Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Сохраним родник"»
МОУ СОШ №3
города Аткарска Саратовской области
Внеклассное мероприятие во 2 классе
«Сохраним родник!»
Подготовила учитель начальных классов
Иночкина Лариса Викторовна
Внеклассное мероприятие «Сохраним родник!»
Родник — не просто источник питьевой воды, это — живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим.
Народная мудрость
Цели: дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные
факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать
внимательное и бережное отношение к окружающей природе, привить стремление
к бережному отношению к водным ресурсам.
Предварительная работа: Экскурсия к благоустроенному роднику «Дегтярный» и
загрязнённому неизвестному роднику. Дети читали стихи
местных поэтов и находили стихи о местной реке и родниках,
рисовали рисунки родников.
Ход занятия:
Учитель: Сегодня мы поговорим о том, без чего не может быть жизнь на Земле. Для
этого мы должны разгадать загадку:
Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
Дети: Ручей.
Учитель:Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?
Дети: Вода.
Учитель:Вы слыхали о воде
Говорят она везде!
( Появляются три девочки одетые в синие платья и на голове у них кокошники в виде капли «чистой» воды)
1 капелька: В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманный заползает
2 капелька: Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
3 капелька:На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель: Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Учитель: Где мы встречаемся с водой?
Дети приводят примеры.
Но настоящую цену воде знают лучше всех жители пустыни. Когда вожди племён из пустыни Сахара впервые попали в Европу, они больше всего удивились, увидев водопад в Альпах. Для них слово «вода» равноценно слову «жизнь», и они не могли понять, как можно попусту тратить самое драгоценное сокровище на земле
Учитель: Сегодня у нас в гостьях “Капельки”. Они помогут нам больше узнать о воде, о
родниках.
1капелька: Мы водяные капельки. Из таких же, как мы капелек, состоят ручьи и родники, моря и океаны, реки и озера, тучи и облака. Мы пришли к вам, чтобы провести по всем местам, где есть вода. Давайте отгадаем наши загадки и вспомним, где же есть вода:
(Капельки по очереди загадывают загадки)
1.Долговязый Тимошка
Бежит по дорожке. (Дождь)
2.Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Туча).
3.Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
4. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река).
5.Бегу я как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по лесенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
2 капелька:Молодцы! Вы знаете, где встречается вода.
(Капельки показывают плакат «Капля воды дороже золота».)
Учитель:Прочитайте плакат. Это высказывание принадлежит великому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Как вы думаете, почему он так сказал?
( Ответы детей: - Потому что без воды растения погибнут;
- Человек не может жить без воды;
- Животные тоже не могут существовать без воды и т.д.).
Без воды человек может жить 5 дней, а растение через 3 дня засыхает. Хватит ли всем чистой воды, как вы думаете?
Дети: Хватит. Воды много.
3 капелька: Всякая ли вода пригодна для жизни?
Дети:Только пресная! Чистая.
Учитель:Пресной воды не так уж и много. Где мы можем добыть пресную воду?
(Ответы детей: в реках, родниках, озёрах и т.д.)
Учитель: А везде ли вода чистая и её можно пить. Недавно мы побывали на родниках.
Давайте вспомним, что мы увидели.
Ученик: Родники….. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу,
которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.
Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники источники чистой
воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники
необходимы природе, они, пробиваясь из- под земли едва приметным ключиком,
дают подпитку нашим рекам.
Ученица: Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и
разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром
отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет
сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!
Ученик: Ничего нет в мире лучше, чем в палящий летний зной,
Людям знать на всякий случай, где звенит родник живой.
Учитель:Ребята расскажут нам о роднике «Дегтярном».
Группа детей рассказывает о роднике «Дегтярном»:
Дети показывают фотографии родника, читают стихотворение местного поэта Ю.П.Анненкова
Из-под земли ключами влага
Где склон крутой в ложбине бьёт…
И извиваясь, вдоль оврага,
Бежит ручей из чистых вод.
И не страшны зимы угрозы,
Он будет вновь существовать
Ведь даже крепкие морозы
Ручей не в силах заковать.
Сия история богата:
Недалеко был стройный лес,
Берёзы тут росли когда-то,
Из них и дёготь гнали здесь.
Но те события едва ли,
Дошли чтоб полностью до нас…
Овраг «Дегтярный» называли
(Так величают и сейчас).
Лежит за линией та зона,
Сейчас её приличный лик:
Ведь где ключи бьют из-под склона,
Из камня сделали родник.
Ручьём поспешным убегает,
Обмыв прибрежную траву,
Он с шумом камни омывает,
Впадая в речку Аткару.
Пожалуй, каждый им гордится –
Кто побывал в округе сей,
Где в жаркий день спешат напиться
Десятки жаждущих людей.
Учитель:Из истории нашего города известно, что местность родника Дегтярного оврага была покрыта густым лесом, куда опасались ходить люди, боясь водившихся там волков и медведей. По дну оврага били ключи. «Дегтярным родником» его назвали потому что там росло много берёз, с которых сдирали кору и гнали дёготь. Этот родник часто встречается в летописи города, как родник с чистой и хорошей водой. Но безжалостное время разрушило родник и он постепенно утратил своё значение как источник питьевой воды. И лишь спустя 220 лет со времени письменного упоминания «Дегтярный родник» родился заново, став не только источником отличной воды, но и новым местом отдыха горожан. Участие в этом благородном деле приняли многие предприятия и организации города, население. Все, кто работал на восстановлении родника, заслуживает самых добрых слов. И всё таки в первую очередь, нужно отдать должное главе Аткарского муниципального образования Ю.П. Кошелеву. Он был и душой, и инициатором, и организатором всех работ по возрождению родника в Дегтярном овраге.
Пройдут годы, а возрождённый родник, будет дарить людям не только чистую воду, но и радость общения с природой.
( показываю рисунки родника «Дегтярного»)
Сейчас ребята расскажут о другом роднике, который мы посетили во время экскурсии.
(показываю рисунки заброшенного родника)
Вторая группа ребят рассказывает о заброшенном роднике.
Ученик:Санитарное состояние родника на момент обнаружения - не удовлетворительное.
Донце и русло было завалено сухой травой, листвой, ветками, камнями. Вокруг
бумага. Спуск к роднику крутой, обрывистый. Территория вокруг родника не
благоустроена.
Ученица:В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный
Ученик:Родник был неприметен, неказист,
И не мечтал о водопадах.
Порой жалел, что не плечист,
Но дело было не в наградах
Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.
Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник... И сердце расцветёт,
Как от приветно сказанного слова...
Ученица: Мне очень жалко стало этот родник. Он напоминает старого человека, у которого нет родственников, и ему некому помочь. Я предлагаю взять шефство над этим родником, ухаживать за ним. Чтобы так же как и родник «Дегтярный» он радовал всех своей красотой.
(Капельки незаметно одевают кокошники с «грязной» каплей)
1 капля: Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая…
Но мы ее любили – дети.
Она ведь первою была
Для нас и, значит,
Лучшею на свете.
2 капля:Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь,
Зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее –
И своего добились.
Учитель: Как вы думаете из какого родника эти капельки?
Дети: Из загрязненного родника, который видели во время экскурсии)
Учитель: Почему вода может быть загрязнена?
Дети: Предприятия спускают в реке неочищенные стоки, моют машины около водоемов,
оставляют мусор на берегах.
Капелька:Помогите, ребята, сохранить родник, сберечь меня и моих сестер чистыми и
живыми.
Учитель: Что мы можем сделать, чтобы помочь капельке?
(Ответы детей: Не будем бросать мусор около родника.
Нужно очистить родник от мусора.
Давайте возьмем шефство над заброшенным родником. и т.д.)
Итог.
Учитель: Как мы будем беречь воду?
Ученик: Заповедный исток есть у каждой реки.
Это чудо природы и сказка живая.
Пусть в лесах и долинах звенят родники.
Добрым людям объятья земля раскрывает.
Ученик: Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Ученик: Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты.
Литература:
1. Стихи Ю.П. Анненкова «Души прекрасные порывы» г. Аткарск 2005 г