ЦЕЛИ :
_ формировать умение обсуждать проблему;
_ развивать внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные способности;
_ воспитывать такие нравственные качества, как отзывчивость, доброта, скромность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Макет камина со свечами на нём, два кресла, журнальный столик, несколько мягких игрушек, таблица, объясняющая значение слова «ток- шоу», сигнальные карточки, перечень нескольких пословиц, помещенный на доске.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Героями ток- шоу заранее подготовлены проблемные истории.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня мы поиграем в ток- шоу. Ток- шоу – это телепередача, в которой обсуждается какой-либо вопрос, проблема. В телепередаче принимают участие приглашённые в студию зрители. Наш ток- шоу называется «У камина».(Обращается внимание зрителей на изображение камина и свечей, на стоящие возле него кресла и журнальный столик.) Камин- это символ тепла и уюта. Возле него и разговор становится искренним, доверительным.
( Учитель демонстрирует таблицу, объясняет значение слова «ток-шоу»)
TALK SHOW (англ.)
говорить показ
беседовать демонстрация
Учитель. Представьте, что все вы не дети, а взрослые, серьёзные люди, которые имеют достаточный жизненный опыт, умеют слушать, задавать вопросы, высказывать своё мнение, давать советы. Перед вами будут выступать дети, они расскажут о своих проблемах. Ваша задача- высказать своё мнение по данной теме, помочь герою разобраться в ситуации.
А ситуации, в которые попали наши гости, очень непростые. Разговор у нас пойдёт о нравственности, то есть о том, что такое хорошо и что такое плохо. Надеюсь, это ток – шоу поможет вам задуматься о своих поступках, а кому- то и пересмотреть своё отношение к окружающим.
Вы готовы принять участие в серьёзном разговоре?
В ваших руках – сигнальные карточки. С одной стороны их изображён вопросительный знак, что означает «хочу спросить», с другой- восклицательный- «хочу сказать». Если у вас возникает вопрос, то поверните карточку той стороной, где изображён знак вопроса; если захотите высказать свои мысли, дать совет, то поверните её другой стороной, с изображением восклицательного знака.
Я начну передачу с притчи, которая как нельзя лучше подходит к теме нашего разговора.
Чтение и обсуждение притчи «Два ангела».
Два ангела- путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того путники были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стане и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил, почему. Старший ответил:
- Вещи не такие, какими кажутся.
На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами скудную еду, которая у них была, и предложили им свои постели, чтоб те могли хорошо выспаться.
Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их корова, молоко которой было единственным доходом семьи, лежала мёртвая в хлеве. Младший ангел спросил старшего:
- Как это могло случиться? Первый мужчина имел всё, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?.
- Вещи не такие, какими кажутся, - ответил старший ангел. – Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро. Я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постелях, пришёл ангел смерти за женой хозяина. Я отдал ему корову.
Вопросы для обсуждения:
- Как повели себя обе семьи по отношению к ангелам? Какие качества проявили?
- Чему, по- вашему, учит эта притча? ( быть добрым, благодарным, платить добром за добро.)
Учитель. Итак, встречаем первого гостя. Знакомьтесь: Даниил.
Учитель предлагает гостю занять место в кресле, выбрать одну из мягких игрушек на журнальном столике и во время рассказа держать её в руках, чтобы она помогла ему справиться с волнением.
Даниил. Меня зовут Даниил Я хочу рассказать случай, который произошёл около года назад.
У нас дома живёт собака. Она очень умная и особенно любит маму. Собака всегда поджидает маму с работы. Она узнаёт по шагам, хорошее у мамы настроение или плохое. Если хорошее, собака бежит навстречу, плохое – уходит на своё место за шкаф.
Однажды мама пришла очень усталая, сняла туфли.
- Поставь чайник, - попросила она меня.
-Сейчас, - сказал я, а сам стал приклеивать трубу к пароходу.
А собака взяла в зубы одну тапочку, потом вторую и принесла маме.
_ Спасибо, - ласково сказала собаке мама, - умница.
А мне она ничего не сказала.
Сейчас- то я понимаю, что когда человек устал, нужно ему помочь. А тогда не понимал. Прошло много времени, а мне до сих пор не даёт покоя этот случай. Что вы мне можете посоветовать?
Учитель. Проблема ясна. Переходим к обсуждению.
Реплики зрителей
- Очень хорошо, Даня, что ты понял: уставшему человеку надо помочь.
- Ты должен сказать спасибо своей собаке за то, что она преподнесла тебе такой хороший урок.
- После того случая ты всегда был внимателен к маме?
- Если тебя до сих пор мучает совесть, расскажи об этом маме. Она тебя обязательно поймёт и успокоит.
(Герой отвечает на вопросы, выслушивает советы, делает вывод. Учитель направляет беседу в нужное русло.)
Учитель. Какая из помещённых на доске пословиц подходит к данной ситуации? (Совесть без зубов, а загрызёт)
Спасибо тебе, Даниил за то, что ты пришёл к нам на передачу и рассказал о своей проблеме. Нам всем было полезно задуматься над тем, что мы услышали.
Встречаем следующую гостью. Её зовут Даша.
Даша. Здравствуйте. Я расскажу вам историю, которая произошла совсем недавно на моих глазах.
Идут двое мальчишек и хвастаются.
- Я такой сильный, что одной рукой грузовик подниму ! – говорит первый.
А другой ему :
- Подумаешь, грузовик! Я дом могу поднять! Правда, двумя руками.
-Ну, если двумя руками, - засмеялся второй, - так я целый поезд в сто вагонов подниму.
- А я слона подниму да ещё десять раз подкину! – не сдаётся первый.
- Что слон! – махнул рукой второй. _ Я гору подниму одной левой.
Вот какие силачи! Да только поверить трудно. Правда, шла рядом с ребятами старушка с тяжёлой сумкой, но разве это тяжесть для таких силачей? Они и смотреть- то на неё не стали. Пришлось мне, девочке, предложить свою помощь старушке. Я специально сделала это громко, чтоб они слышали. Представьте себе, они только на секунду оглянулись на нас и снова продолжили свой глупый разговор. Какие же мужчины из них них вырастут? !
Реплики зрителей
- Даша, сколько примерно лет этим мальчикам? Может быть, они ещё маленькие и не знают правил этикета?
- Возможно, благодаря твоему поступку, они поняли, что вели себя некрасиво, и исправятся.
- Интересно, а если бы это была их бабушка, они бы тоже не помогли ей?
- Хвастаться всегда некрасиво!
- Какая польза от силы, если она никому не делает добра?!
- Настоящие мужчины не хвастают своей силой, а просто помогают другим.
- Какую пословицу мы выберем для этой ситуации?(сила хорошо, ум лучше а доброе сердце всё покрывает.)
Встречаем следующего гостя – Диму.
Дима. Однажды я стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан. К Полкану подбежал маленький мопс и стал на него кидаться и лаять, хватал его зубами за огромные лапы. За морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
- погоди- ка, вот он тебе задаст, - сказал я радостно, предчувствуя хорошую драку, - проучит он тебя.
Но мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно. – Видишь ли, - вдруг сказал мне отец, - Полкан добрее тебя, Дима. Когда с тобой начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых Отец сказал, что Полкан добрее меня. Мне стало обидно за такие слова. Неужели отец прав?
Реплики зрителей
- Твой отец прав: большому и сильному стыдно обижать обижать маленьких и слабых.
- Полкан показал тебе хороший пример, как надо обходиться с малышами.
- Наверно, Дима, ты не всегда обижаешь своих братьев и сестёр, но и помогаешь им в чём- то, правда?
- Не обижайся на отца за то, что он постыдил тебя. Наверно, по- другому ты не понимал.
- Если этот случай так серьёзно задел тебя, значит, у тебя есть совесть и ты обязательно исправишься – не будешь обижать малышей.
- Ты молодец, что пришёл на передачу, поделился своей проблемой. Теперь тебе станет легче.
- Остаётся подобрать подходящую данной ситуации пословицу. (Малый, что глупый, а глупый, что малый.)
Знакомьтесь: Таня. она расскажет нам свою историю.
Таня. Я живу в посёлке.
Недалеко от посёлка находится лес. Через лесную дорожку протекает речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик с перилами. Только прошла я как-то по нему и чуть не упала. У мостика доска оторвалась.
«Какая плохая доска, в следующий раз надо быть осторожней», - подумала я. Вслед за мной прошли по мостику и два дружка – Николка с Петей. Тоже чуть не упали.
- Вот противный мостик!- рассердились они. Пришли к себе в посёлок я, Николка и Петя и всех своих друзей предупредили:
- Не ходите по мостику, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.
- Хорошо сделали, что предупредили,- сказали ребята, - но могли бы сделать ещё лучше!
Не знаю, как Николке с Петей, но мне очень обидно стало: мы их предупредили, а они над нами посмеялись. Вот и делай после этого людям добро!
Реплики зрителей
- Ребята не посмеялись, а только намекнули, как можно было ещё лучше поступить. ты догадалась, Таня, как?
- Я почему- то уверен, что мостик уже кем- то отремонтирован. Я прав?
- Конечно, это не женское дело- ремонтом заниматься, но ты, Таня, могла бы намекнуть об этом мальчишкам Николке и Пете.
- Мостик общий, значит, не надо ждать, пока его отремонтирует кто-то другой. К тому же, это не такая уж странная поломка, с ней сможет справиться любой мальчишка без помощи взрослых.
Учитель. Подумаем над пословицей. Какая соответствует ситуации? (Маленькое дело лучше большого безделья.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель. Спасибо всем участникам и зрителям передачи.
В заключение продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял…
Примечание. В качестве ситуаций использованы материалы произведений:
А. Седугин. «Про умную собаку».
Л. Яхнин. «Силачи».
К. Ушинский. «Играющие собаки».
Ю. Ермолаев. «Страшный мостик».