Она будет нашим помощником, оценивать ваши ответы. Вам будут раздаваться жетоны. По ним мы будем определять «лучшего знатока русского языка». Задания будут, как групповые, так и индивидуальные. При ответах надо соблюдать правила: 1. Знаешь, подними руки.
2. Отвечай не выкрикивая.
Для начала – разминка.
Разминка
- Составьте слова из названия нашего мероприятия “Турнир грамотеев”,
- Составьте за 2 минуты как можно больше слов (запись на листочках; звучит музыка).
- Кто составил 5 слов? (жетон) - Ребята, а к какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)
- Что такое имя существительное? (Обозначает предмет….) - Итак, наш первый тур проходит в замке имён существительных. (вывешивается таблица под замком)
1 тур. “Собери слова”.
- Какого рода бываю существительные?
- Ребята, вы знаете, что в русском языке имена существительные бывают 3 родов. Предлагаю вам собрать – слова и разместить их в нужный конвертик .
(3 конверта разного цвета. Слова - таблички вырезаны из бумаги) (по 1 жетону)
- Молодцы! (по 1 жетону)
2 тур. “Назови одним словом”.
Храбрый человек – храбрец. Умный человек – умник. Добрый человек – добряк. Болтливый человек – болтун. Богатый человек – богач. Мудрый человек – мудрец. Хвастливый человек – хвастун. Ленивый человек – лентяй. Весёлый человек – весельчак. (по 1 жетону)
3 тур. “Лови мяч”.
- Я кидаю вам мяч в руки, а вы называете мне, кокой частью речи являются эти слова.
- На какие вопросы отвечали слова? (какая, какой, какое) - Какая часть речи отвечает на эти вопросы? (имя прилагательное) - Мы в замке имени прилагательного(вывешивается табличка).
- Мы отправляемся на нашей ракете в следующее царство.
- Отгадайте, кто нам в этом поможет?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Моим помощником будет имя прилагательное.
Имя прилагательное
Сильно любознательное Имя прилагательное. В чём предметов-то секрет? На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая? Сильный, добрая, родная. А оно? Оно смешное, Тёплое и озорное.
Эти признаки важны, Речь обогатить должны.
4 тур. “ Ты – волшебник ”.
- Скажи одним словом – прилагательным
Повязка на рукаве – нарукавная. Календарь на стене – настенный. Переход под землёй – подземный. Камни под водой – подводные. Час перед рассветом – предрассветный. Доска для класса – классная. Занятие в группе – групповое. Вечер в субботу – субботний. Поле для хоккея – хоккейное. Мячи для тенниса – теннисные (по 1 жетону) - Молодцы!
Физминутка.
- Будем с вами мы считать:Первый раз – поднимем руки, чтобы не было нам скуки, Во второй раз – прыгнуть нужно, только дружно, очень дружно, В третий раз – согнёмся вместе, это делать интересно, А в последний раз быстрей хлопай, топай веселей.
5 тур «Загадки»
1)Каждый полдень, там, где юг Всем сиял над полем круг.(Солнце)(вывешивается картинка)
- Какой части речи у нас ещё не хватает? Глагол. Отправляемся в замок, где живёт глагол.
- Наш турнир продолжается в замке глаголов. (вывешивается табличка) - На какие вопросы отвечают глаголы? (что делает? что делают? что делать?)
6 тур: “Кто что делает?”
- Назовите слова, обозначающие действие этого животного (что они умеют делать).
Корова – (мычит) Лошадь – Коза- Свинья-
Кошка – Волк - Змея – Ворона – Кукушка –
Лягушка – Голубь – (воркует) Собака - (по 1 жетону)
7 тур. “Угадай-ка”. ( групповое задание)
- Ребята, в русском языке есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но бывают разными частями речи.
Предлагаю вам найти в предложениях такие пары слов и подчеркнуть их.
Затопили печь, чтобы пироги печь.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
В лесу росли ели. Мы ели суп.
- Какие слова вы подчеркнули?
- Какой частью речи они являются? (существительное и глагол)
10 тур: “Закончи пословицу”.
- Я начинаю, а вы заканчиваете.
а) Труд кормит, а лень….. портит. б) Как аукнется, так и….. откликнется. в) Семь раз отмерь, один раз….. отрежь. г) Нет друга - ищи, а нашёл….. береги. д) Сам погибай, а товарища…. Выручай.
- А вот ещё одна игра «Крылатые выражения».
- Что это такое? (Так говорят иногда люди. Мы их называем «Фразеологические обороты») У вас они есть в учебнике 2 части
- очки втирать - (обманывать)
-обвести вокруг пальца – (обманывать)
- поставить на ноги - (вылечить)
- вешать нос – (огорчаться)
- зарубить на носу – (запомнить)
- тыкать носом – (указывать) (по 1 жетону)
Итог мероприятия
- Итак, мы облетели с вами страну «Морфологию», но она не такая маленькая какую мы увидели с вами. В этой стране живут и другие части речи – служебные. О них мы узнаем в следующий раз.
Игра на внимание.
- Встали все! - Если я называю имя существительное – хлопните 1 раз в ладоши.
Если прилагательное – приседаете.
Если другую часть речи – поворот вокруг себя.
Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, говорит, летает, заяц, зеленая, стол, зубастый, мяч.
- Самыми внимательными были ….. (1 жетон)
- А теперь, подведём итог. Посчитайте ваши жетоны. Кто же победил в нашем турнире? (награждение)
Учите русский годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом.
- Что каждый из вас сегодня понесёт домой, что нового, интересного.