Не секрет,что дети в современном мире подвержены серьезным нагрузкам не меньше чем взрослые.Все это ведет к серьезным проблемам со здоровьем.Поэтому состояние здоровья детей волнует педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение музыки для укрепления здоровья детей»
Музыка как средство укрепления и профилактики здоровья детей
Концертмейстер МБОУ ДО
ДДиЮ «Факел», городаТомска
Петровская Ираида Анатольевна
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От здоровья и жизнедеятельности детей
зависит их духовная жизнь, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: неблагоприятные экологические условия жизни, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни. Все это ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям. Поэтому состояние здоровья детей и подростков на сегодняшний день волнует многих педагогов.
Каждый из педагогов задумывается, как организовать учебное занятие так, чтобы оно было не только познавательно и интересно воспитанникам, но и способствовало укреплению их здоровья. Не секрет, что здоровье ребенка складывается из физического, психического, нравственного и духовного состояния. Следовательно, структура и содержание занятия должны учитывать все выше перечисленные составляющие здоровья человека. В результате поиска, решения проблемы педагог приходит к пониманию необходимости применения на своих занятиях здоровьесберегающих технологий.
В нашем учреждении созданы все условия для организации и проведения учебных занятий во благо здоровья детей. Как показывает многолетняя практика работы концертмейстера в хореографических коллективах – музыка и танец являются важными факторами, положительно влияющими на физическое и психическое здоровье детей. Музыка, обладает исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождает движения, повышает качество исполнения – выразительность, ритмичность, чёткость.
Доказано, что движения под музыку детей имеет особое значение, потому что двигательно-ритмичные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Сочетание движения и музыкального аккомпанемента координирует работу правого и левого полушария, укрепляя здоровье детей. Поэтому важно в работе использовать музыкальный аккомпанемент разного характера.
Для развития у детей разных групп мышц на занятиях вводятся элементы партерной гимнастики под музыкальное сопровождение. Опыт подсказывает, что для аккомпанемента гимнастики, ритмики, помимо народной и современной музыки необходимо вводить фрагменты классической музыки с ее оздоравливающим эффектом, что способствует гармонизации тела и психики ребенка. Так как классическая музыка содержит в себе проверенные временем архетипы. Так, например, в исследованиях по музыкотерапии описывается, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность. Послушав произведения великого композитора, люди, отвечающие на IQ-тест, демонстрируют заметное повышение интеллекта. Эксперименты по изучению феномена основаны на предположении, что музыка Моцарта оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. Музыка может оказывать сильнейшее влияние на формирование нейронных сетей и умственное развитие ребенка.
В репертуаре для обучающихся младшего школьного возраста (7-9 лет) нами увеличивается количество классического репертуара: музыкальные отрывки из балета, опер, оперетт. Разучиваются танцевальные этюды, вводится классический тренаж у станка, идет постановка танца. В комплексе - это способствует укреплению позвоночника, развитию гибкости и эластичности мышц тела и формирует красивую осанку у детей.
Не маловажный фактор в сохранении здоровья детей на занятиях по хореографии является индивидуальный подход к ребенку. Педагог учитывает физические, психологические и возрастные особенности детей. Концертмейстер подбирает музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям. Благодаря этому, обучающиеся легко отражают музыкальный образ в движении. Неслучайно, для детей дошкольного возраста (4-5лет), когда их внимание ещё неустойчиво и они отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, педагогу и концертмейстеру необходимо чередовать разные виды музыкально-ритмической деятельности: использовать музыкально - ритмические игры, этюды, пальчиковую гимнастику.
Важно отметить, что в нашем учреждении занимаются хореографией дети с различными способностями в музыкально - ритмическом и двигательном отношении, так как специального отбора не проводится, и мы принимаем всех желающих. Наша задача помочь всем детям обрести чувство уверенности в своих силах через музыку и выражение себя в танце.
Главное в моей работе – это приобщение детей к движению под музыку, их психическое, духовное и физическое развитие. Так как в синтезе музыки и пластики заложены огромные воспитательные возможности по формированию у детей здорового образа жизни!
Литература
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. / Т.В.Ахутина.Школа здоровья., 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Кубанцева Е.И.Концертмейстерство музыкально-творческая деятельность./Е.И.Кубанцева.Музыка в школе.,Музыка в школе.,2001.№2-С.200
3. Заикина Е.А. Быть здоровым непросто. Формирование культуры здоровья у старшеклассников./Е.А.Заикина – М.: Чистые пруды, 2008г. Вып. 19. С.120
4. Казакова Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении./Т.Н Казакова. – М.: Чистые пруды, 2007г. Вып. 4(16).С.58