Просмотр содержимого документа
«Факультатив русский язык»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Развитие речи» адресована обучающимся начальных классов общеобразовательной школы по системе развивающего обучения разработана в соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования;
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Структура программы. Программа включает три раздела:
— пояснительная записка;
— основное содержание факультатива;
— тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.
Общая характеристика факультатива. «Развитие речи» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивает сяязыковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности засоблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место курса в учебном плане. Изучение факультатива рассчитано с 2 по 4 класс в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).
Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В процессе изучения данногофакультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красотуи величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормамиупотребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства Казахстана», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоениекурса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.
Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Содержание программы
Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово-
образовательными моделями.
Практическая и игровая деятельность:
— фонетические и графические задачи;
— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды»,
—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.
Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Практическая и игровая деятельность:
лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
игра «Меняемся ролями»;
творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
ролевая игра «Просить или приказывать?»;
составление загадок с помощью глаголов;
игра-соревнование «Орфографический поединок».
Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
Практическая и игровая деятельность:
проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».
Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Практическая и игровая деятельность:
игра «Словосочетания в пазлах»;
ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
итоговый конкурс «Любимые игры со словами».
Календарно тематическое планирование по программе
«Развитие речи» 4 класс (34 часа в год)
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего часов
Формирование универсальных
учебных действий
Дата план.
1
Поиграем со
звуками, словами,
предложениями.
7ч
1.1-1.2
Смотрю, говорю, сслушаю.
2
-сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;
- наблюдать и сравнивать значение глагольных видов пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
- проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих
норм в собственной речи и речи собеседника;
- составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
- осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;
- осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
05.09
12.09
1.3-1.4
Лексические загадки.
2
19.09
26.09
1.5
Словесный конструктор.
1
03.10
1.6-1.7
Занимательная грамматика.
2
10.10
17.10
2
Пора
действовать!
14ч
2.1-2.2
Для чего нужны глаголы?
2
24.10
07.11
2.3
Делать и сделать – не одно и то же.
1
14.11
2.4
Меняемся ролями.
1
21.11
2.5
Вчера, сегодня, завтра.
1
28.11
2.6
Одно вместо другого.
1
05.12
2.7
Она меня поняла и приняла.
1
12.12
2.8
Кто говорит, кто действует?
1
19.12
2.9
Сумею победить!
1
26.12
2.10
Мечтаем и фантазируем.
1
09.01
2.11-2.12
Дай-подай… и поезжай!
2
16.01
23.01
2.13
Живые образы.
1
30.01
2.14
Орфографический поединок.
1
06.02
3
Числа и слова.
4ч
3.1
Для чего нужны числительные?
1
- наблюдать использование числительных в речи;
- воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в
неявном виде;
- находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
- выступать перед одноклассниками;
- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании числительных в речи, контролировать
соблюдение этих норм в собственной речи и речи собеседника.
13.02
3.2
Важные даты в истории нашего края.
1
20.02
3.3
Рекорды в цифрах.
1
27.02
3.4
За семью печатями
1
06.03
4
Прочные связи.
7ч
-наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать
наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
- проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
- наблюдать особенности различных словосочетаний;
- сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
- создавать устное высказывание на предложенную тему;
- осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
4.1
Треугольный шарик.
1
13.03
4.2
Как водить машину за нос?
1
20.03
4.3
Послушный «подчинённый».
1
03.04
4.4
О «земляной» или «земной» красоте.
1
10.04
4.5
Строгий «управляющий».
1
17.04
4.6
В Сибири и на Урале.
1
24.04
4.7
Связаны смыслом.
1
08.05
5
Любимые игры со словами
2ч
15.05
22.05
Источники
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.Методический конструктор.– М.: Просвещение, 2010 г.;
2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред.
Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
Программа курса «Развитие речи». Техника и выразительность речи.
2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
Календарно-тематическое планирование занятий по факультативу «Развития речи», 2 класс
№ п/п
Дата
Тема занятия
Планируемые результаты
Слово (25 часов)
05.09
12.09
Слово. Значение слова.
Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи.
19.09
26.09
Многозначные слова.
Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.
03.10
10.10
Омонимы.
Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок.
17.10
24.10
Омофоны. Омоформы.
Уметь различать омофоны и омоформы
07.11
14.11
Синонимы
Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.
21.11
28.11
Антонимы
Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах.
05.12
12.12
19.12
26.12
09.01
Фразеологизмы
Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.
16.01
23.01
Пословицы
Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи.
30.01
06.02
Загадки
Уметь узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки.
13.02
20.02
Изобразительные средства языка. Сравнение.
Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.
27.02
06.03
Изобразительные средства языка. Олицетворение.
Предложение и словосочетание (6 часов)
13.03
20.03
Связь между предложениями в тексте.
Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.
03.04
10.04
Связь между частями текста
Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом.
17.04
24.04
Работа с деформированным текстом.
Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ.
Текст (3 часа)
08.05
15.05
Текст. Тема текста. Заглавие.
Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст
22.05
Текст.
Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста.