kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активная математика с элементами планиметрии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Активная математика с элементами планиметрии» ещё его можно называть виртуальной математической лабораторией.  Это не только циркуль и линейка для чертежа в тетради, а использование интерактивных математических принадлежностей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активная математика с элементами планиметрии»

АКТИВНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЛАНИМЕТРИИ

АКТИВНАЯ МАТЕМАТИКА И ОСНОВЫ ПЛАНИМЕТРИИ


Киселёва Татьяна Григорьевна

КГУ «Общеобразовательная школа села Родина,

Отдела Образования по Целиноградскому району,

Управления Образования Акмолинской области


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Активная математика с элементами планиметрии» ещё его можно называть виртуальной математической лабораторией.  Это не только циркуль и линейка для чертежа в тетради, а использование интерактивных математических принадлежностей. Построение чертежей, фигур, сечений поможет обучаемым формулировать теоремы для последующего доказательства, так и подтверждать уже доказанные теоремы и развивать их понимание, позволит обнаруживать закономерности в наблюдаемых геометрических явлениях и фигурах. Простая техника построения чертежей и производимых измерений элементов геометрических фигур, позволит экспериментально находить метрические соотношения - в том числе учащимся с затрудненным восприятием геометрии. С помощью программы курса можно конструировать интерактивные математические модели, которые помогут получить начальные представления о формах тела, площади и объёме фигур, а также видеть фигуры в разных проекциях.

Появятся дополнительные возможности работы над математическими концепциями, формулированию вопросов и побуждению к экспериментам, определению и проверке гипотез. Данный курс поможет почувствовать свойства изучаемой математической конструкции, получить новые результаты, создать высококачественные иллюстрации, увидеть и прочувствовать величину, объём и проекцию любой фигуры.

Сохраняется преемственность с традиционной программой по математике, но усиливается геометрическое содержание, что позволяет расширить геометрические представления и знания учащихся, развивать их пространственное воображение, техническое и логическое мышление, конструкторские умения. Курс для учащихся 4 класса, 1 час в неделю, всего 34 часа.


Цель: расширить геометрические представления и знания учащихся, развивать их пространственное воображение, техническое и логическое мышление, конструкторские умения, проводить исследования и делать анализ широкого круга задач математики, выполнять компьютерное моделирование.

Задачи:

- активизировать творческое мышление, побуждать к поиску нестандартных математических задач.

- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

- развитие мелкой моторики рук и глазомера.

- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

- формирование и совершенствование навыков работы на компьютере.

- освоение норм общения, обучение навыков сотрудничества, умение работать в паре, адекватно оценивать собственное поведение, и поведение окружающих. готовность конструктивно разрешать конфликты.

Ожидаемый результат:

- целостно воспринимает окружающий мир, понимает роль планиметрии в системе математических знаний.

- осознаёт личностный смысл учения и интерес к изучению планиметрии.

- развита самостоятельность, способность к рефлексивной самооценке собственных действий.

- освоены нормы общения и коммуникативного взаимодействия.

- умеет выполнять учебное действие (построение компьютерных моделей, её сечение, развертку, её сборку), выявляет и устраняет причины затруднений.

- умеет проводить проектную деятельность: постановка целей, определение способов достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация проекта.

- владеет различными способами поиска, обработки информации.

- умеет работать в паре, в проектной группе.

- владеет системой геометрических знаний в соответствии с курсом.

- использует приобретенные геометрические знания в учебной деятельности.

- владеет инструментами измерения и построения геометрических объектов. основами логики, пространственного воображения.

Актуальность:

В действующем курсе математики для 1-4 классов почти не содержится сведений о пространственных фигурах, а потому и не предусмотрена важная для развития учащихся работа по анализу – синтезу, преобразованию геометрических тел. Поступив в школу, дети вынуждены знакомится с геометрическим материалом лишь с помощью линейных и плоскостных фигур.

Идеальные продукты планиметрии – продукты мыслительной деятельности человека, результаты абстрагирования, которое ещё недостаточно развито у учащихся начальных классов. Точка, прямая, линия, отрезок и т.п. не могут быть в обучении наглядно демонстрируемы. Любой показ остаётся лишь их изображением, моделью, а не наглядным объектом, предъявляемым для рассмотрения и усвоения учащимися, у которых доминирует наглядно-образное мышление. Мной была предпринята попытка включить в систему изучения геометрического материала: элементы планиметрии с целью обеспечения более полноценного формирования геометрических представлений у младших школьников как во время работы на уроке, в том числе интегрированного вида, так и во внеклассной работе.

Собранный и разработанный мной материал включает во взаимосвязи изучение линейных, пространственных и плоскостных фигур и строится преимущественно во взаимосвязи математики и планиметрии.

В курсе «Активная математика с элементами планиметрии» используются методы организованного наблюдения, анализа геометрических фигур и тел, выяснения их существенных свойств, организация конструкторско-практических действий с объектами и моделями.


Используемые технологии:

ИКТ, Критическое мышление, Развивающее обучение, Кейс технология, Проектная деятельность, ТРИЗ.


Методы:

Активные методы обучения, работа в группе, парная работа, индивидуальная работа.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение - 1 час. Знакомство с курсом.

2. Диагностическая работа – 1 час.

Систематизация и обобщение ранее изученного геометрического материала. Построение отрезков, углов, кривых и ломаных замкнутых и незамкнутых линий, ориентировка в пространстве. Геометрический КВН. Развитие мышления, внимания, речи.

3. Треугольники – 5 часов

Равносторонний и равнобедренный. Разница между ними. Измерение и построение углов заданной градусной меры углов. Чтение графической информации. Термины: треугольник, центр транспортира, шкала транспортира, начало ответа. Построение треугольника по трем заданным сторонам. Систематизировать знания учащихся о видах треугольников. Формирование умений изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге, на интерактивной доске. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков. Развитие мышления, внимания, речи.

4. Площадь и ее измерение – 4 часа

Площадь. Определение площади фигур сложной конфигурации. Геометрические формы в окружающих предметах Составление и решение задач с величинами: периметр, площадь. Отработка вычислительных навыков. Формирование умений решать задачи повышенной сложности. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления. Отработка вычислительных навыков. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Измерение площади палеткой. Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью. Обобщение знаний о единицах длины.

5. Числовой луч - 3 часа

Решение топологических задач. Понятие: «Числовой луч», «Единичный отрезок», «Координаты точки». Определять координаты точки и строить их на числовом луче. Знакомить с принципом вариативности при решении поставленных задач. Решение практических задач с величинами. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления.

6. Координатная плоскость – 3 часа.

Сетка. Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам. Уметь ориентироваться по координатам точек на плоскости. Познакомить с координатным углом, осью координат и осью абсцисс. Строить координатный угол, тренировать в чтении, записи названных координатных точек и обозначать точки координатного луча с помощью пары чисел. Проявлять интерес к геометрии. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления.

7. Осевая симметрия – 4 часа.

Понятия «Симметрия», «Осевая симметрия». Формировать умение моделировать из бумаги. Строить симметричные фигуры с использованием интерактивной доски, видеть в повседневной жизни симметричные предметы. Способствовать развитию творческих способностей. Составлять задачи в стихах. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления. Мыслить логически.

8. Геометрические фигуры – 11 часов

Прямоугольный параллелепипед. Параллелепипед и пирамида. Учить работать с чертежами тела. Определять количество вершин, углов, граней: учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела. Цилиндр – тело вращения. Строить развертку цилиндра. На чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нем новые элементы. Сечение цилиндра. Конус, Усечённый конус, построение развертки. Куб. Развертка куба -проект. Пирамида. Плоские фигуры и объемные тела. Объемные фигуры на плоскости. Тренировка в вычерчивании разверток пирамид. Познакомить с понятием «высота пирамиды». Исследование объемных фигур на плоскости. Шар. Изготавливать шар из кругов. Определять сходство и различия геометрических фигур. Различать плоские и пространственные геометрические фигуры. Чертить некоторые пространственные фигуры на клетчатой бумаге. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». Откорректировать знания детей о геометрических телах.

9. Итоговая диагностическая работа – 2 часа.

