развивать и корректировать слуховое, зрительное, вкусовое, обонятельное и осязательное восприятие, моторику;
коррекция и развитие внимания, мышления, речи детей;
развитие творческих способностей.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, 2 презентации, музыкальное приложение; продукты: варенья; образцы запахов «Ромашка», «Пихта», картинки, светильники, ножницы, клей, маркеры, картон с шаблонами, подложки.
Предварительная работа: выставка рисунков «Полёт человека в космос», выставка работ по ручному труду «В космосе».
Ход занятия.
Эмоциональный настрой.
Звучит космическая музыка. Дети садятся командами. Гаснет свет. На экране «Космический пейзаж». На столах подставки с космической темой и светильник «Звёздочка».
- Добрый день! Мы рады видеть вас! Слайд 1
- Здравствуйте, ребята!
- Ребята нам предстоит путешествие. Куда оно будет? Слайд 2
А почему мы сегодня вспомнили о космосе? Какая дата будет завтра?
Мы с 3 классом готовились к этому дню и подготовили 2 выставки:
одна - рисунков «Полёт человека в космос» и вторая – «В космосе».
2. Постановка цели и задач.
- Сегодня мы расширим свои представления о космосе, о его объектах, поговорим о первом полёте человека в космос и, что этому предшествовало. Будем учиться сотрудничать в команде. Путешествовать будем командами, но, как они будут называться, узнаем чуть позже.
Введение в тему.
- С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, что там выше облаков?Слайд 3
- Люди думали о том, как бы подняться выше звёзд
и узнать, что там наверху …. Слайд 4
4. Работа по теме урока.
Слайды 5-8
5 - Тысячи лет Люди пытались летать, подражая птицам. Существует миф о том как Мастер Дедал сделал для себя и сына крылья, скреплённые воском и попросил: «Не поднимайся слишком высоко; солнце растопит воск. Не лети слишком низко; морская вода попадёт на перья и они намокнут». Но во время перелёта Икар настолько увлекся полётом, что забыл наставление отца и поднялся очень высоко, приблизившись слишком близко к Солнцу.
6 - Лучи Солнца растопили воск, Икар упал и утонул в море. На самом деле люди не умеют так быстро махать руками-крыльями как птицы, поэтому и не могут летать. А что же такое миф?
Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах, героях.
7 - Затем люди придумали летать в корзинах, которые поднимали огромные шары, наполненные нагретым воздухом, но при этом двигались только в том направлении, куда дул ветер.
Позже немец Отто Лилиенталь подвязал себя к построенному им планеру и побежал вниз по склону холма. Воздух подхватил его, оторвал от земли, и он плавно спустился вниз. Так появился летательный аппарат дельтаплан.
Ещё позже появился дирижабль. Он был управляем, легче воздуха. Перемещался с помощью двигателя и мог перемещать достаточно тяжёлые грузы.
8 - Эти изобретения мало удовлетворяли потребности людей и поэтому наш соотечественник выдающийся изобретатель А.Ф Можайский создал летательный аппарат, который в последствии назвали самолёт.
Современные самолёты конечно внешне отличаются от первого самолёта и скорость у них намного выше.
У вертолёта на крыше установлен воздушный винт, который поднимает его прямо вверх, так что он может подниматься с любой площадки. Найдены рисунки схемы вертолёта.
- Прошло много-много времени пока люди научились строить ракеты. Нужны были знания. Нужно было изобрести ракету, построить её и, наконец, поднять, в космос! Благодаря нашим талантливым учёным-изобретателям, конструкторам, инженерам. Слайд 9
Константин Циолковский - русский учёный - самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос в начале 20 века.
Серге́й Королёв - учёный, конструктор, главный организатор и основоположник космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
И первыми полетели в них не люди, а животные: сначала крысы.Слайд 10
А потом собаки. Их звали Белка и Стрелка. Слайд 11
12 апреля 1961 года самый смелый из людей, космонавт Юрий Гагарин, впервые в мире полетел в Космос. Слайд 12
С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики — праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос.
Много лет назад именно в этот день космонавт Юрий Гагарин полетел
«В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог» Слайд 13
Именно на этом космическом корабле-спутнике, под названием «Восток», и летал Юрий Гагарин.Слайд 14
Чтобы освободить космонавтов от лишней работы, кораблем иногда управляют по радио с Земли из Центра управления полетами. Слайд 15
Ребята, что нужно для того чтобы отправится в космос? (ракета)
Давайте сконструируем свою собственную ракету.
Работать мы будем в командах. Вам даны заготовки.
- Это какая фигура? (Квадрат)
- А если мы перевернём его, то увидим, что квадрат разбит ещё на несколько фигур, какие? (прямоугольник, квадрат, 3 треугольника)
- Вам нужно разрезать по линиям фигуры и на листе чёрной бумаги собрать ракету. Почему берём чёрную?
Пользоваться мы будем ножницами и клеем. Вспомним правила работы с ножницами.
Повторение правил по Т/БКлей, ножницы, подложки
- А у доски будут работать представители от 1 и 2 классов.
Преступаем к работе. (дети работают в командах и у доски)
Давайте посмотрим что у нас получилось.
Можно отправляться в полёт.
- Как называется человек полетевший в космос? (космонавт)
- Как вы думаете, каждый человек может отправиться в космос? (нет)
18 - «Какими качествами должен обладать космонавт»? (варианты детей)
В следующем задании мы с вами узнаем, какими качествами должен обладать космонавт, а для этого нужно собрать пазлы.
(Дети собирают и озвучивают получившиеся слова)
- Солнце – это звезда, дающая нам жизнь. Оно светит и освещает планеты. Слайд 19
- Планета Меркурий является ближайшей планетой к Солнцу и самой горячей.
- Его можно увидеть перед восходом Солнца или сразу после захода солнца. Слайд 20
- Мы живем на Земле и называемся… (Земляне) Интересно, если бы мы жили на Меркурии, как бы нас называли?
Работа по группам. Слайды 21-22
- Необходимо высадить на поверхность Меркурия только зелёных человечков. Там живут зелёненькие инопланетяне. Можно наклеить инопланетные корабли - они могут быть любые, не только зелёные. Все не надо. А вот человечки только зелёные, их надо выбрать всех. Работаем командой.
Проверка команд. Слайд 23-27
23 - Внимание…Бортовой компьютер сообщил, что на нашем пути появилась планета, поверхность которой постоянно скрыта от нас облаками. Это Венера, её считают сестрой Земли.
Венера имеет вулканы, горы и песок, как и Земля. Однако, если они и близнецы, то Венера является злым близнецом.
Там нет мест, где вы бы смогли спрятаться от изнуряющей жары. Атмосфера, главным образом состоит из углекислого газа, что делает Венеру опасным местом. Поэтому не будем здесь останавливаться и поскорее летим дальше.
24 - Следуя по заданному курсу, мы приближаемся к планете Марс. Эту планету назвали в честь греческого бога войны Марса. Ее размер в 2 раза меньше земли, но все - таки больше Венеры. Марс еще называют красной планетой, из- за того, что от ее поверхности отражается красный цвет. Но Марс считают будущей космической базой и новым домом для людей. На нем есть небольшая атмосфера, следы воды, а это может значить, что когда-то давно там возможно были реки и жизнь.
25 - Тех, кто, возможно, живет на Марсе, мы назовём …… марсиане
26 - Вот сейчас они нуждаются в нашей помощи: нужно помочь «марсианам» найти свои космические корабли, чтобы они отправились на свои планеты. Игра «Рассади марсиан по космическим кораблям»
27 Подведение итогов.
- Почему вы именно так рассадили марсиан
ФизминуткаРолик Слайд 2
Слайды 28-30
28 - Мы немного отдохнули, а теперь отправляемся дальше.
Следующая планета Юпитер - самая большая планета солнечной системы. Юпитер называют газовым гигантом, потому что практически вся планета состоит из газа. Ребята на Юпитере нам высадиться нельзя, там такое большое притяжение, что человек превратится в лепешку. Поэтому следуем дальше
29 - Наверное, все видели на картинках эту удивительную планету с кольцами. Это тоже очень большая планета Сатурн.
- Кольца, которые есть у Сатурна состоят из миллиардов маленьких обломков астероидов, Так же как и Юпитер состоит из газа и сила притяжения хоть и меньше у него, но все равно смертельна для человека. В телескоп с земли можно увидеть юпитер в ясные ночи в телескоп.
30 - А что же такое астероиды? Астероиды — небольшие тела неправильной формы, облетающие Солнце по разным орбитам. Астероиды не имеют атмосферы. Значит жить на них нельзя.
Работа в парах и группах Слайд 31 - 2
- «Найди отличия» на картинках, где изображены инопланетяне и их инопланетные корабли. Нумеруйте отличия.
Проверка. – Сколько отличий нашли команды?
Слайды 32-33
32 - Летим дальше. Что это за планета показалась вдалеке. Эта планета Уран, онанаходится очень далеко от солнца. Поэтому считается, что Уран состоит из горных пород и льда. Ученые также полагают, что на поверхности Урана может быть огромный океан. Известно, что это очень далекая и холодная планета. До нее лететь не один десяток лет. Поэтому не будем тратить время и полетим дальше.
33 - Удивительная планета Нептун.
- Эта планета названа в честь древнегреческого бога морей и океанов Нептуна. Нептун отличается от остальных планет тем, что крутится сверху вниз. В общем, на примере если все планеты крутятся как юла, то Нептун как колесо, катящееся по дороге. На Нептуне практически всегда очень холодно. А именно около –273 градуса. При такой температуре замерзает все что угодно
Слайд 34
- Ребята, я сейчас посмотрела в иллюминатор и увидела рядом с нашими кораблями вот эти предметы. Откуда они пожаловали к нам? /Из сказок
- Нет, ли здесь лишнего предмета? Давайте искать.
- Чтобы в целости и сохранности они смогли вернуться в свою сказку, надо назвать эту сказку и её героя.
Ковёр-самолёт встречается в сказках «Старик Хоттабыч и Волька» /Лазарь Лагин.
«Алладин и волшебная лампа» /Арабская сказка
«Ковёр-самолёт» /Русская народная Василиса Прекрасная, Иван –царевич
Ядро - Кто на нём летал? / «Приключения Барона Мюнхгаузена» /Рудольф Распе - немецкий писатель
Стрела - Кто её пустил? / Иван – царевич «Царевна – лягушка» русская народная.
Лепесток – Кто его бросал? /Девочка Женя из сказки « Цветик -семицветик» В.Катаев
Ступа с помелом - Кто летал? / «Василиса Прекрасная» , «Баба Яга» «Гуси-лебеди» -русские народные
Красная Шапочка /Шарль Перро «Красная Шапочка»
- Так какой предмет здесь лишний? Почему?Слайд 34 - щёлк
- Остальные что делают? Отправим их в свои сказки.
Слайд 35
35 - И ещё одна, самая маленькая планета Плутон. Настолько маленькая, что недавно ее перестали считать планетой, и стали называть карликовой планетой. На этой планете нет ни атмосферы, ни тепла, нет ничего. Плутон был единственной планетой, название которой придумала11-летняя Венеция Берни, английская девочка.
Слайд 36
-А если посмотреть на ночное небо с Земли, можно увидеть множество красивых звезд. Некоторые из них очень большие. Существуют звезды, размеры которых превышают размеры Солнца более, чем в 200 раз. Ученые считают и изучают звезды.
- Кто на слайде? /Звездочёт – астроном Слайд 37
- Сейчас современные астрономы изучают звёзды, планеты с помощью мощных телескопов. Можно узнать, как выглядят звёзды, которые находятся от нас на 1.000.000км. Слайд 37- щёлк
Слайд 38
38 - Ребята, мы с вами облетели планеты солнечной системы, и что бы продолжить путь, Я думаю, что нам пора подкрепиться.
- А вы слышали о космической еде?
- О той еде, которую едят настоящие космонавты? В космическом корабле продукты питания хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. (Почему?)
(В космосе невесомость, при которой все предметы летают.)
- Хотите попробовать космическую еду?
Задание. Мы раздаём вам на каждую команду тубу с едой. Вы должны попробовать и определить, что внутри тюбика.
Слайд 39
- А пока мы летим, давайте вспомним планеты, которые мы узнали:
«Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон». (А. Хайт)
Слайды 40-41
звуки - Мы летим к планете, о которой ещё сегодня не говорили, а как она называется вы узнаете, послушав звуки, которые встречаются на этой планете. Отгадайте их. Для этого закройте глаза, Что вы слышите.???
- Где встречаются эти звуки?
- На какой планете?
40 - Эти звуки можно услышать на планете Земля. Планета, на которой мы с вами живём.
41 - Посмотрите как она выглядит из космоса.
Ролик Слайд 3 - звуки
Коробочки раздать с запахом пихты
- Узнайте запах. Слайд 42
Раздаю пакетики с запахом ромашки.
- Узнайте запах. Слайд 43
- На какой планете можно почувствовать эти запахи?
Слайды 44-45
44 - Наша планета эта наш общий дом. Это то место, где мы с вами живём, растём.
45 - Наша планета земля удивительна и неповторима. Красота нашего мира просто очаровывает, нельзя не восхищаться ее. Бескрайние луга, густые зелёные луга, хрустальные родники с прозрачной, студёной водою. Жаркие пустыни, безмолвные холодные льды. Бесчисленное многообразие животного мира.
- Яркое голубое небо над головою, так и хочется вспарить вверх, подняться высоко над землею, чтобы насладиться красотой нашего мира!
- Скажите, надо ли защищать нашу Землю? Как? Слайд 46
- На нашей планете живёт много народов, это не только русские, но и китайцы, японцы, негры, арабы…/ И для нас всех Земля-дом, а его надо защищать, ухаживать за ним, содержать в чистоте. Не сорить, не загрязнять воздух заводами, машинами, химикатами. Не взрывать Землю, не разрушать ею созданное. Беречь недра Земли, разумно ими пользоваться. Можно за несколько десятилетий выкачать нефть, газ. А что же тогда достанется следующим поколениям? Беречь атмосферу, сажать больше насаждений, чтобы больше было кислорода. Не засорять реки, моря. Мы нужны нашей планете. Она нуждается в нас! Слайд 47
Рефлексия
48 - Чему было посвящено наше занятие? (Дню космонавтики)
- На сегодняшнем занятии вы узнали что то новое?
- Что особенно запомнилось?
- Кто первым полетел в космос? (Юрий Гагарин)
- Кто он был по национальности? (Русский)
- Запомните ребята, русский парень Юрий Гагарин первый из людей 12 апреля полетел в космос.
Слайд 48
- Какому празднику посвящено наше сегодняшнее занятие? Когда он будет?
Подарки каждой команде: светильники-звёздочки.
Награждение «Благодарностями» за активное участие в месяце начальных классов «В мире добра»».
Окончание. Дети поют песню «Заправлены в планшеты» Слайд 4