“Люди, отмеченные провидением, всегда посылаются для всего человечества”.
П.Я. Чаадаев
“История предков всегда любопытна для того, кто достоин, иметь Отечество”.
Н.М. Карамзин
Ведущий 1 | Здравствуйте, люди добрые! |
Ведущий 2 | Расскажем мы вам о святой Руси, о далёких временах, вам не ведомых. |
Ведущий 1 | Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. |
Ведущий 2 | А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. |
Ведущий 1 | Умели они пахать да косить, дома-терема рубить. |
Ведущий 2 | Умели и холсты ткать, узорами вышивать. |
Ведущий 1 | А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. |
Ведущий 2 | И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. |
Ведущий 1 | Мечтали они написать книги, понятные славянам, и придумали славянскую азбуку. |
| Раздаётся колокольный звон. |
1-й чтец. | По широкой Руси – нашей матушке – Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются |
2-й чтец. | Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных равноапостольных, В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. |
3-й чтец. | Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. |
4-й чтец. | Русоволосые и сероглазые, Лицом светлые и сердцем славные. Древляне, русичи, поляне, Скажите, кто вы? |
Чтецы (хором). | Мы – славяне! |
5-й чтец. | Своею статью все пригожие, Все разные и все похожие, Зовётесь ныне – россияне. Издревле кто вы? |
Чтецы (хором). | Мы – славяне! |
Ведущий 2 | В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие. Из глубокого колодца (руки “О”) Солнце медленно встает.(руки поднимаются над головой) Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх) Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз) Новый день оно начнет (руки вниз широко) |
Белорус | Из родной Беларуси Я встречаю зарю, Всем мальчишкам, девочкам “Добрый дзень!” – говорю. |
Украинка | Слышу голос родимый Городов, деревень. Говорит Украина: – Здоровэнько булы! – Добрый дэнь! |
Русская | Утром нива росистая, Даль прозрачная, ясная. Отзовется Россия. – Здравствуй! – скажет она. |
Ведущий 1 | Нынче к нам на праздник Поутру невесть откуда, Глянь, прислали сундучок — Чудо, цвета изумруда. В малахитовых разводах И окован серебром... Вот узнать бы, что таится В сундучке старинном том! Может, в нем таится клад И сокровища лежат? Гляньте: грамотка на нем! Мы сейчас ее прочтем. |
Ведущий 2 | Разворачивает лежащую на сундучке «грамотку « и читает: · Здесь, дружок, таится клад, · И сокровища лежат. · А какие — угадай, · Но сундук не открывай, · А взгляни скорей на крышку: · Коли есть чуть-чуть умишка · И смекалки хоть на грош, · Надпись здесь ты разберешь! · Надпись хитрая гласит, · Что сундук в себе таит. Ведущий обращает внимание детей на слайд, где нужно составить «Письменность». |
Ведущий 1 | (После разгадывания надписи). Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут... И все же можно утверждать, что письменность — это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на десятки тысяч лет назад... Вот картинка из прошлого! Появляются: скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий. |
Скиф. | Я принес тебе подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и 5 стрел. |
Царь. | Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди? |
Скиф. | Мне велено передать это тебе и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.) |
Царь | Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать послание непокорных скифов. Уже столько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю — и все без толку! Неужели они решили сдаться? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет в воде, а птица — в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу! |
Гобрий. | Нет, мой царь, я воевал со скифами и знаю их характер. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел». Затем, оба, пожав плечами, уходят. |
Ведущий 2 | Вот так в древности и обменивались депешами! И громоздко, и не особенно понятно... |
Ведущий 1 | Постепенно люди стали изобретать то, что лежит сейчас в нашем сундучке... |
Ведущий 2 | Ой, да мы про него совсем забыли! |
Ведущий 1 | А сундучок-то не простой. Как бы нам его открыть? А, понял, надо загадку отгадать, тогда он откроется. |
Ведущий 2 | «Черные, прямые, от рождения немые, Станут в ряд — заговорят». После отгадывания загадки (буквы) крышка сундучка на миг открывается, ведущий быстро достает конверт. |
Ведущий 1 | Ребята, посмотрите, в конверте — буквы, а на конверте написано: Эти буковки для тех, Кто играет лучше всех. На листе, образуя замкнутый круг, написаны буквы: мк еифр о и д л и л й. Выделенные здесь буквы должны отличаться от остальных, например по цвету. Внутри круга — изображена книга. Под этим странным набором букв, ребята, тоже есть надпись: |
Ведущий 2 | Эти буквы — не простые И секрет в себе таят. Выбирай себе любые — Вперемешку и подряд. Три словечка получилось? Крышка — раз — и приоткрылась. И тогда уж не зевай, Что успеешь — доставай! Пояснения. Ребята составляют из букв различные слова. После того как составлено 3 слова (к концу игры можно ограничиваться 1-2 словами), крышка сундучка откидывается и ребятам разрешается взять из него то, что лежит сверху. За каждое составленное слово и за правильные ответы на остальных этапах игры ведущий дает детям буквы на карточках из конверта. После того как назовут первые 3 слова, из сундука достается лист бумаги, на нем 3 изображения: 1) вход в пещеру, 2) «отпечатки» чьих-то ног, 3) значок — символ К. |
Ведущий 1 | Посмотрите на этот лист, ребята, он напоминает нам о первых шагах письменности. Такое изображение обнаружено на стене пещеры, в которой обитали люди. Дело в том, что обмениваться посланиями — дело хлопотное, вот люди и стали предметы, о которых идет речь... (звучат ответы детей: изображать, рисовать). Правильно! Эту композицию из рисунков ученые поняли двояко: 1) входить в пещеру нельзя; 2) в пещеру можно войти. Какое из этих трех изображений, по-вашему, ученые так и не смогли понять и почему? Дети указывают на значок и говорят, что он не соответствует никакому предмету в реальной жизни, а является отвлеченным символом — скорее всего, символом действия. Итак, какое же из трех изображений уже свидетельствует о подступах человека к изображению письменности? Дети указывают на третье изображение. |
Ведущий 2 | Постепенно рисунки заменялись символами. Так зарождалась письменность. «Надписи» делались на камнях, на доске, глине. Конечно, переносить такие депеши было не удобно. И тогда придумали... Но, чтобы увидеть то, что придумали, надо составить из наших букв 1 слово. |
Ведущий 1 | После этого ведущий достает из сундучка следующий предмет — бечевку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков. А это, ребята, то, что придумали для передачи сведений жители древней Южной Америки — племя инков. Это тоже письмо, хоть и такое лохматое... По цвету нитей узнавали прежде всего о том, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого — серебро, красного — воинов и т. д. А количество узелков на нити говорит о числе этих предметов. |
Ведущий 2 | достается новый предмет — бечевка, смотанная в клубок, с узелками на ней. А это — тоже узелковое письмо, но придуманное народом, живущим в Европе. Название этого народа — точнее, целой группы народов — надо сложить из букв, которые находятся на этих 2-х столах. Но букв здесь — не один десяток! Это не значит, что слово такое длинное. Просто надо выбрать буквы, написанные иным, чем все буквы, шрифтом — и из них составить слово. Первая буква по размерам больше всех: она заглавная. (Два игрока за разными столами соревнуются: кто быстрее выберет буквы и составит слово. Это слово — «Славяне».) |
Ведущий 1 | Ребята, славяне — это мы с вами. Наши предки придумали такой способ передачи информации. Правда, владели этой грамотой избранные люди — волхвы-кудесники. А еще, по дошедшим до нас сведениям, славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и резов» — черточек и зарубок. Из тех времен к нам дошли две народные поговорки, которые напоминают нам о древних способах передачи информации. Листок с этими поговорками — в сундучке! После составления слов из букв достаются два листа с двумя зашифрованными надписями. 1-я шифровка — изображение платка с завязанным на конце узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы: «завяжиузелокнапа - мять». 2-я шифровка — изображение топора, а вокруг рисунка, тоже образуя замкнутый квадрат, записаны буквы: «зарубинаносу». После разгадывания шифровок ведущий объясняет прямой смысл высказываний. |
Ведущий 2 | Но много ли можно сообщить с помощью узелков, черт и резов? И вот в 863 г. произошло важное событие: два монаха — два брата — составили алфавит. Часть букв взяли у греков, часть придумали сами. И быстро перевели на славянский язык несколько книг. |
Ведущий 1 | За это братья перенесли множество гонений со стороны тех, кто препятствовал распространению книжной мудрости на восток. Но много лет спустя они были причислены к лику святых православной церковью. День этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. |
Ведущий 2 | От имени одного из братьев пошло название славянской азбуки — «кириллица». Так появилась в славянских странах своя письменность. |
Ведущий 1 | В старину древние писцы такими перьями переписывали целые книги. И буквы у них были ровные, прямые, четкие. |
Чтец 8 | В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. |
Чтец 9 | Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ. |
| Ведущий открывает сундучок и достает следующие предметы: несколько гусиных перьев и старинную чернильницу. |