Проверить знания, умения, навыки учащихся, приобретенные в течение года. Обобщение и систематизация изученного геометрического материала по курсу «Активная математика с элементами планиметрии». Конкурс «Знаток математики»


Тематическое планирование

п/п

Дата


Тема урока

Кол-

во

часов

Примечание

1


Введение

1


2


Диагностическая работа.

Геометрический КВН.

1




3


Треугольники

5


3.1


Равносторонний и равнобедренный треугольники.

1




3.2


Измерение углов. Транспортир.

1


3.3


Построение углов заданной градусной меры.

Чтение графической информации.

1




3.4


Построение треугольника по трем заданным сторонам.

1



3.5


Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

1




4


Площадь и ее измерение

4


4.1


Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. Геометрические формы в окружающих предметах.

1



4.2


Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

1




4.3


Площадь. Измерение площади палеткой. Составление и решение задач с величинами: периметр, площадь.

2


5


Числовой луч

3


5.1


Числовой луч. Решение топологических задач.

1



5.2


Числовой луч. Решение практических задач

с величинами.

2


6


Координатная плоскость

3


6.1


Сетка. Игра «Морской бой»

1


6.2


Сетка. Координатная плоскость

1


6.3


Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам.

1


7


Осевая симметрия

4


7.1


Осевая симметрия.

1


7.2


Осевая симметрия.

1


7.3


Симметрия. Задачи в стихах.

1


7.4


Поворотная симметрия.

1


8


Геометрические фигуры

11


8.1


Прямоугольный параллелепипед.

1


8.2


Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки параллелепипеда. Параллелепипед и пирамида.

1




8.3


Цилиндр – тело вращения

1


8.4


Цилиндр. Сечение цилиндра

1


8.5


Куб. Развертка куба.

Урок-проект

2




8.6


Конус. Усечённый конус.

1


8.7


Пирамида. Объемные фигуры на плоскости.

1


8.8


Шар. Сечение шара.

1


8.9


Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела».

2



9


Итоговая диагностическая работа.

Конкурс «Знаток математики»

2




Всего: 34 часа


Использованная литература:

1. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. – М.: Школьная Пресса, 2002.

2. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Наглядная геометрия. М.: ВАКО, 2008.

3. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина И учеба, и игра: математика, Ярославль Академия развития, 1997.

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.


Интернет-ресурсы:





1


http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/09222600-20e7-11dd-bd0b-0800200c9a66/?interface=themcol&showRubrics=1

Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве

Д анные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики в 3-4 и 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов




2

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1069ff8a-2ba2-4f2e-917b-1f9accd80b71/118912/?

«Математика и конструирование»

Электронное учебное пособие «Математика и конструирование» предназначено для использования во 2-4 классах начальной школы на уроках математики, а также на уроках интегрированного курса «Математика и конструирование».






3


http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/42f1c17e-05ad-4d83-8339-c26bf482dae0/?

«Компьютерный практикум для начальной школы»

Данный ресурс разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Цифровые ресурсы ориентированы на формирование учебной деятельности с использованием компьютера при изучении основных учебных дисциплин в 1-4 классах. Включает порядка 3000 заданий и развивающих игр, разбитых по типам и изучаемым темам. Имеется Конструктор уроков, позволяющий самостоятельно определять содержание компьютерного занятия, конструируя нужный набор заданий в нужной последовательности.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Активная математика с элементами планиметрии

Автор: Киселёва Татьяна Григорьевна

Дата: 20.04.2021

Номер свидетельства: 578740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа  для проведения индивидуально-групповых занятий по математике   7- 8   класс "
    ["seo_title"] => string(100) "rabochaia-proghramma-dlia-proviedieniia-individual-no-ghruppovykh-zaniatii-po-matiematikie-7-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243112"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445620925"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  по математике   «Избранные вопросы математики»   11 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-po-matiematikie-izbrannyie-voprosy-matiematiki-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444394648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по геометрии для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "227269"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440673543"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Внеклассное мероприятие "Математический КВН" 9 класс "
    ["seo_title"] => string(58) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-matiematichieskii-kvn-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142283"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418246083"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства