kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству ЗПР (вариант 7.2) 2- 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ) разработана рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству ЗПР (вариант 7.2) 2- 4 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы ____________/К.С. Голосов/

Приказ № ___ от «_____»__________2022г.








Адаптированная рабочая программа

по изобразительному искусству

ЗПР (вариант 7.2)

2- 4 класс










Автор:

Сидорова Ильсиярь Ризвановна,

учитель начальных классов

















2022 год

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ) разработана рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменениями);

  • Постановления Правительства Иркутской области от 05.11.2019 г № 914-пп;

  • Санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 № 442;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 N 286;

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями);

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного казённого учреждения основной общеобразовательной школы № 13 д. Мухино, утвержденная приказом директора МОКУ ООШ № 13 д. Мухино от 01 сентября 2022 года № О-141 (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР)

  • и других нормативно – правовых актов, не противоречащих действующему законодательству в сфере образования;

  • Примерной основной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений авторов Б.М. Неменского (УМК «Школа России»).

Рабочая программа имеет целью: формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, доны быть средством очеловечивания, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.

Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно- тематическом планировании.

Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2).

Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» заключается:

в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе;

в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной

деятельностью;

в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий.

общие задачи курса:

формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое,

дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;

формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую лексику;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

получение первоначальных представлений об изобразительном искусстве;

формирование умений видеть и понимать красивое, дифференцировать

«красивое» от «некрасивого»;

формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (овладение приемами работы красками, карандашами), а также в специфических формах художественной деятельности (украшение, декоративно-прикладное творчество);

воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства (умение видеть и анализировать изображенное);

формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение.


Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации.

Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.

Изучение предмета «Изобразительное искусство»:

способствует коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно- двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

формирует у учащихся знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно- прикладного и народного искусства, воспитывает активное эмоционально- эстетическое отношение к ним;

развивает у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития мелкой работы пальцев, кисти рук, формирования зрительно-двигательной координации, речедвигательной координации, формирования, развития и активизации межанализаторных связей и коррекции недостатков мелкой и общей моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности осуществляется через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания, формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способов их изображения, развитие пространственных представлений и ориентации.

Коррекция регулятивной стороны познавательной деятельности происходит через формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, в пространстве и на плоскости), предварительно планировать ход работы над изображением, замыслом рисунка (устанавливать логическую последовательность осуществления изображения, определять приемы работы и инструменты, нужные для выполнения рисунка),

осуществлять контроль над своей работой (определять правильность действий и результатов в соответствии с намеченной целью, оценивать качество изображения).

Коррекция операциональной стороны познавательной деятельности происходит через развитие наглядно-образного мышления, развитие речи, памяти, процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в процессе рисования и включения произвольности внимания.

Коррекция содержательной стороны умственного развития осуществляется через расширение представлений об окружающем мире, расширение и уточнение представлений об окружающей предметной и социальной действительности.

Коррекция и компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя, формирование успешности, мотивационной заинтересованности).

Занятия по предмету «Изобразительное искусство» облегчают применение изобразительной деятельности на психокоррекционных занятиях.

Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: 5 лет, за счет введения первого дополнительного класса. Данный вариант предназначен для образования обучающихся с задержкой психического развития, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.


Место предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2-4 классах на 34 часа в год (34 недели по 1 часу в неделю).

Программа соответствует примерной программе по изобразительному искусству начального общего образования, входит в состав УМК «Школа России», обеспечена учебно-методическим комплектом под редакцией Б.М. Неменского, издательство «Просвещение». Учебник для 2 класса «Искусство и ты» Е.И Коротеева.



Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ценностные ориентиры начального общего образования обучающихся с ЗПР конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения АООП НОО, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

  • осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям;

  • навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности:

  • способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие умения учиться, а именно:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

  • (планированию, контролю, оценке); развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

  1. класс

Личностными результатами изучения предметно-методического курса

«Изобразительное искусство» во втором классе является формирование следующих умений:

Ученик научится:
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД Ученик научится;
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

Познавательные УУД: Ученик научится:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  • вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе являются формирование следующих умений

Ученик научится:
  • формировать первоначальные представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • формировать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

  • обсуждать и анализировать произведения искусства;

  • применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • моделировать из бумаги, лепки из пластилина, получит навыки изображения средствами аппликации и коллажа.

3 класс

Личностные результаты освоения для 3 класса по учебному предмету

«Изобразительное искусство» могут проявиться в:

  • в ценностно-эстетической сфере - сформированность эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

  • в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности;

  • в трудовой сфере - развитие навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей для обучающихся 3 класса по учебному предмету «Изобразительное искусство» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью: Значимость учебного предмета «Изобразительное искусство» определяется нацеленностью этого предмета на развитие способностей и творческого потенциала слабослышащего и позднооглохшего ребёнка, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Универсальные учебные действия при освоении предмета «Изобразительное искусство»:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;

  • умение организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • способность оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать и т.п.);

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

  • различать способы и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
  • адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по представленным ниже направлениям.

  • в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

  • в коммуникативной сфере способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в

различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

К концу третьего класса обучающийся научится:
  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;

  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
  • организовать себя на рабочем месте;

  • задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;

  • распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

  • словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умениях:
  • слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;

  • отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать.


  1. класс

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В ходе реализации учебного предмета «Изобразительное искусство» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты, подлежащие экспертной оценке в конце этапа начального образования.

Результатом изучения предмета «Изобразительное искусство» должна явиться коррекция недостатков моторики, регуляции, операционального компонента мышления и деятельности. Успешность решения поставленных задач оценивается учителем и членами экспертной группы, а также родителями (законными представителями) обучающегося с ЗПР и обсуждается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме с целью разработки и корректировки программы коррекционной работы с обучающимися. Учителю рекомендуется оценивать результаты (исключительно для возможности своевременной коррекции своих действий) регулярно, как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (изучение темы, окончание четверти и т.п.).

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Изобразительное искусство» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.

Личностные результаты на конец обучения:
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей

страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД позволяют:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

Познавательные УУД позволяют:

  • познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

  • осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;

  • различать изученные виды и жанры искусств;

  • приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

  • наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства;

  • формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;

  • создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций

Коммуникативные УУД позволяют:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;·контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • пользоваться языком изобразительного искусства;

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Овладение основами изобразительной деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:
  • наблюдать за окружающей действительностью;

  • обследовать изображаемый объект;

  • видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

  • иметь полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

  • воспроизводить увиденное и создавать в рисунке новые оригинальные произведения;

  • изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

  • осуществлять экологичные действия по преобразованию окружающей действительности, направленные на удовлетворение своих потребностей;

  • пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в соответствии с их свойствами.

Овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия проявляется в умениях:
  • использовать вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели;

  • получать и уточнять информацию от партнера, учителя;

  • осваивать культурные формы коммуникативного взаимодействия.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

в расширении и уточнении представлений об окружающем предметном и социальном мире, пространственных и временных отношениях;

  • в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;

  • в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи.

Результатом обучения, в соответствии с АООП НОО с учетом специфики содержания области «Изобразительное искусство», являются освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность к их применению.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных способностей в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • способность компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение способностей применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Решение об итогах освоения программы и переводе в следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов

Содержание учебного предмета

2 класс

Как и чем работает художник (9 ч)

Основные и составные цвета.

Роль чёрной и белой красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.

Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы «Осенний лес».

Роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Выразительные возможности аппликации.

Многообразие линий. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы. Выразительные возможности графических материалов.

Приёмы работы с пластическими скульптурными материалами (глина, пластилин, солёное тесто).

Художественное конструирование и дизайн. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы.


Реальность и фантазия (7 ч)

Изображение по памяти и воображению животных. Изображение и реальность. Изображение по памяти и воображению. Изображение и фантазия.

Разнообразие декоративных форм в природе. Украшения и реальность. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте. Украшение и фантазия. Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст.

Художественное конструирование. Постройка и реальность. Художественное конструирование и дизайн.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщающий урок).


О чём говорит искусство (11 ч)

Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Красота животных, выраженная средствами скульптуры. Изображение характера животных.

Представление народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве. Женский образ.

Представление народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве.

Красота человека, выраженная средствами скульптуры.

Истоки ДПИ и его роль в жизни человека. Человек и его украшения. Понятие о синтетическом характере народной культуры.

Образы архитектуры.

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщающий урок).


Как говорит искусство (7 ч)

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Эмоциональные возможности цвета. Тихие и звонкие цвета. Линия, штрих, пятно. Ритм линий.

Многообразие линий и их знаковый характер.

Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и ритм пятен передача движения в композиции.

Пропорции и перспектива.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции. Искусство и ты (обобщающий урок года).


Организация контроля

Объектом оценки результатов освоения Программы по изобразительному искусству является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижений предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых работ. Результаты накопительной оценки, полученной в ходе текущего промежуточного оценивания, фиксируются в форме тематических выставок и учитываются при определении итоговой оценки.

Преодолению неуспешности отдельных обучающихся помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации Программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом.


Критериями оценивания работ являются следующие параметры:

  • оформление оригинальности дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов;

  • техника выполнения оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения;

  • техническая реализация – сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка.


3 класс

Искусство в твоем доме (8 часов)

Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).


Искусство на улицах твоего города (7 часов)

Деятельность художника на улицах города. Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города, без которых не может возникнуть чувство Родины.

Памятники архитектуры — наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).


Художник и зрелище (10 часов)

Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство, как необходимая часть зрелища.

Художник в цирке. Художник в театре. Театр кукол. Мы - художники кукольного театра. Маски.

( 2 часа) Афиша и плакат. Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).


Художник и музей (8 часов)

Станковые виды и жанры изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина – особый мир. Картина-пейзаж. Картина- портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).


4 класс

Истоки искусства твоего народа (8ч)

Пейзаж родной земли

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир. Образ красоты человека Народные праздники


Древние города твоей земли (7ч)

Древнерусский город-крепость Древние соборы Древний город и его жители Древнерусские воины-защитники Древние города

Русской земли Узорочье теремов

Праздничный пир в теремных палатах


Каждый народ художник (11 ч)

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии. Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).


Искусство объединяет народы (8 ч)

Все народы воспевают материнство

Все народы воспевают мудрость старости Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и защитники

Юность и надежды

Искусство народов мира (обобщение темы)



Организация контроля

Объектом оценки результатов освоения рабочей программы по изобразительному

искусству является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи. Оценка достижений предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых работ. Результаты накопительной оценки, полученной в ходе текущего промежуточного оценивания, фиксируются в форме тематических выставок и учитываются при определении итоговой оценки.

Преодолению неуспешности отдельных обучающихся помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации рабочей программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом.


Критериями оценивания работ являются следующие параметры:

  • оформление оригинальности дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов;

  • техника выполнения оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения;

  • техническая реализация – сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка.

Тематическое планирование, 2 класс

№ раздела

Название раздела




Количество часов

всего

К.работы

Пр., лаб. работы

1

Чем и как работают художники

8

0

0

2

Реальность и фантазия

8

0

0

3

О чём говорит искусство

10

0

0

4

Как говорит искусство

8

0

0


Итого:

34

0

0


Календарно-тематическое планирование. 2 класс

№ урока

Тема раздела, урока

Дата


план

факт

Раздел 1. Чем и как работают художники (8 ч.)

1

Три основные краски, строящие многоцветие мира



2

Пять красок - все богатство цвета и тона



3

Пастель и цветные мелки, аква­рель; их вырази тельные возможности



4

Выразитель­ные возмож­ности аппли­кации



5

Выразитель­ные возмож­ности графи­ческих мате­риалов



6

Выразитель­ность материалов для работы в объеме



7

Выразитель­ные возмож­ности бумаги



8

Для художни­ка любой ма­териал может стать вырази­тельным



Раздел 2. Реальность и фантазия (8 ч.)

9

Изображение и реальность



10

Изображение и фантазия



11

Украшение и реальность


12

Украшение и фантазия



13

Постройка и реальность



14

Постройка и фантазия



15

16

Братья-Мас­тера Изобра­жения, Укра­шения и По­стройки все­гда работают вместе (обоб­щение темы)





Раздел 3. О чём говорит искусство (10 ч.)

17

Выражение характера изображае­мых живот­ных



18

Выражение характера человека в изображе­нии; мужской образ



19

Выражение характера человека в изображе­нии; женский образ



20

Образ чело­века и его характер, выраженный в объеме



21

Изображение природы в разных состояниях



22

Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения



23

Выражение намерений через укра­шение. «Мор­ской бой Салтана и пиратов»



24

Образ здания и его назна­чение



25

В изображе­нии, украше­нии и построй­ке человек выражает свои чувства, мыс­ли, настроение



26

В изображе­нии, украше­нии и построй­ке человек выражает свои чувства, мыс­ли, настроение



Раздел 4. Как говорит искусство (8 ч.)


27

Цвет как сред­ство выраже­ния: «теплые» и «холодные» цвета



28

Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета



29

Линия как средство выражения: ритм линий



30

Линия как средство выражения: ха­рактер линий



31

Ритм пятен как средство выражения



32

Пропорции выражают характер



33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительно­сти



34

Обобщающий урок года




Тематическое планирование,3 класс

№ раздела

Название раздела




Количество часов

всего

К.работы

Пр., лаб. работы

1

Искусство в твоем доме

9

0

0

2

Искусство на улицах твоего города

7

0

0

3

Художник и зрелище

10

0

0

4

Художник и музей

8

0

0


Итого:

34

0

0


Календарно-тематическое планирование, 3 класс

№ урока

Тема раздела, урока

Дата


план

факт

Раздел 1. Искусство в твоем доме (9 ч.)

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности



2

«Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов



3

«Посуда у тебя дома». Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов



4

«Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами. Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы



5

«Мамин платок». Работа с бумагой и красками



6

«Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной книги



7

«Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной книги



8

«Открытки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной открытки



9

Обобщение темы «Труд художника для твоего дома». Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме



Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

10

«Памятники архитектуры». Работа с бумагой, красками, ножницами. Составление облика зданий из бумажных заготовок



11

«Парки, скверы, бульвары». Работа в смешанной технике-рисование, аппликация



12

«Ажурные ограды». Работа в смешанной технике-рисование, объёмная аппликация


13

«Волшебные фонари». Объёмная поделка из бумаги



14

«Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги



15

«Удивительный транспорт». Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели



16

Контрольная работа за 1 полугодие



Раздел 3. Художник и зрелище (10 ч.)

17

«Художник в цирке». Фрагмент циркового представления в аппликации



18

«Художник в цирке». Фрагмент циркового представления в аппликации



19

«Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки



20

«Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки



21

«Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике. Работа с тканью - шитьё



22

«Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике. Работа с тканью - шитьё



23

«Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной



24

«Афиша и плакат». Рисование на бумаге красками и карандашами



25

«Праздник в городе»



26

Обобщающий урок «Школьный карнавал»



Раздел 4. Художник и музей (8 ч.)


27

«Музей в жизни города». Рисование на свободную тему



28

«Картина — особый мир. Картина-пейзаж». Рисование картины-пейзажа



29

«Картина-портрет». Рисование картины-портрета



30

«Картина-натюрморт». Рисование картины-натюрморта



31

«Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую тему



32

«Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую тему



33

«Скульптура в музее и на улице». Лепка из пластилина фигуры человека в движении



34

Контрольная работа за год




Тематическое планирование , 4 класс



№ раздела

Название раздела




Количество часов

всего

К.работы

Пр., лаб. работы

1

Истоки родного искусства

8

0

0

2

Древние города нашей Земли

7

0

0

3

Каждый народ – художник

11

0

0

4

Искусство объединяет народы

8

0

0


ИТОГО

34

0

0


Календарно-тематическое планирование, 4 класс

урока

Тема раздела, урока

Дата

план

факт

Истоки родного искусства, 8ч.

1

Вводное занятие. «Пейзаж родной земли»



2

«Пейзаж родной земли»



3

«Деревня – деревянный мир»





4

«Деревня – деревянный мир»



5

«Красота человека»





6

«Красота человека»



7

«Народные праздники»












8

«Народные праздники»










Древние города нашей Земли, 7ч.

9

«Родной угол»



10

«Древние соборы»





11

«Города Русской земли»



12

«Древнерусские Воины – защитники»



13

«Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва»



14

«Узорочье теремов»



15

«Пир в теремных палатах»



Каждый народ – художник, 11ч.

16


«Страна восходящего солнца»



17

«Страна восходящего солнца»



18

«Народы гор и степей»



19

«Народы гор и степей»



20

«Города в пустыне»



21


«Древняя Эллада»



22

«Древняя Эллада»



23

«Древняя Эллада»



24


«Европейские города Средневековья»



25

«Европейские города Средневековья»



26

«Многообразие художественных культур в мире»



Искусство объединяет народы, 8ч.

27


«Материнство»



28

«Материнство»



29

«Мудрость старости»



30

«Сопереживание»



31

«Города – защитники»



32

«Юность и надежды»



33

«Искусство объединяет народы»



34

«Каждый народ – художник»



Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности УМК

для обучающихся:

1. Л.А. Неменская/ Под ред. Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение

УМК для учителя:

  1. Л.А. Неменская/ Под ред. Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение

  2. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы: 1-4 кл./ Под. Ред. Б. М. Неменского

Образовательные электронные ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Российское образование

http://www.edu.ru

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

ИКТ в образовании

http://www.ict.edu.ru

Российский портал открытого образования

http://www.openet.edu.ru

Ресурсы для открытой мультимедиа среды

http://fcior.edu.ru

Детские электронные книги и презентации:

http://viki.rdf.ru/

Учительский портал

http://www.uchportal.ru/,

http://www.zavuch.info/

Материально-техническое обеспечение

Оснащение учебных кабинетов

количество

Интерактивная доска

1

Персональный компьютер

1

Телевизор

1

Принтер

1

МФУ

1

DVD-плейер

1

Документ-камера

1

Короткофокусный проектор с креплением

1

Ноутбук

1

Программное обеспечение, в том числе CD, DVD технологии.

1

Система звукоусиления

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сидорова Ильсиярь Ризвановна

Дата: 05.12.2022

Номер свидетельства: 619160

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей с ЗПР (вариант 7.2)"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_rabochaia_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_dlia_detei_s_zp"
    ["file_id"] => string(6) "542546"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1584021742"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Вариант 7.2 изобразительное искусство. 1 дополнительный класс"
    ["seo_title"] => string(58) "variant_7_2_izobrazitelnoe_iskusstvo_1_dopolnitelnyi_klass"
    ["file_id"] => string(6) "586130"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1630428493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства