-совершенствовать речевые умения, учить делать выводы и обобщения;
-учить выявлять причины экологического неблагополучия в природе и возможные пути его преодоления.
Формирование УУД:
Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, прививать любовь к природе, чувство ответственности за нее и личному вкладу в охрану окружающей среды
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, планирование совместных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, уметь ее анализировать, выделять главное для себя.
Коммуникативные действия: уметь работать в паре, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, умение контролировать действия партнеров.
Оборудование: семена деревьев, шишки, карточки с заданием, презентация.
Ход внеклассного мероприятия:
- Здравствуйте, дорогие мои друзья!
- Я очень рада видеть вас!
- Ребята, сейчас я попрошу вас закрыть глаза и послушать музыку. (Звучит музыка леса).
-Ребята, что вы услышали?
Отгадайте загадку, и вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Ответ: Дерево)
- Назовите тему нашего сегодняшнего мероприятия.
(Называют тему мероприятия)
Тема: Деревья нашего края.
-Как вы думаете, что вы узнаете сегодня о деревьях?
-Правильно ребята, сегодня на занятии вы узнаете много нового и интересного о деревьях нашего края.
-Какие виды деревьев вы знаете? (Деревья бывают лиственные и хвойные)
-Лиственные деревья это какие?(У которых на деревьях листья в форме пластины)
-Какие хвойные? (У которых вместо листьев иголки)
-Правильно ребята, а есть ещё дикорастущие и плодовые.
К плодовым деревьям относятся: яблоня, груша, вишня, абрикос, слива, рябина. Такие деревья люди выращивают в саду, ведь они дают вкусные съедобные плоды.
-Такие деревья растут в лесу, парках и вдоль дорог.
-Назовите деревья которые растут в Татарске и в Татарском районе?
Скажите, почему лес называют «лёгкими» нашей планеты?
Их называют так, потому что лесные растения выделяют огромное количество кислорода, и поглощает очень много углекислого газа.
Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек! Так же деревья защищают водоемы от обмеления, а почвы от разрушения. Из древесины получают строительные материалы, бумагу, искусственные ткани и кожу, фотоплёнку и киноплёнку, лаки и краски, пластмассы и много – много других необходимых изделий…
Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека.
- Ребята, скажите от чего мы должны защищать лес? (пожара, загрязнения отходами, от вырубки леса и т.д.)
Весной и летом в лесах очень часто возникают пожары. Очень страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить или тушат не полностью. И поэтому в летнее время, когда стоит сухая жаркая погода запрещается разводить костры. Берегите лес, от пожара! Страшнее пожара для леса ничего нет.
Причины пожаров в природе:
• попадание молнии в дерево; • случайное фокусирование солнечных лучей бутылочным стеклом; • сжигание сухой травы, мусора; • детские шалости со спичками; • случайное попадание искр из выхлопных труб автомобиля; • несоблюдение мер безопасности при разведении костров.
-Если вы заметили пожар, что нужно делать?
- Если вы обнаружили в лесу очаг возгорания первое что нужно делать - сообщить о месте пожара в лесную охрану, администрацию, полицию, спасателям.
По какому номеру мы можем позвонить и сообщить о пожаре?
- Ребята, как нужно правильно разводить костёр?
Загадки про деревья
Загадка № 1
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет —
Желуди на нем!
(Ответ: дуб)
Интересный факт: Известно, чтодуб может дожить до 2000 лет, но обычно живёт до 300-500 лет. Из желудей делают варенье, желудевое кофе, а также лечебные настои.
(Показ семян дуба)
Загадка № 2
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ответ: ёлка)
Интересный факт: Еловые леса удивительным образом влияют на климат. Зимой в ельнике теплее, чем за его пределами, а в летнюю жару — прохладнее.
Хвоинка ели живет на дереве 7-9 лет. После чего опадает, и на ее месте
вырастает новая иголочка.
Из древесины этого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, бумагу, изготавливают музыкальные инструменты - скрипки и рояли.
(Показ шишек и семян ели (сосны))
Загадка № 3
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(Ответ: Лиственница)
Интересный факт: При благоприятных условиях лиственница вырастает до 50 метров в высоту, при этом диаметр ствола может достигать 1 метра.
Хвойные деревья выделяют вещества – фитонциды круглый год. Фитонциды убивают разные микробы. Поэтому воздух в хвойном лесу самый чистый и здоровый. Небольшой хвойный лес за год очищает воздух от 35 тонн пыли.
(Показ шишек и семян лиственницы)
Загадка № 4
Жёлто – красная одёжка,
Каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он.
Догадались? Это …
(Ответ: Клен)
(Показ листьев и семян клёна)
Загадка № 5
Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые, Осенью – румяные.
(Ответ: Яблоня)
Загадка № 6
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Ответ: Березы)
Викторина «Узнай дерево» (работа в парах на карточках)
1.Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
2. Какое дерево с белой корой? (Береза, осина).
3. Какое дерево дает сладкий сок? (Берёза, клён)
4. У каких деревьев листья осенью красные? (Осина, клён, рябина)
5. Определи дерево по листьям. (Дуб)
6. Определи дерево по листьям. (Клён)
7. У какого дерева семена окутаны в вату (пух)? (Тополь)
8. Перечислите деревья нашего края.
ПРОВЕРКА по эталону
Заключительная часть.
-Ребята, сегодня мы с вами вспомнили о деревьях нашего края. Узнали много нового и интересного. Что же мы сможем сделать, для того чтобы наш край славился березовыми рощами, дубравами и сосновыми борами? (Ответы детей.)
(Правила вывешиваются на доску)
- Беречь и охранять деревья, лес и природу.
- Не рвать, не ломать зеленые насаждения.
- Без нужды не рубить деревья.
- Садить деревья
- Беречь лес от пожара
- Не мусорить.
Посев желудей дуба
А сейчас мы с вами посеем жёлуди дуба, для того чтобы весной высадить саженцы в нашем городе, «Дендропарке» и «Берёзовой роще». Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.