Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Здравствуйте! Ребята, посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Посмотрите на солнышко – улыбнитесь ему. Пусть на протяжении всего урока это милое солнышко придаёт нам оптимизма, творчества и, конечно же, хорошего настроения! -Ребята! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Как много солнышек засветилось. Спасибо! А это мое настроение…Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей. Удачи! | - Здравствуйте! Показывают свое настроение с помощью смайликов. | Личностные: Формируем мотивацию к обучению целенаправленной познавательный деятельности. |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | -Перед началом урока немного разомнемся. -Посмотрите на слайд, перед вами гласные. Прочтем их. А – О – У – Ы – И – Е – Ю II. Упражнения для дикции: 1. И – Э – А – О – У – Ы 2. Слоги: ар ор ур ыр ра ро ре ря рар рир рок рер тыр сар рян рюн рты рсю рлы лрю III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки. ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. IY.Упражнения для интонации: Испугался Рома грома, Заревел он громче грома. | А – О – У – Ы – И – Е – Ю И – Э – А – О – У – Ы ар ор ур ыр ра ро ре ря рар рир рок рер тыр сар рян рюн рты рсю рлы лрю ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. Испугался Рома грома, Заревел он громче грома. | Коммуникативные: Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения |
Выявление места и причины затруднения | - Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, отгадайте загадку: - Если городу ночью холодно стало, И ночь для него одеяло достала, Если снегом заботливо город одела. - Какое время года прилетело? — Закройте глаза и шепотом произнесите: «З – И – М – А …» –Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза. –Произнесите предложение, делая ударение каждый раз на другом слове. — Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА? -Рассмотрите картины русского художника И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», «Зима». -- Какие чувства у вас возникли? Что вы себе представили? - Поделитесь своими чувствами. -В чём различие картин? - Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму? - Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной. Зима – это, наверное, то время года, которое никого не может оставить равнодушным. Многие русские поэты восхищались необычайной красотой русской зимы в своих произведениях. Зимнюю природу изображают по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты — с помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит. - Сегодня мы будем знакомиться со стихотворениями, посвященными удивительному времени года – зиме. А вот с чьими стихотворениями? - Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении: В этом имени слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет, Что-то есть в нём от русских песен –Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И синь – рассвет. Что-то есть в нём И от весенней Грусти, юности И чистоты… - Как вы думаете, о какой фамилии какого поэта идёт речь? Ответить на этот вопрос вам помогут звуки этого стихотворения. Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты… (Николай Браун) –Сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина.
|
Зима «З – И – М – А …» С неба падают снежинки. С неба падают снежинки. С неба падают снежинки. Холод, зима, метель, снег. Чувства спокойствия, красоты. Представили, как мы играем среди этих сосен. Греемся лучами солнца. На первой картине изображены сосны в снегу. А на второй картине снега нет. Прекрасная, волшебная, сказочная.
Есенин. | Коммуникативные: Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения; формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; Познавательные: Находить ответы на вопросы, работать с текстом. |
Построение проекта выхода из затруднения | сообщения детей об авторе. –Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями С. Есенина «Поет зима аукает» и «Береза» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | 1-й ученик. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки. 2-й ученик. Родители его были бедными крестьянами. Маму звали – Татьяна Федоровна. Отца – Александр Никитич. 3-й ученик . С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже. 4-й ученик. Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных. 5-й ученик. Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Сергея Есенина много стихов о природе.
| Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи; |
Реализация построенного проекта выхода из затруднений | Аудиозапись стихотворения. - Понравилось ли вам стихотворение? - На мой взгляд в нём есть что-то сказочное и это помогает передать музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь». -Чем это стихотворение напоминает сказку? - Какой перед вами предстала берёзка? - Откройте учебник на странице 195. -Прочитайте стихотворение вполголоса. Подчеркните непонятные слова и выражения. 3) Словарная работа. -Как вы понимаете слова: кайма, бахрома, заря? Кайма- отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия. Бахрома- тесьма с рядом свободно свисающих нитей. Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Анализ произведения. -Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? -Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете. -Какое время дня рисует поэт? -Почему вы так решили? -Солнечное или пасмурное утро? -Прочитайте, как занималась заря зимой. -Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? -Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением. -Докажите это строчками из стихотворения. -Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, медленный, неторопливый? - Какое чувство, настроение создал поэт? (Выразительное чтение стихотворения.2-3 ученика) - Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все увидели нарядную, тихую сияющую березу. - Где по - вашему нужно немножко приостановиться? - Где читать быстрее? - Хотелось бы вам поработать ещё с одним стихотворением Есенина? - И это осуществимо, потому что впереди у нас работа со стихотворением Сергея Есенина «Поёт зима, аукает», но сначала отдохнём. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Да. Это стихотворение напоминает сказку тем, что в нем описываются все прелести зимы. Затруднения в ответе. Белая, серебристая. Белая береза Под моим окном принакрылась снегом Точно серебром. Поэт рисует зиму. Солнечное утро. Олицетворение Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда. Да | Коммуникативные: Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи; формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения; Познавательные: Находить ответы на вопросы, работать с текстом. |
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи | - А теперь послушайте это стихотворение. (включается аудиозапись) - Какие картины представили? - Какие звуки зимы услышали? Словарная работа. Поет – сильно дует Аукает – перекликается Сосняк- сосновый лес Метелица -ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли. Стозвоном – звон 100 сосен (автор.) Ковром шелковым – мягким ковром Сиротливые – без родителей Комментированное чтение. 1 строфа: Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. - В каком лесу оказался поэт? - Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон». - Какое слово использует поэт, показывая лес? - Что значит это слово? - Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? - С кем автор сравнивает зиму? - Какие слова помогают оживить зиму? - Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением. - Кого олицетворяет зима? (заботливую мать) - Какая она? Рисуем образ зимы - Откуда видно, что автор грустит? - О чём тоскуют облака? - Какие они? Что значит «седые облака»? - Такой оборот речи, когда слова и выражения употребляются в переносном значении, называется метафора. - С каким чувством будем читать 1 часть? 2 строфа: А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. - Кто главный герой? - Чем необычен образ метелицы? - Как понимаете это выражение? Оно в прямом значении или в переносном? - Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? - Какая зима во 2-й части? - А по отношению к воробышкам? - Какое чувство вызывают у автора воробышки? - Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? - Такой приём называется сравнение. - С каким чувством будем читать? 2-ю часть - Прочитайте это стихотворение выразительно.(2-3 ученика) | Как лес покрыт в снегу, метет метель у дома. Ауканье. В сосновом, мохнатом Мохнатый Засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много Зима С человеком Поёт, аукает Мягкая, добрая, немного грустная С тоской глубокою Уплывают в страну далёкую Седые Белые С чувством грусти Метелица Ковром шелковым стелется Метафора Красивая, но холодная Равнодушная Жалеет их Как детки сиротливые С чувством жалости | Коммуникативные: Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи; формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения; Познавательные: Находить ответы на вопросы, работать с текстом. |
Самостоятельная работа, самопроверка по эталону. | Работа в паре Составьте с другом нерифмованное стихотворение на тему «Зима» из 5 строк, которые строятся по определенным правилам. 1стр.- КТО? ЧТО? (Тема) (В 1 стр. тема называется одним словом (обычно сущ.-м)) 2 стр. –Какой? Какая? Какое?(описание темы) (Это описание темы в 2 словах (прилагательные)) 3 стр.- Что делает? (описание действия) (Это описание действия в рамках темы 3 словами) 4 стр.-1 предложение о теме (Это предложение из 3-4 слов, показывающая отношение к теме, настроение) 5 стр.-1 слово (Повторяет смысл третьей строки, но состоит из 1 слова) Например, Зима Морозная, холодная Аукает, баюкает, ревёт Стучит по ставням свешенным Злюка | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи; Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения; Познавательные: Находить ответы на вопросы, работать с текстом. |
Включение в систему знаний и умений, повторение | - Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока. - У вас на столах снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то что ж не оставлять же берёзку голой. Прикрепите на неё самую маленькую снежинку. | Клеят к березе снежинки. | Коммуникативные: Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи; Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения; Познавательные: Находить ответы на вопросы, работать с текстом. |
Рефлексия | -Со стихотворениями какого поэта мы сегодня познакомились? -Какие стихотворения прочитали? - Что такое метафора и олицетворение? - Что на уроке у вас хорошо получается? - Над чем ещё надо поработать? | С.Есенина. «Береза», «Поет зима – аукает». Олицетворение- предметы неживой природы изображаются как живые существа называется. Метафора - когда слова и выражения употребляются в переносном значении. Читать стихотворения. Поработать нужно над выразительностью. | Личностные: -устанавливать связь целью учебной деятельности и её мотивом; |
тема: «Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»»
Ейск, 2019г.