МБОУ «СОШ» с.Ношуль
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«Вот так каша – пища наша»
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Подготовила и провела учитель
начальных классов
Порошина Любовь Афанасьевна
Ношуль, 2017
Вот так каша – пища наша
Цели:
1. Сформировать у детей представление о продукте питания- каше как об обязательном компоненте в ежедневном меню.
2. Развивать знания учащихся о здоровом правильном питании, развивать познавательный интерес.
3.Воспитывать такие качества личности как: доброту, взаимопонимание, гостеприимство.
Оборудование:
1. Две цветных скатерти.
2.Продукты: чипсы, сухарики, лимонад, конфеты, фрукты, жвачка.
3.Чистые ложки.
4.Крупы в мешочках: манная, гречневая, рисовая, пшенная, овсяная.
5.Четыре кастрюли с кашами: гречневой, рисовой, пшенной. 1 пустая кастрюля (все одинаковые).
7.Две тарелки с кашами , столик, скамейка, кувшин (для сценки «Лиса и Журавль»).
8.Топор, ведро с водой, соль, масло (для сценки «Каша из топора»)
9.Декорации: русская изба.
10. Костюмы.
11. Проектор. Компьютер.
12.Презентация: PowerPoint.
1. Вводная часть.
- Дорогие ребята, дорогие гости, пожалуйте в нашу русскую избу, погостите у нас, да послушайте наше занятие, нешуточное, хоть и сказочное.
Вот так каша – пища наша.
Слайд № 1.
-Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал,
Нужно вместе постараться
И в наши сказочки пробраться.
-А сказочки эти помогут побеседовать о главной пище нашей – вкусной каше. Хозяюшкой буду я, если вы позволите.
-Давайте сначала угощаться. Ребята, вот это у нас скатерть-самобранка. Скажите ей дружно: 1-2-3-скатерть, развернись! (дети повторяют).
-Какие угощения нам приготовила скатерть-самобранка? (перечисляют)чипсы, сухарики, лимонад, конфеты, жвачка, фрукты.
-Все ли здесь полезно для нашего здоровья? (отвечают дети).
-Ребята, если бы сейчас было утро, что бы вы съели на завтрак?
-Здесь нет главной еды, которую мы едим чаще по утрам-это каши.
-Наши бабушки и дедушки и дня не жили без каши. Говорили: «Щи да каша-пища наша».Ведь раньше не было разных продуктов, как сейчас. Работать нужно было много, а для работы силы нужны да здоровье. А где же их взять, если каши не поесть.
-О чем вам говорят такие поговорки?
Мало каши ел.
С ним каши не сваришь.
(ответы детей)
2.Основная часть.
1.-Ну что, попробуем мы с вами сварить сегодня кашу?
-А на чем будем варить? Где печка? Позовите печку!
-Нет печки. Может быть, она опять к царю во дворец поехала? Ребята, а вы помните, в какой это сказке было, где печка к царю ездила? А кто на ней ездил? ( ответы детей)
Слайд № 2.
.
-Давайте мы скажем Емелины слова, может печка приедет. Все вместе:
-По Щучьему велению, по нашему хотению, печка, приезжай к нам!
Выходит Печка:
- Что надо, что звали?
-Ой, Печка, да ты тоже живая, как в сказке у Емели! Здравствуй, Печка! Мы тебя звали помочь кашу сварить. Нам без тебя никак нельзя! Ну-ка Печка, встань поудобнее, я на тебе кашу варить начну! (беру манную крупу и кастрюлю).
-Погоди, хозяюшка! Расскажу я сначала твоим детям сказку, где лиса варила манную кашку, да товарища своего угощала. Кто из ребят знает эту сказку?
(ответы детей)
Слайд №3
(Печка выглядывает в окошко-декорацию).
-Эй, Лиса, Журавдь, идите сюда!
Сценка «Лиса и Журавль«.
(После сценки) –А можно, мы у вас останемся?
-Можно! Только ответь нам, пожалуйста, Лиса, за что тебя Журавль проучил?
-Сама не знаю!
-Ребята, подскажите! (жадная и негостеприимная была Лиса).
-Скажи, Лиса, отчего ты так манную кашку любишь?
-Она очень питательная и полезная, быстро переваривается, на фигуру мою не влияет. Я ведь должна везде успевать и всегда быть красивой. Вам, ребята, советую эту кашку есть почаще, особенно по утрам. Тогда будете умными и хитрыми, как я!
-Тогда скажи нам еще, Лиса, из чего манную крупу делают?
