Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа по русскому языку "Говорим и пишем грамотно" для 3 классов.»
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №101»»
Принята на заседании
педагогического совета
от ________________ г.,
протокол
Утверждена:
Директор МБОУ «Лицей №101»
_____________
_______________г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
социально-педагогической направленности
«Говорим и пишем грамотно»
Возраст учащихся: 9-10 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Автор - составитель:
Алексеева О.В.
г. Барнаул, 2024
Оглавление
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Цель, задачи, планируемые результаты
Содержание программы
Комплекс организационно педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»
Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 №582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» (в редакции от 11 июля 2020 )
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.09.2020 №500 «Об утверждении Примерной формы договора об образовании по дополнительным образовательным программам»
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 №831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 №470, от 30.09.2020 №533)
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
приказ Главного управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 19.03.2015 №535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ»,
Приказ комитета по образованию города Барнаула от 15.01.2020 №44-осн «Об утверждении методики расчета предельной стоимости платных образовательных услуг, предоставляемых муниципальными образовательными организациями, подведомственными комитету по образованию города Барнаула»
Устав МБОУ «Лицей №101», утвержденный приказом комитета по образованию города Барнаула от 22 сентября 2015 №1588-осн
Положение об оказании платных образовательных услуг в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора
Актуальность и новизна
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Отличительная особенность программы
Данная программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Программа «Говорим и пишем грамотно» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия. Детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Адресат программы: обучающиеся 9-10 лет.
Программа обучения школы «Говорим и пишем правильно» рассчитана на детей школьного возраста.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации программы - 8 месяцев, 30 учебных недель. Программа реализуется со 01.10.2024 по 25.05.2025, в объёме 30 часов за период обучения.
Форма обучения: очная, групповая.
Особенности организации образовательной деятельности: группа одновозрастная
Режим занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи программы:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Ожидаемые результаты У обучающихся должны быть сформированы:
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
уметь пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
1.3. Содержание программы
«Говорим и пишем грамотно»
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
Фонетика
3
3
Тест
Словообразование
5
5
Тест
Лексика
9
9
Открытое занятие
Морфология
6
6
Открытое занятие
Пословицы и поговорки
3
3
Творческая работа
Развитие речи
4
4
Творческая работа
ИТОГО
30
30
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Раздел 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Раздел 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Раздел 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических
признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Раздел 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Раздел 6. Развитие речи.
Практика: учимся писать сочинения и сочинять стихотворения. Задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся.
Календарный учебный график
№
п/п
Дата
Время проведения занятия
Количество часов
Тема
Форма занятия
Форма контроля
Место проведения
Фонетика
1.
1.10.
13.00-13.40
1
Да здравствует Русский язык! Техника безопасности на занятиях.
урок
тест
кабинет
2.
8.10
13.00-13.40
1
Иногда согласные играют с нами в прятки.
урок
тест
кабинет
3.
15.10
13.00-13.40
1
В стране парных звонких и глухих согласных.
урок
тест
кабинет
Словообразование
4.
22.10
13.00-13.40
1
Сказочное царство слов.
урок
тест
кабинет
5.
5.11
13.00-13.40
1
Состав слова.
урок
тест
кабинет
6.
12.11
13.00-13.40
1
Про корень и окончание.
урок
тест
кабинет
7.
19.11
13.00-13.40
1
Про суффикс и приставку.
урок
тест
кабинет
8.
26.11
13.00-13.40
1
Ударение в словах.
урок
тест
кабинет
Лексика
9.
3.12
13.00-13.40
1
Добрые слова
урок
тест
кабинет
10.
10.12
13.00-13.40
1
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
урок
тест
кабинет
11.
17.12
13.00-13.40
1
Новые слова в русском языке.
урок
тест
кабинет
12.
24.12
13.00-13.40
1
Встреча с зарубежными друзьями.
урок
тест
кабинет
13.
14.01
13.00-13.40
1
Синонимы в русском языке.
урок
тест
кабинет
14.
21.01
13.00-13.40
1
Слова-антонимы.
урок
тест
кабинет
15.
28.01
13.00-13.40
1
Слова-омонимы.
урок
тест
кабинет
16.
4.02
13.00-13.40
1
Крылатые слова.
урок
тест
кабинет
17.
11.02
13.00-13.40
1
Игротека «Родной язык».
урок
Открытое занятие
кабинет
Морфология
18.
18.02
13.00-13.40
1
Кое-что о имени существительном.
урок
тест
кабинет
19.
25.02
13.00-13.40
1
Познакомимся поближе с именем прилагательным.
урок
тест
кабинет
20.
4.03
13.00-13.40
1
Познакомимся поближе с наречием.
урок
тест
кабинет
21.
11.03
13.00-13.40
1
Познакомимся поближе с числительным.
урок
тест
кабинет
22.
18.03
13.00-13.40
1
Как морфология порядок навела.
урок
тест
кабинет
23.
1.04
13.00-13.40
1
Игротека «Морфология».
урок
Открытое занятие
кабинет
Пословицы и поговорки
24.
8.04
13.00-13.40
1
Незаменимый мягкий знак.
урок
Творческая работа
кабинет
25.
15.04
13.00-13.40
1
Мой товарищ- твердый знак.
урок
Творческая работа
кабинет
26.
22.04
13.00-13.40
1
Запоминаем словарные слова.
урок
Творческая работа
кабинет
Развитие речи.
27.
29.04
13.00-13.40
1
Проба пера. Пишем стихи.
урок
Творческая работа
кабинет
28.
6.05
13.00-13.40
1
Проба пера. Пишем сочинение – описание.
урок
Творческая работа
кабинет
29.
13.05
13.00-13.40
1
Проба пера. Пишем сочинение – рассуждение.
урок
Творческая работа
кабинет
30.
20.05
13.00-13.40
1
Конкурс-игра «Мой родной язык»
урок
Открытое занятие
кабинет
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
30
Количество учебных дней
30
Продолжительность каникул
Осенние 27.10.2024 по 04.11.2024
Зимние с 29.12.2024 г. по 08.01.2025 г.
Даты начала и окончания учебного года
с 01.10.2024 по 20.05.2025 г.
Сроки промежуточной аттестации
24.12.2022 20.05.25
Праздничные дни:
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика
Материально-техническое обеспечение
Постоянная светлая комната с естественным и искусственным освещением для занятий, с предусмотренным режимом проветривания и водоснабжением холодной и горячей водой.
Рабочее место педагога.
Рабочие места детей, соответствующих ростовых групп согласно нормам СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010.
Классная доска, наглядные пособия, раздаточные методические пособия для обучающихся, дидактический наглядный и раздаточный материал.
Набор школьно-письменных принадлежностей: тетради на печатной основе, цветные карандаши, ножницы, клей карандаш, бумага для рисования, наборы цветной бумаги и цветного картона, гуашь, природный материал.