Вечная слава героям!... (литературно-музыкальная композиция для учащихся 4 класса) Вопросы понимания цены Победы в Великой Отечественной войне с каждым годом становятся всё острее. Всё больше приходится педагогам прикладывать сил, умения, фантазии для изобретения различных форм мероприятий, методов и подходов к вопросу привлечения молодого поколения к истории нашей страны, её великому прошлому. Данная работа представлена в форме литературно-музыкального вечера с элементами театрализации. Такая форма даёт участникам возможность наиболее полно раскрыть художественное содержание, свои творческие способности. Яркий тематический материал, показ слайдов и кадров военной кинохроники, декорации, создаюшие атмосферу военного времени, ребята в военной форме способствовали активизации восприятия происходящего. Взаимодействие искусств (поэзия и музыка) позволяет открыть новые оттенки героического прошлого, проникнуться духом того времени. Подобранный энергетически насыщенный, эмоциональный материал наиболее остро отражает эпоху Великой Отечественной войны. Работа над ним требует от участников вечера большой внутренней концентрации, духовного усилия, чтобы добиться понимания поэтического и музыкального содержания. Этому способствовало и участие ребят в подготовке материала к литературно-музыкальному вечеру: подбор стихов, фотографий и одежды военных лет, составление видеоряда, оформление сцены (декорации, создающие атмосферу военных лет), встреча с ветеранами, посещение «Военной экспозиции» в филиале-музее им. А.Радищева. Творческое мероприятие оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, вызывает искреннее глубокое переживание о днях боевой славы нашей Родины. Цель: привлечение молодого поколения к великому прошлому нашей страны, воспитание искреннего чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого чувства благодарности участникам Великой Отечественной Войны. Задачи: Знакомство учащихся с героическим прошлым нашей страны; силой слова и музыки воздействовать на души детей. В год 67-летия Победы отдать дань уважения погибшим в годы ВОВ, выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет. Развитие навыков выразительного исполнения произведений о войне, умения донести до слушателя художественное содержание произведений. Пропаганда песен военных лет и стихотворений военной тематики. Форма: литературно-музыкальный вечер. |
Учитель | 67 лет назад отгремели последние оружейные залпы. Годы, отделяющие нас от победного дня, – срок, равный жизни зрелого человека. За это время возмужали, утвердились во взрослости не только те, кто встретил войну мальчишками, но и те, кто родился во время грозного лихолетья, и даже те, кому довелось родиться на свет во вторую половину сороковых годов. Всех их объединяет память… (Презентация «Память» идёт щелчком с 1 слайда - гиперссылка) |
Ксюша | Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров. |
Андрюша | Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски — четыре долгих года. |
Учитель | Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!» |
Ксюша | Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа. |
Андрюша | Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. |
Учитель | Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя. |
Ксюша | Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет. |
Андрюша | Слайд 2 27 миллионов погибших на 2600 км. Это значит, практически 10 400 убитых душ на один км, 10 человек на каждый метр земли. |
Учитель | 27 миллионов погибших за 1418 дней. Это значит, практически 19000 убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек каждую минуту. |
Ксюша | 27 миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит – каждый шестой. Только представьте себе! Каждый шестой житель России пал в сражении за Родину, за светлое будущее! |
Андрюша | 27 миллионов погибших… А сколько эта цифра содержит еще не родившихся детей? Сколько сирот и вдов? Чем же измерить человеческое горе, с чем сравнить несоизмеримые муки народа?.. |
Ксюша | Слайд 3 (буквы бегут сами) Знаю, солнце в пустые глазницы не брызнет! Знаю: песня тяжелых могил не откроет! Но от имени сердца, Но от имени жизни повторяю: Вечная слава! Вечная слава героям!
|
Учитель | 4 часа утра 22 июня 1941 года. Уже сражалась Брестская крепость, уже фашисты бомбили Киев, Львов, Минск, по дорогам страны уже шла война. Слайд 4 Объявление о начале войны 1418 дней и ночей были яростной борьбой со злом ради торжества добра! Сегодня мы оглядываемся на те сороковые – роковые, на трагические, огненные, горькие и радостные 4 года войны, и хочется сказать: Поклонимся великим тем годам! Поклонимся живым и мёртвым, бессмертным и бесстрашным, и тем, кто принял бой на рассвете 22 июня 1941 года, у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя через всю войну, добил врага там, откуда война началась – в поверженном Берлине. |
Андрюша | Год 1941. Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорался в Европе, не затронет мирную жизнь людей. |
1 ученик Настя Инкина | Слайд 5 Июнь… Клонился к вечеру закат. И белой ночи разливалось море, Раздался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горе. Июнь. Тогда ещё не знали мы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится лишь в 45- м. В мае. |
2 ученик Артур Кабиров | Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам. Обшарили немецкие бинокли. Такою всё дышало тишиной, Что вся земля ещё спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной, Всего, каких – то 5 минут осталось. (заканчивается картинкой танк + выпускники) |
3 ученик Даниил Абрамов | Слайд 6 Умы окутал бездны мрак, Беда хозяйничает в доме. И не поймешь, кто друг, кто враг, А все вокруг как будто в коме. |
1 ученик Настя Инкина | Но, если верность сохранил Советской воинской Присяге, И честь свою не уронил, И не забыл о красном стяге. (заканчивается картинкой парад с идущими солдатами) |
2 ученик Артур Кабиров | Слайд 7 Вставай! Пора в последний бой! В свое последнее сраженье. Свою страну закрой собой, Спаси ее от пораженья! |
Учитель | Перелистнём несколько страниц истории военных лет. Ленинград. Блокада. Сколько испытаний выпало на жителей города во время войны!.. До войны в город Ленинград по множеству железнодорожных линий и веток каждый день прибывала не одна тысяча вагонов с разными грузами. Теперь все эти пути были перехвачены врагом. Огромный поток грузов сразу иссяк. Слайд 8 Решили создать новую линию снабжения через Ладожское озеро. Существовал и путь по воде – узкая полоса между вражескими армиями. Осенью 1941 года начались перевозки через озеро. Потом по нему пролегла знаменитая ледовая трасса – Дорога жизни, которая спасла Ленинград. |
Ксюша | 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. 900 блокадных дней выдержал город на Неве. Наши солдаты погибали с возгласом "Умрем, но Ленинград не отдадим!" |
Группа учеников «Прошлое с возрастом будто взбесилось…» |
Андрюша | Слайд 9 и 10 (переключается по окончании слайда 8 Сидящий на санках ребёнок, слайда 9 Стена Тани Савичевой) Прошлое с возрастом будто взбесилось: Ночью, днем, за рабочим столом Пред глазами с пронзительной силой Возникает военный детдом.
|
Дима | Ленинград в кольце, но не радуги... Рев моторов натужней струны. По расколотой бомбами Ладоге Шли машины с детьми вглубь страны. Где отец мой, где мама, родные?
|
Саша | От смертельных невзгод спасена И теперь я в руки иные, Чтоб растили меня, отдана. И как я - таких были тысячи: Наш детдом - лишь малая часть.
|
Серёжа | Было трудно Родине выстоять, Но она нам не дала пропасть. Мы росли как обычные дети, За малиною лазили в сад, Виктор Федорыч в том лихолетьи Заменял отца нам и мать.
|
Никита | Он был строг и накажет, бывало, Но глаза под нахмуренным лбом По-домашнему нас согревали, Бередили отцовским теплом.
|
Дима | Может, помните, выросла тыква Не в обхват - силачу не поднять, Наши клятвы и наши молитвы, Наших дерзких, но верных ребят?
|
Андрюша | Жизнь нас всех по стране разметала, Дети взрослые внуков растят. То, что мы на себе испытали Не допустим для них испытать. |
Учитель | В самый тяжелый период небывалой в истории блокады в течение сентября-ноября 1941 года нормы выдачи хлеба населению снижались 5 раз. С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать 250 граммов суррогатного хлеба в день, служащие и иждивенцы – 125 граммов. Вся страна, весь советский народ поддерживал осажденный Ленинград. |
Ксюша | Скрипят, скрипят по Невскому полозья. На детских санках, узеньких, смешных, В кастрюльках воду голубую возят, Дрова и скарб, умерших и больных ... |
Группа учеников Ольга Берггольц «Ленинградке» |
Диана | Слайд 11 Еще тебе такие песни сложат, Так воспоют твой облик и дела, Что ты, наверно, скажешь: - Не похоже. Я проще, я угрюмее была. |
Ира | Мне часто было страшно и тоскливо, Меня томил войны кровавый путь, Я не мечтала даже стать счастливой, Мне одного хотелось: отдохнуть... |
Ксюша | Да, отдохнуть ото всего на свете - От поисков тепла, жилья, еды. От жалости к своим исчахшим детям, От вечного предчувствия беды, |
Настя | От страха за того, кто мне не пишет (Увижу ли его когда-нибудь), От свиста бомб над беззащитной крышей, От мужества и гнева отдохнуть. |
Саша | Но я в печальном городе осталась Хозяйкой и служанкой для того, Чтобы сберечь огонь и жизнь его. И я жила, преодолев усталость. |
Диана | Я даже пела иногда. Трудилась. С людьми делилась солью и водой. Я плакала, когда могла. Бранилась С моей соседкой. Бредила едой. |
Ира | И день за днем лицо мое темнело, Седины появились на висках. Зато, привычная к любому делу, Почти железной сделалась рука. |
Ксюша | Смотри, как цепки пальцы и грубы! Я рвы на ближних подступах копала, Сколачивала жесткие гробы И малым детям раны бинтовала... |
Настя | И не проходят даром эти дни, Неистребим свинцовый их осадок: Сама печаль, сама война глядит Познавшими глазами ленинградок. |
Саша | Зачем же ты меня изобразил Такой отважной и такой прекрасной, Как женщину в расцвете лучших сил, С улыбкой горделивою и ясной? |
Ксюша | Но, не приняв суровых укоризн, Художник скажет с гордостью, с отрадой: - Затем, что ты - сама любовь и жизнь, Бесстрашие и слава Ленинграда! |
Андрюша | В результате успешного наступления Советской Армии в 1944 году Ленинград был полностью освобожден от блокады. Слайд 12 |
Семён | Елена Вечтомова «Блокада прорвана!» Друг, товарищ, там, за Ленинградом, Ты мой голос слышал, за кольцом, Дай мне руку! Прорвана блокада. Сердце к сердцу - посмотри в лицо. Кровь друзей, взывавшая к отмщенью, На полотнах полковых знамен. На века убийцам нет прощенья. Прорвана блокада. Мы идем! Мы сегодня снова наступаем, Никогда не повернем назад... Мой малыш-сынишка - спит, не зная, Как сегодня счастлив Ленинград. |
Учитель | Слайд 13 За героизм и мужество, проявленные в битве за Ленинград, 140 воинов армии, 126 - флота, 19 партизан удостоены звания Героя Советского Союза. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов – участников обороны Ленинграда, 5,5 тысяч партизан и около 400 работников ледовой дороги награждены орденами и медалями Советского Союза. 1,5 миллиона защитников Ленинграда были награждены медалью «За оборону Ленинграда». |
Учитель | Нет ни одной семьи, которой не коснулось бы горе. Вспомним тех, кто бился с врагом, был в концлагерях, работал без единой минуточки сна и отдыха. Вечная память погибшим, вечная признательность живых всем этим воинам!!! Слайд 14 (Журавли) |
Андрюша | Когда он подвиг совершает, То не заботится ничуть, Узнает, кто иль не узнает О нём самом, когда - нибудь. |
Ксюша | Конкурс "Война в судьбе моей семьи” проводился в 2010 году, в юбилейный год 65-летия Великой Победы. В своих работах школьники рассказали о том, как война коснулась их семей. Несколько конкурсных работ мы посмотрим сейчас. Слайд 15, 16 |
Выдержки из сочинений |
Литературно-музыкальная композиция |
Учитель | Слайд 17 Здесь, в лесах непроходимых, В эту памятную зиму Орудийным пахло дымом, Не людским дымом жилья… И в лесах на мёрзлой груде, По землянкам, без огней, Возле танков и орудий, И простуженных коней, На войне встречали люди Долгий счёт ночей и дней… |
| Слайд 18 |
Учитель | Слайд 19 Май 1945 года. Еще не остыли орудия. Еще догорают пожарища. Еще не подобраны убитые…Пленные сдают оружие. Из подвалов выходят берлинские жители и выстраиваются в очередь за солдатским супом, который выдают на площадях наши фронтовые повара. А над Рейхстагом алеет советский флаг. В ночь на 1 мая разведчики Михаил Егоров и Мелитон Кантария подняли советский флаг над Рейхстагом как символ непобедимости советского народа. |
Андрюша | Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 мая — День Победы — остается неизменным. Вечная слава победителям! Сегодня у нас еще есть возможность сказать спасибо более чем миллиону ветеранов, которые живут в России. |
Вручение медалей Слайд 20 Шубина Мария Николаевна Щербакова Нина Ивановна Уральцева Любовь Михайловна Третьякова Евгения Яковлевна Шиндина Валентина Максимовна |
Ученик 1 Артур Кабиров | Слайд 21 Носите ордена! Они Вам за Победу, За раны Ваши страшные даны. Носите ордена! В них теплятся рассветы, что оставляли Вы в окопах той войны. |
Ученик 2 Даниил Абрамов | Носите ордена и в праздники, и в будни, На строгих кителях и модных пиджаках, Носите ордена, чтоб видели Вас люди, Вас, вынесших войну на собственных плечах. |
Учитель | Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из книг, художественных фильмов. Мы не должны забыть этот страшный урок истории. Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнется на нашей земле. |
Ученик (Н.М. Лыскова) Саша | Я очень мало знаю о войне, По фильмам и рассказам ветеранов, Но этого хватает мне вполне, Чтоб ненавидеть палачей-тиранов. Они пытали женщин, стариков, Считая себя главными на свете. Но наш народ не стал носить оков! Все на защиту встали, даже дети. За то, чтоб мы могли спокойно спать, Шли в бой солдаты, несмотря на раны. И я от нас, детей, хочу сказать: "Спасибо, вам, седые ветераны!" (Матюшина Юля) |
Ксюша | Никогда не забудется май 1945 г. - праздник радости со слезами на глазах. Вслед за десятками миллионов погибших в годы войны каждый день уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны. Всё меньше и опаленных войной бывших ее мальчишек и девчонок, уже успевших стать дедами и бабушками, очевидцев тех страшных дней и ночей. |
Андрюша | Наши прадеды отдали свою жизнь для того, чтобы мы жили и учились спокойно. Мне становится страшно, когда в новостях рассказывают о войне Ираке и других военных конфликтах в мире. Я не хочу, чтобы гибли люди, плакали женщины и дети. Я мечтаю о таком мире, где люди будут доброжелательны друг к другу, независимо от цвета кожи и происхождения. Мы – наследники победы! Мы должны оберегать мир. |
Первоклассник 1 | Я никогда не видела войны И ужаса ее не представляю Но то, что мир наш хочет тишины Сегодня очень ясно понимаю. |
Первоклассник 2 | Спасибо Вам, что нам не довелось Представить и узнать такие муки На Вашу долю все это пришлось – Тревоги, голод, холод и разлуки |
Первоклассник 3 | Спасибо Вам за солнца яркий свет, За радость жизни в каждом миге нашем, За трели соловья, и за рассвет И за поля цветущие ромашек. |
Первоклассник 4 | Да! Позади остался страшный час. Мы о войне узнали лишь из книжек. Спасибо Вам. Мы очень любим Вас. Поклон Вам от девчонок и мальчишек! |
Учитель | Свет памяти, Свет скорби и любви… И через сорок лет, И сквозь столетия Горячей каплей Пролитой крови Его в себе приносят наши дети! |
Выходят дошколята |
Дошкольник 1 | Я знаю от папы, я знаю от деда – 9 мая пришла к нам Победа Тот день весь народ ожидал, Тот день самым радостным стал. |
Дошкольник 2 | То утро стало знаменитым – По всей планете весть пошла: Фашисты подлые разбиты! Советской армии хвала! |
Дошкольник 3 | Пусть гремит салют победы Этим светом мир согрет. Поздравляем наших прадедов! Дню Победы многих лет! |
Дошколята вручают подарки |
Учитель | Слайд 22 Затихли военные годы, Свинцовый не цокает град, Но горькие раны березы Как память о прошлом хранят |
Ксюша | Помолчим над памятью друзей, Тех кого мы больше не увидим, Не услышим тех, кто жизнью всей Вместе с нами в мир грядущий вышел. |
Андрюша | Помолчим, чтобы сказать о них Не холодным, равнодушным словом, Чтоб они воскресли хоть на миг Всем звучанием голоса живого! |
Учитель | Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания (слайд 22 гиперссылка) |
Учитель | Еще стояла тьма немая, В тумане плакала трава, Девятый день большого мая Уже вступал в свои права. |
Ксюша | Слайд Еще тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий май, победный май! Салют и слава Победе Навеки памятного дня! Салют её Героям павшим и живым. Салют! |
Андрюша | Как хорошо проснуться на рассвете, Как хорошо, что ночью сняться сны, Как хорошо, что кружится планета, Как хорошо на свете без войны! |
Учитель | На этом наше торжественное мероприятие заканчивается. |