Представляете, совсем недавно я узнал, что ИКТ расшифровывается, как информационные и коммуникационные технологии. Как порою получается: читаешь статью, встречаешь в ее тексте аббревиатуру - и начинаешь, вспоминать, что же она обозначает, и вспомнить не можешь. А автор чешет, извините за выражение и вдоль и поперек, и везде норовит это словечко вставить. Так иногда всю статью прочитаешь, и не поймешь, о чем же все таки шла речь.
Во так и здесь, некоторое время назад, видя эту аббревиатуру, я предполагал, что это должно звучать, как информационные и компьютерные технологии. Мое недоумение по этому поводу, означало только одно: раз данный термин присутствует в обозначении школьного предмета, то это должно быть его базисной составляющей.
Будучи знаком с коммуникационными технологиями не понаслышке, смею вас уверить: в этих самых технологиях очень много интересного, в том числе тем для изучения, которые могут быть рассмотрены в школе. Но нужно ли?
Если эту коммуникацию (связь), изучать подробно, это будет скучно, если кратко: как на 10-15 страницах учебника, то она так и останется неопознанным объектом. Вы скажете: ну что там в этой связи изучать? Ну, ладно, давайте вспомним. Что у нас там со связью? Сотовый телефон. А еще, УКВ радиостанции, а еще телевидение. Какое? Обычное, но есть еще и кабельное. А радиоприемники и на других радиоканалах, кроме УКВ, устроенных по особенному, еще работают. А есть еще радиолюбительская связь со своими очень многочисленными и интересными моментами. А обычные телефоны тоже пока есть. А на них еще "простые" модемы работают с их обилием протоколов. А на эти обычные телефонные линии согласно плана последней мили уже столько всего нагрузили. А в спальных районах FastEthernet, да уж и оптикой никого не удивишь. Заглянем в наш простой офис. Про Arcnet и TokenRing уж никто и не помнит. Повсюду царят Gigabit, Fiber, и беспроводки разных мастей. А если у кого есть комп, то вам без запинок расскажут о USB, IrDA, Bluetooth, FireWire. Но, извините меня, это тоже коммуникационные технологии. О спутниковых коммуникациях я уж и вспоминать не стану. Тут вам и десятки каналов и спутниковый Интернет и "рыбалка": где вы еще достанете дорогие книги и посмотрите фильмы, которые в московских кинотеатрах только начали показывать. Ну что у нас там еще осталось? А, Internet: Паутина, Блогосфера, почта, форумы, новости, Chat.
Если на каждое упоминание из всего этого списка отвести по уроку, учебный год в профильном классе будет заполнен. Но почти о каждом упомянутом термине написаны толстые книги, а школьная программа не резиновая, приходится отделываться упоминанием вскользь, но кому и зачем это нужно?
Ну, бог с ним, с названием. Ведь можно же сослаться, на то, что коммуникации вносят в процесс образования новый, очень важный и очень интересный компонент. Использование сетевых технологий, как локальных так и глобальных может координально изменить, а может и улучшить процесс обучения и его эффективность, не ухудшило
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
По мнению психологов, интерес к обучению - один из доминирующих мотивов учения. На современном этапе реформирования системы образования в педагогике вновь возникла потребность в пересмотре отношения учителей к познавательному интересу. Обращение общества к личности обуславливает более внимательное изучение индивидуальных особенностей интереса у каждого человека, заинтересованность в самореализации, в нахождении полного применения его склонностям, способностям и интересам. В связи с этим, одной из главных целей изучения предмета “Информатика и ИКТ” на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Но развитие познавательной активности не мыслимо без развития познавательного интереса.
Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Но развитие познавательной активности не мыслимо без развития познавательного интереса. Рассмотрим факторы, формирующие познавательную активность учащихся:
Рисунок 1
Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.
За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Иногда от учеников можно услышать фразу: “Зачем мне нужна информатика? Я не собираюсь быть тем-то или тем-то”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, мат. логика, табличный процессор и т.д.). Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится, фактически, бытовым прибором, а вместе с ним теряет и мотивационную силу. Появление очень большого количества программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность — Интерес — Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Теоретический аспект
Развитие познавательных интересов рассматривали многие психологи и педагоги. На каждом этапе развития человечества отношение к роли интереса в обучении формировалось под воздействием социальных, философских, религиозных и национальных воззрений и традиций. Как ценнейший мотив учебной деятельности интерес рассматривали психологи: Л.С. Благонадежина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина и др. Многие из них опирались на труды С.Л. Рубинштейна, который называл познавательный интерес ценнейшим мотивом учения, черпающий “строительный материал” из внешнего мира. Различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса в школе исследованы Ю. К. Бабанским, В.Б. Бондаревским, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной и др.
Под познавательным интересом, мы будем понимать – избирательную направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению.
Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что познавательный интерес, являясь сильным и значительным, существенно влияет на учебную деятельность школьника. Так, под его влиянием, можно добиться вполне успешной учебной деятельности у детей со слабой успеваемостью, ленивых и малоактивных или изменить отношение к учению слабоуспевающих учащихся.
Познавательный интерес – сложное, многозначное явление, которое можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, познавательный интерес выступает как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, познавательный интерес является ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Можно выделить внутреннее и внешнее проявления познавательного интереса. Следовательно, условия, влияющие на его формирование, могут делиться на внутренние и внешние (Рисунок2).
Рисунок 2
Мотив – это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением определенных потребностей.
Совокупность мотивов, побуждающих подростка к какой-либо деятельности, называется мотивацией. Мотивация учебной деятельности как свойство личности представляет систему ее целей, потребностей, побуждающих обучаемых к активному пополнению знаний, овладению умениями и навыками.
Мотивация учебной деятельности характеризуется:
направленностью на учение (освоение содержания, способов, приемов учения);
познавательной активностью;
деятельностью.
Практическая часть
Неотъемлемой частью любого урока является решение различных задач, выполнение заданий. На уроке информатики учащиеся выполняют задания как практического, так и теоретического характера. Проблема, с которой сталкивается любой педагог, заключается в том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у учащегося познавательного интереса и желания работать. Поэтому в своей практике для повышения познавательного интереса, я применяю творческие задания. Н.Д. Левитов, под творческой работой предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика. “Творческая деятельность учащихся, — пишет Б.П. Есипов, — не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового” [4].
Но проблема в том, что таких задач очень мало, можно сказать, практически нет. Поэтому приходится самим разрабатывать такие задания. В своей работе я выделяю следующую классификацию творческих заданий по информатике, которая представлена в следующей таблице (см. Таблица1).
Таблица1
Классификация творческих заданий по информатике
№
1. ПО СОДЕРЖАНИЮ
ПРИМЕРЫ
1.1
Занимательные задачи (задачи- рассказы, задачи- парадоксы и т.д.).
Приложение 1
1.2
Интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, предметам).
Приложение 2
1.3
Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний).
Приложение 3,
Приложение 4
1.4
Задачи, допускающие несколько способов решения.
Приложение 2,Приложение 3,
Приложение 4
2. ПО ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ
2.1
Составление задач учащимися.
2.2
Конструирование обратных задач.
2.3
Составление кроссвордов, ребусов по теме.
2.4
Разгадывание кроссвордов, ребусов.
2.5
Написание рефератов, докладов.
2.6
Разработка презентаций по теме.
2.7
Проектная деятельность
Приложение 5
2.8
Творческая практическая работа (сказки, сочинения, рисунки и др.)
Творческий характер деятельности я определяю в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:
уровень развития внутренней мотивации деятельности учащегося [3];
оригинальность метода решения;
творческая фантазия;
оригинальность оформления;
уровень использования межпредметных связей;
умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
На уроке, в зависимости от его типа, можно использовать следующие творческие задания (Таблица2).
Таблица 2
Применение творческих заданий на уроках различного типа
Тип урока
№ творческого задания (из Таблицы 1)
1. Комбинированный урок
1.1, 1.2, 1.4
2. Урок формирования знаний
1.1, 1.2, 1.4, 2.7
3. Урок закрепления и совершенствования знаний
1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.2, 2.4,
4. Урок формирования умений и навыков
1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
5. Урок применения знаний на практике
1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.2, 2.4, 2.6
6. Урок обобщения и систематизации знаний
1.3, 2.3, 2.4, 2.7
7. Урок контроля знаний
2.3, 2.4,
Для домашнего задания можно использовать следующие творческие задания: 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8.
По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяем уровни развития познавательного интереса:
низкий уровень,
средний уровень,
высокий уровень.
У учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.
Под формированием познавательного интереса я понимаю поэтапное продвижение учащихся от низкого уровня познавательного интереса к среднему, от среднего – к высокому. Нужно учитывать, что процесс формирования познавательного интереса очень сложный и долговременный и зависит от возрастных особенностей. И только соблюдая все условия (Рисунок 2), можно придти к результату.
Литература
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 234с.
Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. – М., - 1985.
Есипов Б.П. Самостоятельные работы учащихся на уроке. М., 1961.
Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 544с.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 420 с.
Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. — 67с.
Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2006. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям// Информатика и образование, № 4—2004.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. – (В помощь школьному учителю).
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1971. — 352–358 с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.