Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие «Ежели вы вежливы»»
Внеклассное занятие «Ежели вы вежливы»
Цель: привитие детям потребности культурного поведения.
Задачи:
учить детей правильно использовать вежливые слова в процессе общения;
развивать навыки культурного поведения в общественных местах;
формировать умение давать само-и взаимооценку поступкам, высказывать своё мнение по теме;
развивать творческие способности детей;
воспитывать доброжелательность, уважение к другим людям.
Ход занятия
Звучит песня «Улыбка».
- Как вы думаете, почему мы начали занятие с этой песни?
- Конечно, она помогает и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит проявить своё доброе отношение, расположение и внимание к другому человеку.
- А от этого настроение становится лучше, правда?
- Как вы думаете, а когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другим людям всегда надо относиться внимательно, сердечно, по-доброму!
- Почему?
- Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает и потому всякому с ним легко и приятно?
- Верно, вежливым, воспитанным.
- Сегодня у нас пойдёт разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
- До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.
- Сейчас мы с вами повторим правила вежливости.
(Чтение правил вежливости.)
1. Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
2. Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.
3. Не спорь с товарищами по пустякам.
4. Будь вежлив со своими одноклассниками.
5. Не придумывай прозвищ.
6. Не отвечай на грубость грубостью.
7. Будь приветлив и вежлив с другими
- А теперь попробуем определить какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопайте два раза, невежливо – один раз.
1. Поздороваться при встрече - …
2. Толкнуть, не извиниться - …
3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь - …
4. Не встать, обращаясь к учителю …
5. Взять билеты в трамвае …
6. Не уступить место в транспорте …
7. Не заметить недовольство мамы …
8. Поблагодарить за подарок …
- Как мы уже сказали, вежливый и воспитанный человек не причинит другим неприятностей, не обидит.
- Послушайте стихотворение и скажите, как вы понимаете, что значит быть вежливым человеком?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стишки о школьнике одном,
Его зовут … А, впрочем, мы лучше
Здесь его не назовём!
«Спасибо, здравствуйте, простите», -
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае: «Здорово!»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощание:
«Ну, я пошёл, пока, всего!»
Не скажет он друзьям по школе
«Алёша, Толя, Петя, Ваня…»
Своих друзей зовёт он только:
«Алёшка, Петька, Ванька, Толька».
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Я честно вас предупреждаю,
Что имени его не знаю.
Но, может быть, он вам знаком?
Иль вы встречались с ним где-либо?
Тогда скажите мне о нём,
А я скажу вам всем «Спасибо!»
- Для того, чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Ведь в слове заключается великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
- А какие вежливые слова вы знаете?
Дети читают стихи о вежливых словах.
1 ученик
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.
2 ученик
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
3 ученик
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
4 ученик
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
5 ученик
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
6 ученик
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
- Но не только слова у нас с вами должны быть добрыми, надо вести себя всегда так, чтобы и поступки наши были разумными, ясными, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.
- Давайте поговорим о поступках с позиций вежливого человека.
Вставьте нужное слово.
Однажды Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и смотрел в окно. В автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и сказал: «Садитесь, …!». Женщина вежливо поблагодарила мальчика, сказав ему: «…». Неожиданно автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: «…».
Определите правильность решения в ситуации.
1. Таня сидела в маршрутке, она всё время вертелась, болтала ногами, её соседка отодвинулась, она боялась, что Таня испачкает ногами ей пальто.
- Девочка, сиди спокойно, пожалуйста, так вести себя нельзя, - сказала старушка, которая сидела напротив.
- А что я сделала? – спросила Таня. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
- Можно ли назвать Таню воспитанной девочкой, не смотря на то, что использовала в своей речи вежливые слова?
2. Петя и Юра спешили в буфет. Навстречу к ним шла Анна Сергеевна с другой учительницей. Мальчики пробежали мимо их и крикнули: «Здравствуйте, Анна Сергеевна!»
Что им ответила учительница, они не услышали. А когда на уроке читали рассказ «Волшебное слово», то Анна Сергеевна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться, и почему-то посмотрела в сторону Юры и Пети.
- Как вы думаете: почему?
3. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?»
- При этом он допустил три ошибки. Какие?
4. Одна девочка жаловалась возмущённо маме «У нас во дворе очень невежливый мальчик. Он зовёт меня Валькой».
Мама спросила: «А ты как его называешь?»
«А я его вообще никак не называю. Я его окликаю: «Эй, ты!» »
- Права ли девочка, что жалуется маме?
- Бывают случаи, когда вежливость помогает в трудных ситуациях.
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!"
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
- Понравилась вам сказка? Чему она учит нас?
- А вас когда-нибудь выручала вежливость?
- Скажите, ребята, как вы думаете, вежливый человек может быть злым?
- Верно, ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением к другому. А если человек добр, он спокоен, а значит и весел, правда?
- Попробуйте это доказать на примерах из вашей жизни.
- Об этом очень убедительно говорится в маленькой сказке Л, Н. Толстого «Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
- Вот давайте и мы всегда будем добры и улыбчивы с другими людьми.
- Неслучайно о вежливости в общении русский народ сложил много пословиц.
Дети читают пословицы.
1. Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.
2. Плохо жить без забот, хуже без ласкового слова.
3. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
4. Ласковое слово и кошке приятно.
5. Чужого не ругай, своего не хвали.
6. В гостях, что поставят, то и кушай, а хозяина слушай.
7. В чужом доме не указывают.
8. От вежливых слов язык не отсохнет.
- А какие пословицы знаете вы?
- Как вы думаете, трудно ли быть вежливым человеком?
- Надо запомнить главное: цените доброе отношение человека к человеку и помните правила вежливости. И тогда ваша жизнь будет спокойной и красивой, а благодаря культуре поведения с вами легко и приятно будет общаться.