Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Прощай, осень!"»
Урок – праздник в 1 классе «Прощай, осень!»
Цели:
расширять знания об осени, осенних изменениях в живой и неживой природе в форме увлекательного путешествия по станциям;
развивать монологическую речь, активизировать познавательную деятельность детей;
формировать нравственно-ценностное отношение к природе;
включать учащихся в разноплановую творческую деятельность.
Личностные УУД:
Развитие познавательных интересов; формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
Регулятивные УУД:
Готовность к организации своей деятельности; готовность к преодолению трудностей.
Познавательные УУД:
Понимание причинно-следственных связей; самостоятельное создание характера образа (проблема творческого и поискового характера).
Коммуникативные УУД:
Организация ориентировки учащихся для обеспечения успешного выполнения работы; умение сотрудничать.
Оборудование: шары и осенние листья для украшения кабинета,большой плакат с изображением осени, эпитеты на карточках, бумажные вырезанные листья, рисунки детей, название станций + стрелки на плакате (маршрут движения), листья мелкого формата, картинки – месяцы, картинки съедобных и несъедобных грибов, старинные названия месяцев на карточках, 2 корзины.
Ход праздника.
1. Организационный момент.
Ведущий: Ребята, сядьте на свои стульчики так тихо, как падают осенние листочки...
Ведущий:
-Сегодня мы с вами дружно совершим увлекательное путешествие…А вот куда, догадайтесь сами.
Ученик 1 В золотой карете, Что с огнем игривым, Проскакала осень По лесам и нивам. Ученик 2 Добрая волшебница Все переиначила: Ярко-желтым светом Землю разукрасила.
Ученик 3 С неба сонный месяц Чуду удивляется. Все кругом искрится, Все переливается. Ученик 4 Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят… Летят… Летят…
Ведущий: Все времена года щедры. Весна – зелени и силы не жалеет, лето – солнышка яркого, зима белого снежка. А осень, наверное, самая богатая: на яркие краски, щедрый урожай. На этом уроке, ребята, мы совершим путешествие в красивое время года – осень! Вспомним всё, что мы о ней знаем. А в конце праздника скажем ей прощальные слова… Ведущий:
- Художница – осень разводит кистью чудесные краски. Обмакнет свою кисть в золотую краску – и заиграют березки и клены; брызнет багрянцем – станут алыми макушки осин и рябин. Могучие дубы осень одела в нежно-коричневые одежды. Присядет наша художница на пенек и задумается, шелестя листьями, все ли раскрасила в своем тереме расписном?
А где же она сама - художница?
Звучит осенняя мелодия. Доска открывается, на доске изображение осени. Ведущий: Ребята, внимательнорассмотрите хозяюшку – осень…
Ведущий: Какая она осень? На кого похожа? (ответы детей)
2. Работа с эпитетами
Слова напечатаны на карточках.
Ведущий: В народе очень часто про осень говорят так…Прочитайте громко вслух по одному слову.
Грибная, неожиданная, богатая, золотая, ненастная, очаровательная.. Когда так говорят?
А какая сейчас осень на дворе стоит?
Подвести детей к понятиям «поздняя», «холодная».
3. Работа с презентацией
Ведущий: ребята, давайте вспомним, по каким признакам мы узнаём, что наступила осень? (ответы детей)
Ведущий: А теперь, давайте поиграем и ещё раз вспомним признаки осени!
4. Физкультминутка.
Игра «Да или нет» Если ответ «да», то дети хором отвечают и хлопают в ладоши. Если ответ «нет», то хором отвечают и топают ногами.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать –
Куртки, шапки надевать?
5. Исполнение песни .
Ведущий: а чтобы у нас с вами было праздничное настроение, давайте исполним песнюпро это замечательное время года.
Песня «Осень, осень снова к нам пришла»
1. Осень, осень, осень снова к нам пришла. Осень, осень, осень — чудная пора. В золотом наряде парки и сады. Осень, осень ждали с нетерпеньем мы.
Припев:Парам-пам-пам, парам-пам-пам.
2. А в лесу чудесно — просто красота! И тропинка тянется прямо вдоль пруда. На ветвях калины ягоды висят, За пенёчком прячутся шляпки у опят.
Припев:
3.Белка на поляне шишечки грызёт, Ёжик босоногий по лесу идёт. На спине у ёжика яблоки, грибы. Ёжик, правда любишь осени дары?
Да, да, люблю! Да, да, люблю!
Припев:
Ведущий:
Как, Осень, была ты красива! Запомнился нам листопад, Осенние гроздья рябины Огнем ярко-красным горят.
Прощаемся, Осень, с тобою. Совсем уже рядом зима Спасибо тебе за подарки, За все, что ты, Осень, дала.
Ведущий: О каких подарках осени идёт речь?(ответы детей)
Чтобы поближе познакомиться с Дарами Осени и вспомнить всё об Осени –отправляемся в увлекательное путешествие….
6. Знакомство с маршрутом движения.
На доске висит плакат – маршрут движения.
Ведущий: В этом путешествии мы будем двигаться по станциям. И чтобы не заблудиться, нам будет помогать карта- помощница.
Ведущий: А чтобы было похоже на то, что мы с вами идём, перед каждой станцией мы будем вставать со стульчиков и, шагая, будем говорить такие слова:
Дружно, вместе мы пойдём и до станции дойдём…
Встали со стульчиков и проговорим эти слова…
Дети произносят данные слова.
7. Путешествие по станциям.
1 СТАНЦИЯ « Родные братья»
Ведущий : отгадайте, ребята, ребус, глядя на карту.
Здесь живут родные осенние братья:
СОН
Кто они? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Молодцы! Верно!
Сейчас осенние месяцы загадают ЗАГАДКИ и расскажут о себе….
Подготовленные ученики загадывают загадки. В руках картинки с изображением месяцев.
1 ученик:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришёл?
Дети: Сентябрь.
Надевается ученику ободок с названием месяца
2 ученик:
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Дети: Октябрь.
Надевается ученику ободок с названием месяца
3 ученик:
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
Льдом покрыты воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи?
Дети: Ноябрь
Надевается ученику ободок с названием месяца.
Ведущий : вот теперь мы их никогда не перепутаем. Верно, ребята?
На доске карточки со старинными названиями осенних месяцев.
Игра « Подберите каждому месяцу другое название » .
Сентябрь – ревун, октябрь – грязник, ноябрь – листогной.
Учитель показывает крупных размеров вырезанные листья.
Конкурс 1 «Назови лист»
Ведущий: с какого дерева упал листочек? (ответы детей)
Лист осины, рябины, берёзы, клёна, дуба и вяза.
Первые половинки мелких листьев разбросаны на полу, а вторые - в руках у детей.
Конкурс 2 «Найди пару»
Ведущий: Найди 2 одинаковую половинку своему листу…
(Дети выполняют задание учителя)
Ведущий: повторяем наши попутные слова…
Дружно, вместе мы пойдём и до станции дойдём…
Ведущий: Догадайтесь, о названии 3 станции. Что это за предмет? Где можно встретиться с ним?(ответы детей)
Правильно, это пугало, которое стоит в огороде.
Что выращивает человек в огороде?(ответы детей)
3 СТАНЦИЯ « Овощная»
Ведущий: какие овощи растут в огороде?( ответы детей)
Игра «Что растет в огороде?».
Я буду задавать вопросы, а вы — отвечать «да» или «нет».
— Растет капуста в огороде?
- Да!
— Краснеет помидор всегда?
-Да!
— А лук на грядке зеленеет?
-Да!
— Картошка в огороде зреет?
- Да!
— И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?
- Нет!
— Есть в огороде перец сладкий?
- Да!
— И кабачок растет на грядке?
- Да!
— Морковка выстроилась в ряд?
- Да!
— Растет на грядках шоколад?
- Нет!
— Растут укроп, фасоль, горох?
- Да!
— Растет большой и злой бульдог?
- Нет!
Ведущий: Молодцы, ребята! Знаете, что растет в огороде.
Ведущий: А сейчас посмотрим СЦЕНКУ ПРО ОВОЩИ.
Выходят дети в костюмах.
Сценка про овощи
Хозяин : В огороде дружно
Землю мы копали.
Хозяйка: Каждый день мы летом
Грядки поливали.
Хозяин: Вот собрали всё в корзину
И скорей домой несем.
Хозяйка: Вдруг овощи затеяли
Серьезный разговор.
Лук:
Вы послушайте, друзья,
Всех главней, конечно, я!
Защитит людей от гриппа
Сохранит вас от недуг
И поможет при ангине
Добрый ваш приятель – лук!
Морковка (кокетливо):
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку-
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
Всем расти я помогаю
Людям зренье улучшаю!
Свекла:
А я свеколка - просто диво,
Так румяна и красива!
Если будешь мной питаться
Кровь вся будет очищаться!
Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит…
Я могу вас угостить!
Капуста:
Капуста лучше всех на свете
Главный овощ я в диете.
Витамин полезный це
Прячется в моем листе.
Картошка:
Я и в супе, и в салате,
В пирогах я и в оладьях.
Ты меня попробуй, крошка,
Я – всем нужная картошка!
Тихо Тыква прошептала: - Каждый хочет меня съесть. Я на грядке созревала - Для меня большая честь! Я душиста, ароматна - На воде и с молоком. Это детям всем понятно - Каши вкус давно знаком.
И расправив зонт зелёный, Стал Укроп хвалить себя: - Я, конечно, очень скромный - Нет заправки, без меня!
Кабачок сказал буквально: Я ведь тоже молодец, Вкусный я в икре, реально, И похож на огурец!
Учитель:
Спор давно кончать пора!
Нам запомнить нужно:
Не коснется нас беда,
Если с нами дружба.
А чтоб здоровым и сильным быть,
Нужно овощи любить.
Все без исключения,
В этом нет сомнения!!!
Ведущий : произносим наши слова, ребята.
Дружно, вместе мы пойдём и до станции дойдём….
4 СТАНЦИЯ «ГРИБНАЯ»
Ведущий: отгадайте загадку и узнаете название следующей станции.
Загадка.
И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят! Что же это? (Гриб)
Ведущий: Грибная!!!
- О каких грибах вы слышали? (ответы детей)
- Какие грибы собирали сами? ( ответы детей)
Ведущий: давайте послушаем стихотворения о грибах.
Подготовленные ученики рассказывают. В руках картинки с изображением грибов.
Лисички
Золотистые лисички - Любопытные сестрички. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.
Масленок
Сел мышонок на масленок, А масленок - липкий гриб, Вот мышонок и прилип. Ай-ай-ай, ай-ай-ай! Мама, мама, вырyчай!
Мухомор
Гнуть над ним не стоит спину, Не украсит он корзину... Знают люди с давних пор: Несъедобен мухомор!
Поганка
На полянке спозаранку Повстречала я поганку -Почему ты бледная? -Потому что вредная.
Подберезовик
Подберезовик, Подберезовик, Ловко спрятался Под березою. Да не прячься ты Так старательно – Я найду тебя Обязательно.
Подосиновик
Под осинкой у ворот Подосиновик растёт. И горит, горит огнём Шапка красная на нём!
Опёнок
На пенёк грибочек влез —
Маленький опёнок,
А на землю снова слезть —
Нет ещё силёнок.
Но пройдёт и день и два —
Вырастет грибочек
И завидев грибника —
Прыгнет в кузовочек…
Я — белый гриб! Я — царь грибов!
Бесценный дар грибных лесов!
Росту в дубраве и в бору,
Прославлен широко в миру.
И если ты меня найдёшь,
Узнаешь сам, как я хорош!
Шампиньон У него везде грибницы — На лугу, в лесу, в теплице. Розоват со всех сторон Гриб полезный шампиньон.
Показ рисунков грибов – двойников.
Ведущий: Ребята, оказываются в природе существуют грибы – двойники..
На какие съедобные грибы походят эти грибы? (ответы детей)
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что данные грибы – ложные грибы. Они походят на съедобные, но у них есть существенные отличия: ложные лисички намного ярче по окраске, ложные маслята имеют не коричневый цвет шляпки, у ложных опят есть юбочки, а у ложных шампиньонов имеются жёлтые желчные пятна…
На полу находятся 2 корзинки и картинки со съедобными и несъедобными грибами.
КОНКУРС «Съедобное – несъедобное»
Ведущий : соберите съедобные грибы в 1 корзинку, а несъедобные положите около 2 корзинки.
-Почему мы не возьмём с собой грибы, лежащие около 2 корзинки? (ответы детей)
Ведущий: Ребята, произносим слова, которые помогают нам в пути …
Дружно, вместе мы пойдём и до станции дойдём….
Ведущий. Догадайтесь, о названии следующей станции.
В каких случаях человек произносит такие слова: «УРА!»?
Верно, во время какого – либо праздника..
5 СТАНЦИЯ « УРА!»
Ведущий : какие осенние праздники вы знаете?( ответы детей)
- Какой осенний праздник очень близок? (ответы детей)
-Что значит для вас мама?(ответы детей)
Конкурс стихов о маме .
Читают подготовленные ученики.
Ведущий: Ребята, как вы любите своих мам. Так держать!
8 . Вручение грамот за участие в районном конкурсе рисунков.
Ведущий: в сентябре месяце вы нарисовали интересные рисунки об осени. Работы некоторых ребят попали на страницы газеты « Восход». Молодцы, ребята! Пришло время подвести итоги конкурса.
Вручение грамот.
ВЕДУЩИЙ : итак, ребята, наш праздник подходит к завершению. Мы очень рады были приходу очаровательной Осени. Но наступило время сказать прощальные слова : «Прощай, осень!!!»