10 направлений воспитательной работы с младшими школьниками в группе продлённого дня
10 направлений воспитательной работы с младшими школьниками в группе продлённого дня
Раскрываются 10 направлений воспитательной работы с подбором мероприятий.Указаны цели и задачи в каждом направлении систематической работы с младшими школьниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«10 направлений воспитательной работы с младшими школьниками в группе продлённого дня»
Система работы воспитателя в группе продленного дня с младшими школьниками.
Школьное воспитание оказывает важное воздействие на формирование социально зрелой личности ребенка. Роль и значение школы в воспитании детей очень велико. Именно в школьных стенах происходит формирование характера ребенка, складываются особенности его поведения и развиваются творческие ориентиры. На сегодняшний день, школа располагает следующими воспитательными возможностями:
-воспитатели ГПД осознают и понимают текущие проблемы современного общества, в котором происходит постепенное ослабление нравственных ценностей и моральных норм поведения. Осознание проблемы и ее принятие является важным шагом к разрешению проблемы;
-формирование личности осуществляется в процессе построения коммуникативных связей. Воспитатели должны четко и грамотно выстраивать линию своего педагогического поведения и воздействия на учащихся. Требуется применение индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Внеклассная воспитательная работа - это организация воспитателем различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.
Предлагаю систему работы воспитателя по 10 направлениям воспитания с младшими школьниками.
Задачи воспитательной деятельности.
Целостный педагогический
процесс – это процесс, в котором
воедино слиты «воспитывающее
обучение» и «обучающее воспитание».
А. Дистерверг.
Цель: формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.
Основные задачи воспитательной деятельности
Создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности.
Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
Создать условия для развития нравственных качеств личности.
Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Права и обязанности учащихся
Каждый учащийся является членом коллектива школы, имеющий определённые настоящим Уставом дисциплинарные нормы и требования.
Система воспитательной работы по десяти направлениям
Направление воспитательной компоненты: 1.духовно-нравственное воспитание
Цель:– помочь осознать нравственные нормы и правила.
Задачи: формировать у ребят нравственное отношение к окружающим; формировать осознание ценности человеческой жизни;
Прогнозируемые компетентности Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Содержание воспитательной компоненты
Направления работы классного руководителя (структура взаимодействия)
дата
Мероприятия (тема, виды деятельности) и мониторинговые исследования (тесты, диагностики, анкеты..)
Задачи мероприятия (планируемый результат)
Участники деятельности
Полученный результат (реализация целей и проблемы)
1.Общешколь-ные мероприятия
Тетрализованное представление «Рождество»
- формирование нравственного отношения к жизни, свобода вероисповедания
Учитель, родители
2.Классные мероприятия
Кл.час «В дружбе сила»
Кл.час «Традиции моей семьи»
Беседа «День народного единства»
Конкурс «Страна в которой я живу»
Праздник «День Защитника Отечества»
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом;
- анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и обязанностям;
- осмысление себя, как частицы окружающего мира;
- формирование стремления к усвоению правовых знаний;
Ученики, учитель
Ученики, родители
учитель, ученики
Ученики, родители
Ученики, родители
3.Индивидуальная работа
Беседа «Как вести себя в школе»
-осознание прав и обязанностей учебного коллектива
Учитель, ученики
4.Работа с родителями
Р.соб. «Режим для первоклассника»
- осознание заботы о детях, реализация обязанностей родителей и атмосферы доброжелательности;
Учитель, родители
5. Работа с учителями предметниками
Совместное решение проблемных ситуаций
- воспитание сознательной дисциплины;
Учителя, ученики, родители
\
Направление воспитательной компоненты: 2. гражданско-патриотическое воспитание
Цель: – формирование знаний о праве, патриотизме, осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи: формировать правовую культуру, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом; формировать гуманистическое, патриотическое мировоззрение, осознание своих прав и прав других людей;
Прогнозируемые компетентности Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Содержание воспитательной компоненты
Направления работы классного руководителя (структура взаимодействия)
дата
Мероприятия (тема, виды деятельности) и мониторинговые исследования (тесты, диагностики, анкеты..)
Задачи мероприятия (планируемый результат)
Участники деятельности
Полученный результат (реализация целей и проблемы)
1.Общешколь-ные мероприятия
«Доброе сердце»
- формирование гуманистического мировоззрения, долга перед старшим поколением;
Учитель, ученики, родители
2.Классные мероприятия
Экскурсия по родному городу «Мой любимый город»
«Мы стали школьниками» урок-игра
Конкурс рисунков «Город воинской славы»
- воспитание гражданственности, патриотизма, любви к своему городу;
- самоопределение в сфере правовых отношений;
- воспитание гражданственности и патриотизма;
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
3.Индивидуальная работа
Методика « Лесенка»
- определение самооценки учащегося
Учитель, ученики, родители
4.Работа с родителями
Методика «Градусник»
- узучение удовлетворённости родителей жизнедеятельностью в классе и школе
Учитель, психолог, ученики. родители
5. Работа с учителями предметниками
Проведение предметных недель
- формирование уважительного отношения к развитию личности
Учитель, родители, ученики
Направление воспитательной компоненты: 3. воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
Цель: формирование у учащихся роли труда в общественной жизни в создании благосостояния народа и своего собственного, способности и умения трудиться в коллективе
Задачи: воспитание ответственного отношения к труду, как важнейшему фактору становления личности, воспитание непримиримости к бесхозяйственности, к проявлениям безответственности в труде, нарушению трудовой дисциплины
Направления работы классного руководителя (структура взаимодействия)
дата
Мероприятия (тема, виды деятельности) и мониторинговые исследования (тесты, диагностики, анкеты..)
Задачи мероприятия (планируемый результат)
Участники деятельности
Полученный результат (реализация целей и проблемы)
1.Общешколь-ные мероприятия
Праздник
« День Знаний»
Акция « Чистая школа»
- воспитание ответственного отношения к учебному труду, как важнейшему фактору развития личности;
- воспитание непримиримости к бесхозяйственности;
Ученики, родители, учителя
Ученики, учитель
2.Классные мероприятия
Праздник «Арбузник»
Трудовой десант
Конкурс «Чудеса из ненужных вещей»
Кл.час «Терпение и труд всё перетрут»
- интерес к учению и творческому труду;
- непримиримость к нарушению трудовой дисциплины;
- воспитание трудолюбия и любви к творческому полезному труду, бережливости;
- воспитание настойчивости в достижении цели;
Ученики, учитель
Ученики, учитель
Ученики, учитель, родители
Ученики, учитель
3.Индивидуальная работа
Анкета « Занятость детей ДО»
- воспитание трудолюбия и значимости труда в жизни человека;
4.Работа с родителями
«Развитие эмоционального мира первоклассника»
- осознание индивидуальных особенностей личности ребёнка;
Учитель. родители
5. Работа с учителями предметниками
Подготовка общешкольных мероприятий
- воспитание сознательной активности и культуры умственного и физического труда
Учителя, родители
Направление воспитательной компоненты: 4. интеллектуальное воспитание
Цель: оказание помощи в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи: определить круг реальных учебных возможностей; создать условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии; формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования
Прогнозируемые компетентности: самообучение, участие в интеллектуальных конкурсах и играх
Содержание воспитательной компоненты
Направления работы классного руководителя (структура взаимодействия)
дата
Мероприятия (тема, виды деятельности) и мониторинговые исследования (тесты, диагностики, анкеты..)
Задачи мероприятия (планируемый результат)
Участники деятельности
Полученный результат (реализация целей и проблемы)
1.Общешколь-ные мероприятия
Интеллектуальная игра «Весёлые соревнования»
- создание условий для интеллектуального развития и совершенства;
Учитель. ПО, ученики
2.Классные мероприятия
Тренинг «Развитие памяти и внимания»
Игра «Светофор»
«Путешествие в сказку»
Конкурс «Эрудит»
Викторина «Умники и умницы»
- продвижение в развитии познавательных способностей;
- развитие умения мыслить рационально и эффективно;
-формирование культуры интеллектуального развития;
- создание условий для интеллектуального роста в развитии;
- развитие культуры умственного труда;
Психолог, ученики. родители
Учитель, ученики
Учитель, ученики
Учитель, ученики
Учитель, ученики, родители
3.Индивидуальная работа
Беседа « Как преодолеть трудности»
- формирование умения ставить цель и план разрешения трудности;
Учитель, ученики, родители
4.Работа с родителями
Адаптация учащихся к новым условиям обучения
- результаты итогов диагностики
Родители, психолог, учитель
5. Работа с учителями предметниками
Развитие интеллекта учащихся класса
- упражнение в формировании универсальных учебных умениях;
Учитель, ученики, родители
Направление воспитательной компоненты: 5. здоровьесберегающее воспитание
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации детям значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения, формирование негативного отношения к вредным привычкам.
Задачи: знакомить с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья
Прогнозируемые компетентности Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Содержание воспитательной компоненты
Направления работы классного руководителя (структура взаимодействия)
дата
Мероприятия (тема, виды деятельности) и мониторинговые исследования (тесты, диагностики, анкеты..)
Задачи мероприятия (планируемый результат)
Участники деятельности
Полученный результат (реализация целей и проблемы)
1.Общешколь-ные мероприятия
Конкурс рисунков « Мы любим спорт»
«Мама, папа, я- спортивная семья»
- формирование значимости собственного здоровья;
- сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Ученики, родители, учитель
Ученики, родители, учитель
2.Классные мероприятия
Викторина «ПДД»
Беседа «Вредные привычки»
Уроки этикета « В гостях у Чистюльки»
Беседа « Со спортом дружить - долго жить»
Конкурс «Физкульминутки»
Инструктаж « Техника безопасности»
- привитие навыков сохранности жизни;
-формирование негативного отношения к вредным привычкам.
- формирование значимости здорового образа жизни и личной гигиены;
-значимость физического и психического здоровья в жизни людей;
- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
- акцент на ЗОЖ при работе со спортивным инвентарём;
Ученики, родители, учитель
Ученики, родители, учитель
Ученики, родители, учитель
Ученики, родители, учитель
Ученики, родители, учитель
Учитель, ученики
3.Индивидуальная работа
Утренняя зарядка
- формирование гигиенических навыков ЗОЖ
4.Работа с родителями
12
«Физическое и психическое здоровье школьника»
- акцент внимания родителей на проблемах питания и физического развития;
Родители, медсестра, психолог
5. Работа с учителями предметниками
Формирование навыков ЗОЖ
- формирование здорового образа жизни
Учителя, родители, ученики
Направление воспитательной компоненты: 6. социокультурное и медиакультурное воспитание
Цель: профилактика эмоционального неблагополучия
Задачи: организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности
Направления работы классного руководителя (структура взаимодействия)
дата
Мероприятия (тема, виды деятельности) и мониторинговые исследования (тесты, диагностики, анкеты..)
Задачи мероприятия (планируемый результат)
Участники деятельности
Полученный результат (реализация целей и проблемы)
1.Общешколь-ные мероприятия
«Что такое толерантность»
«Что значит уважать другого»
-формирование умения предупреждать опасные ситуации и правильно себя вести при их возникновении;
Учитель, родители, ученики
2.Классные мероприятия
Кл.час « Будь добрым и человечным»
Беседа « Друг познаётся в беде»
Тренинг « Я и мир вокруг меня»
Кл.час «Все мы разные»
Тренинг «Я и мои эмоции»
- воспитание уважения к себе и окружающим;
- предупреждение социальной агрессии;
- формирование уважительного отношения к жизни;
- профилактика эмоционального неблагополучия;
- формирование умения контролировать свои эмоции для предупреждения агрессии;
Учитель, ученики
Учитель, ученики
Учитель, ученики
Учитель, родители, ученики
Учитель, родители, ученики
3.Индивидуальная работа
Беседа « Как избежать конфликтов»
- воспитание уважения к себе и окружающим;
Учитель, ученики
4.Работа с родителями
Встреча с правоохранительными органами
- ответственность за участие в неформальных объединениях экстремистской направленности;
Родители, ПО, полиция
5. Работа с учителями предметниками
Общие подходы в изучении особенностей учащихся
- формирование интереса к мнению другого человека;
Учителя. родители
Направление воспитательной компоненты: 7. культуротворческое и эстетическое воспитание
Цель: создание условий для проявления ребятами инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:создать условия для равного проявления детьми своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
использовать нестандартные творческие формы внеклассной работы с учетом возрастных особенностей;
демонстрировать достижения, результаты, способности в досуговой деятельности родителям, учителям, сверстникам;
развивать способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к своим достижениям.
Прогнозируемые компетентностиЦенности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество
Содержание воспитательной компоненты
Направления работы классного руководителя (структура взаимодействия)
дата
Мероприятия (тема, виды деятельности) и мониторинговые исследования (тесты, диагностики, анкеты..)
Задачи мероприятия (планируемый результат)
Участники деятельности
Полученный результат (реализация целей и проблемы)
1.Общешколь-ные мероприятия
Конкурс чтецов «Мужество героев»
Конкурс «Золушка»
«Мой город – самый лучший»
«Рождественский марафон»
- развитие искренности и открытости;
- развитие интереса к внеклассной деятельности;
- формирование уважительного отношения к наследию;
- развитие инициативы и самостоятельности в добрых поступках;
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
2.Классные мероприятия
Оформление классных уголков
Кл.час «Правила культурного поведения»
Конкурс « Мои интересы»
Кл.час «Моя мама»
Конкурс рисунков «Миру-мир»
Викторина «Наши меньшие друзья»
- развитие творческих способностей;
- воспитание нравственных чувств и культуры общения;
- формирование умения адекватно оценивать свои достижения;
- воспитание интереса к творчеству в досуговой области достижений;
- формирование художественного творчества и эстетического сознания;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному и своим творческим достижениям;
Ученики, учитель
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
3.Индивидуальная работа
Беседа « Творчество и помощь»
- формирование умения использовать творческие способности для достижения успехов в учёбе;
Учитель, ученики, родители
4.Работа с родителями
Игра «Поле чудес»
- развитие потребности в развитие творчества у собственных детей;
Учитель, ученики, родители
5. Работа с учителями предметниками
Организация интерактивных игр.
- использование нестандартных форм внеурочной деятельности;
Учитель, ученики, родители
Направление воспитательной компоненты: 8. правовое воспитание и культура безопасности
Цель: Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты
Задачи: организация повышения правовой грамотности обучающихся; создание условий деятельности органов ученического самоуправления;-обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся
Прогнозируемые компетентности: применение правовых знаний, участие в органах ученического самоуправления
Содержание воспитательной компоненты
Направления работы классного руководителя (структура взаимодействия)
дата
Мероприятия (тема, виды деятельности) и мониторинговые исследования (тесты, диагностики, анкеты..)
Задачи мероприятия (планируемый результат)
Участники деятельности
Полученный результат (реализация целей и проблемы)
1.Общешколь-ные мероприятия
Конкурс «Школьная форма»
Б. «Информационная безопасность»
Акция «Доброе сердце»
- формирование ответственности за сознательный выбор;
- обеспечение информационной безопасности;
- формирование способности к действиям на основе морали;
Учитель, ученики
Учитель, ученики
Учитель, ученики
2.Классные мероприятия
Кл.час «Дежурство и порядок»
Тренинг «Дисциплина»
Игра- практикум «Жалобы школьного учебника»
- участие в органах ученического самоуправления;
- принятию ответственности за результаты своих поступков;
- обеспечение физической, и психологической безопасности;
Учитель, ученики
Учитель, ученики
Учитель, ученики, родители
3.Индивидуальная работа
Беседа « Я в коллективе»
- формирование собственной значимости для коллектива класса;
Учитель, ученики, родители
4.Работа с родителями
Анкетирование родителей
- осведомлённость в правовой грамотности родителей;
Учитель, ученики, родители
5. Работа с учителями предметниками
Привлечение актива класса
- создание условий деятельности органов ученического самоуправления
Учитель, ученики
Направление воспитательной компоненты: 9. формирование коммуникативной культуры
Цель: создание условий для развития коммуникативной культуры личности
Задачи: организация повышения уровня межкультурной коммуникации; создание условий для безопасной коммуникации; организация риторической компетенции обучающихся; создание условий для развития средств массовой информации.
Прогнозируемые компетентности: коммуникативность
Содержание воспитательной компоненты
Направления работы классного руководителя (структура взаимодействия)
дата
Мероприятия (тема, виды деятельности) и мониторинговые исследования (тесты, диагностики, анкеты..)
Задачи мероприятия (планируемый результат)
Участники деятельности
Полученный результат (реализация целей и проблемы)
1.Общешколь-ные мероприятия
Праздник «День Знаний»
«Последний звонок»
- организация повышения уровня межкультурной коммуникации;
Направления работы классного руководителя (структура взаимодействия)
дата
Мероприятия (тема, виды деятельности) и мониторинговые исследования (тесты, диагностики, анкеты..)
Задачи мероприятия (планируемый результат)
Участники деятельности
Полученный результат (реализация целей и проблемы)
1.Общешколь-ные мероприятия
Субботник по уборке территории
- создание условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания;
Учитель, ученики, родители
2.Классные мероприятия
Конкурс «Мир вокруг»
Конкурс плакатов «Берегите воду»
Кл.час «Вода в жизни человека»
Викторина «Мир леса»
Конкурс плакатов «Берегите лес»
Проект «Экология города»
Конкурс стихов «Красота родной природы»
- бережное отношение к природе;
- создание условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.
- формирование экологической культуры;
- создание условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания;
- формирование экологической культуры;
-создание условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.
- формирование уважительного отношения ко всему живому как проявлению жизни;
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
Учитель, ученики, родители
3.Индивидуальная работа
Планирование летней занятости учащихся
- создание условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.
Учитель, родители
4.Работа с родителями
Род.собрание: «Безопасность на природе»
- формирование уважительного отношения ко всему живому как проявлению жизни;
Учитель, родители
5. Работа с учителями предметниками
Организация совместной деятельности
- формирование экологической культуры;
Учитель, ученики, родители
Структура ученического самоуправления
Главная задача воспитателя – помочь детям безболезненно адаптироваться к школьной жизни. В этот период происходит изучение личностных качеств учащихся.
В построении воспитательной системы и формировании классного коллектива важную роль играет самоуправление. Основа его – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества (родителями), направленную на создание благоприятных условий для общения, развития себя, одноклассников.
Такая работа помогает детям сдружиться, учит взаимодействию и сотрудничеству.
Ведущей идеей является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника.
Структура самоуправления
Команда 1
Команда 5
Команда 2
Совет
класса
Команда 3
Команда
4
Каждая команда выбирает своего капитана, которые и сформируют совет класса (актив класса):