Выступление на педагогическом совете "Эффективность преемственных связей детский сад - начальная школа в воспитании и развитии детей"
Выступление на педагогическом совете "Эффективность преемственных связей детский сад - начальная школа в воспитании и развитии детей"
Сравнение результатов готовности детей к обучению в школе и результатов процесса адаптации показывает успешность процесса адаптации. Благополучная адаптация первоклассников к школьному обучению служит основой их дальнейшего успешного обучения, взаимодействия с социумом и личностного развития. При этом базовыми составляющими успешной адаптации можно выделить: эмоциональное благополучие, достаточную саморегуляцию, уверенность в себе и адекватную самооценку, сформированность психических процессов и школьнозначимых функций соответственно возрастной норме, а также умение устанавливать позитивные контакты с учителями, одноклассниками и в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Эффективность преемственных связей детский сад - начальная школа в воспитании и развитии детей"»
Эффективность преемственных связей
МДОУ № 28 и МОУ гимназия № 25
в воспитании и развитии детей.
Набор дошкольников для обучения в МОУ гимназия № 25 г. Иркутск осуществляется из разных дошкольных учреждений г. Иркутска. Около 50% будущих учеников гимназии поступает из МДОУ № 28 г. Иркутска. Обследование дошкольников на этапе приема их в гимназию реализуется комиссией, в которую входят: завуч I ступени обучения, психолог гимназии, логопед гимназии, физиолог гимназии, психолог ДОУ, методист ДОУ. Диагностика психологической готовности проводится не для осуществления отбора в школу, а для определения уровня психосоциальной зрелости, выявления уровня готовности дошкольников к обучению в гимназии и для профилактики нежелательного психического развития ребенка и реализации индивидуального подхода к нему в обучении и развитии.
Учеба школьника, как самостоятельный вид деятельности, требует от него систематического напряжения, упорства, достаточной силы воли, предполагает высокий уровень психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к ухудшению состояния здоровья ребенка.
Готовность к обучению в гимназии мы рассматриваем, как комплексную характеристику, включающую в себя следующие компоненты:
Психофизиологический (созревание организма);
Педагогический (все, чему научили ребенка);
Психологический (особенности развития и формирования).
Основными показателями психологической готовности к обучению являются:
Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи)
Сформированность навыков общения (умение строить новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми)
Школьная зрелость определялась путем использования диагностической беседы по Банкову и исследованием общей осведомленности. 76 % дошкольников обладают достаточным уровнем школьной зрелости и общей осведомленности.
Характер мотивации определялся стандартной диагностической беседой о школе. Доминирует у дошкольников учебная мотивация – 88 %, Игровой характер мотивации отмечается у 12 % детей.
Установление степени развития общеучебных умений и навыков (чтение, счет). Небольшую трудность вызывают задания на классификацию и исключение четвертого лишнего. Исключают по существенным признакам 76 % детей. Классифицируя, 72 % детей смогли объяснить, какой признак классификации был положен в основу классификации, а следовательно, задания выполняли не по памяти, с использованием мыслительных операций, задания на обобщение выполнены детьми на 100 %.
Особенности чтения дошкольников отражают уровень общеучебных умений и навыков. На этапе поступления в школу дети должны знать все буквы алфавита, однако чтение не является необходимым и обязательным навыком. Беглое чтение отмечается у 16 % детей, послоговое чтение – у 74 % поступающих в гимназию, побуквенное – у 4 %, 4 % детей не читают, но знают буквы, 2% не знают буквы. Осознанность прочитанного является показателем зрелости интеллектуальной сферы ребенка. При этом общеучебные умения и навыки переходят во внутренний план действий, осознаются у 88% дошкольников. Недостаточная осознанность чтения – это демонстрация только лишь сформированного навыка, но не перешедшего во внутренний план действий, навык может угаснуть, наблюдается у 12 %.
