kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция "Поклонимся великим тем годам."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка написана для проведения литературно-музыкальной композиции «Поклонимся великим тем годам…» Методическая разработка представляет собой подробный сценарий открытого внеклассного мероприятия, посвященного великому празднику – Дню Победы, истории развития кадетского движения во времена Великой Отечественной войны. 
Является одним из средств создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств кадет через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция Поклонимся великим тем годам...»

Поклонимся великим тем годам…

Пояснительная записка

Методическая разработка написана для проведения литературно-музыкальной композиции «Поклонимся великим тем годам…» Методическая разработка представляет собой подробный сценарий открытого внеклассного мероприятия, посвященного великому празднику – Дню Победы, истории развития кадетского движения во времена Великой Отечественной войны. 
Является одним из средств создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств кадет через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

Основной целью работы является формирование ценностных отношений к Родине, её историческому прошлому.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- способствовать гражданско-патриотическому воспитанию, формированию исторического сознания;

-создать объективную основу для воспитания любви к родному краю;

-способствовать личностному развитию, определяющемуся развитием индивидуальных, эмоциональных и ценностных ориентиров.

Форма реализации: литературно-музыкальная композиция.

Возрастные группы обучающихся: 7-9 кадетские классы

Ожидаемые результаты:

- формирование духовно-нравственных качеств личности кадета;

- формирование социально-активной позиции обучающихся кадетских классов;

- усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения обучающихся во внеурочной деятельности;

- развитие патриотических чувств, ответственности у кадет.

Оборудование:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи музыкальных произведений, посвященных Великой Отечественной войне.


Звучит голос Ю.Левитана «Объявление о начале войны». Проигрываются две музыкальные строки песни А.Александрова «Священная война». Из глубины сцены выходят двое ведущих, солисты.

Ведущий 1: К вам, в сегодняшнем дне живущим, в память о недошедших до последнего дня войны, ушедшим в вечность обращаемся.

Ведущий 2: Когда судили немецкий фашизм, когда пришла очередь расплаты, мир узнал страшную цифру погубленных человеческих жизней, сожженных деревень, разрушенных городов.

Ведущий 1: Все можно подсчитать, нельзя только устроить перекличку мертвым. Нельзя было ни тогда, ни сейчас.

Ведущий 2: Их, молодых, недолюбивших, недогулявших уже нет. И если крикнут все люди земного шара, никто из погибших даже не вздрогнет.

Ведущий 1: Их уже нет. Есть неугасимый огонь у Кремлевской стены, монумент им, известным и неизвестным. Вечный огонь Славы, вечный огонь горя, вечный огонь ненависти к войне.

Ведущий 2: В память о наших дедах и прадедах, вечно молодых героях, отдавших свои жизни во имя нашей свободы и счастья – встаньте!

Звучит мелодия и слова первого куплета и припева песни А.Александрова «Священная война» в исполнении хора Всесоюзного радио.

Зрительный зал воспринимает звучание песни стоя. Солистка отходит к краю сцены и становится с двумя другими солистками. То же делает солист в противоположной стороне сцены, соединяясь с двумя солистами.

Ведущий 3: 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину.

Ведущий 4: 1418 дней продолжалась Великая Отечественная война, кровавая и жестокая борьба советского народа за свою свободу.

Ведущий 1: Гитлеровская Германия бросила на Советский Союз огромные силы. Их надо было сдержать огромной ценой. И не только сдержать. Уже в первые дни войны начальник немецкого генерального штаба генерал Гальдер писал: «Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего патрона.»

Ведущий 2: Вся многонациональная страна наша поднялась на защиту своего Отечества.

Ведущий 3: Горели багровые звезды.

Слепая пурга закрывала

Багровый от крови закат.

И слышалась поступь дивизий.

Великая поступь дивизий.

Железная поступь дивизий.

Точная поступь солдат.

Ведущий 4: Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 1: Ах, война, что ж ты подлая, сделала!

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Пусть болтают, что верить нам не во что,

Что идете войной наугад.

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 2: Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают:

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная.

И могила над Волгой, где тысячи юных лежат.

Ведущий 3: Это наша судьба. Это с ней мы ругались и пели.

Поднимались в атаку и рвали над Богом мосты.

… Нас не нужно жалеть! Ведь и мы никого не жалели.

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

Ведущий 5: Оборона многих городов стала легендарной.

Ведущий 6: Поражение гитлеровцев под Москвой развеяло созданную гитлеровцами легенду о непобедимости их армии. Миллионы людей на Земле поняли, что есть сила, способная уничтожить фашизм, и сила эта – Советский Союз.

Ведущий 4: Два с половиной года фашисты осаждали город герой Ленинград, но так и не смогли сломить защитников. Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налетов и артобстрелов. Более 400 000 человек покоится на Пискаревском кладбище.

Ведущий 5: Подвиг свой ежедневный

Вы свершили достойно и просто.

И вместе с Отчизной своей

Вы все одержали победу.

Ведущий 6: Не просто выстояли.

Ведущий 7: В осажденном вымирающем городе композитор Шостокович написал свою знаменитую ленинградскую седьмую симфонию.

Звучит отрывок из седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.

Затем на музыке (без паузы 2 строки громко, затем тише).

Ведущий 8: И ты, над кем светло и неустанно

Мне горевать, печалиться, жалеть.

Кого прославлю славой безымянной –

Немою славой, высшей на Земле –

Ты слит со всем, что больше жизни было:

Мечта, душа, Отчизна, бытие.

И для меня везде твоя могила

И всюду воскресение твое.

Музыкальная пауза из продолжения того же отрывка из симфонии Шостаковича. Звучание продолжается, на музыке продолжается чтение стихотворного текста.

Ведущий 7: Твердит об этом трубный глас Москвы,

Когда она колебля своды ночи,

Как равных, славит павших и живых

И смерти смертный приговор пророчит.

Ведущий 1: Великая Сталинградская битва закончилась блистательной победой Советских войск.

Ведущий 2: Маршал Советского Союза В.И.Чуйков писал: «Горела земля. Горела Волга. Казалось, что все живое должно погибнуть от этого моря огня, что человеческие нервы не способны выдержать этого адского напряжения. Но советские люди выдержали.

Ведущий 1: Раненого, вывезенного из Сталинграда, спросили:

Ведущий 3: Что там?

Ведущий 4: Все горит: дома, заводы, земля. Металл плавится.

Ведущий 3: А люди?

Ведущий 4: Люди стоят.

Ведущий 5: Среди этого многодневного нестерпимого грохота, среди огня, дыма, стали, крови и ужасов находился Человек. И в этих тяжелейших условиях он особенно нуждался в теплом слове, в доброй песне.

Ведущий 6: Песни Великой Отечественной войны… Это особенные песни…

Звучит мелодия песни К.Листова «В землянке». Чтение на фоне музыки.

Ведущий 7: И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты.

Про тебя мне шептали кусты.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой…


На фоне мелодии песни М.Блантера «В лесу прифронтовом».

Ведущий 8: С берез неслышен, невесом

Слетает желтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

Мелодия продолжается.

Ведущий 7: И каждый помнил о своей, припомнив ту весну.

И каждый знал: дорога к ней ведет через войну.

Н.Богословский «Темная ночь». На фоне музыки.

Ведущий 8: Военные ночи – суровые ночи.

Когда уж нет сил, чтоб себя превозмочь.

И шепчутся сосны кому-то пророча

И подвиг, и смерть в эту темную ночь.

И вновь мелодия песни Н.Листова «В землянке». Чтение на фоне музыки. (5 строк музыки).

Ведущий 1: Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Ведущий 2: Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Ведущий 1: Жди меня, и я вернусь…

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой.

……………………..

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий 3: 1 августа 1943 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Постановлении №901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предписали НКО сформировать 9 суворовских военных училищ (СВУ) «типа старых кадетских корпусов». Слово «кадеты» заменили на «суворовцы».

Ведущий 4: Срок для организации училищ был дан предельно жесткий, но типичный для того времени – два месяца с 1 октября по 1 декабря 1943 года. К началу зимы первый набор суворовцев должен был приступить к занятиям.

Ведущий 5: За отведенное время предстояло не только найти помещения для училищ и собрать преподавательский состав, но и разработать все документы и учебные планы, а также придумать и пошить форму для новоиспеченных суворовцев.

Ведущий 6: Девять училищ в первый год должны были набрать по 500 воспитанников, которым в течение семи лет предстояло постигать науки в условиях закрытого пансиона.

Ведущий 7: Предполагалось, что на обучение в суворовские училища будут принимать с 10 лет, однако в самый первый набор брали сразу четыре возраста – мальчиков с 10 до 13 лет. Одновременно при училищах появились приготовительные классы для младших ребят в возрасте от 8 до 10 лет.

Ведущий 8: В 1943 году были открыты девять суворовских училищ – Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахани), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калининское и Ставропольское. Одновременно появились два суворовских училища для детей пограничников - Ташкентское и Кутаисское, а для детей моряков были основаны Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища.

Ведущий 1: В 43-й, пылающий год

Создаются училища - девять,

Для военных героев, сирот.

«СВУ» их назвали в то время.

Ведущий 2: Трудности у суворовцев первого набора были серьезные – приходилось не только все начинать с нуля в плане быта, но и вспоминать азы школьной программы. Многие старшие ребята за годы войны пропустили то, что должны были освоить за школьной партой, и теперь надо было наверстывать упущенное.

Ведущий 1: Сколько лет им учиться? Решим.

Семь - тогда принималось решенье.

Чтоб росли до военных вершин,

Чтоб учились, не знали лишений.

Ведущий 2: В первые наборы суворовских училищ попадали не просто мальчишки, потерявшие родителей, но и «сыновья полка», сами успевшие повоевать с гитлеровцами.

Ведущий 1: Помогла тем сиротам страна,

Позаботилась, как мать родная.

И отдачу имела сполна,

Стольких верных сынов обретая.

Ведущий 3: Первым воспитанником Харьковского суворовского училища стал Костя Кравчук, награжденный орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной Армии.

Ведущий 4: 12-летний партизан Сережа Николаев ко времени зачисления в списки суворовцев имел на своем счету взорванную вражескую машину и 25 убитых гитлеровцев.

Ведущий 5: В Калининское суворовское училище поступил Володя Хивзер, награжденный за 13 выходов на разведку в тыл противника.

Ведущий 6: Газета «Вечерний Харьков» в 2008 г. опубликовала хранящиеся в фондах краеведческого отдела Чугуевского художественно-мемориального музея И. Е. Репина воспоминания о жизни Харьковского СВУ, присланные несколькими первыми воспитанниками. Вот как вспоминает о своем прибытии в училище один из них:

Ведущий 7: «Все по законам военного времени: повестка в военкомат, медкомиссия, маршевые команды, эшелон. По дороге из Ворошиловграда в Чугуев эшелон попал под бомбежку, все обошлось. На станцию Чугуев, что под Харьковом, выгрузились ночью, по городу шли колонной, но кругом — ни домов, ни улиц — все в руинах. Шли тихо, молча, холодный промозглый ветер насквозь продувал худую одежонку, лужи были затянуты льдом и дырявые ботинки не спасали от ледяной воды. Уже на окраине подошли к почти единственному уцелевшему в городе большому зданию. Уставшие мальчишки от холода и усталости буквально валились с ног. Началась приемка, и в помещении можно было отогреться. Мальчиков быстро распределили по командам, сверив со списками, и сразу же сформировали подразделения, роты. Потом — баня с настоящим мылом и горячей водой, медицинский осмотр, переодевание. Белые нательные рубахи и кальсоны, аккуратно сшитая черная форменка-гимнастерка с золотистыми пуговицами и брюки навыпуск с красными лампасами. Это было как в сказке. Старшины старались вовсю, и вскоре все были в столовой. Длинные столы, перед каждым — тарелка с солянкой, на тарелках хлеб, масло, салфетки, вилки. Сонливость как рукой сняло, заблестели глаза. Это было чудо среди руин уничтоженного бомбежкой города, среди голода, холода и разрухи, среди вьюжной ненастной ночи, на клочке освобожденной украинской земли, среди всех земель всех народов, вставших на борьбу со смертельным врагом человечества — фашизмом. Такое не забывается».

Ведущий 8: Когда в 1944 году, согласно постановлению правительства, было открыто еще шесть суворовских училищ: Горьковское, Казанское, Куйбышевское, Саратовское, Тамбовское и Тульское, в них тоже поступали ребята, несмотря на свой юный возраст успевшие отличиться на фронтах Великой Отечественной.

Ведущий 1: С самых первых наборов в суворовские училища был очень серьезный конкурс. Так, в 1944 году во все суворовские училища было набрано 3000 воспитанников при 60000 кандидатов.

Ведущий 2: Тяжелый отпечаток на жизнь суворовцев продолжала накладывать война. Несколько раз ребята подрывались на оставленных фашистами боеприпасах. Некоторые нетерпеливые бежали из училища на фронт, чтобы успеть сразиться с врагом, отомстить. Остальные приближали Победу в тылу — собирали средства для постройки самолетов, танков, вездеходных орудий.

Ведущий 3: И вот кадеты-суворовцы, воистину герои Великой Отечественной войны: сын полка Павел Рагулин, воспитанник Тульского СВУ, прошел до училища серьезный путь: в апреле 1944 г. при форсировании Днепра он протянул два телефонных провода с левого берега реки на правый, обеспечив связь между первым и вторым эшелоном родного 416-го стрелкового полка. За это был награжден медалью «За боевые заслуги». С ней и прошел по Красной площади в строю суворовцев на параде Победы в 1945 году. После окончания суворовского училища учился в артиллерийском училище, в академии. Уволился из армии в звании полковника в 1986 году, дольше всех прослужив в армии из всех сыновей полков Великой Отечественной войны.

Ведущий 4: В набор 1945 года Курского суворовского училища был принят сын полка 70-й стрелковой дивизии Иван Сергиенко. В училище он приехал с рекомендательным письмом от маршала Жукова. Впрочем, это было излишним – на груди у Вани сияли орден Славы III степени за действия в составе разведгруппы при форсировании Буга, орден Красной Звезды за бой на Зееловских высотах, медали "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией". Ваня Сергиенко на фронте повстречался с писателем Валентином Катаевым. Их беседа и история Вани легла в основу знаменитой повести «Сын полка». Сам Иван Петрович Сергиенко, успешно закончив суворовское училище, сделал военную карьеру, завершив службу в звании полковника.


Ведущий 5: Возмездие фашизму приближалась.

Ведущий 6: В июне 1944 года советские конвоиры провели по улицам Москвы 60 000 пленных гитлеровцев. Жалкую процессию возглавляли бывшие фашистские генералы, мечтающие триумфально въехать в Москву, победителями.

Ведущий 7: 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Все: Великая победа советского народа свершилась!

Ведущий 1: Мы сорвали штандарты

Ведущий 2: Фашистских держав.

Ведущий 3: Целовали гвардейских дивизий шелка.

Ведущий 4: И, древко узловатыми пальцами сжав,

Ведущий 5: Мы всем строем, сомкнувшись,

Ведущий 6: Прошли у Кремля.

Ведущий 7: 24 июня 1945 года суворовцы старших рот Горьковского и Тульского СВУ, а также рота барабанщиков Московского военно-музыкального училища под гром аплодисментов впервые прошли по Красной площади в Москве на Параде Победы. С той поры участие суворовцев и нахимовцев в парадах стало традиционным.

Все: Вечная слава героям! Вечная слава!

Ведущий 1: Есть высшее из всех гражданских прав:

Во имя жизни встретить ветер боя.

И если надо – смертью смерть поправ –

Найти в себе бессмертие героя.

Ведущий 2: Он полз и бежал, распрямился и гнулся,

Он звал и хрипел, и карабкался в гору.

Он первым взлетел на нее, обернулся и ахнул,

Увидев открывшийся город.

Ведущий 3: И, может быть, самый счастливый на свете,

Всею жизнью в тот миг торжествуя победу,

Он смерти мгновенной своей не заметил,

Ни страха, ни боли ее не изведав.

Ведущий 4: Он падал лицом к Ленинграду. Он падал,

А город стремительно мчался навстречу…

Ведущий 5: Впервые за долгие годы снаряды

На улицы к нам не ложились в тот вечер.

Ведущий 6: Ой, зачем, ты, солнце красное,

Все уходишь, не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной

Сын не возвращаешься?

Ведущий 7: Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись, моя кровиночка,

Маленький, единственный…

Ведущий 1: Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда,

Зернышко мое, зорюшка моя,

Горюшко мое, где ж ты?...

Ведущий 2: Вспомним всех поименно

Горем вспомним своим…

Это нужно не мертвым!

Это нужно живым.

Звучит скрипка…

Ведущий 3: Тяжелораненого Юрия Смирнова фашисты захватили в плен. Его били, грозили, уговаривали, просили, пытали. Он молчал! Его резали кинжалами. Он молчал! Озверевшие бандиты прибили Юрия гвоздями к доскам блиндажа. Мужественно боец умер, так ничего не сказав врагу.

Ведущий 4: Из письма Николая Кузнецова: «Вскрыть после моей смерти.»

«Я люблю жизнь и еще очень молод. Но если для Родины нужно пожертвовать жизнью, я сделаю это.»

Ведущий 3: Старший сержант медицинской службы Ирина Механощина была не только смелым и храбрым человеком. Там, на фронте, она сохранила лучшие человеческие качества – честь и достоинство, женственность. В письме родным она писала: «Скоро в бой. Очень хочется жить. Очень хочется жить, дышать, ходить по земле, видеть небо над головой, но не всякой жизнью. Я хочу жить, не на всякую жизнь я согласна.»

Ведущий 4: А через некоторое время мать Иры Александра Николаевна получила письмо от бойцов и командиров артиллерийского дивизиона, в котором воевала Ира. В письме сообщалось о смерти девушки.

Ведущий 3: «В затишье между боями, - писали бойцы, - мы хоронили нашего храброго бойца, любимицу всего дивизиона – дорогую Ирочку. На ее могиле мы поклялись отомстить за ее смерть. Тяжела для нас эта утрата, а для Вас, матери, еще тяжелей.»

Ведущий 5: Люди! 
Покуда сердца
стучатся, — 
Все: Помните!
Ведущий 5: Какою

ценой

завоёвано счастье, —

Все: Пожалуйста,

помните!

Ведущий 5: Песню свою

отправляя в полёт, —

Все: Помните!

Ведущий 5: О тех,

кто уже никогда

не споёт, —

Все: Помните!

Ведущий 5: Детям своим

расскажите о них,

Все: Чтоб

запомнили!

Ведущий 5: Детям

детей

расскажите о них,

Все: Чтобы тоже

запомнили!

Ведущий 5: Во все времена

бессмертной

Земли

Все: Помните!

Ведущий 6: Мы, живущие в сегодняшнем дне, обращаемся к вам, павшие, мы не забудем вас. Для нас, сегодняшних, это святой подвиг.

Играет музыка…

Все: Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам.

И маршалам страны и рядовым.

Поклонимся и мертвым, и живым.

Поклонимся великим тем годам

Всем миром, всем народом, всей Землей,

Поклонимся за подвиг их святой.

Пауза…

Ведущий 7: С тех пор прошло более 70 лет.

Ведущий 8: К сожалению, и в 21 веке звучат выстрелы, погибают молодые люди, невинные дети. В Сирии, на земле Донбасса ежедневно льется кровь. Мы должны помнить подвиг наших дедов и прадедов, следовать их заветам, чтобы уберечь нашу страну от нового пожара войны.

Звучит финальная музыка…

Ведущий 1: Верит Россия в кадетское братство
Сколько имен, сколько судеб и дат.
Это величье страны и богатство,
Честная служба!
Верная дружба!
Это наука – всегда побеждать!

Ведущий 2: Где бы судьба нас с тобой ни носила
В самых далеких и близких краях,
Имя твое, дорогая Россия,
С верой и болью, нежной любовью
Свято храним мы в кадетских сердцах.

Ведущий 3: Да будет светел каждый час страны,

Ведущий 4 В которой мы живем.

Ведущий 5: Да будет ясен каждый день

Ведущий 6: Ее станиц и деревень,

Ведущий 7: Ее полей, ее садов,

Ведущий 8: Ее могучих городов,

Ведущий 1: И пусть для нас горит всегда

Ведущий 2: Ее высокая звезда.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно-музыкальная композиция "Поклонимся великим тем годам."

Автор: Залазаева Светлана Михайловна

Дата: 27.05.2021

Номер свидетельства: 581818


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства