Просмотр содержимого документа
«Урок - игра "Правознайки"»
Правовая игра «Правознайки»
Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; сформировать представление о системе прав ребенка.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово
Добрый День дорогие друзья! Я приветствую вас на нашей правовой игре «Правознайки». Итак, приветствуем участников игры!
II. Приветствие команд и представление жюри
Каждая команда готовит свой девиз и эмблему. Ведущий представляет членов жюри:
1.
2.
3. III. «Как появилась Конвенция о правах ребенка»
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
— Что люди могут делать и что нельзя?
— Что они обязаны делать и что не обязаны?
— На что они имеют право и на что не имеют? Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека - заявление о правах и свободах человека во всем мире.
Когда вы читали книгу «Ваши права», все ли вам было понятно или встретились в тексте трудные слова, которые надо объяснить?
Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, равенство и свободу, отдых, досуг, социальное обеспечение, наслаждение искусством. Затем со временем он получает и другие права: иметь образование, свободно передвигаться, на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации. В 18 лет возникают права на свободный брак, участие в управлении страной, объединение в различные союзы, партии, группы, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, на свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд и на достойный жизненный уровень.
Знакомство с командами
1 команда «Правоведы»
Девиз: «Все законы изучили и на деле применили»
2. Команда «Адвокаты»
Девиз: Защищаем мы закон, потому что верный он»
3 команда «Юристы» Девиз : Мы помочь всегда готовы лишь бы люди правы были
4 команда «Таврида» Мы пришли к вам разъяснить, что же значит правым быть!
IV. Объявляется первый конкурс для команд
Для проверки и закрепления знаний сейчас командам предстоит ответить на следующие вопросы
ВОПРОСЫ:
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность
жилища? («Лиса и Заяц», лиса)
2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное
передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?
(«Лягушка - путешественница", лягушка)
3. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
(«Приключения Буратино», Карабас-Барабас)
4. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
5. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские музыканты»).
6. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
V. Сказки
1 команда «Правоведы»
Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
2 команда «Адвокаты»
Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку). 3 команда «Юристы» Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).
4 команда «Таврида» Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх. Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).
VI. Конкурс капитанов
А сейчас я попрошу выйти капитанов команд. Вам предстоит поработать следователем. С помощью подсказок вы должны определить о ком идет речь. За ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, со второй - 2 балла, с третьей - 1 балл.
1.Он очень отважный полицейский.
Его партнёр - человек.
Он - породистый пёс.
(Мухтар)
2.Он - герой, защитник будущего.
Он - необычный персонаж.
Он - мутант.
(Черепашка-ниндзя.)
3.Он круглобокий.
Его очень любят дети.
Он ушёл от бабушки.
(Колобок.)
4. Сказка учит нас, друзья Жить без домика нельзя. Лисе, зайке, поросенку Даже глупому мышонку. Ох, как нужно нам оно Это право на …
VII. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам проиграть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.)
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
( Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)
ФИЗМИНУТКА ИГРА РАЗРЕШАЕТСЯ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ 1. Посмотри на это знак: Мальчик поднял руку как. Слушать мнение ребенка… (разрешается) 2. Вот в углу стоит мальчишка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка… (запрещается) 3. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это … (разрешается). 4. Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются, В детстве тяжкая работа … (запрещается) 5. Рисовать и петь, учиться, Если заболел – лечиться, Это … (разрешается) 6. Этот слабый горбит спину, Пред сильным преклоняется: Быть рабом у господина Строго… (запрещается) 7. Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить – Это … (разрешается) 8. Математику решать А также знания получать Литературу учить Образованным быть … (РАЗРЕШАЕТСЯ) «Закончи пословицы» Работа с родителями Закончи пословицы, они помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Делу – время, потехе ….. (право на ……..) Дело мастера ….(право на ….) Жить – родине …..(право на….) Грамоте учиться – всегда ……(право на …..)
VIII. Подведение итогов.
Ребята, пока жюри подводит итоги давайте с вами обсудим, что вам понравилось? И как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ
Дискриминация - ограничение, лишение прав.
ООН- Организация объединенных наций, создана для упрочения мира между странами и обеспечения безопасности.
Гражданство - определенные отношения между человеком и государством, на земле которого человек живет. Гражданство основывается на признании и уважении человеческого достоинства, прав и свобод. Например, государство дает возможность и право человеку учиться, работать, а человек обязан приносить пользу людям и государству.
Рабство - полная зависимость, когда человек не имеет никаких прав.
Посягательство - попытка лишить какого-либо права, свободы.
Конвенция о правах ребенка Главный документ, защищающий права детей по всему миру — Конвенция о правах ребенка. Она была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. ... Конвенцию о правах ребенка ратифицировали 190 стран, в том числе и Казахстан — 8 июня 1994 года
Права́ челове́ка — правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.
Конституционные обязанности человека и гражданина – выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения