4)воспитывать уважительное отношение подрастающего поколения к символам и своего государства.
-Образовательные:
1)дать определение понятий партизанский отряд, партизаны, Георгиевская ленточка;
2)расширять представления о партизанском движении в годы войны;
3)формировать умение работать в группе.
-Развивающие:
1)развитие интереса к истории своей страны, семьи.
Оборудование:
-для учителя:
Компьютер
Интерактивная доска
Презентация
Музыкальное сопровождение
Изображение Георгиевской ленты
Кроссворд с ответами
Медали героев ВОВ
Изображение алфавита и зашифрованные послания
Письмо девочки
Маркеры
Ордена
-для детей:
Кроссворд
Образец зашифрованного алфавита
Послания
Листы формата А4
Планируемые результаты:
Стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для формирования именно такой личности мы должны формировать определенные универсальные учебные действия. Согласно ФГОС НОО выделяется 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Данное мероприятие формирует следующие УУД:
-личностные:
формировать мотивы, реализующие потребность в изучении истории своей страны, Родины;
развивать доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим;
формировать готовность к сотрудничеству;
воспитывать патриотические чувства.
-регулятивные:
формировать готовность к организации своей деятельности;
формировать способность принимать цели занятия;
формировать умение адекватно принимать оценку результатов своей деятельности;
формировать готовность преодолевать трудности.
-познавательные:
формировать мотивы познавательной деятельности;
учить использовать знаково-символическое моделирование.
-коммуникативные:
формировать умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
формировать умение вступать в диалог, договариваться, находить общее решение;
формировать уважение к другой точке зрения;
формировать умение аргументировать свою позицию.
Ход занятия.
1.Орг.момент:
-Ребята, какой праздник будет отмечать наша страна 9 мая? (День Победы)
-Верно, 9 мая вся страна отмечает великий праздник – День Победы, 77-ую годовщину победу советского народ в Великой Отечественной Войне.
-Сегодня наше занятие посвящено именно этой знаменательной дате.
-Ребята, как вы думаете, стоит ли нам говорить об этом? Почему? (Да, потому что это наша история, мы хотим больше знать о тех временах).
ПЕСНЯ «О той весне…»
Мы хотели бы провести викторину/конкурс на знание ВОВ.
Давайте разделимся на 3 команды. Каждая команда выберет себе капитана и придумает название команды, связанное с темой войны.
Названия: Лётчики,Снайперы, Тануисты.
2.Работа над темой:
(включается песня «Священная война»)
1 Летней ночью, на рассвете, Гитлер дал войскам приказ И послал солдат немецких Против всех людей советских- Это значит – против нас.
2 Он хотел людей свободных Превратить в рабов голодных, Навсегда лишить всего. А упорных и восставших, На колени не упавших, Истребить до одного!
3 «Нет»- сказали мы фашистам,- Не потерпит наш народ, Чтобы русский хлеб душистый Назывался словом «брот».
4 И от моря и до моря Встали русские полки. Встали, с русскими едины, Белорусы, латыши, И армяне, и грузины, Молдаване, чуваши.
5 Все советские народы Против общего врага, Все, кому мила свобода И Россия дорога!
-Ребята, 77 лет как окончилась война, война, которая унесла более 20 миллионов жизней, которая превратила город и поселки в руины, вывела из строя заводы, фабрики. Много горя и страха принесла война, но, несмотря на голод, холод и разруху, наш народ победил.
Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе – он победил фашизм.
День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем, кто остался жив.
9 мая отмечают во всем мире в знак признательности нашему великому народу за великий подвиг. Наш народ очень трепетно относится к этому празднику и переедает его из поколения в поколение.
Время бежит быстро и сегодня с нами уже мало тех, кто завоевывал Победу на фронте и в тылу.
-Ребята, у кого-нибудь из вас есть в семье свидетели и участники войны?
-Это очень хорошо и похвально, что вы знаете об этом.
Разминка. Раунд 1 КРОССВОРД
-Сейчас мы вам раздадим кроссворды. Ваша задача разгадать его как можно быстрее. За каждое правильно угаданное слово-1 балл
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно.
Кумачовые звезды
На полотках знамен унося.
-Как вы думаете, кто вставал на защиту Родины? (Мужчины, парни)
-Правильно, но защищали Родину не только взрослые, но и дети. Так как из-за возраста их не брали на войну, они создавали партизанские отряды. Как вы думаете, что такое партизанский отряд? (Это отряды, в которые входили люди, не входившие в армию, но желавшие сражаться)
-Правильно, партизанские отряды – это группы людей, которые жили, в основном, в лесу и не входили в армию, сражались добровольно.
-Мы хотим рассказать о некоторых из них. Эти маленькие герои не пожалели жизни ради победы.
Каждой команде раздаётся лист с подвигом пионера-героя.
Раунд 2 Пионер-герой.
Марат Казей После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд им. 25-летия Октября. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Володя Дубинин Когда грянула ВОВ, Володе было всего 14 лет. Вместе со взрослыми он ушел в Старокарантинские каменоломни. Володя был связным и разведчиком в этой подземной крепости, около двух месяцев отчаянно сопротивлявшейся гитлеровским захватчикам. Оккупанты вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. При разминировании подходов к каменоломням от взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.
Зина Портнова После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года член Обольской подпольной организации «Юные мстители» Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
-Марат, Володя и Зина – не единственные дети, пожертвовавшие собой ради победы. Их были тысячи.
Раунд 2
-Ребята, а вы хотели бы побыть партизанами? Известно, что они использовали шифровки для передачи важной информации. Сейчас мы вам дадим зашифрованное послание и вы расшифруете его с помощью тайного алфавита. Алфавит мы вам раздали. Пример мы вам покажем на доске. Вы можете получить 5 баллов. Но учитывается не только быстрота, но и правильность.
Жизни не пощадим, а врага победим.
Раунд 3
-Ребята, на войне было место не только слезам и горю, но и радости, и любви. Люди выражали свои чувства в песнях.
Сейчас мы предлагаем вам мелодию, а вы должны отгадать какая эта песня. Если вы не знаете название, то можно напеть строки из песни. За каждую угаданную песню вы получаете один балл.Если команда не угадала, право ответить переходит другой команде.
(Детям по очереди включаются мелодии песен «День Победы», «Три танкиста», «Маруся», «Катюша», «Идет солдат по городу», «Смуглянка», «Синий платочек», «Журавли»)
-Ребята, свидетелями войны являются не только люди, но и письма, фотографии, памятники. Сейчас мы хотим вам рассказать историю маленькой шестилетней девочки Ады. Он написала письмо в газету «Омская правда», в которое вложила все свои сбережения.
(Просьба почитать кого-нибудь из детей)
« Я , Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой»
-Письмо было опубликовано в газете, и в редакцию посыпались конверты, написанные неровным детским почерком. Деньги поступали ежедневно - рубли, даже мелочь, что была в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с мечтой о желанной игрушке. На детские деньги был выпущен лёгкий танк Т-60.
Осенью 1943 войска освободили город Ады и она вернулась домой. Отец девочки погиб в бою. Не суждено было сбыться мечте Ады о том, чтобы воевал на МАЛЮТКЕ. В хронике Сталинградской битвы есть кадры, запечатлевшие сдачу в плен генерала-фельдмаршала Паулюса. Среди растянувшихся танковых колонн, стоит легкий Т-60 с надписью МАЛЮТКА.
-Ребята, как вы думаете, Ада и другие дети поступили правильно? (да, правильно). Почему? (Потому что на эти деньги был выпущен танк, который потом помог захватить немцев). Вы чувствуете гордость за своих маленьких соотечественников?
1. Наверное, сотню лет, подряд еще бы жить и жить хотел он, Но друга прикрывая телом упал под пулями солдат.
2.Это было в мае на рассвете, Нарастал у стен рейхстага бой. Девочку немецкую заметил Наш солдат на пыльной мостовой. У столба, дрожа, она стояла, В голубых глазах застыл испуг, А куски свистящего металла Смерть и муку сеяли вокруг.
3.Тут он вспомнил, как, прощаясь летом, Он свою дочурку целовал, Может быть, отец девчонки этой Дочь его родную расстрелял… Но сейчас, в Берлине, под обстрелом, Полз боец, телом заслоняя, Девочку в коротком платье белом Осторожно вынес из огня.
Учитель читает рассказ Л.Кассиля «Памятник Советскому солдату!».
Памятник советскому солдату.
Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются. И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли... Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка... «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!..» Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы. Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.
РАУНД 4
(В течение всего занятия на доске висит изображение Георгиевской ленточки)
-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что это такое? (Ленточка) Какая? (Георгиевская). Кто из вас знает, что она обозначает? (Символ памяти и дань уважения победителям). А что обозначают цвета ленты? (чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя.)
-Вы видите, что над ней написаны слова «Спасибо за…». За что бы вы хотели сказать спасибо ветеранам? Сейчас мы вам предлагаем выйти и написать слова благодарности.
-Ваша задача за 1 минуту как можно больше записать слов благодарностей ветерану. За каждое слов -1 балл.
1 Солнце Родины любимой Озаряет все вокруг, И взлетает белокрылый Голубь мира с наших рук.
2Ты лети, лети по свету, Голубь наш, из края в край! Слово мира и привета Всем народам передай!
3Расскажи ты, голубь, людям О родном, российском крае… И как Родину мы любим, Год за годом подрастая!
4Мир герои отстояли, Помнить мы их поклялись. Пролетая в синей дали, К обелискам опустись!
5Чтобы взрывы не закрыли Небо черной пеленой, Голубок наш белокрылый, Облети весь шар земной!
РАУНД 5
- Изготовление голубя мира.
Подведение итогов
Еще тогда нас не было на свете, Когда гремел салют И с края в край. Солдаты, подарили вы Планете великий май! Победный май!
Благодарим солдаты Вас За жизнь, за детство и весну, За тишину, за мирный дом, За мир, в котором мы живем!