kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление из опыта работы "Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении рассказывается о примерах создания проблемных сиуаций на уроках литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление из опыта работы "Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальной школе"»


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.


Начало мышления –

в проблемной ситуации

С.Л. Рубинштейн.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным. Ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом.

Специфика изучения литературы - в необходимости чтения художественных текстов, а современные школьники, к сожалению, очень мало читают. Телевидение, видео, компьютеры «отгораживают» ребенка от книги. Как сделать так, чтобы ребёнок почувствовал потребность в чтении, мог насладиться красотой слова, понять замысел автора.

      В Образовательной системе существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  (технология продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Таким образом, на учителе литературы лежит большая ответственность – открыть школьнику настоящую литературу, т.е.

научить его понимать и ценить художественный текст, слышать голос писателя, понимать язык художественных образов.

Как же этого добиться?

«Можно тысячу раз требовать: Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого.

Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т.е. так поставить вопросчтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста».

Уметь ставить вопросы и искать пути их решения – основа проблемного обучения.

Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности.

Нет проблем? Учись их создавать!

Сейчас будем учиться создавать проблемы!

В процессе преподавания я пришла к выводу, что развитию интереса к чтению способствует создание проблемных ситуаций, постановка вопросов проблемного характера , которые пробуждают сознание ребенка .Школьники по-иному начинают реагировать на прочитанное, высказывать свою точку зрения, спорить; они перестает быть сторонними наблюдателями, начинают сопереживать героям, подключают творческое воображение.

С недавнего времени на уроках литературного чтения, я стала использовать элементы технологии проблемного обучения. Они основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. Хочу познакомить Вас с некоторыми своими наработками.

При постановке проблемы перед детьми я всегда учитываю ряд факторов :
** слишком трудное и слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации;
** система заданий должна включать основные и доступные школьникам
типы проблем, характерные для данного предмета;
** система проблемных задач должна строиться по принципу возрастающей
сложности; 
** проблема, выдвигаемая мною на уроке, должна решаться детьми
творчески.
Этапы осуществления проблемного подхода. 
Проблемная ситуация может быть сформирована учителем на любом этапе урока и цель ее создания напрямую должна зависеть от задач этого структурного момента урока.
На начальной ступени обучения в моей деятельности 
приоритетными задачами являются : обучение учащихся умению ставить
цели и оценивать результаты своих действий.
Одним из приемов, способствующих формированию активного целеполагания на уроке, является создание разных проблемных ситуаций уже на первых его минутах.
Приведу примеры таких ситуаций: 
1). С-ция неожиданности (знакомство с фактами, идеями, вызывающими удивление, поражающие своей неожиданностью)
2). С-ция конфликта (противоречие с новым и известным представлением)
3). С-ция несоответствия (противоречие с жизненным опытом и полученной информацией)
4). С-ция неопределенности (в пробл. Задании недостаточно данных для его решения)
5). С-ция выбора (сделать выбор из предложенных решений и обосновать его)
6). С-ция предположения (выдвижение своей версии решения проблемы). 
Процесс целеполагания формирует не только мотив действия, учит целеустремленности, осмысленности действий, развивает творческие и познавательные способности учащихся. 

Постановка проблемной ситуации перед учащимися и поиск ее решения активизируют исследовательскую деятельность учащихся. 
С первых дней занятий в школе мы с детьми рассматриваем методы исследования, откуда можно получить информацию. Это задать вопрос самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере…
Начиная со второго класса я работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы. Я предлагаю ученикам задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблемы – способность изменять свою точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. 
Например задания:
** продолжи неоконченный рассказ ;
** составь рассказ от имени другого персонажа ;
** опиши один день твоей воображаемой жизни или используя данную концовку;
** определи, сколько значений у предмета
(найти варианты нетрадиционного, но при этом реального использования необычных предметов 
** назови, как можно больше признаков предмета.
Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость.
Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в
будущем, а потому приучаю их к дальнейшим вопросам: что еще может интересовать тебя в этой проблеме? Что еще ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребенка. 
Созданная на уроке проблемная ситуация может стать поводом для проведения эксперимента – важнейшего из методов исследования. Я учу детей анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в четвертом классе.
На уроках литературного чтения я применяю проблемные задания по выявлению новых факторов, явлений, использую прием сравнения, формирую у учащихся оценочное суждение, учу устанавливать причинно – следственные связи.
На практике я начинаю использовать проблемные ситуации
уже с изучения устного народного творчества. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь герою, попавшему в беду, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, формирует умение овладевать оценочной терминологией ( хитрый, добрый, жадный, великодушный и т.д. )
Задавая проблемные вопросы, требующие размышления, я создаю на своих уроках речевую ситуацию, побуждающую ребенка к высказыванию. В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать других людей.
Например, сказка О. Уйльда «Мальчик-звезда» учащихся заставляют задуматься два вопроса:

- Почему мальчик так вёл себя с окружающими?

