Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час по теме: « Справедливость. Что это такое?»»
Государственное общеобразовательное учреждение
« Амвросиевская школа-интернат № 4»
Воспитательный час по теме:
« Справедливость. Что это такое?»
4 класс
Подготовила:
Воспитатель 4 класса
Кузнецова О. А.
2021 г.
Тема: Справедливость. Что это такое?
Цель: Углублять представление о нравственных качествах человека.
Задачи
1. Научить учащихся разбираться в понятии «справедливость» (к другим людям и к себе).
2. Способствовать формированию этого качества в ребенке.
Оборудование: ручки и бумага для игры «Добрый гном»; карточки с описанием определенных ситуаций.
Ход работы
Организационный момент
Учитель предлагает учащимся начать урок с приветствия без слов, при помощи выразительных движений (кивка, улыбки, салюта, рукопожатия...).
Поговорим?
О чем?
О разном и о прочем.
О том, что хорошо
И хорошо не очень.
Что-то знаешь ты
А что-то вам неизвестно.
Поговорим?
Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Основная часть
- Что такое справедливость и несправедливость? (Дети отвечают.)
- Из словаря С.И. Ожегова: справедливый - действующий беспристрастно, соответствующий истине. Приведите примеры справедливости и несправедливости.
(Дети приводят примеры из своей жизни.) Есть моральные и правовые отношения. В моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых - законами, деловым этикетом и т. д. Соответственно, различают моральную и правовую справедливость.
Быть справедливым к одноклассникам в моральном отношении - значит проявлять свои достоинства, не мешая (не препятствуя) окружающим проявлять их достоинства. Совершая те или иные действия и поступки, нельзя наносить ущерб другим, ограничивать или принижать их достоинства. (Достоинства - это положительные моральные качества, привычки, увлечения, желания, планы и т. д.)
Приведу примеры моральной справедливости к одноклассникам, другим людям и к себе. На добрые слова следует отвечать словесной благодарностью, на добрые дела - услугой. За серьезную помощь (доброту) - платить добротой. Справедливо вознаграждать одноклассников за их хорошие поступки уважением и расположением (симпатией). Справедливо извиниться перед тем одноклассником, в отношении которого допустили несправедливость, нечаянно или умышленно. Отсюда правило: «Не мешайте другим и не давайте без надобности мешать себе». Быть справедливым - значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.
Работа со стихотворением
Учитель. Прослушайте стихотворение и обсудите в группе, как вы поняли смысл этих строк.
* * *
Мама учит не прятать у сердца обид,
Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?
Если слово ты дал - это слово навеки, гранит,
Если в гору идешь, поднимайся, других не толкая.
С. Островой
(Дети в группах обсуждают стихотворение. Учитель выслушивает мнение каждой из групп.)
Беседа
Учитель. Что такое справедливость к одноклассникам, другим людям, к себе? Быть справедливым - значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.
Каждый учащийся имеет право на нормальные условия учебы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения. Несправедливо по отношению к себе, имея закрепленное законом право на учебу, не выполнять свои учебные обязанности.
Первоклассник Максим, в качестве наказания поставленный дома в угол, говорит сам себе: «Можно из угла выходить? Нет, стой, Максим! Зачем ты бил девочку?»
- Почему мальчик не вышел из угла, а продолжает стоять? (Мальчик считает справедливым наказание за хулиганский поступок, за нарушение права девочки на неприкосновенность ее личности.)
О каких справедливых или несправедливых поступках вы читали, слышали, какие видели или совершали сами? (Дети рассказывают свои истории.)
Осмысление отношений в классе
Учитель. Давайте попробуем ответить на вопросы.
1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков?
2. Чему можно поучиться у окружающих вас одноклассников?
3. Чему можно поучиться у вас?
4. Мешают ли вам на уроке другие ученики?
5. Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? Как вы действуете в этих ситуациях?
(Эти вопросы можно обсудить в группах, а можно задавать их всему классу, слушая мнения учащихся по очереди.)
Игра «Добрый гном»
Каждый учащийся пишет на листочке бумаги свое имя и складывает листок.
Учитель перемешивает листочки и раздает их учащимся, причем нельзя, чтобы ребенку достался листок с его именем, также нельзя рассказывать, кому какой листок достался.
Правила игры: для того, кто вам достался, вы добрый гном. Это означает, что вы в течение определенного времени, например недели, должны сделать что-нибудь приятное, при этом не привлекая к себе внимания. Кто для кого был добрым гномом, каждый узнает позже. Одно из главных условий - на добрые дела не должны быть потрачены деньги. В этой игре очень важно, чтобы каждый ребенок получил приятный сюрприз. Но может возникнуть проблема, если кто-то активно не любит доставшегося ему товарища и откажется быть для него добрым гномом.
Заключительная часть
Игры-ситуации
Учитель. У меня в руках конверт с описанием различных ситуаций. Разбейтесь на группы и попробуйте разыграть эти ситуации. Помните, вам надо поступить по справедливости.
Ситуации
1.Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерется).
4. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
5. Твой друг сделал что-то плохое, а тебе за него попало.
Подведение итогов
- Как вы теперь понимаете понятие «Справедливость»?
- Что значит быть справедливым?
- Были ли у вас ситуации, когда вы поступали не справедливо по отношению к кому-то? Поступили бы вы по другому сейчас ?