Просмотр содержимого документа
«Устный журнал. Творчество Н.И. Сладкова.»
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
«ИДУ Я ПО ЛЕСУ…»,
ПОСВЯЩЁННЫЙ 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА СЛАДКОВА.
«Оглянись вокруг… - везде жизнь
таинственная и удивительная».
Н.Сладков.
Ц ЕЛИ: познакомить детей с творчеством писателя Н.И.Сладкова; учить понимать и любить природу; показать богатство русской природы, воспитывать бережное отношение к ней; развивать речь учащихся; прививать интерес к чтению. ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Н.И. Сладкова, записи детских песен «Если добрый ты» и «Не дразните собак», запись «Голоса птиц в природе», выставка книг Н.Сладкова, компьютер, проектор, презентация, плакат для проекта «Рисунки по итогам устного журнала», заголовки страниц устного журнала.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение и инсценировка произведений Н.И. Сладкова, разучивание песен и стихов, изготовление костюмов для инсценировок.
Сегодня всех приглашаем полистать страницы устного журнала «Иду я полесу…» и поговорим о замечательном детском писателе. Он рассказывает о себе так:
«Мои книги – это плоды моих увлечений. Увлечение подводным миром породило книжку «Подводная газета». Для этого пришлось опускаться на дно рек и озёр центральной полосы, высокогорных озёр, морей – Белого, Чёрного, Каспийского, Аральского, Азовского.
Увлечение пещерами дало книжку «Под каменным небом». Увлечение фотоохотой – «Смелый фотоохотник» и «Под шапкой-невидимкой». Увлечение пустынями – книгу «Земля солнечного огня».
-- Это Николай Иванович Сладков.
--Как вы думаете, зачем мы будем знакомиться с его творчеством?
О природе и животных создано немало интересных книг.
-- Каких авторов вы знаете?
Повести, рассказы, сказки о природе и животных писал Сергей Тимофеевич Аксаков, Иван Сергеевич Соколов-Микитов, Михаил Михайлович Пришвин, Виталий Валентинович Бианки, , Юрий Дмитриевич Дмитриев, Эдуард Юрьевич Шим и многие другие.
Среди них и Николай ИвановичСладков.
О нём и его книгах мы поговорим сегодня.
Открываем первую страницу нашего устного журнала.
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА – «ПОЧЕМУ Я ПИШУ О ПРИРОДЕ?»
(Презентация).
Николай Иванович родился 5 января 1920 года в Москве в семье рабочего-металлиста. Но всю жизнь прожил в Ленинграде, в Царском селе. Неподалеку от дома Николая Сладкова было много старинных разросшихся парков, где можно было спрятаться в зарослях и, став невидимым, увидеть совсем близко дятла, белку, синицу. В пустынном парке мальчик чувствовал себя следопытом и первооткрывателем.
С детства Николай Сладков стал вести дневник наблюдений. Сюда он заносил всё, что казалось ему интересным. Сначала это были очень короткие записи: «Увидел трёх дроздов», «Увидел тетерева с выводком». Со временем записи становились длиннее, и в них уже отражалось отношение к увиденному.
Школьником Николай Сладков занимался в кружке юных натуралистов при Ленинградском зоологическом институте, там он познакомился с Виталием Валентиновичем Бианки, который стал его учителем и старшим другом на многие годы.
После окончания школы Н.Сладков стал студентом Гидрографического института. Профессия, которой он обучался, называлась гидрограф. Гидрографы исследуют дно рек, морей и океанов, изучают и улучшают судоходные пути.
Учёба в институте Сладкову нравилась, но 22 июня 1941 года её прервала Великая Отечественная война.
После войны Николай Иванович всё своё свободное время посвящал изучению природы.
"Природа волновала и влекла меня всю жизнь, - говорит он,- ее красота, тайны, обаяние, удивительная стройность и слаженность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней."
Он открыл для себя горы Кавказа и Тянь-Шаня, которые полюбил на всю жизнь. Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. Он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась "Серебряный хвост". Потом были другие: "Безымянной тропой", "Десять стреляных гильз", "Трясогузкины письма", "В лесах счастливой охоты", "Иду я по лесу", "Планета чудес», "Под шапкой-невидимкой"... Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся.
Обратить внимание на выставку книг.
Учитель: Писатель хотел, чтобы дети, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.
-- Давайте ответим на вопрос 1-ой страницы.
В последствии в одной из своих книг Николай Иванович писал:
«Почему я пишу о природе?.. Первая, и главная причина, почему я пишу о природе, это, конечно, потому, что я её очень люблю. Природа – друг человека. А с другом надо дружить».
Учитель: В его рассказах столько необычных превращений, что и наш класс превратится сегодня в лес. Давайте и мы с вами отправимся в путешествие, послушать лесные разговоры.
Открываем вторую страницу нашего журнала.
ВТОРАЯ СТРАНИЦА «ЛЕСНЫЕ РАЗГОВОРЫ»
Инсценировки по произведениям Н.Сладкова
Заяц и Белка.
Белка: Слышал новость, Заяц?
Заяц: Я всё, Белка, слышу: эвон уши-то у меня какие!
Белка: Так чего же ты своими ушами слышал?
Заяц: Сперва ты, белка, скажи, какую ты новость слыхала?
Белка: Я слыхала, что тебя, Зайца, волки съели.
Заяц: Ну, это что! А я слыхал, что ты, Белка, волка съела.
Белка: Вот это да! Что же мне теперь делать?
Заяц: Известно что: глазам своим верить, а не чужим ушам!
Лиса и Мышь.
Лиса: Мышка-трусишка, ты треска боишься?
Мышь: Ни крошечки не боюсь.
Лиса: А громкого топота?
Мышь: Ни капельки не боюсь!
Лиса: А страшного рёва?
Мышь: Нисколечко не боюсь!
Лиса: А чего ж ты тогда боишься?
Мышь: Да тихого шороха…
Стреляный Воробей и Синица.
Воробей: Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?
Синица: Ружьё?
Воробей: Э-э, не угадала!
Синица: Пушка!
Воробей: Э-э, не угадала.
Синица: Какое же, Воробей?
Воробей: Рогатка. Из пушки-то по воробьям не станут палить, а из рогатки – только успевай отскакивай! Уж я-то знаю, я стреляный Воробей.
Лиса и Ёж.
Лиса: Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
Ёж: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
Лиса: Да не то чтобы не красивый…
Ёж: Может, я с колючками неуклюжий?
Лиса: Да не то чтобы неуклюжий…
Ёж: Так какой же я такой с колючками-то?
Лиса: Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный…
Синица и Дятел.
Синица: Дятел, а Дятел, ты когда есть хочешь – что делаешь?
Дятел: Сухое дерево долблю.
Синица: А когда пить хочешь?
Дятел: Сочное дерево долблю.
Синица: А когда наешься и напьёшься?
Дятел: Всё подряд долблю! Мне тогда ни пить, ни есть не надо, только подолбить дайте.
И другие рассказы.
Вывод: Ребята, вам понравились «лесные разговоры»? А каждый ли может такое написать?
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА – «В ЛЕС ПО ЗАГАДКИ».
Викторина по книге Н. Сладкова «Под шапкой-невидимкой» для детей и родителей.
На самом ли деле заяц косой? (Нет).
- А каким еще зайца называют? («Трусишка зайка серенький»).
- А трусишкой он был когда-нибудь? (Нет).
Какой зверь с перепугу околеть может? (Медведь).
Какой лесной житель «Любит молоко, ловит мышей и лягушек, смело вступает в бой с гадюкой»?
Подсказка: «При тревоге сворачивается в колючий шар, если трогать грозно пыхтит и поддает иголками». (Ёж).
Какую птицу называют болотным быком или бугаём? (Выпь).
Люди часто принимали её за чучело. Кого «её»? (Сову-сплюшку).
Какие птицы зимой ночуют под снегом? (Тетерева).
Почему «звонкоголосую и белощёкую нашу синицу», называемую большой или обыкновенной, Н. Сладков назвал «необыкновенной»? («Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет – умрет, захочет – воскреснет»).
Вывод: Вы были в настоящем огромном лесу? Что было для вас загадкой?
Физкультминутка.
ЧЕТВЁРТАЯ СТРАНИЦА – «ЗА ПТИЧЬИМИ ГОЛОСАМИ».
Учитель: Открываем следующую страницу нашего журнала – «За птичьими голосами».
-- Отгадайте, какие птицы живут в лесу, на лугу и послушайте их голоса.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей).
Сидит на суку, тараторит. Со всеми птицами спорит. Все ей вокруг интересно, Всем эта птица известна. Помнишь: где была? Далёко. Кто это? (Сорока).
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь).
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона).
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом.
(Клёст).
Эта птица – акробат. По деревьям скачет, будто ползёт вниз головой.
(Поползень).
Какая птица раньше использовалась, как почтовая? (Голубь).
Прослушивание записи голосов птиц.
-- Что нового вы узнали, услышали из этой страницы журнала?
ПЯТАЯ СТРАНИЦА – «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»
-Ребята, эта страница самая короткая, но самая важная!
Учитель: Николай Сладков пригласил нас на удивительную планету, которую населяют жители в перьях, шерсти и чешуе. Но на этой планете живут и разумные существа, они называют себя людьми, а планету свою - Земля!
Моя планета – человеческий дом.
Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
--Какой вывод мы сделаем?
Шестая страница. «Художественная – «На лесной полянке» (рисование под песню птиц, зверей по рассказам Н. Сладкова – создание проекта).
Звучит песня «Если добрый ты…»
(Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского).
Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал. Если ясный день - это хорошо, А когда наоборот - плохо! Слышно, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот - трудно! С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно. Если песни петь с ними - веселей,
А когда наоборот – скучно!
Рисунки прикрепляются магнитами к плакату.
Вывод: Ребята, чему научил нас сегодня устный журнал?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Учитель: Талантливый детский писатель Николай Сладков писал о природе так: "Каждая полянка в лесу, каждая низинка и каждый бугорок не просто полянка, низинка, бугорок, а место согласия. В согласии живут на них присущие им растения и животные, благоприятно влияя друг на друга". Так и мы люди должны жить в согласии и любви, т.к. мы тоже часть природы. Любите природу, берегите её, как любил и берег Николай Иванович Сладков.
Возможно, кто-то из вас станет писателем и напишет не менее интересные и занимательные рассказы.
Надеюсь, что в ваше сердце проник сегодня тот лучик света и любви к природе, который делает человека патриотом своей Родины.
Книги для выставки:
Сладков Николай Иванович «Лесные тайнички», «Воробей в шляпе», «Бежал ёжик по дорожке», «Избранное».