Ведущий 2 | А это что за предметы, и какое отношение они имеют к славянской письменности? Выясняется, что эти перья — «орудия труда « — предшественники карандашей и авторучек, ими пользовались вплоть до начала XIX века. Затем ведущий предлагает детям попробовать писать гусиными перьями. Составляется несколько (по числу перьев) команд детей. На отдельные столики кладется по листу бумаги, перу и ставится чернильница. Игроки каждой команды, передавая перо как эстафету, должны по очереди подбегать к столику и записывать на листе свое имя и фамилию. |
Ведущий 1 | Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался богатым. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен труд писца и многовековая человеческая мудрость. |
Чтец 10 | Вот азбука – начало всех наук, Ведь слова рождаются из букв. Если будешь буквы знать, Сможешь книжку прочитать. И услышишь в тот же час Удивительный рассказ Входит Азбука |
Азбука | Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я – королева Азбука. А кто догадается, откуда у меня такое имя? Пришла я к вам не одна, а с помощниками. Они принесли загадки от братьев славян. |
1. | Русская: Был я копан, Был я топтан, Был я на пожаре, Был я на кружале, Сто голов кормил. Сделался стар, Пеленаться стал. Выбросили в окно – И собакам не нужен! /Горшок/ |
2. | Украинская: Нас семь братьев. Летами мы равны, а именами разные. /Дни недели/ |
3. | Чешская: Белые пчелы на землю сели, Пришел огонь, их не стало. / Снежинки/ |
4. | Словацкая: Кого бьют по голове, чтобы ровно шел. /Гвоздь./ |
5. | Белорусская: Маленький, легонький, а тяжко поднять. /Горячий уголек/ |
6 | Польская: В нарядной одежде, а ходит босиком. /Павлин./ |
7. | Болгарская: От одного очага весь свет греется. /Солнце./ |
Азбука | Благодаря книгам, до нас дошли такие жемчужины устного народного творчества как приставалки. /Обращаясь к одному ученику/ – Что лучше: вишня или слива? – Вишня. – Пуговица лишняя. /Дергает за пуговицу./ – Слива, слива. – Пуговица красивая. |
Азбука | Читать – то вы уже научились, а вот умеете ли вы понимать, о ком читаем и о чем? Хорошо вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. |
Ведущий 2 | Всех на свете он добрей Лечит маленьких детей Лечит птичек и зверей Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит) |
Ведущий 1 | Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила Девочка имя забыла свое А ну, подскажите имя ее (Красная шапочка) |
Ведущий 2 | Он дружок зверям и детям Он живое существо Но таких на целом свете Больше нет ни одного Потому что он не птица Ни тигренок, ни лисица Ни котенок, ни щенок, Ни волчонок, ни сурок. Но известна всем давно Эта милая мордашка. Он зовется… Чебурашка |
Ведущий 1 | Любит мед, друзей встречает И ворчалки сочиняет, А еще пыхтелки, кричалки, сопелки… Ух! Забавный медвежонок … (Винни-Пух) |
Ведущий 2 | Всем по сказке интересной Мальчик луковка знаком. Очень просто и недлинно Он зовется Чипполино |
Ведущий 1 | Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный Кто же это? … (Буратино) |
Ведущий 2 | А теперь вернемся к древней русской книге. Книг на Руси требовалось все больше и больше. |
Ведущий 1 | Писцы не успевали их переписывать, хотя и шрифт постепенно начали упрощать, и слова пытались ужимать при письме, ставя над сокращенным словом специальный значок — титло. |
Ведущий 2 | И опять прослышали люди на Руси, что в некоторых чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка. |
Ведущий 1 | И вот в XVI веке такой станок был создан на Руси замечательным русским мастером, сведения о котором тоже найдете в этом сундучке. |
Ведущий 2 | Откроем его нашим способом с помощью слов и достанем еще одну шифрованную запись. На листе записано слово «Федоров», но буквы перевернуты на 90°, т. е. лежат горизонтально. После вручения карточки с буквой игроку, расшифровавшему слово первым, ведущий предлагает детям рассмотреть свои карточки, сосчитать их и попытаться составить на их основе какое-нибудь слово. |
Ведущий 1 | Вот, ребята, и добрались мы до самого дна нашего сундучка. Глубокий оказался сундучок. А что же на его дне? |
Ведущий 2 | Да здесь целая стопка книг! Посмотрите, сколько! Кому же предназначены эти сокровища? |
Ведущий 1 | А вот записка: В книгах — своя глубина. Кто доберется до дна, Тот и получит в награду Все драгоценные клады. |
Ведущий 2 | Ребята, я думаю, вы согласитесь, что этих книг достойны все, кто активно участвовал в разгадывании тайн нашего сундучка. А значит, что это все вы. А книжки мы подарим в библиотеку, и каждый сможет сходить туда и почитать их. |
Ведущий 1 | (про закладки – подарки) |
Чтец 11 | Так восславим эти буквы! Пусть они приходят к детям, И пусть будет знаменит Наш славянский алфавит |
Чтец 12 | Под российским небосводом Книгу любят и хранят Пусть же крепнет с каждым годом Дружба книги и ребят! |
Ведущий 2 | На этом наше приключение окончено. Спасибо всем ребятам за работу, а гостям за внимание. |