Оборудование: название темы классного часа, разрезанные пословицы, рисунки детей о добре и зле, плакаты со словами «Добро» и «Зло», правила доброты, солнышко с лучиками, деревья с названиями заданий, цветочки, запись песни Кота Леопольда, презентация
Ход мероприятия.
I.Орг. момент.
– Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех сегодня видеть в этом классе. Пусть наша встреча принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
- Сегодня я принесла вам волшебные сердечки. Я подойду сейчас к вам, и пусть каждый из вас выберет сердечко, которое вам больше понравится.
-Теперь, когда вы выбрали сердечко, сожмите его в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), вспомните о том, что доброго и хорошего вы сделали. Откройте глаза.
-Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в нашем зале стало светлее. Это, наверное, потому что здесь собрались добрые сердечные люди.
II.А.О.З.
Сказка (на фоне музыки):
Давным-давно в одной стране жили очень добрые люди.
Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили поплыть в другие страны, помогать другим людям.
А - неподалёку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех, трудолюбие, жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль, ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.
Не обратила внимания Злая Колдунья лишь на маленького котёнка, не думала она, что он сможет разрушить её чары, помешать, ей творить зло. Тогда побежал котёнок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся перезвон. И услышали его на корабле, пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью.
-Понравилась ли вам сказка?
-А о чем же она?
-Как вы думаете, ребята, почему Злой Колдунье удалось внести в души и сердца людей злость, ненависть, зависть?
-Что же нужно сделать для сохранения доброты в людях?
- Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить? ( О доброте. Ответы детей)
- Сегодня мы с вами поговорим о очень важном - о доброте!
-Что такое доброта? Слово это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти Вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота.
III. Основная часть.
Слово учителя: Доброта. Какое старое слово! - Каждое живое существо на Земле чувствует теплое, доброе отношение к себе. Так же и человек – преображается под воздействием на него доброты, успокаивается при добром взгляде, согревается душой, улыбаясь в ответ.
Доброта -это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Прикоснись ко мне добротой, И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной, Озарится душа красотой…
- Какого человека можно назвать добрым?
(Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
– Приведите примеры доброго отношения людей. (Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.)
Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”
-Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают в этом не только родители и учителя, а добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро побеждает зло.
Все вы любите сказки. Сказки учат нас быть добрыми. Вежливыми. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – топаете ногами.
Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, Баба – Яга, Золушка, Мальвина, Кикимора болотная, доктор Айболит, папа Карло, Волк, Кот в сапогах, Кащей Бессмертный, Дюймовочка, Крокодил Гена, Чебурашка, Страшила,Кот Леопольд, Леший,Емеля, богатыри русские.
.
-Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей) (В сердце)
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад.
Дерево «Пословицы о добре»
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы)
Добро помни, а
пожнёшь
Что посеешь, то и
зло забывай
За добро
добра не делает никому
Плохо тому, кто
добром плати
Доброе слово лечит, а злое калечит.
2.Дерево «Волшебные слова»
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
Предлагаю вспомнить вежливые слова.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево.
3.Дерево «Правила доброты»
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?
Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим правила «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила)
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
4.Дерево «Добрые поступки»
Легко или трудно быть добрым?(ответы детей)
Добрым быть совсем-совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть.
Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. (дети называют)
5.Дерево «Рисунки о добре»
В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.
Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. (под руководством учащихся учитель разделяет рисунки на две группы)
Вывод: добрых рисунков больше, чем злых.
Молодцы!
«Ласковое солнышко»
-А чего еще не хватает на картине? (Солнца)
-Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас вы должны из данных слов выбирать слова, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.
Грубый – ласковый Злой – добрый Грустный – весёлый Горе – счастье Вражда – дружба Обман – правда Невежливый – вежливый Ненависть – любовь Лень – труд
Итог..
Посмотрите, какое ласковое и доброе солнышко получилось у нас. Сад наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
. Предлагаю дополнить наш сад цветами.
Сажая цветы, вы должны назвать: что такое доброта, назвать любые добрые поступки. (под музыку дети прикрепляют цветы на доску, называя при этом что-то доброе) Я думаю, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит –
Радуются и взрослые и дети.
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!
Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.
Игра «Сад Добра».
Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.
- поздороваться при встрече
- уступить место в автобусе пожилому человеку
-жаловаться на всех подряд
- смастерить скворечник
- перебивать взрослых, которые разговаривают
- приготовить маме подарок на 8 Марта
- помочь полить летом грядку на огороде
- сорить в классе и в других общественных местах
- помочь товарищу решить задачу
- стукнуть,пинуть одноклассника
- выкрикивать на уроках
- злиться на друзей
- поделиться шоколадкой
- говорить плохие слова
- накормить и приласкать котёнка
Конкурс «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
- Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
3. Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)
4. Если друг попал в беду (помоги ему)
5. Решай споры словами, (а не кулаками)
6. Если словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить: ( Спасибо!)
7. Если больше есть не в силах, скажем маме мы: (Спасибо!)
8. Если солнышко садиться, по деревьям золотиться. Говорим тогда при встрече всем знакомым: ( Добрый вечер!)
9. Мальчик, вежливый и развитый говорит встречаясь: ( Здравствуйте!)
Конкурс «Передай игрушку( мягкое сердце) товарищу, при этом, называя его или её ласковым именем»