Счет также является общеучебным навыком. Норма прямого счета – 20 единиц, обратного – от 10 единиц. Счетные операции ребенок должен выполнять +, - одна единица в пределах первого десятка. Счет в пределах 100 единиц выполняют – 8 % детей, в пределах 20 –30 единиц считают 30 % дошкольников, со счетом в пределах 10 единиц справились 62 % детей.
Выяснение особенностей речевого развития осуществлялась в ходе беседы. Правильно построили предложения 66% детей, нет нарушений грамматического строя речи – 75 %. В условиях системы Л. В. Занкова, когда в устных ответах требуется построение предложений по типу причинно-следственных связей, у учащихся развиваются способности в формулировании речевых высказываний, связность речи. Этому способствуют упражнения, направленные на развитие функций речи: пересказ по картинке, описание игровых ситуаций, составление рассказа по картинкам
Готовность руки к письму. Основная причина недостаточной готовности – неверное положение ручки при письме – может быть устранена только целенаправленной тренировкой. В том случае, если неправильное положение руки закрепится, это может привести к сложностям при письме. Кисть ребенка в возрасте 6 лет еще окончательно не сформировалась и, следовательно, будет уставать от неправильного положения ручки. Ребенку будет трудно следовать указаниям учителя, выполняя письменные задания, так как необходимо будет прикладывать гораздо больше усилия, чтобы писать с той скоростью, какая необходима.
Сравнение результатов, полученных в процессе обследования каждого дошкольника со стандартной шкалой школьной зрелости, показало что все обследованные дети к систематическому обучению готовы. Уровень готовности дошкольников различен. Высокий уровень готовности отмечается у 52 %, средний – 44 %, низкий – 4 %. Дошкольники, слабо готовые к систематическому обучению в школе (4 %) имеют попустительское отношение со стороны родителей к развитию детей. В сравнении с результатами приема детей в гимназию в предыдущем году 2003-2004, нынешние дошкольники не обнаруживают значимых различий в уровне психосоциальной зрелости.
Вопрос о проблеме адаптации первоклассников с систематическому обучению сегодня особо остро стоит в инновационных учебных заведениях. Этот факт связан с повышением уровня учебной нагрузки, разнообразием вводимых учебных дисциплин, большим объемом информации.
В МОУ гимназия № 25 регулярно проводится изучение особенностей процесса адаптации первоклассников к школе. Обследование проводится ежегодно в октябре месяце.
Результаты процесса адаптации первоклассников из МДОУ № 28 к обучению в гимназии.
Учебный год
Адаптированные дети
Дезадаптированные дети
Средняя степень дезадаптации
Серьезная степень дезадаптации
2000 – 2001
35 %
50 %
15 %
нет
2001 – 2002
93 %
7 %
нет
нет
2002 – 2003
96 %
4 %
нет
нет
2003 – 2004
97 %
3 %
нет
нет
2004 – 2005
100 %
нет
нет
нет
Следует отметить тенденцию увеличения числа детей, более успешно адаптирующихся к обучению в гимназии.
Сравнение результатов готовности детей к обучению в школе и результатов процесса адаптации показывает успешность процесса адаптации. Благополучная адаптация первоклассников к школьному обучению служит основой их дальнейшего успешного обучения, взаимодействия с социумом и личностного развития. При этом базовыми составляющими успешной адаптации можно выделить: эмоциональное благополучие, достаточную саморегуляцию, уверенность в себе и адекватную самооценку, сформированность психических процессов и школьнозначимых функций соответственно возрастной норме, а также умение устанавливать позитивные контакты с учителями, одноклассниками и в семье
Таким образом, МДОУ № 28 и МОУ гимназия № 25 обеспечивают преемственность между дошкольным и начальным образованием, используя программы «Детство»: программа развития и воспитания детей в детском саду, и программу развивающего обучения по системе Л.В.Занкова, и опираются на:
Гуманизм, как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому, исключая принуждение и насилие;
Открытость человека к изменяющемуся миру;
Самоценность каждого возраста, полноту реализации возможностей ребенка, опору на достижения предыдущего этапа развития;
Индивидуализацию образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности.