Курс «Активная математика с элементами планиметрии» ещё его можно называть виртуальной математической лабораторией. Это не только циркуль и линейка для чертежа в тетради, а использование интерактивных математических принадлежностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активная математика с элементами планиметрии»
АКТИВНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЛАНИМЕТРИИ
АКТИВНАЯ МАТЕМАТИКА И ОСНОВЫ ПЛАНИМЕТРИИ
Киселёва Татьяна Григорьевна
– КГУ «Общеобразовательная школа села Родина,
Отдела Образования по Целиноградскому району,
Управления Образования Акмолинской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Активная математика с элементами планиметрии» ещё его можно называть виртуальной математической лабораторией. Это не только циркуль и линейка для чертежа в тетради, а использование интерактивных математических принадлежностей. Построение чертежей, фигур, сечений поможет обучаемым формулировать теоремы для последующего доказательства, так и подтверждать уже доказанные теоремы и развивать их понимание, позволит обнаруживать закономерности в наблюдаемых геометрических явлениях и фигурах. Простая техника построения чертежей и производимых измерений элементов геометрических фигур, позволит экспериментально находить метрические соотношения - в том числе учащимся с затрудненным восприятием геометрии. С помощью программы курса можно конструировать интерактивные математические модели, которые помогут получить начальные представления о формах тела, площади и объёме фигур, а также видеть фигуры в разных проекциях.
Появятся дополнительные возможности работы над математическими концепциями, формулированию вопросов и побуждению к экспериментам, определению и проверке гипотез. Данный курс поможет почувствовать свойства изучаемой математической конструкции, получить новые результаты, создать высококачественные иллюстрации, увидеть и прочувствовать величину, объём и проекцию любой фигуры.
Сохраняется преемственность с традиционной программой по математике, но усиливается геометрическое содержание, что позволяет расширить геометрические представления и знания учащихся, развивать их пространственное воображение, техническое и логическое мышление, конструкторские умения. Курс для учащихся 4 класса, 1 час в неделю, всего 34 часа.
Цель: расширить геометрические представления и знания учащихся, развивать их пространственное воображение, техническое и логическое мышление, конструкторские умения, проводить исследования и делать анализ широкого круга задач математики, выполнять компьютерное моделирование.
Задачи:
- активизировать творческое мышление, побуждать к поиску нестандартных математических задач.
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
- формирование и совершенствование навыков работы на компьютере.
- освоение норм общения, обучение навыков сотрудничества, умение работать в паре, адекватно оценивать собственное поведение, и поведение окружающих. готовность конструктивно разрешать конфликты.
Ожидаемый результат:
- целостно воспринимает окружающий мир, понимает роль планиметрии в системе математических знаний.
- осознаёт личностный смысл учения и интерес к изучению планиметрии.
- развита самостоятельность, способность к рефлексивной самооценке собственных действий.
- освоены нормы общения и коммуникативного взаимодействия.
- умеет выполнять учебное действие (построение компьютерных моделей, её сечение, развертку, её сборку), выявляет и устраняет причины затруднений.
- умеет проводить проектную деятельность: постановка целей, определение способов достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация проекта.
- владеет различными способами поиска, обработки информации.
- умеет работать в паре, в проектной группе.
- владеет системой геометрических знаний в соответствии с курсом.
- использует приобретенные геометрические знания в учебной деятельности.
- владеет инструментами измерения и построения геометрических объектов. основами логики, пространственного воображения.
Актуальность:
В действующем курсе математики для 1-4 классов почти не содержится сведений о пространственных фигурах, а потому и не предусмотрена важная для развития учащихся работа по анализу – синтезу, преобразованию геометрических тел. Поступив в школу, дети вынуждены знакомится с геометрическим материалом лишь с помощью линейных и плоскостных фигур.
Идеальные продукты планиметрии – продукты мыслительной деятельности человека, результаты абстрагирования, которое ещё недостаточно развито у учащихся начальных классов. Точка, прямая, линия, отрезок и т.п. не могут быть в обучении наглядно демонстрируемы. Любой показ остаётся лишь их изображением, моделью, а не наглядным объектом, предъявляемым для рассмотрения и усвоения учащимися, у которых доминирует наглядно-образное мышление. Мной была предпринята попытка включить в систему изучения геометрического материала: элементы планиметрии с целью обеспечения более полноценного формирования геометрических представлений у младших школьников как во время работы на уроке, в том числе интегрированного вида, так и во внеклассной работе.
Собранный и разработанный мной материал включает во взаимосвязи изучение линейных, пространственных и плоскостных фигур и строится преимущественно во взаимосвязи математики и планиметрии.
В курсе «Активная математика с элементами планиметрии» используются методы организованного наблюдения, анализа геометрических фигур и тел, выяснения их существенных свойств, организация конструкторско-практических действий с объектами и моделями.
Активные методы обучения, работа в группе, парная работа, индивидуальная работа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение - 1 час. Знакомство с курсом.
2. Диагностическая работа – 1 час.
Систематизация и обобщение ранее изученного геометрического материала. Построение отрезков, углов, кривых и ломаных замкнутых и незамкнутых линий, ориентировка в пространстве. Геометрический КВН. Развитие мышления, внимания, речи.
3. Треугольники – 5 часов
Равносторонний и равнобедренный. Разница между ними. Измерение и построение углов заданной градусной меры углов. Чтение графической информации. Термины: треугольник, центр транспортира, шкала транспортира, начало ответа. Построение треугольника по трем заданным сторонам.Систематизировать знания учащихся о видах треугольников. Формирование умений изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге, на интерактивной доске. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков. Развитие мышления, внимания, речи.
4. Площадь и ее измерение – 4 часа
Площадь. Определение площади фигур сложной конфигурации. Геометрические формы в окружающих предметах Составление и решение задач с величинами: периметр, площадь. Отработка вычислительных навыков. Формирование умений решать задачи повышенной сложности. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления. Отработка вычислительных навыков. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Измерение площади палеткой. Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью. Обобщение знаний о единицах длины.
5. Числовой луч - 3 часа
Решение топологических задач. Понятие: «Числовой луч», «Единичный отрезок», «Координаты точки». Определять координаты точки и строить их на числовом луче. Знакомить с принципом вариативности при решении поставленных задач. Решение практических задач с величинами. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления.
6. Координатная плоскость – 3 часа.
Сетка. Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам. Уметь ориентироваться по координатам точек на плоскости. Познакомить с координатным углом, осью координат и осью абсцисс. Строить координатный угол, тренировать в чтении, записи названных координатных точек и обозначать точки координатного луча с помощью пары чисел. Проявлять интерес к геометрии. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления.
7. Осевая симметрия – 4 часа.
Понятия «Симметрия», «Осевая симметрия». Формировать умение моделировать из бумаги. Строить симметричные фигуры с использованием интерактивной доски, видеть в повседневной жизни симметричные предметы. Способствовать развитию творческих способностей. Составлять задачи в стихах. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления. Мыслить логически.
8. Геометрические фигуры – 11 часов
Прямоугольный параллелепипед. Параллелепипед и пирамида. Учить работать с чертежами тела. Определять количество вершин, углов, граней: учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела. Цилиндр – тело вращения. Строить развертку цилиндра. На чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нем новые элементы. Сечение цилиндра.Конус,Усечённый конус, построение развертки. Куб. Развертка куба -проект. Пирамида. Плоские фигуры и объемные тела. Объемные фигуры на плоскости. Тренировка в вычерчивании разверток пирамид. Познакомить с понятием «высота пирамиды». Исследование объемных фигур на плоскости. Шар. Изготавливать шар из кругов. Определять сходство и различия геометрических фигур. Различать плоские и пространственные геометрические фигуры. Чертить некоторые пространственные фигуры на клетчатой бумаге. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». Откорректировать знания детей о геометрических телах.
9. Итоговая диагностическая работа – 2 часа.
Проверить знания, умения, навыки учащихся, приобретенные в течение года.Обобщение и систематизация изученного геометрического материала по курсу «Активная математика с элементами планиметрии». Конкурс «Знаток математики»
Тематическое планирование
№п/п
Дата
Тема урока
Кол-
во
часов
Примечание
1
Введение
1
2
Диагностическая работа.
Геометрический КВН.
1
3
Треугольники
5
3.1
Равносторонний и равнобедренный треугольники.
1
3.2
Измерение углов. Транспортир.
1
3.3
Построение углов заданной градусной меры.
Чтение графической информации.
1
3.4
Построение треугольника по трем заданным сторонам.
1
3.5
Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.
1
4
Площадь и ее измерение
4
4.1
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. Геометрические формы в окружающих предметах.
1
4.2
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.
1
4.3
Площадь. Измерение площади палеткой. Составление и решение задач с величинами: периметр, площадь.
2
5
Числовой луч
3
5.1
Числовой луч. Решение топологических задач.
1
5.2
Числовой луч. Решение практических задач
с величинами.
2
6
Координатная плоскость
3
6.1
Сетка. Игра «Морской бой»
1
6.2
Сетка. Координатная плоскость
1
6.3
Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам.
1
7
Осевая симметрия
4
7.1
Осевая симметрия.
1
7.2
Осевая симметрия.
1
7.3
Симметрия. Задачи в стихах.
1
7.4
Поворотная симметрия.
1
8
Геометрические фигуры
11
8.1
Прямоугольный параллелепипед.
1
8.2
Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки параллелепипеда. Параллелепипед и пирамида.
1
8.3
Цилиндр – тело вращения
1
8.4
Цилиндр. Сечение цилиндра
1
8.5
Куб. Развертка куба.
Урок-проект
2
8.6
Конус. Усечённый конус.
1
8.7
Пирамида. Объемные фигуры на плоскости.
1
8.8
Шар. Сечение шара.
1
8.9
Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела».
2
9
Итоговая диагностическая работа.
Конкурс «Знаток математики»
2
Всего: 34 часа
Использованная литература:
1. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. – М.: Школьная Пресса, 2002.
2. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Наглядная геометрия. М.: ВАКО, 2008.
3. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина И учеба, и игра: математика, Ярославль Академия развития, 1997.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве
Д анные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики в 3-4 и 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов
Электронное учебное пособие «Математика и конструирование» предназначено для использования во 2-4 классах начальной школы на уроках математики, а также на уроках интегрированного курса «Математика и конструирование».
Данный ресурс разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Цифровые ресурсы ориентированы на формирование учебной деятельности с использованием компьютера при изучении основных учебных дисциплин в 1-4 классах. Включает порядка 3000 заданий и развивающих игр, разбитых по типам и изучаемым темам. Имеется Конструктор уроков, позволяющий самостоятельно определять содержание компьютерного занятия, конструируя нужный набор заданий в нужной последовательности.