воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам.
Учитель: Дорогие ребята, родители и гости!
У нас сегодня замечательное событие. Первоклассники прощаются с очень уважаемой, а для многих первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой – « Азбукой». Благодаря ей мы научились читать. Её страницы учили нас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.
- И вот сегодня мы посвящаем наш праздник «Прощанию с Азбукой!», но знакомству и дружбе с новыми книгами.
1. Мы сегодня очень рады Всех приветствовать гостей. Всех знакомых, незнакомых, И серьёзных, и весёлых. Первый класс, первый класс Пригласил на праздник вас.
2. Букв сначала мы не знали, Мамы сказки нам читали. А теперь читаем сами, Подружились сказки с нами.
33
3. Пусть зовут нас семилетки, Пусть не ставят нам отметки. Не ведем мы дневники, Мы теперь ученики.
4.Трудно было нам вначале, Мы полгода буквы изучали! Но теперь нам совершенно ясно, Что старанья были не напрасны!
Ведущий.Пословица гласит:
Азбука – ступенька к мудрости.
Вот вы и преодолели самую первую, самую трудную и самую важную ступеньку. Но мы не можем начать праздник без главного героя – Азбуки.
(вбегает Незнайка)
Незнайка. К чему такие почести!
Что здесь происходит?
Эй, ребята! Зачем вы её пригласили на праздник? И что это у нее в руках?
Дети. Азбука.
Незнайка. Впервые слышу! И про книжку такую не знаю.
Ведущий. А ты и не можешь знать! Ты же в школе не учился!
Незнайка. А зачем мне школа? Я и без нее могу прожить. Кушать умею. На улице играть умею. А что еще надо? Правда, ребята?
Дети. Нет!
Незнайка. Я видел, как дети в школу идут. У них вон какие портфели тяжелые. Не хочу!
Ведущий. Да портфели у ребят тяжелые, но сколько в них интересного!
Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у них в портфеле:
Есть блокнот и тетрадь.
Ручка есть, чтобы писать
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно.
И пенал и карандаш.
И Азбука – приятель….. наш!(хором)
Незнайка. Да, я понимаю, ручкой можно калякать – малякать, резинкой каляки вытирать, а Азбука зачем? Не понимаю!
Азбука. Незнайка, останься на нашем празднике и посмотри, чему научились ребята.
Я – Азбука. Учу читать.
Меня не знать нельзя никак.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Ведущий. Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты самый желанный гость на нашем празднике.
Азбука. Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы – то знаете хорошо?
Дети. Да!
Ведущий. Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит.
А называется все – алфавит!
Ученики (каждому по одной букве):
1.Буква А, буква А —
Алфавиту голова. Знает Вова, Знает Света, А похожа на ракету.
2.Буква Б проснется рано. Буква Б бочонок с краном. Умывайся! Будь здоров, Богатырь Борис Бобров.
3.Буква В Видна вдали, Красивая витая. Как будто крендель Испекли, Приезжих поджидая.
4.Г- крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
5.Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д — труба печная.
6.На дворе- такая жалость!
Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась.
7.Различать сестер непросто. Но у буквы Е две точки, Словно в лесенке гвоздочки.
8.Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа, Потому что у нее Шесть жучиных ножек.
9.На эту букву посмотри Она совсем как цифра З.
10.Молоток я раздобыл
Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? -Три! А какая буква? - И!
11.Эта буква не простая, . Голос краток и сердит, Потому что запятая На плечах ее сидит.
12.На прямую палочку
Справа села галочка. Там поныне и сидит – Буквой К на нас глядит.
13.Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
14.Палочка и палочка,
Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М.
15.На букве Н Я, как на лесенке, Сижу и распеваю песенки!
16.В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла.
17.Буква П в спортивном зале Перекладиной назвали. - Ну–ка милый, не ленись, - Подойди и подтянись.
18.- Дрожу от страха до сих пор! Воскликнуло полено: Похожа буква на топор! Расколет непременно!
19.Что за буква светится Старым ясным месяцем? Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом.
20.Т – антенна
Выше крыши – Все увидит, все услышит, Телевизор включаем,
У экранов не скучаем.
21.У-удобная буква!
Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто.
22.Филин – два огромных глаза Букву Ф напомнит сразу. Лупоглазый целит взгляд, Словно фотоаппарат.
24.Эта буковка – цеплялка С хитрой, цепкой лапою. -Подходи, кому не жалко, Мигом оцарапаю. Вот какая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок – царапка, Как кошачья лапка.
25.Буква Ч сказала: «Есть!» Отдала кому-то честь. Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.
26.Посмотри на букву Ш – . Буква очень хороша, Потому что из нее Можно сделать е и е
27.На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же!
28.Молчаливый твердый знак Не произносится никак! Но нужен многим он словам, Его учить придется вам. Хотите не хотите, Стоит он в алфавите!
29.Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать ее должны.
30.Буква Р перевернулась – Мягким знаком обернулась.
31.Буква Э на С дивится Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, Только нету языка.
32.Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась… буква Ю.
СЦЕНКА
Б.Заходер "Буква "Я". Всем известно: буква Я В азбуке последняя, А известно ли кому Отчего и почему? Неизвестно. (Неизвестно!) Интересно? (Интересно!)
Ну, так слушайте рассказ. Жили в азбуке у нас буквы Жили не тужили. Потому что все дружили Где никто не ссорится Там и дело спорится. Только раз все дело стало Из-за страшного скандала. Буква Я в строку не встала. Возмутилась буква Я.
"Я" Я сказала буква Я Главная,заглавная Я хочу,чтобы повсюду Впереди стояла Я. Не хочу стоять в ряду, Быть желаю на виду.
"Ф" Фу-ты ну-ты Фыркнул ЭФ,от обиды покраснев.- автор
"С" Срам Сердито ЭС сказала. .- автор
"В" В кричит: -Воображала!
"П" Проворчала П.- автор -Попробуй, потолкуй с такой особой.
"Я" Я затопала ногами .- автор -Не хочу водиться с вами! Буду делать все сама! Хватит у меня ума.
Буквы тут переглянулись Все буквально улыбнулись И ответил дружный хор: Хорошо! Идем на спор! Если сможешь в одиночку Написать хотя бы строчку Правда, стала быть твоя.
"Я" Чтобы я,да не сумела! Я ни кто-нибудь,а Я!
Буква Я взялась за дело Целый час она пыхтела И кряхтела, и потела Написать она сумела Только Я,Я,Я,Я.
"Х" Как зальется буква ХА.- автор ХА,ХА,ХА,ХА,ХА,ХА.
"О" О от смеха покатилось.
«Г»
Г за голову схватилась.
"Б" Б схватилось за живот.
Буква Я сперва крепилась, А потом как заревет:
"Я" Я, ребята, виновата. Признаю свою вину. Я согласна встать, ребята, Даже сзади буквы Ю.
Что ж - решил весь алфавит Если хочет - пусть стоит. Дело ведь совсем не в месте Дело в том, что мы все вместе.
В том, чтоб все от А до Я
Жили как одна семья.
33. Буква Я
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советую, друзья,
Помнить место
Буквы Я!
ВСЁ- Закончен алфавит.
Песенка «33 родных сестрицы»
Азбука. Молодцы, ребята! Ни одной буквы не забыли, все назвали правильно! А теперь я хочу проверить, как вы научились из букв складывать слова и их читать. Кто мне покажет?
( на сцену выходит лентяй, и садится он на стул)
Лентяй. Я – лентяй. Учиться – лень!
Отдыхаю целый день.
Телевизор на диване
Я могу смотреть часами.
Не хочу я буквы знать!
Книжки не хочу читать!
Если кто-то скажет вдруг:
«Почитай-ка, Ваня, вслух!»
Покраснею, побледнею,
Ведь читать я не умею1
Лучше спрячу я Азбуку!
(Лентяй уводит Азбуку и прячет ее )
Ведущий. Мы принесли кубики и сейчас покажем Азбуке, как научились складывать из букв слова.
- А где же Азбука? Куда она делась? Азбука, где же ты?
(На сцену выбегают мышки)
Мышка 1. Мы серенькие мышки,
Живем в норе, как встарь,
Мы знаем, где мальчишка
Запрятал вашу Азбуку!
Ведущий. Где? Скажите нам, милые мышки, где наша Азбука?
Мышка 2. Дайте мышкам по конфетки,
Разгадайте три загадки!
Тогда скажем!
(Ведущий дает мышкам по конфетки.)
Мышки.Вкусные конфетки!
Мышка 1. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. / Книга/
Мышка 2. Поле белое, овцы черные. /Бумага, буквы/
Мышка 1. Черный Ивашка Деревянная рубашка, Где носом проведет – Там и след кладет. /Карандаш/ Мышка 2. Молодцы, ребята! И конфетами нас угостили, загадки отгадали. Мы поможем вам отыскать Азбуку. (мышки приводят Азбуку)
Азбука. Дорогие, ребята! Ну-ка, покажите мне, как вы умеете складывать слова из букв.
(Дети складывают из кубиков слова: школа, урок.)
Азбука.Молодцы, ребята! Вижу, читать вы умеете, тогда попробуйте отгадать, о каких произведениях идет речь в загадках?
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? / «Волк и семеро козлят»/
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. / «Федорино горе»/
3. А дорога – далека,
А дорога – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. / «Маша и медведь»/
4.Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые-
В них застежки золотые. ( «Муха –Цокотуха»)
Ведущий:
Ребята, к нам на праздник пришли телеграммы от сказочных героев, но они забыли подписаться. Давайте вместе разгадаем, кто прислал нам сообщения.
1.Спасите! Нас съел серый волк... ( Козлята из сказки "Волк и семеро козлят".)
2.Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко... (Мышка из сказки "Курочка Ряба".)
3.Прибыть на праздник не могу, от меня сбежали брюки... (Грязнуля из "Мойдодыра" Корнея Чуковского).
4.Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби... (Волк из сказки "Лисичка-сестричка и Серый волк".)
6.Пришлите, пожалуйста, капли: Мы лягушками нынче объелись, И у нас животы разболелись. (Цапли из сказки Чуковского "Телефон)
Ведущий: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились на отлично.
Учитель. Да, молодцы ребята! Сейчас самое время попрощаться с нашей милой азбукой. Давайте выскажем ей на прощанье несколько благодарных тёплых слов.
1.Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало
В нашей «Азбуке» родной.
2.Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те, что были в «Азбуке».
3.Буквы, слоги и загадки,
В доброй Азбуке живут,
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут
4.Прощай, дорогая «Азбука»,
Расставаться с тобою жаль.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
За всё огромное спасибо тебе,
Дорогая «Азбука».
5.«Азбуку» прочли до корки,
Нам по чтению – пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Нам сегодня выдают
Удостоверения!
6. В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
7.До свиданья, Азбука, дорогая!
Грустно нам расставаться с тобой.
Книг других ты милей и родней-
Мы читали тебя много дней!
Не теряли мы времени зря:
Знаем буквы от «А» и до «Я».
А теперь расстаемся с тобой,
До свиданья, Азбука дорогая!
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс придет.
Азбука. Спасибо, ребята! Но я еще не всему научил. Подождите, сейчас я к вам гостя приведу.(Появляется литературное чтение).
Азбука. Давайте же поздороваемся.
Литературное чтение: Здравствуйте, ребята! Мне давно хотелось с вами познакомиться. Надеюсь, что теперь мы станем добрыми друзьями. Читайте меня внимательно, и вы многое узнаете.
Учитель: Теперь вы ребята, все умеете, хорошо читать, вам помогла « Азбука»- первая ваша учебная книга. Впереди вас ждут много других интересных книг. «Кто много читает, тот много знает» - гласит народная мудрость. Не ленитесь и читайте больше!