Целеполагание: актуализировать представления детей о том, что Казахстан – многонациональное государство, где каждый народ имеет право развивать свой язык и культуру; Конституция, закон о языках; способствовать развитию памяти, внимания, умению формулировать, анализировать, доказывать своё мнение, коммуникативные навыки и творческие способности; на основе краеведческого материала учить понимать красоту и своеобразие родного края; воспитывать гордость за свою Родину; расширять кругозор детей; воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, свой народ, справедливость и честность.
Ход урока
И снова – до свиданья, лето!
Сентябрь дает сигнал звонкам,
И в классах новые отметки
Бегут по школьным дневникам.
Звенит, поет звонок веселый,
Зовет за парту – точно в срок.
Пора настала. Здравствуй, школа!
Вы слышите? Звенит звонок!
Бегом, вприпрыжку – на урок!
- Поздравление с наступающим новым учебным годом.
- Вступительная беседе о дне Знаний.
Уже на календаре 1 сентября. Для школьников всей страны сегодня звенит школьный звонок.
Звенит звонок.
Учитель. Звенит звонок,
Рассыпав смех веселый,
-Он стосковался
В летний час по нас.
День добрый, школа,
Дорогая школа!
День добрый,
Наш уютный, светлый класс!
Дорогие ребята, а также ваши мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки и братишки! От всей души поздравляю вас с началом нового учебного года, с сегодняшним праздником - Днем знаний.
- Напутствие второклассникам
Уже не первый класс – второй
Тебя встречает на пороге,
Красив твой возраст озорной
В начале жизненной дороги.
Ты повзрослел за этот год,
Забот прибавилось, уменья.
Родная школа – твой восход,
Здесь твоё главное ученье.
Всё по ступенькам, по слогам,
Всё не спеша, всё терпеливо.
Прошёлся год по букварям,
Год первый, самый год счастливый.
Теперь за лето отдохнул,
И сил набрался для запаса
И гордо радостно шагнул
В объятия второго класса.
- Сообщение темы урока.
- Беседа.
- Краеведческие сведения.
- В какой республике мы с вами живём?
- Назовите столицу нашей родины?
- Кто возглавляет наше государство?
- Люди каких национальностей проживают в Казахстане?
- Назовите символы государства
- Какого цвета флаг?
- Что обозначает голубой цвет? (небо, мир, спокойствие)
Герб. – Какого цвета? (золотисто-голубого)
На нём изображён шанырак – верхняя сводчатая куполообразная часть юрты.
Мифические кони – традиции и мотивы.
А золотая звезда – символ высоких помыслов и зовущей за собой мечты.
- Что такое гимн? (торжественная песня)
В нашей стране дружно живут и работают люди разных национальностей: казахи, русские, корейцы, украинцы, белорусы, армяне, греки, немцы и др.
«Сила птицы – в крыльях, сила человека – в дружбе, - говорит казахская пословица»
Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете
Пускай, как солнце, светит нам она.
- Какой праздник недавно отмечал народ РК?
(30 августа - день Конституции)
- Что такое Конституция? (основной закон).
Показ Конституции РК.
Конституция – слово латинское и означает «устройство».
Права и обязанности граждан РК.
В Конституции РК записаны права и обязанности.
- Ребята, а как вы думаете, какие права и обязанности есть у вас? (Первая, очень серьёзная обязанность – прилежно учиться, получить среднее образование. Вы должны стать образованными, много знающими людьми, готовыми к труду. (права на труд, образование, жизнь, отдых, свободного передвижения и др.) (обязанности: соблюдать Конституцию и законодательство РК, уважать права, свободы, честь и достоинство других граждан, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам).
Весёлая переменка.
1) Учитель: Как нужно относиться к учебнику, чтобы он всегда был новым и чистым? (Не носить в школу)
2) Первоклассники «прослушали» сказку о рыбаке и рыбке. Одна девочка возмутилась: «Вот глупый старик, попросил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху».
3) Шестилетний Саша рассказывает младшему брату сказку:
- Жили-были царь и царица, и был у них маленький царёныш.
Я уже знаю о вас многое: вы любите петь и рисовать, лепить и прыгать. А ещё я знаю, что вы любите сказки. Попробуйте-ка отгадать, из каких популярных сказок следующие слова:
«Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку…»
«Посадил дед репку…»
«Алёнушка, сестрица моя!…»
«Нам не страшен серый волк, серый волк…»
«Махнула мышка хвостиком…»
Есть ещё игра для вас:
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.
Самолётом правит…(лётчик)
Трактор водит …(тракторист)
Электричку… (машинист)
Стены выкрасил…(маляр)
Доску выстругал…(столяр)
В доме свет провёл…(монтёр)
В шахте трудится…(шахтёр)
В жаркой кузнице -…(кузнец)
Кто всё знает -… (молодец!)
- Игры, развлечения.
ВЕСЁЛЫЕ ЗАДАЧКИ
1) Волк пригласил на свой день рождения трёх поросят, семерых козлят и одну Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рождения? (11)
2) На верёвке висели и сохли 8 наволочек. 6 наволочек стащила и сжевала коза Люська. Сколько наволочек высохли на веревке? (2)
3) Если тихонько подкрасться к дедушке и папе сзади и внезапно крикнуть «ура!», папа подскочит на 10 см, а дедушка – на 4 см. На сколько сантиметров выше дедушки подскочит папа, услышавший внезапно «ура!»? (6)
ИГРЫ
1)В темпе назвать учебные принадлежности. Читает учитель.
У вас в портфеле лежат: линейка, дневник, пенал, молоток, карандаш, ручка, учебник, клей, гвоздь, рубашка, тетрадь, альбом, фломастер, треугольник, краски, кисти, циркуль, ваза, учебник, пластилин.
Назовите лишние предметы.
2) Ассорти из вопросов.
- Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.)
- Назовите три сказки с главным героем Иваном?
- Где спрятался седьмой козленок? (В печке.)
- Что несла бабушке Красная шапочка? (Пирожки и горшочек масла.)
- Что больше всего любил Карлсон? (Варенье и печенье.)
- Где баба взяла муку на Колобка? (По амбару помела, по сусекам поскребла.)
- Из чего фея сделала Золушке карету?
- Назовите имена друзей Незнайки. (Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунтик.)
- Подведение итогов
- Рефлексия
Звонок голосистой птицей
Опять пролетит поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи,
Но в классе сидит любопытство,
Которому в будущем жить!