Внеурочное занятие разработано в форме устного журнала. Оно способствует формированию нравственной культуры третьеклассников, развитию критечского осмысления своих и чужих поступков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Внеурочное занятие по теме: «В защиту прав человека. Свобода»
Цель: формирование нравственной культуры у третьеклассников.
Задачи: способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков;
формировать умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора; вспомнить права гражданина.
Оборудование: рисунки детей, конституция, карточки. Фрагменты мультфильмов.
Форма проведения: устный журнал.
Методы работы: иллюстративно-словесные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.
Ход занятия:
-Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что означает слово « здравствуйте»? (Пожелание здоровья и счастья)
-А что для вас здоровье? Счастье?
Вступление.
На доске: два рисунка (сюжеты: весёлый и грустный).
-Посмотрите на рисунки. Какое настроение они вызывают?
-А какое настроение у вас сейчас? Почему?
-Почему, так важно хорошее настроение? (Лучше дело спорится)
Сценка «Игра». (Дети выходят со своих мест и встают вдоль доски)
Ведущий: - После уроков ребята решили поиграть. Дима: - Давайте поиграем в войну! Вова: - Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом. Саша: - А я не хочу. Дима: - Чего не хочешь? Саша: - Играть в войну. Вова: - Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь. Саша: - Я не хочу. Дима: - Захочешь. Саша: - Что же вы меня заставите?
Ведущий:- Давайте разберёмся. Кто прав? Кто не прав?(Ребята садятся на места)
- Как поступил Вова и Дима? Почему они не правы?
-Прав ли Саша? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваются разные точки зрения.)
-Может, кто догадался о теме нашего разговора на первой странице нашего журнала?
(Права человека)
(Тема, написанная на доске, открывается)
На доске: 1 страница. Права человека в обществе.
Основная часть.
- Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать. Многие из них вы знаете.
Работа в группах.
-Работаем дружно и слаженно.
Задание: напишите на листах, какие вы знаете права человека.
-Проверка. Заслушивание ответов.
-Ребята, у вас было творческое домашнее задание (изобразить или найти рисунок по одному из прав человека и предложить нам)
-А мы попытаемся отгадать это право.
Я тоже дома выполнила задание. Показ отрывков из мультфильмов, где нарушены права героев.
Работа в группах.
-Но прежде чем отгадывать, вы поработаете сначала в группах.
Ваша задача: отобрать более интересные и подходящие рисунки к тем правам, которые мы знаем.
На доске: вывешиваются работы и рисунки детей.
-Умницы! Вы верно назвали права, которые всю жизнь принадлежат человеку.
На доске:
-Это: - право на жизнь;
-право на свободу и неприкосновенность;
-право на труд;
-право на отдых;
-право на защиту чести и достоинства;
-право на образование;
-право на медицинское обслуживание.
Конституция.
-Ребята, а где перечислены наши права? (в конституции).
На доске:конституция
- Как вы понимаете, что такое конституция? (законы жизни.)
На доске: 12 декабря
-Что это за дата? (День принятия конституции)
-Верно. Конституция, по которой мы сейчас живём, принята в 1993 году.
На доске: показ книжки.
Заключение.
Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть!
За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.
Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа.
В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
На доске: Уважай чужие права!
Закрываем первую страницу нашего журнала.
Свобода.
На доске:2 страница. Свобода.
-Посмотрите на название второй страницы нашего журнала.
-Прочитайте её.
-Представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода.
-Как бы вы объяснили ему это?
-Послушайте индийскую сказку о купце и попугае и ответьте на вопросы.
О купце и попугае.
У одного купца жил попугай. Однажды купец решил съездить в Бенгалию по торговым делам.
-Я уезжаю. Что привезти тебе? – спросил купец.
-Я по твоей милости ни в чём не нуждаюсь, - ответил попугай, но – все же у меня есть к тебе просьба. В Бенгалии на таком – то поле растёт большое дерево, а на дереве гнездится множество попугаев. Прошу тебя, доберись до этого дерева и передай попугаям мой привет. Потом скажи: « Мой попугай, что сидит в клетке, просит вам сказать, что вы, мол, свободно летаете по лесам и садам, а о тех, кто скорбит, не думаете». Пусть они тебе на это что-нибудь ответят.
-Ладно, исполню твою просьбу! – сказал купец и уехал.
В Бенгалии, сделав торговые дела, он отправился на поле и передал привет своего попугая. Но не успел он вымолвить последнее слово, как попугаи замертво свалились с дерева.
Приехав домой, купец рассказал попугаю, что товарищи замертво упали на землю, ничего не передав в ответ. Как только он произнёс эти слова, попугай пошатнулся и свалился к верху лапками на дно клетки.
Купцу было очень жаль попугая, и он подумал: «Зря я рассказал ему о смерти его друзей». Взял он попугая за лапки и выбросил в окно.
А попугай вспорхнул и улетел.
Вопросы:
1. Как купец относился к попугаю? Нравилось ли тому жить в его доме?
2.Что означает просьба попугая? Какой он получил ответ?
3.Каким образом попугай добился свободы?
4.Может ли человек в аналогичных обстоятельствах рассчитывать на помощь друзей? Приведите примеры.
5.Есть ли у вас попугай или другие птички? Как вы думаете, хорошо ли живётся им? Быть может, они тоже мечтают передать привет своим товарищам?
На доске: Воля птичке дороже золотой клетки.(пословица).
– Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен?»
-Для чего человек должен ограничивать свою свободу?
2. На уроке математике неудержимо захотелось петь.
3.К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее.
4.Друзья зовут погулять. Вам очень хочется пойти, но у вас заболела мама.
На доске:
Вывод: Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим.
(Прочитайте и подберите подходящие к этому тексту и теме занятия пословицы и поговорки.)
-Послушайте текст.
- Мы много путешествуем с вами. Но сегодня нам пришло необычное приглашение посетить страну Законию. Это удивительная страна, её нет на карте, но познакомиться с её жителями будет интересно. Жители страны – Законии - люди гостеприимные, доброжелательные. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, её обычаях и порядках. Но так было далеко не всегда. Давным – давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять – оскорбляй. Можно всё. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя нельзя грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал решающий день битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Нетрудно догадаться, что тут началось.
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно привело в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
-Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали её жители, почему они чувствуют себя в безопасности?
(жители стали жить по законам; если люди уважают права других людей, выполняют обязанности, значит они чувствуют себя в безопасности, но когда свобода одних нарушает права и интересы других, в обществе утверждается беспорядок)
9. Итог занятия. Рефлексия.
-Важные ли страницы журнала мы открыли? Нужен ли был этот разговор?