Экскурсии для обучающихся – это не просто посещение интересных мест. Экскурсии развивают кругозор, пополняют знания, воспитывают уважительное отношение к памятникам прошлого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь и уважение к природе;
- Воспитывать умение вести себя на природе;
Планируемые результаты:
Личностные:
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- Понимание учебной задачи, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- Сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- Умение фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
Познавательные:
- Умение анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- Умение классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- Сравнивать объекты по различным признакам;
Коммуникативные:
-Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- Формулировать ответы на вопросы;
- Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные результаты:
- Умение класифицирования объектов природы;
- Классифицировать растения и животных;
- Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
Оборудование: папка для сбора листьев, коробка для сбора мхов и лишайников, лупа, рулетка, блокнот и карандаш.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Учитель:
- Добрый день ребята. Сегодня мы с вами отправимся на одну экскурсию, но куда именно пойдем, должны угадать вы. Внимательно послушайте одну загадку и попробуйте ее угодать.
Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом - Чудеса увидишь в нём!
- Ребята, как вы думаете, о чем или о ком идет речь в загадке?
Ученик:
- Это лес. Мы отправимся на экскурсию в лес.
Учитель:
- Правильно дети, вы все верно угодали, мы с вами сегодня отправимся в лес. Давайте мы с вами подумаем, что можно нам взять с собой?
Ученик:
- Корзинки, палатки, воду, пикник.
Учитель:
- Молодцы. Посмотрите внимательно в окошечко, а что вы в нем видете?
Ученик:
- Листопад. Мы видим, как за окном падают листья.
Учитель:
- Правильно. У нас недавно наступило замечательное время года. Это осень. Сколько впечатлений дарит она человеку. Её красота вдохновляла и вдохновляет поэтов и композиторов на самые чарующие слова и звуки. И чтобы убедится нам в этом, мы посетим сегодня с вами лес, именно в осеннее время года.
II. Вводная беседа.
Учитель:
- В лесу есть множество интересных предметов, которые мы с вами сейчас увидим. Сейчас осень, а осенью в лесу становится холодно, дует ветер, иногда идет дождь, листья на деревьях тоже замерзают, становятся красными, желтыми, зелеными и падают на землю. Посмотрите, как много листьев, как разноцветный ковер у нас под ногами. Сейчас мы с вами будем их собирать. Но сначала давайте повторим правила поведения в лесу. Какие вы знаете правила поведения в лесу?
Ученик:
- В лесу нельзя: громко говорить, рвать с корнем цветы, грибы, ломать ветки деревьев, разжигать костры, разорять гнезда, муравейники, стрелять из рогатки в птиц, оставлять за собой мусор, разбивать стеклянную посуду, курить. В лесу можно: разговаривать тихо, кормить животных и птиц, вешать кормушки для птиц, собирать листья, шишки, цветы (без корня), ходить по дорожкам, трогать деревья, сидеть на пеньке, наблюдать за животными.
Учитель:
- А почему ребята себя в лесу нельзя вести себя так, как мы с вами говорили?
Ученик:
- Мусор вредит жизни леса и его обитателям, загрязняет природу и мир.
Учитель:
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете правила поведения в лесу! Именно с этими знаниями, мы с вами отправимся в лес. На некоторых местах, мы с вами немного остановимся и внимательно все будем изучать.
III. Остановка «В гостях у лиственницы»
Учитель:
- Итак, мы пришли на наш маршрут, и первое дерево, что нас встречает, загадывает нам загадку:
Хоть я и с иголками,
Но летом в шубе,
А зимой голо.
Ученики:
- Лиственница.
Учитель:
- Правильно, это лиственница. Ребята, а какую окраску имеют деревья?
Ученики:
- Оранжевую, зеленую, желтую.
Учитель:
- Да, деревья имеют разную окраску: желтую, оранжевую. Но не все лиственницы надели осенний наряд. Посмотрите, есть лиственница и зеленая. Мы с вами знаем, что лиственница относится к хвойным деревьям, так как у нее листья в виде иголок, но в отличие от других хвойных деревьев, лиственницы листопадные деревья, то есть они сбрасывают свою хвою. Древесина у лиственниц прочная, долговечная, хорошо противостоит гниению. Она используется в кораблестроении, изготовлении паркета, мебели, получения скипидара. Разводят лиственницы и в парках как декоративное растение.
- Дети, давайте найдём шишки у лиственницы и положим в коробку.
Ученик:
Дети собирают несколько разных листьев и ложут их в свою корзинку.
Учитель:
- Молодцы, ребята! Наш маршрут продолжается.
IV. Остановка «Грибы».
Учитель:
- Идите аккуратно, не наступайте на насекомых, на цветы. Итак, , следующей нашей остановкой будут «Грибы». Посмотрите, ребята, какой красивый гриб. Прежде чем его сорвать, нам нужно внимательно его рассмотреть. Какого он цвета?
Ученик:
- Красного.
Учитель:
- Как он называется.
Ученик:
- Мухомор.
Учитель:
- Давайте рассмотрим его. Попробуйте мне его описать.
Ученик:
- Это крупный, мясистый гриб, шляпка его может быть более тонкой или толстой, иногда с небольшим бугорком. По ней располагаются белые хлопья – это сохранившиеся сегменты тканей в процессе формирования.
Учитель:
- Молодцы ребята, запомните этот гриб. Но также запомните, что мухомор есть нельзя – он ядовитый, но и сбивать ногами тоже не надо, т.к. ими лечатся звери. Теперь посмотрите налево. А вот и съедобный гриб – белый или боровик, но и его мы срывать не будем, т.к. у нас нет ножа, а ножку гриба срезают ножом, чтобы остался корень, то есть грибница. Если оставить грибницу, то на этом месте снова вырастет гриб.
V. Остановка «В березовой роще»
Учитель:
-Мы пришли с вами в лес, где
Деревья в белом сарафане
Встали на поляне,
Летели синицы
Сели на косицы.
- Березовый лес, намного светлее, чем те леса, которые мы прошли. Береза является символом нашей Родины. Нет для русского человека роднее дерева, чем она. Давайте соберём березовые листочки в нашу коробку!
Ученик:
- Дети собирают все листочки в корзинку.
Учитель:
А сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать их.
Слезки капают из тучи – Плачет мастер невезучий. Хмурой осени художник — Хлюпает по лужам… (дождик)
По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик своё потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует — оно задрожит. (лужа)
Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)
Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто ... (Листопад )
Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью)
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с загадками!
IV. Остановка «В гостях у сосны»
Учитель: - Вот мы и пришли в другой лес.
Что же это за девица
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ученики:
- Сосна.
Учитель:
- Верно, это сосна. Какие это деревья лиственные или хвойные?
Ученики:
- Хвойные.
Учитель:
- А сбрасывает ли сосна иголки на зиму?
Ученики:
- Нет, не сбрасывает.
Учитель:
Сосна сибирская – это высокие, мощные деревья (до 50-70 м) с хорошо развитой, глубоко уходящей, корневой системой и округлой кроной. Хвоинки располагаются в пучке. Посчитайте количество хвоинок в пучке.
У разных видов бывает 2-5 штук в пучке. Древесина сосны - хороший строительный материал. Из нее получают смолу, скипидар. Семена и хвоя служат кормом для птиц и зверей. В них содержится большое количество витамина С. Ребята, видите иголки у сосны? Давайте соберём их в нашу коробку!
Учитель:
- Ребята, а теперь давайте встанем в круг и немного поиграем.
Игра «Повторялка».
Дети становятся в круг, первый игрок показывает какое-то движение (например, хлопает), следующий все повторяет и добавляет еще одно движение. Так каждый должен повторять все показанные перед ним движения и добавлять свое. Кто собьется — выходит из игры.
Учитель:
- Молодцы, ребята! Идём дальше!
VII. Подведение итогов
Учитель:
- Видите, ребята, как много всего интересного в лесу мы увидели. Давайте запечатлим эти моменты на память. Я предлагаю Вам сделать фотографии. Каждый из Вас сможет сам сфотографировать в лесу то, что Вам больше всего понравилось. Давайте попробуем. (Дети фотографируют). На этом наша экскурсия заканчивается, нам пора возвращаться в школу.
VIII. Рефлексия
Учитель:
-Ребята, на протяжении экскурсии мы собирали с вами природный материал. Давайте сделаем из листьев панно «Осенний лес»! Но прежде чем уйти, мы попробуем с вами ответить на весколько вопросов.
Что нового узнали на экскурсии?
Ученик:
- Больше узнали о видах деревьев, закрепили знания о грибах и их видах. Еще раз повторили «Правила поведения в лесу».
Понравилось или нет?
Ученик:
- Да.
Что понравилось больше? Почему?
Ученик:
- Собирать листья, осматривать деревья, природу леса. Так как узнали новое о описании леса, их жителей.