- Почему главный герой стал уродливым?

- В чём истинная красота человека?

Первый вопрос хотя и настраивает на сравнение поведения Мальчика –звезды с окружающими, но на уровне констатации факта. А второй вопрос требует размышления, оценки мысли ученика, направленной на решение проблемно ситуации, он решает эту проблему, опираясь на свой жизненный опыт.

В своей работе на уроках чтения я создаю проблемные ситуации, зависящие от жанра изучаемого произведения. В процессе изучения пейзажной лирики А.С.Пушкина, С. Сейфуллина, А. Кунанбаева, и других поэтов возможна проблемная ситуация : 
представить себе картину, показанную автором в произведении или определение душевного состояния, настроения поэта, либо подбор фрагментов музыкальных произведений ( П.И.Чайковского, А.Вивальди... ) при прочтении стихотворений.
Решение данных проблемных задач очень важно, поскольку, я считаю, необходимо учить детей видеть авторское отношение к изображаемому и на этой основе формировать способность сопереживать прочитанному. Не отвергая догадку, чутье, интуицию, я всегда нацеливаю учащихся на анализ слов, выражающих настроение автора произведения.
В третьем классе работа над проблемными ситуациями на уроках чтения идет более глубокая. Ей может быть отведен целый урок, и по своему типу – это урок – диалог, на котором происходит столкновение различных точек зрения на какую – либо ситуацию, явление. Или урок – размышление.
На основе этого я стараюсь ставить перед детьми на уроках такие проблемные ситуации, решив которые, дети могли бы понять весь замысел автора , четко разграничить добро от зла, восхищаться идеалом прекрасного человека и самое главное – стать творческими читателями.

Например, урок в 3 классе «Поэтический родник. «В багрец и золото одетые леса…»

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Проблемный вопрос или ситуация:

  1. Что вы представили при прочтении этого стихотворения?

  2. Что бы вы изобразили на картине, используя строчки этого стихотворения?

  3. Как вы думаете, почему природа “открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна»?

При изучении стихотворений используется приём «яркое пятно», где учащийся представил наиболее яркое, более запоминающееся событие в произведении, этот приём используется не только при изучении стихотворений, но и сказки, легенды, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников.

(Не все люди внимательны, наблюдательны; мы живём в диком ритме жизни, не успеваем даже посмотреть на то, что нас окружает.)

Или, тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Я предлагаю использовать приём «Шесть шляп». Это адаптированная методика развития  параллельного мышления британского психолога Эдварда Де Боно.

(групповая работа), для каждой группы своя проблемная ситуация.

Красная шляпа – Какие у вас возникали чувства во время чтения сказки?

Жёлтая шляпа - Отметить все хорошие поступки всех героев сказки.

Чёрная шляпа - Какие недостатки были у героев сказки?

Зелёная шляпа – Что бы вы сделали, если бы очутились на месте Шейки?

Белая шляпа – Какую информацию узнали о жизни диких животных в лесу?

Синяя шляпа – Придумайте свой конец сказки.

Рассказ «Кот ворюга» К. Паустовский.

Начинаю урок с проблемной ситуации:

- Угадайте, кто будет главным героем сегодняшнего урока.

Эти животные издают звуки не для общения друг с другом, а для общения с человеком, при этом таких разных звуков они издают около 100.
- Более половины суток эти животные спят.
- В теле этого животного 230 костей (у человека 206)
- Поверхность носа этого животного также неповторима, как отпечатки пальцев у человека.
Да, это кот- самое загадочное животное, которое живет рядом с человеком.

Применение проблемных ситуаций на уроках литературного чтения развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову, поэтому они с интересом включаются в подготовку литературных гостиных, которыми я иногда завершаю изучение разделов.

Проблемные ситуации дают следующие преимущества: 
• Создают возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; 
• Развивают самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; 
• Нацеливаю на формирование универсальных учебных действий; 
• Обеспечивают прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.


Таким образом, технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения.



















«№2 орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №2»














Выступление на методическом объединении начальных классов по теме:


«Проблемные ситуации на уроках

литературного чтения в

начальной школе».


Учитель начальных классов 2 категории

Магурьян Н.А.


















Риддер к, г. Риддер.

2017-18 ж/г



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Магурьян Наталья Александровна

Дата: 07.05.2018

Номер свидетельства: 468630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства