Актуальность темы: это приобщение к народным традициям, возрождение русской культуры, знакомство с историей русского народа, с его богатыми традициями. Данная тема помогает, глубже познакомится с народными обычаями, обрядами, с русскими песнями, плясками, играми.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса): учащиеся 1-го класса.7-8 лет
Место проведения: учебная аудитория
Форма проведения: познавательно - развлекательный праздник.
Цель: приобщение учащихся к духовно – нравственным традициям празднования масленицы.
Задачи:
-познакомить учащихся с обрядами и традициями православного праздника Масленица
-воспитывать и развивать у детей интерес к традициям своего народа.
-развивать творческие способности учащихся;
- научить создавать атрибуты народных праздников;
побуждать детей к участию в прекрасном празднике Масленица.
Планируемые результаты: в результате участия в данном мероприятии у младших школьников развивается любознательность, формируется интерес к новому материалу и стремление к приобретению новых знаний о празднике Масленица; развиваются творческие способности, дающие возможность выражать свое отношение к народным традициям, истории русского народа; воспитывается ответственное отношения к культуре, развивается эстетическое восприятие мира, формируются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение адекватно оценивать свои достижения, преодолевать трудности. Учащиеся осознают необходимость изучения и сохранения истории и культуры своей страны.
Форма проведения воспитательного мероприятия: познавательно - развлекательный праздник.
Педагогические методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
во время мероприятия проводятся беседа, подвижные игры, выступления детей.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
презентация; музыкальный фрагмент, картинки с изображением продуктов,материалы: 2 деревянные палочки, лоскутки пестрой ситцевой ткани, нитки, вата, блины, приготовленные заранее родителями.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
При работе над классным праздником необходимо соблюдать принцип доступности и учета возрастных особенностей
Ход занятия:
Звучит музыка П. Чайковского «Масленица» (из цикла «Времена года»).
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем празднике. Сегодня на нашем мероприятии мы будем говорить об обрядах и традициях православного праздника Масленица. Масленица – один из самых веселых народных праздников. Это праздник, сохранился с языческих времён.
Учитель: Масленица – это встреча весны, т.е. проводы зимы. Отмечается масленица в конце февраля или начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Широко праздновали масленицу на Руси! Недаром же в народе и по сей день сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица».
Учитель: Ребята самое главное на Масленицу – это блины! Блины - это символ Масленицы. Древние люди верили, что, съедая круглый блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла и приближают весну.
Народ отмечает Масленицу шутками, играми, плясками, сытными застольями, обязательно с блинами.
Блин – является символ солнца. Как солнце круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. Ребята, а как вы думаете, с чем подают блины? (дети отвечают)
Учитель: Верно, с маслом, со сметаной, с икрой, грибами, осетриной – выбирай на любой вкус. А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся!
Празднуется Масленица целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название. Ребята, а какой первый день недели? (Дети отвечают с помощью учителя).
Учитель: Понедельник – «Встреча». С утра сооружали горки, устраивали качели, балаганы, столы с яствами. На сани усаживали соломенную куклу в сарафане, подпоясанную кушаком, - Масленицу. На другие сани ставили столб с вертящимся колесом – символом солнца. Санный поезд, запряжённый ряжеными, проезжал по улицам, зазывая всех на праздник. Люди посещали родных. Во всех домах начинали печь блины.
Учитель: Дети, вы, наверное, все наблюдали, как ваши мамы замешивают тесто для блинов. Поэтому давайте сыграем с вами в игру «Продукты для блинов». Предлагаю разделится на две команды. Каждая команда получит картинки с продуктами, ваша задача найти нужные только для приготовления блинов! На выполнение этого задания вам дается 7 минут. Победу одержит та команда, которая собрала больше правильных продуктов. Приложение
Учитель: Дети, а какой следующий день недели? (отвечают с помощью учителя)
Учитель: Вторник – «Заигрыши». С утра все наряжались, зазывали покататься на горках, поесть блинов, танцевали, пели частушки. Хлопцы высматривали невест, девицы украдкой поглядывали на суженых. Гостей принимали, встречая у ворот или на крыльце.
Учитель: Спасибо девочкам, а нас ждет третий день масляной недели.
Тут среда подходит – «Лакомкой» зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи…
Кулебяки, сырники – все им удается!
Пироги и блинчики – все на стол неси!
Вот это угощенье – всем на удивленье!
Этот день принес славянам знаменитую поговорку «К тёще на блины». А появилась эта поговорка именно потому, что в этот день тёща (ваши бабушки) приглашала зятя (ваших пап) в гости, и угощала, непременно, самыми лучшими блюдами, которые она умеет готовит
Учитель: Ребята, предлагаю вам сыграть в игру, называется она: «Съедобное и не съедобное». Итак, если это съедобно, вкусно и особенно на Масленицу, отвечаем хором: «Да, да, да», если это есть нельзя, отвечаем вместе: «нет, нет, нет».
Учитель: Четверг – «Широкий четверток». Масленичные разгул: катание на санях, театральные представления, кулачные бои, взятие снежных крепостей. Пили пиво и пели частушки и колядовали. Отсюда, вероятно, пошла пословица «не всё коту Масленица…», перед Великим постом надо нагуляться как следует.
Учитель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю взяться за руки и образовать хоровод под русскую народную песню «А мы Масленицу устречали». (Дети и учитель ведут хоровод, проговаривают слова песни).
Учитель: Ну, а теперь настал пятый день Масленицы, какой это день недели? (отвечают дети). Молодцы! Пятница- «Тёщины вечерки». Здесь, наоборот, тёща собиралась на блины к зятю, да не просто так, а если будет приглашение, чем сильнее зазывал зять тёщу, тем больше оказывал ей почёта.
А сейчас, чтобы «умаслить тещу», вы должны отгадать загадки:
1) С неба он летит зимой
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный …(снег)
2)Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос
Ведь на улице… (мороз)
3)Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла … (весна)
4)Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра! (масленица)
5)Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком! (Блин)
Учитель: Шестой день недели это? (отвечают дети)
Учитель: Суббота – «Золовкины посиделки», дети, а вы знаете, кто такая золовка? (золовка – сестра мужа). В этот день молодая жена обязана была приглашать к застолью своих золовок. Как и в предыдущие дни Масленицы, в этот день продолжались массовые гулянья, катания с ледяных горок, взятие снежного городка, катание на качелях и прочие развлечения.
Учитель: Седьмой день Масленицы, вы уже догадались? (отвечают дети)
Учитель: В воскресенье “прощеный день” или “прощеное воскресенье” – устраивали проводы Масленицы. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла, а вечером всем миром шли на пригорок за селом. Где сжигали чучело масленицы – символ зимы, которая закончилась. А пеплом посыпали землю к новому богатому урожаю.
Также на масленицу делают маленькое куклу, служащую семейным оберегом. Кукла оберег, сделанная на масленицу, служит оберегом от хворей и несчастий, приносит в дом достаток и изобилие.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам вместе со мной изготовить своими руками куклу оберег на Масленицу. Для этого нам понадобится: две палочки, лоскут белой ткани, лоскут красной ткани и синий, нить, кусок ваты. (Учитель раздает заранее приготовленный материал для изготовления куклы масленицы: вырезанный прямоугольник белой ткани 15см на 10см, квадрат цветной ткани 15см на 15см (например, красной), прямоугольник синий ткани 10см на 15см, небольшой кусочек ваты, две палочки 15см на 15см соединенные в виде знака плюса (+), нитями пряжи, нити пряжи.)
Учитель: Ребята для начала возьмите две палочки в виде знака плюс (+), это туловище нашей куклы. Теперь я попрошу вас взять кусочек ваты, и скатать из него шарик, это будет голова куклы, теперь соединим туловище и голову вместе, так как я вам показываю. Далее нам нужно накинуть на голову куклы ткань белого цвета и перевязать нитью у шеи. После надеть платье, для этого нам понадобится красный кусок ткани, он у нас самый большой и перевязать нитью у туловища куклы, вот так! Наша кукла масленица почти готова, осталось повязать платок. Берем оставшийся лоскут цветной ткани, складываем по диагонали, и повязываем его на голову кукле. Кукла готова! Молодцы!!! У каждого из вас есть свой оберег!!!
Учитель: Вот и перелистали мы с вами все семь листков короткого масленичного календаря. Ребята, понравился ли вам наш праздник? Что нового вы узнали сегодня? Прошла неделя. Отгуляла честная Масленица. А в понедельник – первый день поста. «Не всё коту масленица, будет и Великий пост».
Все: Прощай, Масленица! Прощай, красная! Масленица прощай, а на следующий год опять навещай!
Учитель: С Масленицей поздравляю! Счастья и добра желаю!(Учитель: приглашает всех угоститься блинами.)