kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие "Профилактика суицида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие с целью предупреждения детского суицида.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Профилактика суицида"»

МБОУ Гимназия «Юридическая» г. Волгодонск

Педагог-психолог Мартынова Светлана Анатольевна

Классный руководитель Куташева Нина Григорьевна


Классный час по профилактике суицидального поведения у подростков с элементами тренинга «Я хозяин жизни».

Цели: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью, осознать свои цели и смысл в жизни.

Задачи: развивать у подростков способность к саморефлексии и содействовать осознанию их жизненных целей; помочь подросткам сформировать активную жизненную позицию; развивать целеполагание и стремление к реализации личностного потенциала.

Ход занятия.

Ведущий: Сегодня наш классный час посвящен очень необычной, но важной теме, теме любви к жизни и стремлению быть ее хозяином, умению выйти из кризисных ситуаций победителем. И чтобы начать его на позитивной ноте, я предлагаю выполнить следующее задание.

Упражнение «Комплимент».

Ведущий (держит в руках маленький мяч): «Сейчас мы будем передавать этот мячик, и говорить соседу комплимент. Знаете ли вы, что такое Комплимент?» (учащиеся предлагают свои варианты). «Вы правы, комплимент – это приятное сообщение о каких-либо ваших достоинствах (чертах характера, умениях, особенностях одежды, внешности и т.д.). Задание такое: передаем мячик соседу, при этом отмечаем в нем какое-либо положительное качество – делаем комплимент. Получающий комплимент должен поблагодарить и, в свою очередь, обращаясь к следующему участнику сказать ему тоже что-то хорошее, какие достоинства он мог бы отметить».

Ведущий: «Молодцы! Итак, ребята, как мы уже отметили ранее, сегодня мы обсуждаем такую тему, как переживание жизненных неудач. Какие же неудачи (трудности) могут быть в жизни подростка?» (учащиеся предлагают свои варианты).

Ведущий: «Да, правильно! Действительно, в жизни подростка иногда случаются различные неприятности, которые окружающим взрослым (и даже иногда сверстникам) могут показаться несущественными и незначительными. Но это вовсе не означает, что случившееся на самом деле пустяк, так как ситуация каждого человека неповторима, как и он сам: у нас нет одинаковых родителей, друзей, опыта, каждый переживает неудачи по-разному и степень этих переживаний тоже будет различна. Поэтому каждый человек, переживающий неприятности (даже если нам они кажутся несерьезными) заслуживает внимания и сочувствия. Ребята, а что такое «Сочувствие»? (учащиеся предлагают свои варианты. Послушайте, как звучит это слово – «СО - ЧУВСИВИЕ», то есть переживание чувств другого вместе с ним. Когда кто-то готов разделить переживание наших чувств, это вызывает признательность и благодарность».

Ведущий: «Давайте теперь вместе подумаем, что чувствует человек, который испытывает неприятности, переживает неудачу, а иногда и большое горе?» (учащиеся предлагают свои варианты, в ответах звучат такие слова, как «обида», «одиночество», «отчаяние», «беспомощность», «злость» и т.д.).

Ведущий: «Здесь прозвучали слова «одиночество», «беспомощность», поэтому, конечно, человек, испытывающий неприятности, хочет, чтобы кто-то оказался рядом и поддержал его. Но, мы не всегда можем понять, что другому человеку плохо, ведь есть среди нас те, кто не высказывается открыто о своих неприятностях, или считает, что жалобы на жизнь – это признак слабости. Давайте вместе подумает, что нам может указывать на то, что человек находящийся рядом, испытывает серьезные трудности?» (учащиеся называют свои варианты, ведущий записывает их на доске). Это будут вербальные высказывания («все надоело», «все плохо», «не могу больше» и т.д.), внешние признаки (может быть неряшливость в одежде, изобилие черного цвета), а также эмоциональные изменения (отсутствие интереса к ранее любимым занятиям, скука, постоянно подавленное настроение).

Ведущий: «Совершенно верно! Итак, мы видим, что кроме открытых высказываний, свидетельством эмоционального дискомфорта могут быть внешние признаки, а также изменения в поведении, когда человек не хочет ни с кем общаться, становится раздражительным, унылым и грустным. Что же можно сделать для такого человека?» (варианты ответов учащихся – постараться утешить, посочувствовать, предложить помощь и т.д.).

Все верно, а теперь давайте подумаем, как лучше поговорить с человеком, который чем-то сильно расстроен: что лучше сказать, каким тоном, чего говорить не стоит, так как этим состояния не улучшить. Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в упражнении, которое называется «Успокой Бирбала».

Упражнение «Успокой Бирбала».

Ведущий: «древняя индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который однажды опоздал к царю на целых три часа – проспал. Чтобы оправдаться перед царем, Бирбал сказал. Что никак не мог успокоить ребенка. Акбар не поверил, что ребенка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступить в роли утешителя, а сам заплакал, изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил советника.

Для этого упражнения нам необходимо выбрать Бирбала, которого по очереди будут пытаться утешить трое участников. А остальные выступят в качестве наблюдателей-экспертов, которые будут внимательно следить за происходящим, а потом должны будут высказать свои мнения о том, кто из «утешителей» был наиболее эффективен в ситуациях оказания помощи человеку, испытывающему негативные чувства».

Анализ упражнения. Ведущий вместе с участниками организует обсуждение, какие способы были наиболее удачны и почему. Вопросы для анализа:

- какие слова и высказывания были уместны и почему?

- какие фразы усиливали неприятные переживания, почему?

- что бы хотел услышать сам Бирбал от «утешителей»?

После окончания упражнения ведущий подводит его краткий итог, акцентируя внимание на том, как лучше разговаривать с человеком, испытывающим неприятности.

Ведущий: «Спасибо, вы – молодцы! Итак, мы увидели, что может помочь нам пережить неприятности – это внимание окружающих, их неравнодушие и забота. Но есть еще один важный момент в переживании неудач, и он зависит только от нас – это личное отношение к случившейся ситуации: кто-то из нас сильно расстраивается и считает, что ничего нельзя сделать, а кто-то начинает искать выход, решение проблемы.

Давайте вспомним старинную притчу о двух лягушках, упавших в кувшин со сметаной, ее замечательно описал Сергей Михалков в своем стихотворении «Завидное упорство» (один из учащихся читает басню):

Хозяйка в кладовушке, на окне,
Оставила сметану в кувшине.
И надо ж было,
Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!
Два малых лягушонка в тот же час —
Бултых в кувшин, не закрывая глаз,
И ну барахтаться в сметане!.. И понятно,
Что им из кувшина не выбраться обратно, —
Напрасно лапками они по стенкам бьют:
Чем больше бьют, тем больше устают…
И вот уже один, решив, что всё равно
Самим не вылезти, спасенья не дождаться,
Пуская пузыри, пошёл на дно…
Но был второй во всём упорней братца —
Барахтаясь во тьме что было сил,
Он из сметаны за ночь масло сбил
И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету…
 ***
Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл,
Я в шутку посвящаю басню эту! 

Ведущий: «Что различного было в этих персонажах?» (ответы учащихся). «Совершенно правильно, восприятие негативной ситуации. Позиции были разные – активная («все равно не сдамся!») и пассивная («что бы я ни сделал – все равно ничего не получится...») Давайте вместе попробуем поучиться позитивно мыслить даже в трудной ситуации, а поможет нам в этом следующее упражнение:

Упражнение «Неприятность эту мы переживем...»

Выбирается какая-то неприятная ситуация, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы заболели на кануне важного мероприятия, получили плохую оценку. Обычно в такой ситуации мы сильно расстраиваемся, теряем контроль над собой, что может привести к состоянию, когда «опускаются руки». Но можно реагировать на внезапные неприятности по-другому, используя словесные позитивные формулы. Например, «Отлично. Посмотрим, что можно сделать...», или «подумаешь, важность какая...», или «Вот так фокус...». Участники сами придумывают варианты реакций, конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздраженно, но здесь включается цепочка зависимости: слово-действие-состояние. Перенастраивающая с переживания на поиск выхода.

Ведущий: «Спасибо, ребята! Сегодня на занятии мы с вами начали разговор о переживании жизненных трудностей. Нет людей, которые не испытывают жизненных неудач, это не зависит от пола, возраста, от уровня образования, благосостояния и т.д. Главное – научиться переживать это время, а помочь нам в этом могут окружающие – одноклассники, педагоги, наши близкие. Все такие ситуации можно назвать кризисными. А какие кризисные ситуации могут быть в жизни подростка? С какими словами у вас ассоциируется понятие «Кризис»?

Кризисные ситуации – под такими ситуациями мы понимаем не природные катастрофы, стихийные бедствия, а проблемные, сложные моменты в жизни, трудности, случаи. Когда есть определённый риск для здоровья, эмоционального состояния человека. Кризис может наступить после катастрофы, физического насилия, разлуки с дорогим человеком, ухода из жизни близких людей, развода родителей и т.п. Часто к душевному кризису приводит череда жизненных неудач.

Вопрос: «как вы думаете, с какими чувствами сталкивается человек в состоянии кризиса? (гнев, разочарование, обида, беспомощность, одиночество). В такие минуты может возникать желание все прекратить и даже расстаться с жизнью. Но что такое ЖИЗНЬ?

Ведущий просит детей сказать: «Что вы знаете о жизни?» и «Что вы знаете о смерти?» Какие же причины двигают человеком, что он решается на столь необдуманный шаг – покончить жизнь самоубийством.

1. Депрессивное состояние возникает у человека очень часто. Меняется часто настроение, человек становится пассивным, его перестает волновать какие-то очень важные проблемы, которыми он раньше интересовался, перестает общаться с друзьями, часто таких людей гложет вина за какие-то поступки, а иногда все может быть наоборот: человек становится чрезвычайно весел, подвижен, может шутить, когда шутки совсем неуместны и т.д.

2. Конфликты (с родителями, друзьями, учителями, соседями, с любимым человеком и т.д.). Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и ту же ситуацию по нескольку раз.

Упражнение «КАПЛЯ».

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Ход упражнения. Ведущий каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.

Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

В зависимости от личностного восприятия любое событие может вызвать стресс. Поэтому универсальным способом повышения стрессоустойчивости, который можно применять практически в любой стрессовой ситуации, является снижение высокой чувствительности к происходящим событиям. Далеко не все надо воспринимать слишком эмоционально или, как принято говорить, принимать близко к сердцу. Послушайте притчу о царе Соломоне, о том, как ему удавалось сохранять душевное спокойствие.

Притча о кольце Соломона

(адаптированный вариант)

Соломон был царем древнего государства Израиль. Он мудро правил страной долгие годы и сделал ее процветающей. Однако, его жизнь была очень трудной, он часто нервничал, гневался, расстраивался, впадал в депрессию.

Однажды Соломон попросил у мудреца совета: как справиться со стрессами. Мудрец принес ему кольцо: «Именно в кольце твое спасение от сильных эмоций. Надень кольцо, когда будешь сильно расстроен и посмотри на него – и ты успокоишься. Если тебе будет с лишком весело, тоже посмотри на него. Это вернет тебя к нормальному состоянию».

Однажды, когда Соломон был снова чем-то сильно расстроен, он внимательно взглянул на кольцо и прочитал на нем надпись: «Все пройдет». Удивился, задумался и … успокоился. Он вспомнил, как часто напрасно гневался, расстраивался грустил. Ведь все невзгоды все равно проходят со временем.

Так Соломон научился бороться со стрессами. Но как-то раз ему было так плохо, что даже кольцо не помогло. Он решил его выбросить и снял с пальца. На внутренней стороне кольца увидел надпись: «И это тоже пройдет». Царь улыбнулся, и спокойствие снова вернулось к нему.

Соломон вошел в историю человечества как один из самых успешных и мудрых людей мира.

После прочтения притчи необходимо включить учащихся в активное обсуждение, задав вопрос: «Объясните: какой смысл этой притчи?».

Пояснения ведущего: Смысл этой притчи в том, что все периоды в жизни имеют временный характер и когда-то заканчиваются. Не стоит сильно расстраиваться и нервничать из-за того, что пройдет. Жизнь устроена так, что любая черная полоса обязательно сменяется белой. Это закон материального мира, осознание которого помогает изменить чувствительность к стрессам.

После обсуждения притчи, необходимо сделать упражнение.

Ведущий: Нарисуйте в тетради кольцо Соломона с надписями.

После того как ученики нарисуют кольцо, надо перейти к выполнению упражнения.

Сейчас мы выполним упражнение с использованием рисунка кольца Соломона. Закройте глаза и вспомните какое-нибудь неприятное событие, заставившее вас сильно поволноваться в прошлом, например, конфликт с родителями, ссору с товарищами или что-то другое. Попытайтесь воссоздать те чувства, что вы тогда испытывали при этом: гнев, обиду, злость… (время для воспоминаний – 2-3 минуты). Все это – проявление стрессового состояния, которое оказывает негативное воздействие на организм. При помощи кольца Соломона мы можем снизить уровень стресса.

Для этого мысленно визуализируйте на своей руке это кольцо и прочитайте на нем надпись: «Все пройдет». Подумайте о том, как значительно спокойнее или вообще абсолютно спокойно вы сейчас воспринимаете то неприятное событие. Это потому, что оно действительно прошло. Постарайтесь запомнить это спокойное состояние. Зафиксируйте его в своей памяти (на это дается также 2-3 минуты). После чего можете открыть глаза.

Точно так же эффект кольца Соломона будет работать и в других случаях. Когда в вашей жизни будут происходить неприятные события, то визуализируйте на пальце кольцо с надписью: «Все пройдет» и постарайтесь вспомнить то состояние спокойствия, которое мы сегодня пытались ощутить.

Это упражнение непростое, его освоение требует неоднократных повторений, но тот, кто овладеет им, повысит свою стрессоустойчивость.

А какие способы снятия нервно-психологического напряжения вы знаете? (желательно, чтобы учащиеся вспомнили сами)

 спортивные занятия

 контрастный душ (баня)

 стирка белья

 скомкать газету и выбросить

 мытье посуды

 погулять на свежем воздухе

 послушать музыку

 посчитать зубы языком с внутренней стороны

 вдохнуть глубоко до 10 раз

 постараться переключиться на другую деятельность.

Но если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, не навязчиво.

У китайцев многие столетия существовала традиция: в случаях незаслуженной обиды вешаться перед домом или прямо на воротах обидчика. Как хорошо, что эта традиция не сохранилась до нашего времени. Ведь из всех живых существ только человек может разумно и трезво оценить ситуацию. Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Двадцать миль под водой», когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове). Самый лучший пример для подростков, особенно девочек, – героиня одноименного художественного фильма, созданного по роману «Унесенные ветром», Скарлетт. В самые тяжелые жизненные моменты она всегда говорила себе: «Я не буду думать об этом сегодня – я подумаю об этом завтра». Действительно утром приходит всегда хорошее, разумное решение. Недаром русская пословица гласит: «Утро вечера мудренее».

Ведущий: но если вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто. Если вы столкнулись с какой-то трудностью, не оставайтесь со своей проблемой один на один, позвоните на телефон доверия, и вам всегда ответит квалифицированный специалист-психолог, который вас всегда поддержит, выслушает и поможет преодолеть вашу трудную жизненную ситуацию.

Телефон доверия для подростков 8-8000-2000-122, работает круглосуточно, анонимно и абсолютно бесплатно.

Городской телефон доверия 8 (8639)29-08-08.

Так же можно написать письмо со своей проблемой. Есть для этого в интернете адрес: письмодругу@письмо.рф вам обязательно ответят. Помогут в трудную минуту.

Упражнение «Я НЕ ОДИН»

Цель: помочь взрослеющему человеку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один.

Ход упражнения:

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших одноклассников, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны взрослых. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.

Каким будет ваш жизненный путь: ровным, извилистым, с ухабами, горами и обрывами? Куда вы хотите прийти? С чем встретитесь на своём пути? Чему вам придётся научиться? Помните, что возможно в этом мире вы всего лишь человек, но для кого-то вы весь мир!

Заканчивается классный час тем, что учащиеся выставляют из букв, напечатанных на листах бумаги, фразу «Мы любим ЖИЗНЬ!» Обучающиеся ставят по одной букве и говорят позитивные утверждения о жизни.

М Жизнь – это тайна, познай ее!

Ы Жизнь – это мечта осуществи ее!

Л Жизнь – это вызов прими его!

Ю Жизнь – это случай, воспользуйтесь им!

Б Жизнь – это обещание, сдержите его!

И Жизнь – это печаль, так преодолейте её!

М Жизнь – это дар, так пользуйтесь им!

Ж Жизнь – это красота восхитись ею!

И Жизнь – это любовь насладись ею!

З Жизнь – это борьба так восславьте ее!

Н Жизнь – это цель так достигните её!

Ь Жизнь – это удача, не упусти ее!

! Жизнь так прекрасна, не загуби ее!

Ведущий: Жизнь такая интересная – не растрать ее. ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ И БУДЬ ХОЗЯИНОМ СВОЕЙ ЖИЗНИ!


Литература

1. Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое посо- бие/Под ред. Е.Н.Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-224с

2. Журнал «Основы безопасности жизни», №11 2000

3. Журнал “Воспитание школьника” 2002/№1.

4. Классные часы.10-11 классы / авт.- сост. А.М.Байбаков и др.- Волгоград: Учитель, 2006.-135с.

5. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях/ Ав- тор-сост. М.Ю.Михайлина, М.А. Павлова.- Волгоград, 2008, 11-21.

6. Формирование стрессоустойчивости учащихся. 9-11 клас- сы./Автор-сост. Т.А, Мирошниченко. – Волгоград, 2008 г.

7. www.psy.1september.ru (Школьный психолог, газета)

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное занятие "Профилактика суицида"

Автор: Мирза Рузана Аликовна

Дата: 30.05.2025

Номер свидетельства: 670914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План работы Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних."
    ["seo_title"] => string(78) "plan-raboty-sovieta-po-profilaktikie-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "308132"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458502378"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства