kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультатив русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа разработана для учащихся 2 и 4 классов. В ней отображён паурочный план. Цели и задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив русский язык»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Развитие речи» адресована обучающимся начальных классов общеобразовательной школы по системе развивающего обучения разработана в соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования;

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.


Ценностные ориентиры содержания занятий.

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Структура программы. Программа включает три раздела:

— пояснительная записка;

— основное содержание факультатива;

— тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.

Общая характеристика факультатива. «Развитие речи» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивает сяязыковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности засоблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.


Место курса в учебном плане. Изучение факультатива рассчитано с 2 по 4 класс в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).

Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В процессе изучения данногофакультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красотуи величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормамиупотребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства Казахстана», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения.

Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоениекурса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.

Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.














Содержание программы

Поиграем со звуками, словами и предложениями

  • Фонетические и графические правила и закономерности.

  • Слово, его значение и лексические нормы.

  • Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово-

  • образовательными моделями.

Практическая и игровая деятельность:

— фонетические и графические задачи;

— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;

— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;

— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды»,

«Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;

— шутливые лингвистические вопросы;

—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.



Пора действовать!

  • Глагол в языке и речи.

  • Особенности текста-повествования и текста-описания.

  • Видовые пары глаголов, их значение.

  • Глаголы в личной форме.

  • Повествование от первого и третьего лица.

  • Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.

  • Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

  • О чём может рассказать личная форма глагола.

  • Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.

  • Форма условного наклонения глагола.

  • Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

  • Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

  • Использование глаголов в прямом и переносном значении.

  • Художественное олицетворение.

  • Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

  • Глаголы в пословицах и загадках.

  • Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Практическая и игровая деятельность:

  • лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;

  • игра «Меняемся ролями»;

  • творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;

  • ролевая игра «Просить или приказывать?»;

  • составление загадок с помощью глаголов;

  • игра-соревнование «Орфографический поединок».



Числа и слова

  • Как используются числительные в речи.

  • Обозначение дат и времени с помощью числительных.

  • Числительные во фразеологизмах и пословицах.

  • Нормы употребления имён числительных.

  • Исправление речевых ошибок.

Практическая и игровая деятельность:

  • проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;

  • викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».



Прочные связи

  • Как связаны слова в словосочетании.

  • Словосочетания свободные и связанные.

  • Словосочетания с типом связи согласование.

  • Слова каких частей речи могут согласовываться.

  • Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

  • Сочетаемость слов.

  • Словосочетания с типом связи управление.

  • Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

  • Трудности в выборе формы слова при управлении.

  • Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

  • Словосочетания с типом связи примыкание.

Практическая и игровая деятельность:

  • игра «Словосочетания в пазлах»;

  • ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

  • конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);

  • творческая работа «Путешествие туда и обратно»;

  • итоговый конкурс «Любимые игры со словами».





























Календарно тематическое планирование по программе

«Развитие речи» 4 класс (34 часа в год)

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Формирование универсальных

учебных действий

Дата план.



1

Поиграем со

звуками, словами,

предложениями.





1.1-1.2

Смотрю, говорю, сслушаю.

2

-сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;

- наблюдать и сравнивать значение глагольных видов пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

- проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих

норм в собственной речи и речи собеседника;

- составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

- осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

- осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

05.09

12.09

1.3-1.4

Лексические загадки.

2

19.09

26.09

1.5

Словесный конструктор.

1

03.10

1.6-1.7

Занимательная грамматика.

2

10.10

17.10

2

Пора

действовать!



14ч


2.1-2.2

Для чего нужны глаголы?

2

24.10

07.11

2.3

Делать и сделать – не одно и то же.

1

14.11

2.4

Меняемся ролями.

1

21.11

2.5

Вчера, сегодня, завтра.

1

28.11

2.6

Одно вместо другого.

1

05.12

2.7

Она меня поняла и приняла.

1

12.12

2.8

Кто говорит, кто действует?

1

19.12

2.9

Сумею победить!

1

26.12

2.10

Мечтаем и фантазируем.

1

09.01

2.11-2.12

Дай-подай… и поезжай!

2

16.01

23.01

2.13

Живые образы.

1

30.01


2.14

Орфографический поединок.

1

06.02

3

Числа и слова.



3.1

Для чего нужны числительные?

1

- наблюдать использование числительных в речи;

- воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в

неявном виде;

- находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

- выступать перед одноклассниками;

- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании числительных в речи, контролировать

соблюдение этих норм в собственной речи и речи собеседника.

13.02

3.2

Важные даты в истории нашего края.

1

20.02

3.3

Рекорды в цифрах.

1

27.02

3.4

За семью печатями

1

06.03

4

Прочные связи.


-наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать

наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

- проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

- наблюдать особенности различных словосочетаний;

- сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

- создавать устное высказывание на предложенную тему;

- осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.


4.1

Треугольный шарик.


1

13.03

4.2

Как водить машину за нос?


1

20.03

4.3

Послушный «подчинённый».

1

03.04

4.4

О «земляной» или «земной» красоте.

1

10.04

4.5

Строгий «управляющий».


1

17.04

4.6

В Сибири и на Урале.

1

24.04

4.7

Связаны смыслом.


1

08.05

5

Любимые игры со словами

15.05

22.05




Источники

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.Методический конструктор.– М.: Просвещение, 2010 г.;

2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред.

Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011 г.



































Программа курса «Развитие речи». Техника и выразительность речи.

2 класс

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.



Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

знать:

- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

- составлять планы различных видов.





Календарно-тематическое планирование занятий по факультативу «Развития речи», 2 класс



п/п

Дата

Тема занятия

Планируемые результаты

Слово (25 часов)

05.09

12.09

Слово. Значение слова.

Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи.

19.09

26.09

Многозначные слова.

Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.

03.10

10.10

Омонимы.

Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок.

17.10

24.10

Омофоны. Омоформы.

Уметь различать омофоны и омоформы


07.11

14.11

Синонимы

Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.


21.11

28.11

Антонимы

Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах.

05.12

12.12

19.12

26.12

09.01


Фразеологизмы

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

16.01

23.01

Пословицы

Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи.

30.01

06.02

Загадки

Уметь узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки.

13.02

20.02

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.

27.02

06.03

Изобразительные средства языка. Олицетворение.


Предложение и словосочетание (6 часов)

13.03

20.03

Связь между предложениями в тексте.

Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

03.04

10.04

Связь между частями текста

Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом.

17.04

24.04

Работа с деформированным текстом.

Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ.

Текст (3 часа)

08.05

15.05

Текст. Тема текста. Заглавие.

Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст

22.05

Текст.

Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Факультатив русский язык

Автор: Чуденкова Наталья Николаевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Великий, могучий русский язык"
    ["seo_title"] => string(29) "vielikiimoghuchiirusskiiiazyk"
    ["file_id"] => string(6) "310049"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458913606"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". "
    ["seo_title"] => string(57) "fakul-tativ-po-russkomu-iazyku-siekriety-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "244951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446036002"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Факультатив по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(30) "fakul_tativ_po_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "345004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474473377"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Факультатив. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс"
    ["seo_title"] => string(54) "fakultativ_podgotovka_k_oge_po_russkomu_iazyku_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "637871"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1697050326"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Факультатив. Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(46) "fakultativ_podgotovka_k_oge_po_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "640616"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1700840327"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства