Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Тепло родного очага"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22
Воспитательное мероприятие «Тепло родного очага»
Возраст: 10-11 лет
Год обучения: 4
Название номинации: Разработка воспитательного (внеклассного) мероприятия; презентация к воспитательному мероприятию.
Хисматулина Евгения Владимировна, учитель начальных классов
12.11.2015
г. Комсомольск-на-Амуре
Введение.
Не так давно отцовская и материнская линия поведения в русской семье, благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.
Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений; утрачен традиционный уклад семейной жизни; нарушены родовые и семейные связи между поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Проблема семейного воспитания – это наиболее острая проблема нашего времени.
В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход к решению проблемы духовно-нравственного воспитания в семье.
Работая с детьми младшего школьного возраста, считаю работу с семьей одной из главных.
Работу с семьей начинается до первого сентября, когда уже сформирован класс, посещаю семьи на дому, чтобы познакомится со всеми членами семьи, узнать традиции семьи, условия проживания, наладить контакт с семьей.
Набирая класс, ставлю перед собой цель:
Создание условий для формирования духовно-нравственного воспитания в семье.
Цель может быть достигнута путем реализации следующих задач:
1. Расширение представлений о возможностях семьи в воспитании младшего школьника.
2. Выявление противоречий и проблем в использовании методов воспитания.
3. Выявление дополнительных возможностей влияния семейных традиций, устоев на формирование понимания ребенком роли семьи в перспективе жизни человека.
4. Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.
Далее разрабатывается план мероприятий для работы с родителями.
Формы работы с родителями по духовно - нравственному воспитанию учащихся:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
экскурсии;
визиты домой;
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
Одно из таких мероприятий «Тепло родного очага». Основные цели данного мероприятия:
Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому – домашнему очагу;
Формировать уважительное отношение детей к своим родителям, к своей семье;
Воспитание чувства любви и гордости за свою семью;
Открытое воспитательное мероприятие.
Тепло родного очага
(для учащихся 4 класса)
Цели:
Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому – домашнему очагу;
2) Формировать уважительное отношение детей к своим родителям, к своей семье;
3) Воспитание чувства любви и гордости за свою семью;
Формировать культуру поведения учащихся и коммуникативные навыки при выполнении КТД;
Развивать творчество и взаимовыручку.
Форма проведения. Коллективное творческое дело (КТД)
Методы воспитания толерантности:
метод дилемм («за» и «против»), рефлексия; требования и упражнения (требование-игра, требование-совет, требование-просьба), настрой на работу (медитирование).
Оборудование:
Выставка рисунков «Семейные радости».
Сочинения «Моя семья».
Аудиозапись «Песня мамонтенка».
Пословицы о семье.
Иллюстрации о семье.
Дидактический материал:
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Перед началом мероприятия звучит в записи песня «Крыша дома твоего»
Организационный момент (слайд 1, без названия)
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Повернитесь-ка друг к другу,
Улыбнитесь-ка вы другу.
Подарите вы улыбку
И гостям сегодня нашим.
Да и мне улыбка ваша
Очень-очень мне нужна.
Вот спасибо! Как я рада!
Что сегодня к вам пришла!
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Разговор наш заведем!
Медитативный настрой (звучит музыка).
Я хочу, чтобы вы сейчас представили себе что-то очень хорошее, что было в вашей жизни или может быть то, о чём вы мечтаете…. Как ваше тело наполняется удовольствием и радостью, как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок, и доброе, согревающее душу настроение….
- Я хочу, чтоб это настроение сохранилось у вас в течение всей нашей встречи.
Сообщение темы и цели урока.
Мы собрались сегодня здесь,
Чтоб поразмыслить над вопросом:
“Что есть дом? Что есть твоя семья?”
Уж много лет вопросы пользуются спросом.
Проходит век, за ним другой,
Настало время нам с тобой
Разгадывать загадку эту.
- Догадались, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
(Открывается на слайде название мероприятия)
Новый материал.
4.1 - Прочитайте про себя тему нашего разговора (слайд 2)
- Как вы понимаете слово «очаг»?
- В толковом словаре С.И.Ожегова дано такое толкование:
Очаг – устройство для разведения и поддержания огня (слайд 2)
- А что такое родной очаг? А как возникло это выражение расскажет… (слайд 2)
- Ученик рассказывает историю возникновения выражения “родной очаг”.
- Первобытный человек ценил очаг больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены - словом, строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение “родной очаг” - стало обозначать - семью, дом.
4.2. - Объясните своими словами, что такое семья? (мама, папа, дети)
(слайд 3)
- Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
- А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.
Учитель: - Хотелось ли вам жить в такой семье, в таком доме? Почему?
- Ребята, мы с вами вместе, коллективно, построим дом, в котором захочется жить каждому!
(появляется Домовенок)
Домовенок: - И я хочу! И я!
Учитель: - Что такое? Ты кто такой?
Домовенок: - Я? Я – Домовенок!
Учитель: - Домовенок?
Домовенок: - Ну да. Я должен жить в доме и оберегать его. Вот только сейчас я оказался один. Я ищу дом, где бы мне можно было поселиться и семью, которой я нужен (слайд 4)
Учитель: - В таком случае, мы с ребятами можем тебе помочь, ведь мы размышляем над вопросом: “Что есть дом? Что есть семья?»”
Согласен чудо-дом построить с нами?
Домовенок: - Согласен! Дом построить с вами!
Домовенок: - Итак, к строительству приступить!
Учитель: - Садись к одной из команд.
Задания для команд. Строительство дома (слайд 5)
СТРОИМ ФУНДАМЕНТ (слайд 6)
Учитель:
- На чем должен стоять дом? (на фундаменте)
- Верно!
Задание 1. Откройте конверты №1. Выберите те слова-кирпичики, которые лягут в основу нашего фундамента, в основу нашей семьи. Обоснуйте свой выбор.
1группа: вера, любовь, злость, недоверие.
2 группа: взаимопонимание, терпимость друг к другу, грубость, оскорбления.
(Ребята работают с карточками, правильные вывешивают на схему дома)
Проверка по слайду 6.
В фундамент заложим
любовь и терпимость, веру и дружбу,
Чтоб строился дом и стоял бы, как нужно(слайд 6)
Задание 2. Скрепим кирпичи мы мудрости цементом. Вековая народная мудрость гласит: «Жизненный опыт, тонкое наблюдение, насмешка, шутка все отражается в короткой фразе, в пословице».
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы!
И в жизни верные друзья!
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Игра: «Доскажи пословицу»
Задание: В конверте №2 лежат кирпичики с началом пословиц, надо вспомнить конец пословицы или выбрать из предложенных на слайде 7.
1 группа: Один за всех, все за …. (одного).
В гостях хорошо… (а дома лучше).
2 группа: Где родился, … (там и пригодился).
Мир да лад – … (большой клад).
3 группа: Не нужен клад … (когда в семье лад).
Чти отца и мать …. (не придётся горевать).
Ребята читают пословицы, достраивают фундамент дома.
Проверка на слайде 7.
СТРОИМ СТЕНЫ (слайд 8)
Учитель:
У каждого дома должны быть и стены,
Должно быть уютно, тепло и светло (слайд 8)
- Мы с вами построили фундамент дома, в котором живет … (семья). Кто живет в семье?
Давайте проведем перед следующим видом работы пальчиковую гимнастики «Моя семья» (слайд 9)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.
Задание 3. Откройте конверт №3. Достаньте тест «Кто я в своей семье?» Задание: из данного перечня выбрать только то, что подходит для вашей команды.
- Сын (дочь) моих родителей
- Гостья (гость)
- Соседка (сосед)
- Внук (внучка) для моих бабушки и дедушки
- Забияка
- Брат для моей сестры, сестра для моего брата
- Дядя для племянника
- Дедушка для моих внуков
- Ученик (ученица)
- лентяй (лентяйка)
Проверка по слайду 10.
Задание 4. Выполнение домашнего задания (слайд 11)
1 группа: интервью марсианам (слайд 12)
Представьте, что вы прилетели на Марс, и марсиане поражены вашими семьями (у самих марсиан нет семей). Вас попросили дать интервью марсианам, которое будет транслироваться по всей планете (работа в парах: роль марсианина-журналиста и космонавта с Земли) Вступление должно быть основано на задании.
Вопросы интервью:
Объясните своими словами, что такое семья.
Что члены семьи делают сообща?
Почему члены семьи нужны друг другу?
Что вам больше всего нравится в вашей семье?
-Молодцы земляне и марсианин! Вы друг друга понимали и принимали такими, какими вы есть!
2-ой группе было дано задание описать характер одного из своих родителей.
(слайд 13)
3-ю группу попросили написать мини – сочинение о своей семье. Прочитайте, пожалуйста, свои мини-сочинения.
(слайд 14)
Выполнив задания команды собирают стену для дома (у каждой команды в конверте №3 лежала часть стены) – как пазлы.
Задание 5.
Учитель:
На место поставим улыбки-оконца,
И в доме у нас яркий свет разольется.
Участникам предлагается по фонограмму спеть детскую песенку.
В конце дети вместе крепят окна (слайды 15, 16)
СТРОИМ КРЫШУ (слайд 17)
Учитель:
Любой дом венчает крыша, как защита от дождей, вьюги, холодного ветра. Крыша дома будет прочной и надёжной, если мы будем соблюдать правила поведения в семье.
Задание 6. Возьмите конверт №4.
Задание: выберите правила поведения в семье.
1 группа: Уважать старших.
Грубить и не слушаться старшим.
Помогать по дому.
Не выносить мусор.
2 группа: Делать работу вместе.
Не помогать по дому.
Понимать друг друга.
Не слышать никого.
3 группа: Заботиться о ближних.
Не думать ни о ком.
Делать приятное.
Забывать все дни рождения родственников.
Проверка по слайду 18.
Дети строят крышу.
Домовенок: Теперь у каждого есть место, где ждут,
Где встретят с любовью, простят и поймут,
Где забывается о плохом, – это твой дом и мой дом!
В доме моем 4 угла,
В каждом углу 3 молодца,
Добро, Уют, Покой живут,
Дом мой от напасти стерегут,
От угла к углу ходит девица,
По земле коса ее стелется,
Зовут девицу Любовь,
На ней и держится наш кров (слайд 19)
6. Подводим итоги.
Домовенок:
- Я желаю вашему дому любви и счастья. Давайте каждый выскажет свое пожелание своему дому, начиная с фразы «Я желаю моему дому…»
(слайд 20)
(ребятам дается кукла-домовенок, они передают ее из рук в руки, произнося пожелание)
Учитель:
- А тебе домовенок мы желаем хранить тепло домашнего очага.
Домовенок: - Мне очень было хорошо с вами и я хочу, прежде чем поселиться в этом доме, подарить вам частичку себя (раздает домовят).
(домовенок уходит).
Рефлексия.
- Ребята, мы построили с вами дом, в котором живет семья. С каким настроением мы создавали дом? То, что вы сейчас поместите вокруг нашего дома, это и есть ваше настроение, с которым вы сегодня строили дом
Из конверта №5 возьмите приготовленные детали и дополните наш дом (1 группа: черная туча, облако, солнце, лучи), (2 группа: дерево, сломанный цветок, цветы) (3 группа: человек злой и добрый, девочка в слезах и с улыбкой). Дети выбирают только то, что соответствует их настроение. Обосновывают свой выбор.
Учитель подводит итог:
Мы говорили целый час
О доме, о семье, об очаге.
Работали мы дружно, коллективно.
Для домовенка дом нашли,
Построив дом своей мечты.
Тепло родного очага,
Конечно, есть, друзья,
То многогранное создание.
И ты, и вы, и он, и я
Ответ искали. И старания
Не зря приложены, не зря.
Здесь каждый, верю, для себя
Решил вопрос: “Что есть семья?”
А если нет, еще не вечер.
Все впереди. До новой встречи!
(Слайд 21)
Заключение.
Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает.
Список использованной литературы:
Бахтина Н. Б. Воспитание любви и уважения к матери // Нравственное воспитание— М., 1959.
Васильцова 3.П.Мудрые заповеди народной педагогики. — М., 1983.
Рубцова М., Федосеева Л. Воспитание любви и уважения к матери — 1984.— № 9 11. Сережникова Р. К. Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье // Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В.Антоновой.— М., 1995.