Учить детей работать в группе, воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
Оборудование.
Полоски с примерами.
Задания на карточках.
Жетоны.
Мышка.
Компьютер.
Проектор.
Ход урока
Организационный момент.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя!
Очень строгая наука,
Очень нужная наука-
Это математика!
Итак, мы начинаем. Но вначале я расскажу вам, откуда пришло к нам слово «математика». Из древнегреческого языка «мантеин» означает в переводе учиться приобретать знания. Это значит, что кто любит математику – тот любит знания. Математика все считает, все находит. С ее помощью ученые делают разные научные открытия.
Царица математика хотя и царица, но большая труженица. Она постоянно обходит свои владения и следит в них за порядком. Итак, Царица наук Математика начинает обход своих владений. Путь не всегда будет легким. Возьмем с собой фантазию, воображение, наблюдательность, находчивость, смекалку и смело в путь. Пожелаем себе удачи в этой замечательной стране, о которой сказочник и математик Льюис Кэрролл сказал:
«Страна чудес, встречает нас,
Страна воображения».
Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Мы отправляемся в путешествие с мышонком.
Вы видите на карте лабиринта и Мышку.
Нам необходимо добраться до сундуков и узнать, какую вещь, необходимую Мышке, спрятал волшебник. За выполненные задания вы будете получать жетоны. Они помогут вам в конце пути узнать тайну сундуков. Чем больше жетонов наберется, тем команда успешнее справится с последним заданием. А теперь - в путь.
Сначала мы разделимся на команды. Для этого каждый ученик вынет из шапки Мышки пример, решит его, ответ будет соответствовать номеру команды.
На полосках бумаги записаны примеры. В результате получается две команды.
2 – 1
8 – 7
3 – 2
5 – 4
4 – 2
0 + 2
1 + 1
2 – 0
1 + 0
10 – 9
1 – 0
4 – 3
3 – 1
5 – 3
6 – 4
10 – 8
1 конкурс. «Математическая разминка»
Но есть что-то, без чего математика ну никак не может обойтись. Отгадайте-ка мою загадку, и тогда вы узнаете, без чего же не может обойтись математика.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)
Учитель. Прежде чем отправиться в лабиринт мышка хочет проверить вас, знаете ли вы цифры и умеете ли считать.
1 команда - Счет до 10 в прямом порядке.
2 команда - Счет до 10 в обратном порядке.
Цифры, займите свои места. (Выходят дети, в руках у них цифры вешают на доску.)
1 Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Похожа единица на крючок,
А может на обломанный сучок.
2 А вот это: цифра 2.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Два похожа на гусенка
С длинной шеей, клювом тонким.
3 А за двойкой посмотри – выступает цифра три.
Тройка – третий из значков, состоит из двух крючков.
Цифра три, словно ласточка, смотри!
4 За тремя идет четыре
Острый локоть оттопыря.
Смотри, четыре – это стул,
Который я перевернул.
5 А потом пошла плясать по бумаге цифра 5.
Ручку вправо протянула, ножку круто изогнула.
На что похожа цифра 5?
На серп, конечно, как не знать?
6 Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
7 Вот семерка – кочерга. У нее одна нога.
Семь – точно острая коса, коси, коса, пока роса.
8 У восьмерки два кольца без начала и конца.
Цифра восемь так вкусна: их двух бубликов она.
9 Цифра 9, иль девятка, цирковая акробатка.
Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет.
10 Цифра вроде буквы о – это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
11 Если ж слева, рядом с ним единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.
2 конкурс.
Прежде, чем отправляться в лабиринт, необходимо проверить, умеете ли вы действовать коллективно. Я каждой команде читаю загадку. Ответ дает один ученик, которого вы выберете во время обсуждения отгадки. (За каждый верный ответ получают жетон)
На 4 ногах стою, Ходить же вовсе не могу. На мне ты любишь отдыхать, Когда устанешь ты гулять (Кровать)
2 брюшка, 4 ушка. Что это такое? (Подушка)
5 чуланов, а вход один. (Перчатка)
Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)
3 конкурс «Состав чисел»
Мышка вошла в лабиринт. На её пути сказочный лес и первый сундучок.
Чтобы достать букву из сундука, надо вставить пропущенные числа на веточках.
(Дети получают карточки с изображением елочки, они коллективно записывают числа, которые пропущены и за правильные ответы получают жетоны). Первая буква извлечена из сундучка.
4 конкурс.
Двигаемся вместе с мышкой по лабиринту. Снова у мышки на пути сундучок. Чтобы открыть его надо решить несколько логических задач. За каждую правильно решенную задачу команда получает жетон, а из сундука достаём букву.
(Команды получают задачи и самостоятельно находят верный ответ.)
Надо решить свою задачу.
Содержание задач:
1. Ранец Андрея помещается в ранце Игоря, а ранец Игоря легко можно спрятать в ранце Ивана. Чей портфель самый большой?
Слайд 12
2. В Китае живёт больше людей , чем в Индии, а в Индии больше, чем в России. В какой из этих стран самая большая численность населения?
Слайд 13
3. На полдник дети ели груши. Машина груша тяжелее, чем Сашина, А Сашина груша легче груши Игоря. Какая груша – самая тяжёлая и какая самая лёгкая?
Слайд 14
4.Китай занимает больше места на Земле, чем Индия, но меньше, чем Россия. Какая страна самая большая? Китай занимает больше места на Земле, чем Индия, но меньше, чем Россия. Какая страна самая большая? (Задание на слайде).
За правильно решённые задачи команды получают жетоны в свою копилку.
Мышонок забирает букву.
5 конкурс.
Идя по лабиринту, мышонок увидел странные цифры и буквы. Помогите ему прочитать слова, которые загаданы. Каждая команда получает карточку с зашифрованными словами и ключ с цифрами и буквами.
А
Б
В
Д
Е
И
К
Л
м
О
С
Ь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1 команда 2 команда
2 5 8 7 1 (белка) 3 10 8 7 (волк)
8 6 11 1 (лиса) 11 10 3 1 (сова)
За правильный ответ команда получает жетон, а мышонок букву.
Мышонок забирает букву.
6 конкурс.
Продолжаем наше путешествие по лабиринту вместе мышонком.
Чтобы открыть следующий сундучок и достать букву, надо разгадать кроссворд. (На слайдах).
Кто быстрее и правильнее ответит, получает жетон. Мышонок – буквы.
7 конкурс.
Мышонок дальше двигается по лабиринту к сундучку за буквами.
Чтобы открыть этот сундучок поиграем в игру «Третий - лишний».
Каждая команда при ответе должна объяснить почему их выбор лишний.
1 команда. Квадрат, круг, треугольник.
2 команда. Ручка, карандаш, отрезок.
1 команда. Понедельник, сентябрь, октябрь.
2 команда. Волк, собака, лиса.
За правильные ответы команда получает жетоны. Мышонок букву.
8 конкурс.
Остался последний сундучок.
Чтобы открыть этот сундучок надо решить цепочку примеров. Ребята получают карточку с цепочкой.
Чья команда решит быстро и правильно получает жетон.
1 команда: 2 команда:
5 + 3 – 2 + 1 + 3 – 4 = 7 + 1 – 3 + 2 – 2 + 1 =
И вот открыт последний сундучок. Все буквы мышонок собрал.
Каждая команда меняет заработанные жетоны на буквы, из расчета 1 жетон - 1 буква. При этом называют, какую по счету букву хотели бы получить, если не хватает жетонов на все буквы. Из полученных букв составляется слово.
Было спрятано слово – ЗНАНИЯ – СИЛА!
Итак, спрятанное слово – это слово знания. Знания, которые необходимы Мышку, но не только ей. А кому?
Вас с детства учат считать. С детства вы получаете знания.
Что понравилось в сегодняшнем путешествии, что запомнилось?
(Ответы детей).
На память о сегодняшнем путешествии вы все получаете медальки.