Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие " День родного языка"»
Дейнека Людмила Леонидовна
Учитель начальных классов
МОУ « Школа №2 города Ясиноватая»
Международный день родного языка
Воспитательное мероприятие.
Цель: пополнить и расширить представление учеников о родном языке, его значении в обществе, о богатстве родного языка;
Воспитывать любовь к Родине и родному языку, стремление знать и научиться говорить правильным литературным языком,
Создать хорошее, веселое настроение,
Вовлекать родителей к проведению праздников в школе.
Форма проведения: воспитательное мероприятие.
Оборудование : магнитофон, плакат с деформированным высказыванием о русском языке, иллюстрации к сказкам.
Ход мероприятия.
Учитель. Уважаемые гости, дорогие дети, наши родные.
Приветствуем вас на нашем празднике « Как красив русский язык!»
На мелодию песни «Учат в школе» исполняется «Приветственная песня»
Все, кто любят наш язык,
Слово уважать привык,
Собрались сегодня в нашем зале.
Знания новые искать,
Мир словесный постигать
Мы друг другу в этот день
Пообещали.
На вопросы отвечать
И в значенья слов вникать
Будем вместе, будем вместе, будем вместе.
С русским языком дружить,
Добрым словом дорожить
Лучше вместе, потому что
Интересней.
Учитель: Дети, вспомните 1 сентября 1 класса. Вы пришли в школу маленькие, растерянные, но рядом с вами были ваши родные, ваша опора – ваши родители. Хочу спросить родителей, какими словами они провожали своего ребенка в школу? ( Ответы родителей). И эти слова звучат до сих пор в вашем сердце, потому, что сказаны мамой или папой на родном вашем языке.
Учитель. Мы счастливы, что родились и живем на такой прекрасной земле, земле угля и роз, людей – тружеников, людей – поэтов. Да, это наш родной Донбасс. Тут жили наши деды и прадеды, тут живут наши родители, и, где бы мы ни были, куда бы ни закинула нас судьба, везде будем слышать зов родной земли. Волнуемся до слез, услышав родное слово.
Учитель. Мы услышали много стихотворений о русском языке, а теперь выполните задание. Попробуйте прочитать высказывание о русском языке:
_ з _ к н _ ш пр_ кр _сн_й –
Б_ г _т _ й _ ___ зв _чн _й,
Т _ м_щн_й ___ стр_ стн__ й,
Т_ н _ жн _ - п_ в_ ч_ й.
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
Учитель. Язык прячет в себе много тайн. И только тот, может найти, понять и раскрыть его тайны. А какие это богатства и где их искать? Сегодня мы попробуем их найти. Богатство родного языка хранится в огромном количестве русских народных песен. А о ком эта песня, нужно отгадать.
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша … ( бабушка)
Русская народная песня « Бабушка»
Бабушка, бабушка, бабушка. Испеки оладушки, оладушки – Горячие и пышные, С малиною и вишнею, С малиною и вишнею.
Бабушка, бабушка, бабушка. Испеки оладушки, оладушки – Душистые и вкусные, С грибами да с капустою, С грибами да с капустою.
Бабушка, бабушка, бабушка. Испеки оладушки, оладушки – С вареньем, со сметаною, Как бабушка румяные, Как бабушка румяные.
Учитель. Любовь к Родине начинается с маленькой родине, к месту, где вы родились, к памяти про родной порог, к народной мудрой сказке. Нет в мире человека, который не любил бы сказок. В них прославляется добро и всегда осуждается зло. И обязательно сказка учит добру, справедливости, верности и отваге. Вы знаете много сказок, попробуйте их отгадать.
Девочка, которую вылепили из снега старик со старухой (Снегурочка).
Как звали пуделя в сказке о деревянном мальчугане? (Артемон)
Мальчик, которого смастерил папа Карло из полена (Буратино).
Маленькая девочка, ростом с дюйм, появившаяся в чашечке цветка (Дюймовочка).
Озорной, весёлый мальчик – луковка (Чиполлино).
Имя лисы из сказки про Буратино (Алиса).
Сказочный герой с пропеллером, живущий на крыше (Карлсон).
Имя ослика, друга Винни Пуха, который потерял свой хвостик (Иа).
Девочка, потерявшая на балу хрустальную туфельку (Золушка).
Самый круглый сказочный герой, который ушёл от дедушки и бабушки (Колобок).
Хищник, съевший трёх поросят, а также Красную Шапочку и её бабушку (Волк).
Учитель. Наш язык невозможно представить без загадок. Но чтобы их отгадать, нужно быть предельно внимательными. У тех лишь ум в порядке, кому легки загадки.
Хоть я уже совсем не мал-
Но долго голову ломал.
И вот пришла она – отгадка.
Хорошая была загадка.
На обед сыночку Ване Мама варит суп в… (не в стакане, а в кастрюле)
Подобрать себе я смог пару варежек для… (не для ног, а для рук)
Чинят крыши, мебель, рамы, На рыбалку ходят… (не мамы, а папы)
Куклам платьица, штанишки Любят шить всегда… (не мальчишки, а девчонки)
И капризна, и упряма, В школу идти не хочет… (не мама, а дочка)
Мы запомнили легко: Номер первый буква… (не О, а А)
К первоклашкам входит в класс Лишь бесстрашный… (не водолаз, а учитель)
Учитель. Еще одно богатство нашего языка - пословицы. Пословицы и поговорки – это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях. Народ составлял их испокон веков. Пословицы и поговорки учат людей мудрости. Ведь недаром в народе говорят: « Пословица недаром молвится», « Пословица – всем делам помощница»
Конкурс пословиц и поговорок.
Школьникам предлагается по двум словам восстановить всю пословицу, объяснить её смысл, привести примеры из жизни, когда можно применить каждую из пословиц.
Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья.)
Дело – потеха (Делу время, потехе – час.)
Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой.)
Труд – лень (Труд кормит, а лень портит.)
Воробей – не поймаешь (Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.)
Семь – один (Семеро одного не ждут.)
За двумя – ни одного (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)
Учитель. Благодаря песне и танцу, мы можем передать свои чувства, переживания, радость и грусть, любовь и гнев. А какие частушки любят у нас петь!
Эй. девчушки, ребятушки, шире ушки на макушке.
Шире ушки на макушке, слушай школьные частушки.
Утром хочется поспать, но пора, пора вставать.
В школу я пойду с подружкой. А, с Полиной, нет, с подушкой.
На урок скачу вприпрыжку, очень быстро, даже слишком.
Чтоб отличникам под стать. Все задания списать.
В классе строгие порядки, тут не поиграешь в прятки.
Пятый класс – не детский сад. Эх, вернуться бы назад.
Мы помыли 3 морковки и одну отдали Вовке.
Ну, решишь задачу сам? Я морковку не отдам.
Чтобы грамотно писать, нужно правила читать.
Чтоб ошибок избежать, лучше вовсе не писать.
Все решил за три минуты, прямо здесь и прямо тута.
Выдал четко, как будильник. Хорошо иметь мобильник.
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали,
Руки вверх и отдыхать. Надо было взять кровать.
Танец- хоровод« Во поле береза стояла»
Учитель. Без смеха и без юмора нельзя нам в мире жить.
С юмором и шутками будем мы дружить.
«Добрый братец»
Учитель предлагает задачу:
— Петров, допустим, у тебя сейчас в кармане 10 рублей. Ты попросил брата дать тебе еще 10 рублей. Сколько у тебя станет после этого денег?
Петров:
— Так и останется – 10 рублей.
Учитель (с досадой):
— Петров, ты совсем не знаешь математики!
Петров (усмехаясь):
— Нет, Мария Ивановна, это вы совсем не знаете моего брата!
Дружеская помощь
Радостный мальчик прибегает домой и говорит отцу:
— Папа, тебя и маму сегодня в школе похвалили за дружбу!
Отец:
— Не понял. Что это значит?
Ученик:
— Я в классе разбил окно. Меня вызвали к директору, а он говорит: «Передай спасибо твоим родителям, удружили школе!»
Бонус для самого смелого
Начинается урок.
Учитель:
— Дети, почему-то я не наблюдаю желающих рассказать у доски домашнее задание. Что ж, самому смелому, кто выйдет первым, я поставлю оценку на один балл выше.
Иванов поднимает руку:
— Я пойду к доске первым! И сразу ставьте мне 3!
Учительница спрашивает ученика:
- Какого рода слово мама?
Мальчик подумал и отвечает:
-Если в платье, то женского, если в джинсах- то мужского.
Учитель. Богат, могуч и прекрасен русский язык. И, чтобы вырасти достойным человеком, нужно знать свой язык, культуру своего народа, его историю и обычаи. И хочу закончить праздник стихотворением, которое написал ученик 3-Б класса нашей школы Долгой Даниил. ( читает автор)
Наш язык - великий!
В нем столько теплоты,
И слов найдешь ты много,
Чтоб описать мечты.
Ты в каждой букве видишь
Любовь и красоту,
И вот ведет по жизни
Тебя он с малых лет,
Поможет непременно
Достичь тебе побед.
Ты навсегда запомни
Нет ничего важней,
Чем знать, гордиться, помнить
Своих родных корней!!!
Литература и интернет-ресурсы :
Долгой Д. « Наш язык великий»
Методическая разработка « Праздник открытия недели русского языка в начальной школе» https://infourok.ru/scenariy-otkritie-nedeli-russkogo-yazika-v-nachalnoy-shkole-2975327.html:
Сыромятникова А. « Родина моя», « Республика народная! Великая Земля» «Мой мир из тьмы и света» г. Донецк http://www.ecogazeta.ru/archives/14651
Школьные частушки или выпускной в начальной школе. https://www.youtube.com/watch?v=MNTSJSaWrzM
Яшин А. « Язык наш прекрасный» http://rodnaya-tropinka.ru/stihi-o-rodnom-yazyke/Тhttps://www.youtube.com/watch?v=MNTSJSaWrzM