (отделов) образования.
3. Цели и задачи курса
Цели:
развитие и воспитание у граждан Донецкой Народной Республики патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, к своему народу, стремления добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности;
подготовка функционально грамотного, высоконравственного, культурного, деятельного гражданина-созидателя, усвоившего общечеловеческие ценности, стремящегося к сохранению и приумножению духовных, культурных, материальных богатств своего народа и своего Отечества.
Задачи:
модернизация системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи, создание условий для её успешной реализации;
информационно-мировоззренческая подготовка детей и молодежи, оказание помощи в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанным с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения его безопасности;
воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейших характеристик молодежи, проявляющихся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в процессах строительства и развития общества и государства;
утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;
формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики – Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества; обеспечение роста уровня значимости патриотизма у подрастающего поколения,
формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края.
Календарно-тематическое планирование по
Урокам гражданственности Донбасса
(35 часов, 1 час в неделю)
№ | Номер урока (кор.) | Содержание урока | Кол –во часов | Дата | Дата (кор.) | Примеч. |
| | Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | | | | |
| | Микросфера «Я – житель Донбасса» | | | | |
1,2 | | Тема 1. Герои моего города (села) | 2 | 07.09.16 14.09 | | |
3,4 | | Тема 2. Тайна названий улиц родного города (села) (проект) | 2 | 21.09 28.09 | | |
5 | | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 05.10.16 | | |
| | Микросфера «Природа Донбасса» | | | | |
6,7 | | Тема 3. Зеленая аптека Донбасса (составление каталога) | 2 | 12.10 19.10 | | |
8,9 | | Тема 4. Зеленые ладошки земли Донбасса Обратить внимание детей на экологические проблемы Донбасса | 2 | 26.10 09.11.16 | | |
10 | | Экскурсия в аптеку | 1 | 16.11 | | |
| | Микросфера «Культура Донбасса» | | | | |
11,12 | | Тема 5. Горжусь историей родного края. Народные умельцы моего города (села) | 2 | 23.11 30.11 | | |
| | Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | | | | |
| | Микросфера «Человек и закон» | | | | |
13,14 | | Тема 6. Основные законы в жизни человека. Человек и гражданин – кто это? | 2 | 07.12 14.12 | | |
| | Микросфера «Гражданская позиция» | | | | |
15 | | Тема 7. Дети – полноценные граждане своего государства. | 1 | 21.12 | | |
16 | | Тема 8. Школа – наш второй дом. Права и обязанности школьника | 1 | 28.12 | | |
| | Микросфера «Трудом славен человек» | | | | |
17,18 | | Тема 9. Почетный труд шахтёра | 2 | 18.01.17 25.01 | | |
19,20 | | Тема 10. Труженики сельского хозяйства | 2 | 01.02 08.02 | | |
| | Микросфера «Учимся жить среди людей» | | | | |
21,22 | | Тема 11. Культура общения с ровесниками и взрослыми. | 2 | 15.02 22.02 | | |
| | Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» | | | | |
| | Микросфера «Дыхание времен» | | | | |
23,24 | | Тема 12. Кто такие славяне? | 2 | 01.03.17 08.03 | | |
| | Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | | | | |
25,26 | | Тема 13. Первоучители словенские Кирилл и Мефодий | 2 | 15.03 22.03 | | |
| | Микросфера «Секреты русских мастеров» | | | | |
27,28 | | Тема 14. Бабушкина вышивка | 2 | 05.04.17 12.04 | | |
29 | | Экскурсия в краеведческий музей «Мастера Донбасса» | 1 | 19.04 | | |
| | Микросфера «Летопись народной мудрости» | | | | |
30,31 | | Тема 15. По страницам народного фольклора (задорные потешки, детские игры, считалки) | 2 | 26.04 03.05.17 | | |
32,33 | | Тема 16. Народные символы и обереги | 2 | 10.05 17.05 | | |
34 | | Практическое занятие «Мой оберег» | 1 | 27.05 | | |
35 | | Тема 17.Итоговый урок | 1 | 31.05.17 | | |