Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе "Орфографический бой"»
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе.
Тема: Орфографический бой.
Цели:
Метапредмтные: формировать умения распознавать и называть орфограммы, продолжать учить детей решать орфографические задачи, делать «опасное место» безопасным, учить работать с памятками, пользоваться словарём.
Предметные: развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, внимание, память, умение действовать по алгоритму, способность к самоконтролю.
Оборудование: Памятка «Хочешь грамотным ты стать – знай орфограммы на « 5», презентация «Орфографический бой», раздаточный материал по теме урока, изображения солнышка и тучки, мяч.
Ход урока.
Организационный момент.
- У нас сегодня необычное занятие. На нашем занятии присутствуют гости – давайте глазками поздороваемся с ними.
Психологическая минутка.
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на занятии?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
II. Основная часть.
1. Подготовка к теме занятия.
В русском языке много правил. Многим они кажутся непонятными и неправильными. Но все правила подчиняются орфограммам. Слово орфограмма греческого происхождения, в переводе «правильно пишу».
- Так что такое орфограмма? Орфограмма - это написание слова по правилам орфографии.
- Как вы думаете, как называется раздел русского языка, в котором изучают орфограммы? Раздел языка, где изучаются все орфограммы - это орфография. Там содержится весь свод правил языка.Показать слайд.
2. Сообщение темы занятия.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем занятии?
- Мыбудем решать орфографические задачи, делать «опасное место» безопасным. Мы проведем игру «Орфографический бой» (показать на слайде), и связана она будет с праздником - Днем защитника Отечества.
3. Сообщение об истории праздника.
День защитника Отечества возник в 1918 году после победы под Нарвой и Псковом над германскими завоевателями. В 1922 году этот день был официально объявлен "Днем Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе. Именно тогда этот день стал большим всенародным праздником
С 1946 года праздник стал называться День Советской Армии и Военно-Морского флота.
В 1995 году Государственная Дума России приняла федеральный закон "О днях воинской славы России", в котором этот день назван "Днем защитника Отечества".
23 февраля - день воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. В этом дне заложен огромный смысл - любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять. Защищать родную русскую землю воинам приходилось очень часто, но всегда русский солдат с честью выполнял свой долг.
- Сейчас вы ходите в школу, играете с друзьями. Но пройдёт немного лет, и вы вырастете. Мальчики станут солдатами. Но не для того, чтобы нападать на другие страны, а защищать свою страну. Вы станете солдатами героической российской армии, солдатами великого русского народа. Вы будете охранять мирный труд людей, улыбки и радость детей!
Во время нашей игры вы будете солдатами. Мне разрешите быть главнокомандующим.
Итак, начинаем наш бой.
4. Бой начинается с разведки. (Поиск орфограмм в «чистом поле»)
- Что такое разведка и кто такие разведчики?
- Откуда мы можем узнать значение этого слова? (из словаря, спросить у взрослых, найти в Интернете)
- Как называется словарь, из которого можно узнать значение слова?
- Кто хочет поработать со словарем и узнать значения слов разведка и разведчики.
Разведка – это совокупность мероприятий, действия с целью сбора данных о действующем противнике, местности, где ведутся бои.
Разведчик - тот, кто идёт в разведку. Показать слайд.
- Сейчас вы все будете разведчиками. У вас на партах тексты. В течение 2 минут просмотреть записанные предложения и найти орфограммы (зажечь фонарики) и донести главнокомандующему.
Текст записать заранее на доске. Все работают в тетради, одного вызвать к доске.
Наши пограничники.
Наши пограничники зорко охраняют рубежи нашей родной страны России. Бойцы днём и ночью стерегут границу. Воины защищают мирный труд людей.
Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски.
Наши пограничники.
Наши пограничники зорко охраняют рубежи нашей родной страны России.Бойцы днём и ночью стерегут границу.Воины защищают мирный труд людей.
- Итак, разведка прошла удачно, все орфограммы (22) найдены. Теперь прочитайте ещё раз предложения.
- Закройте глаза, проговорите эти предложения, представляя себе каждый фонарик (фонарик это найденная детьми орфограмма).
Записать последнее предложение.Проверить написанное.
Продолжаем работу дальше.
5. Донесение.
- Что такое донесение? Давайте спросим у гостей. Показать слайд.
Донесение – это служебное сообщение каких-нибудь сведений начальнику, командиру.
- Что заметили в тексте?
- Нужно восстановить текст.
Ж.ть – Р.д.н. сл.ж.ть.
Жить – Родине служить.
- Какие орфограммы вы здесь видите?
- Как вы понимаете эту пословицу?
Жить – Родине служить. Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу.
С.м пгбй – тврщ врчй.
Сам погибай – товарища выручай.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Сам погибай – товарища выручай. Надо помогать товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию. Используется либо в качестве одобрения заботы о других в ущерб себе, либо в качестве рекомендации, примера для подражания.
Записать вторую пословицу. Зажечь орфограммы.
Проверить друг у друга. Сам погибай – товарища выручай.
6. Дальше у нас будет артобстрел.
- Что означает артобстрел? Артиллерийский обстрел.
- Кто такие артиллеристы? Артиллерист – это военнослужащий артиллерии.
- Что такое артиллерия? Артиллерия – это род войск, у которого на вооружении огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, миномёты).
- Я буду стрелять, а вы будете отстреливаться. Итак, начинаем.
Учитель бросает мяч, дети называют слово и бросают мяч обратно.
- Сколько букв в алфавите? (33)
- Сколько гласных букв?(10)
- Сколько гласных звуков? (6)
- Какие буквы не обозначают звуков (ь, ъ)
- В каком слове 7 гласных (семья)
- Жи- ши пиши с буквой … (и)
- Существительные отвечают на вопрос … (кто? или что?)
- Глагол обозначает … (действие)
- Главные члены предложения – это … (подлежащее и сказуемое)
7. Загадать загадку.
В десанте ребята
Все боевые.
Береты, как небо,
У них голубые.
- О ком идёт речь?
- Кто такие десантники? Показать слайд с изображением десантников. Предложить зачитать одному из учеников класса.
Десантник - военнослужащий воздушно-десантных войск (ВДВ). Десантные войска - войска, специально подготовленные для высадки (выброски) на территорию, занимаемой противником, или высадившиеся на ней с целью ведения боевых действий.
- Кто догадался, что у нас будет?
Физкультминутка.
Будь смел и отважен – рывки руками перед грудью
Прочти много книг.
В большом море знаний – движение плавающего человека
Плыви ученик
К заветной мечте - ходьба на месте
И чудесной земле
В нагруженном знаниями корабле.
Следующий этап занятия посвящен атаке.
8. Атака.
- Что такое атака? Прочитать на слайде.
Атака – этостремительное наступательное движение войск, наиболее решительный момент наступательных действий войск, самолетов (вертолетов), кораблей.
Задание. Учитель называет слово, ученики ищут в нём орфограммы, называют своё слово на эту же орфограмму (т.е. атакуют) (карточки на доске) и записывают на доске (самостоятельно)
Классификация слов в соответствии с орфограммами.
оборона - …, …. Исключение карандаш, барабан.
ружье- …, ….
лыжи - …, ….
маршал Жуков – …, ….
победит – …, …..
группа – …, ….
хлеб – …, …..
звездочки – …, ….
язык - …, …. (словарное слово)
Слово язык – многозначное слово.
- Как это понять? (имеет много значений)
Приведите примеры значения этого слова (язык во рту, средство общения - русский язык, язык колокола, язык пламени, язык – пленный, захваченный для получения нужных сведений).
9. Шифровка
- К нам пришла шифрограмма.
- Что такое шифрограмма? Шифрованная телеграмма – секретное письмо с помощью знаков (шифра).
2
21
5
6
14
18
16
5
10
15
6
19
13
21
8
10
20
30
Составить предложение из букв данного слова:
Вызвать двух учеников к доске.
Будем Родине служить.
- Зажгите фонарики (работа над орфограммами, учащиеся называют все встретившиеся им орфограммы).
Будем Родине служить.
- Закройте глаза, проговорите это предложение, представляя себе каждый фонарик (фонарик это найденная детьми орфограмма).
Запись предложения по памяти. Самопроверка.
III. Итог узанятия. Рефлексия.
- Какую учебную задачу мы решали на занятии? (Мы распознавали и называли орфограммы, делали «опасное место» безопасным).
- Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно? В чем ваша трудность?
- Что вы можете посоветовать тем детям, кто испытал трудность?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
- Ваша оценка будет зависеть от количества закрашенных солнышек и тучек в вашем оценочном листе.
В начале занятия я сказала, что когда вы вырастите, будете служить в армии. Мне очень хочется, чтобы ваша служба в армии была в мирное время, чтобы ваши бои были только орфографическими.
- Спасибо всем! Занятие закончено!
Предложить послушать песню «Пусть всегда будет солнце»