-Так вы этого не знаете? Манную крупу делают из высших сортов пшеничной муки. А пшеница на полях растет.
Слайд № 4.
2.-Ну, печка, приготовься, открывай свой горячий рот, я кастрюлю ставить буду. Гречневую кашу детям варить начну, они у меня проголодались.
-Да погоди ты, хозяюшка, есть у меня тут подружка одна. Она давным-давно эту кашу сварила (зовет сороку).
Сорока: Я кашу варила, гостей скликала.
Гости услыхали, быть обещали,
Гости на двор, кашицу на стол.
Узнали заботливую хозяюшку?
-Кто я такая? (ответы детей).
-А в какой сказке я кашей угощала? Тогда и вас угощу!
(ответы детей) «Сорока-белобока»
Слайд №5.
-Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребышки,
А этому нет ничего! (кормит детей гречневой кашей с ложки).
-Скажи, сорока, за что ты гречневую кашку любишь,да и детей угощаешь?
Сорока: А вот пословица есть такая-Гречневая каша сама себя хвалит - я-де с маслом хороша! Гречневая каша-одна из самых полезных, потому что в ней много растительных белков, жиров, углеводов. Но самое главное то, что в ней много железа, которое необходимо детям. Чтобы косточки были крепкими и крови было достаточно для организма. -А откуда берется гречка? -Да на полях растет, называется гречихой.
Слайд №6.
-А теперь еще поиграем. Повторяйте за мной:
Сорока-белобока
Кашу варила,
Под печкой студила,
Деток кормила.
Этому дала (большой палец),
Этому дала (указательный),
Этому дала (средний),
Этому дала ( безымянный)
А этому не дала (мизинец).
Мальчик - пальчик
Каши не варил,
Дров не носил,
Кашку не студил,
Деток не кормил.
Здесь тебе дрова (верх ладони),
Здесь теплая вода (между локтем и кистью),
Здесь горячий кипяток (локоть),
А здесь – щекоток (под мышкой)!
-Сорока – белобока, останься, погости у нас!
3.- Ну все, поиграли, и хватит! Вставай печка, а то совсем остынешь. Начну-ка я на этот раз рисовую кашу варить. Где моя кастрюля?
(Слышна песня «Солдатушки, бравы ребятушки»).
- Ой, кто-то поет (стучат в дверь, заходит солдат).
Солдат: -Здравствуй, хозяюшка!
- Здравствуй, служивый! Что пожаловал ты к нам?
-Хозяюшка, я 25 лет отслужил, нынче вот домой возвращаюсь. Припасы мои закончились, а так есть хочется, что переночевать негде!
-Да я-то не жадная, только у меня своих вон 15 по лавкам. Никак покормить их не могу.
- Не бойся, хозяюшка, я тебе кашу из топора сварю!
- Из топора? Да ладно уж шутить-то! Ребята, разве это возможно?
(ответы детей)
Слайд №7.
-Давай, хозяюшка, котел, топор да воды.
-Печка, иди сюда скорей! Солдат кашу варить будет! (ставим на печку).
-Вот и водичка закипела. Соли бы немножко.(подаю соль).
-Хозяюшка, я у тебя там рисовую крупу заприметил, к топору бы прибавить.
-Да возьми,солдатик, не жалко!
-Ну вот, теперь уже сварился.(достает топор) Маслица бы добавить.
-Ну, попробуй, хозяюшка!
-Ай, вкусно! А отчего же рисовая каша такая вкусная, солдатик?
-Да оттого, что она наваристая получается. Растет рис в местах, где много влаги и тепла. Где я только не бывал за 25 лет службы! И в Китае, и в Японии пришлось побывать. Там китайцы и японцы так этот рис любят, вместо хлеба едят. Вот говорят, что рис ума прибавляет, оттого они и самые умные – китайцы с японцами! А японцы так любят этот рис, что научились выращиватьего в виде рисунков. Сами посмотрите!
Слайды №8 – 19
-Солдат, а когда топор- то пробовать будем?
-Топор подождет, сначала с кашей расправиться надо (ест сам и дает пробовать детям).
-Ребята, что-то хитрит этот солдат. Подскажите, зачем он эту историю с топором затеял? (ответы детей).
-Ну что, наелся солдатик? Останься, погости! Уж больно ты мне понравился хитростью и умом своим. Наверно, риса много ел.
4.-Ребята, попробовали рисовой каши, а теперь начнем пшенную кашу варить.Она быстро варится, сейчас все сыты будете!
Печка: - Да погоди ты, хозяюшка, у меня есть волшебная кастрюлька для пшенной каши. Если ребята найдут спрятавшиеся слова в нашей избе и в кастрюльку сложат, то она пшенной кашей заполнится. А слова эти пшенную кашу хвалят.
(Дети находят спрятанные слова в классе: вкусная, сладкая, полезная, питательная).
Хозяюшка достает заранее приготовленную кастрюлю с кашей, угощает детей.
-А вы знаете, откуда берется пшено? (ответы детей).
-Пшено делают из проса. Посмотрите, как оно растет.
Слайд №20.
5.-Ой, устала я, печка! Проголодалась я сама, что сил моих нет больше кашу варить.
(Стук в дверь).-Опять кто-то пожаловал. (Заходит Геркулес - большой и здоровый мальчик).
-А ты кто такой?
-Я Геркулес (рассказывает про себя и про овсяную кашу).
-Из Греции я к вам приехал. А родился я давным-давно, когда еще Греция Древней была. Вырос я таким большим и сильным, потому как кашу овсяную ел. От нее люди растут быстро. В честь меня эту кашу и назвали геркулесовой. На самом деле меня Гераклом зовут. Много подвигов я совершил за свою жизнь. Людей очень люблю и всем помогаю!
-Ах, вот кто ты такой! А я-то думаю, что-то слова знакомые: Геркулес, овсянка. Так вот почему ты такой здоровенный вымахал. Овсяной кашей питаешься, значит. А если наши ребята будут эту кашу кушать, такими же вырастут? Ой, обидно мне, что я в детстве геркулесовой каши мало ела!
-Ребята, вы посмотрите, как растет будущая геркулесовая каша на овсяных полях.
Слайд №21.
-Геркулес, а ну-ка помоги мне сварить геркулесовую кашу (я беру кастрюлю, сыплю крупу, начинаю лить воду).
-Да ты что, хозяюшка, разве так кашу варят?! (рассказывает, как надо правильно варить кашу).
-Это так долго! Печка, забирай свою кастрюлю с овсянкой, иди в столовую, пусть повара помогут тебе кашу сварить. А мы тут с Геркулесом повеселимся.
Девочки в русских народных костюмах поют частушки про кашу.
Частушки про кашу
1.Дайте каши, дайте каши, 2.Ой, подружки, дело плохо!
Дайте каши с молоком! Мой миленок заболел!
Наедимся вкусной каши Аппетита он лишился.
И частушки вам споем! Полведерка каши съел!
3.Дорасти нам до небес 4.Будем каши много кушать!
Поможет каша «геркулес». Каша силы нам придаст!
А улучшит зрение Роллтон, чипсы, кириешки
Черничное варенье! Пусть лежат лишь про запас!
-Ну что, Геркулес, понравились тебе мои подружки?
- И подружки, и частушки понравились!
3. Заключительная часть.
- Вот и закончилась наша кашечная сказка!
Будем кушать каши: - манную ?
- гречневую ?
- рисовую ?
- пшенную ?
- овсяную ?
- А пока наша печка в столовой варит кашу геркулесовую, я вам еще одну сказку про кашу расскажу !
Братья Гримм.
Горшочек каши.
Слайд №22.
- Жила – была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.
- Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка. – Дай мне ягод, пожалуйста.
- На, бабушка, - говорит девочка.
Поела старушка ягод и сказала:
- Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что – то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:
- Раз, два, три, горшочек, вари!
И он начнет варить вкусную и сладкую кашу. А скажешь ему:
- Раз, два, три, больше не вари!И он перестанет варить.
- Спасибо, бабушка! – сказала девочка. Взяла горшочек и пошла домой, к матери.
Обрадовалась мать этому горшочку. Да и как не радоваться?! Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.
Слайд № 23
Вот однажды ушла девочка куда – то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:
- Раз, два, три, горшочек, вари!
Он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек все варит и варит кашу. Как его остановить?
Нужно было сказать:
- Раз, два, три, больше не вари! Да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Слайд № 24.
Горшочек варит и варит. Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша. А он все варит и варит. Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу – горячая каша рекой течет.
- Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается и бегом побежала домой. Кое – как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула:
- Раз, два, три, больше не вари!
И перестал горшочек варить кашу. А наварил он ее столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать. Только никто на это не жаловался, очень уж вкусная и сладкая была каша!
- Вот такая сказка. Ребята, а почему так много сказок придумано про кашу? (ответы детей) Потому что каша всегда была главной пищей, особенно по утрам.
- Атеперь мы все идем угощаться геркулесовой кашей, которую приготовила нам печка вместе с поварами!
Слайд № 25.