Ведущий: Дорогие ребята! Приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир русского языка. Русский язык входит в число мировых языков. Вы владеете русским языком, многое о нём знаете, изучаете правила, понятия. Сегодня вы имеете возможность показать себя знатоками родного языка, окунуться в мир общения и творчества. Итак, мы начинаем «Турнир Грамотеев». А как вы понимаете значение слова «турнир»
Представление команд
В турнире принимают участие 2 сборных команды «Слово» и «Предложение» Каждая команда представляет себя (название, девиз), знакомство с капитанами.
1 команда: «Слово»
Девиз: «К бою честному готовы
Ребята из команды «Слово»
Приветствие соперникам: «Победу, а не пораженье
Мы Вам желаем, «Предложение»!
2 команда: «Предложение»
Девиз: «Мы команда «Предложение»!
Пусть нам сопутствует везенье»
Приветствие соперникам: «У нас приветствие готово
Ребятам из команды «Слово».
Соперник наш, не позабудь!
К победе очень труден путь»!
Представляю вам наше строгое жюри, которое будет справедливо оценивать ваши ответы…
При проведении любого соревнования члены команд должны соблюдать определённые правила. Давайте ознакомимся с правилами.
При ответах надо соблюдать правила:
1. Работайте дружно, все вместе.
2. Отвечайте не выкрикивая.
3. Умейте выслушать своего товарища.
4. Не обижать товарища, который сделал ошибку.
5. Капитан – главный член команды. Слушайте капитанов.
Итак, мы отправляемся в путешествие по стране родного языка.
Кто победит, кто проиграет –
Нас эта тайна донимает.
Но я желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
1. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
1 команда:
Вопрос 1 кл. Сколько букв в русском алфавите? (33)
Вопрос 2 кл. Сколько согласных букв? (21)
Вопрос 3кл. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
Вопрос 4 кл. Слова, какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
2 команда:
Вопрос 1 кл. Сколько гласных букв? (10)
Вопрос 2 кл. Первый звук в слове Яблоко? (й)
Вопрос 3 кл. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
Вопрос 4 кл. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
2. «Волшебный круг»
Команды получают карточку с кругом. За 2 минуты найти слова. За каждое слово — 1 балл. (Слова можно прочитать как слева направо, так и в обратном порядке, главное, чтобы буквы стояли по порядку)
Вед:
-А пока команды заняты делом, мы с вами отгадаем загадки.
Задания для болельщиков «Загадки»
Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю... точку
Средний, женский и мужской бывает.
Как его, скажите, называют? Род
Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется... красной строкой
Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда... запятою
Прочитали мы рассказ,
Попросил учитель нас
Проявить старание —
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал... заголовок
Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем... фразеологизмом
Часть речи это непростая,
Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,
Обозначает лишь признак предмета.
Как называется? Что же это? Имя прилагательное
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. Имя существительное
Порядок при счете оно называет.
Часть речи. Но это не существительное.
Количество числами выражает
И называется...имя числительное
Этим словом называется
Тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения,
Это слово — ... обращение
В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется... приставка
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? Подлежащее
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки... гласные
3. «Собери букет»
Мы с вами попали на полянку «Цветов». Командам необходимо собрать букеты из цветов и подарить членам жюри. Но цветы необычные. На каждом написано слово или пара слов. Члены команд по очереди выходят на свои полянки и находят свой цветок, выполнив задание. За каждый цветок с правильным ответом команда получает 1 балл. Дополнительный балл команда получит за скорость.
1кл. Найдите цветок с именем вашего одноклассника (Лилия, Анастасия, Егор, Полина, Иван)
2 кл. Найдите собственные имена существительные (Россия, Волга, Кшень, астра, кошка).
3 кл. Найдите слова с ошибками (асина, варабей, сугроп, хорошо, праздник).
4 кл. Найдите на цветах родственные слова (Москва-москвичи, Русь-русский язык, Курск-курский край, вода-водить, ветер-вихрь).
Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет – потопайте ногами.
- Сначала приходит лето, а затем осень.
- Снег тает весной.
- Утка крякает.
- На реках взламывается лед осенью.
- В алфавите 33 буквы.
- Учебный год в школе начинается летом.
- Все согласные звуки глухие.
- Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.
- Если дорога мокрая, то идет дождь.
4. Конкурс Капитанов
Замените 1 словом следующие фразеологизмы? (по 1 баллу)
1. Рукой подать - близко 2. На ночь глядя - поздно 3. Выходить из себя - сердиться 4. Водить за нос - обманывать 5. Капля в море - мало 6. Куры не клюют - много 7. Ни свет ни заря - рано 8. Надуть губы - обидеться 9. Повесить нос - грустить 10. Яблоку негде упасть – тесно
« Отгадай пословицу»
Капитаны возьмите карточки. Прочитайте рассказ и назовите пословицу.
1. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело – гуляй смело. Делу время – потехе час.)
2. Решала девочка задачу и никак не могла решить. Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше.)
5. «Каллиграфия»
Сейчас мы проверим умение каллиграфически правильно писать буквы.
Члены команды по очереди выходит к столу и пишут заглавную и строчную букву в соединении. Оценивается правильность написания и скорость. Команде выполнившей задание первой добавляется 1 балл.
Нужно написать каллиграфически правильно буквы, указанные на экране:
А, Р, Ц, Я
Участники выходят к столам, на которых лежат листочки и ручки. Нужно написать заглавную и строчную букву в соединении – каллиграфическим почерком.
6. «Телеграмма»
-Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:
-Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка)
-Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик ИА)
-Помни, все исчезнет после 12 ночи. (Фея из сказки «Золушка»)
- Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок)
-Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха – Цокотуха)
-Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)
Вот закончилась игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в ТУРНИРЕ отличился?
Для подведения итогов нашего турнира слово жюри.
Вед: -Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Вы показали, какие вы внимательные, быстрые, какая у вас замечательная память, как вы логически рассуждаете. Вы просто – молодцы!
На этом наше путешествие заканчивается, пора возвращаться домой. Но прежде ответьте на один вопрос: вам понравилось путешествовать? (да)
- Желаю вам дальнейших успехов и побед!
-Всем спасибо!
Игра с болельщиками «Доскажи словечко».
Жеребенок с каждым днем Подрастал и стал ... (конем)
Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, ... (карандаш)
Кругла, рассыпчата, бела На стол с полей пришла. Ты посоли ее немножко, Ведь правда вкусная ... (картошка)
Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть, без хруста, Если я ... (капуста)
Мчусь как пуля я вперед, Лишь поскрипывает лед. Да мелькают огоньки! Кто несет меня? ... (коньки)
По дороге наша Машенька идет, За веревочку козу она ведет А прохожие глядят во все глаза Очень длинная у девочки ... (коса)
В яме спит зимою длинной Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется ... (медведь)
В черном поле заяц белый. Прыгал, прыгал, петли делал. След за ним был тоже бел Кто ж этот заяц ... (мел)
В подполье, в каморке Живет она в норке. Серая малышка Кто же это? ... (мышка)
Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись стал реветь Этот зверь лесной ... (медведь)