kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий клубного часа "Волшебный лес"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели - расширять и углублять природоведческие знания учащихся, показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе: деревьями, растениями, грибами, птицами, животными, цепью питания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий клубного часа "Волшебный лес"»

МБОУ «Гимназия №1 им.Ризы Фахретдина»











Сценарий клубного часа

«Волшебный лес»

для учащихся группы продленного дня
































Девиз: Лес не школа, а всех учит.

Цели:

Обучающие:

  1. Расширять и углублять природоведческие знания учащихся. 

  2. Показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе: деревьями, растениями, грибами, птицами, животными, цепью питания;

  3. Дать понятие об экологии - как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с

природой.

Развивающие

  1. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

  2. Развивать логическое мышление, память, воображение, речь. 

  3. Обогащать словарный запас детей. 

Воспитательные

  1. Помочь учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязей в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. 

  2. Воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.

  3. Учить детей видеть красоту леса.

Оборудование: картины леса в разное время года, картинки растений, грибов, зверей, птиц; карточки с буквами; «лесовичок», карточки красного, жёлтого, зелёного цвета.

Ход урока:


Организационный момент.

 

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.


Сообщение темы урока.


- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажите сами. Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).

Л

Е

С

О

В

И

Ч

О

К



-Что такое заповедник?

-Как называется книга с редкими растениями и животными?

-Почему она называется Красной книгой?

- Кто отгадал, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)

- А где он живет? (В лесу)

- Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса.


Вступительная беседа. 


- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о лесе, потому что каждый житель нашей страны должен знать и помнить, что лес очищает воздух, которым мы дышим, значит, укрепляет наше здоровье. Не зря лес называют лёгкими нашей планеты. Удивительный мир природы… Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. А теперь послушайте одну историю.

Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? - рассуждал художник. - Лес - это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья. Очень хорошие получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берёз.

- Как вы думаете, какие деревья нарисовал художник? (Берёзу, дуб, липу, тополь, ель, сосну, пихту, лиственницу, клён)

- Посмотрите, вот здесь на доске прикреплены стволы деревьев. У вас на столе лежит поднос с листьями, вы должны угадать и правильно прикрепить листья к деревьям. А теперь посмотрите на картины и скажите, как называются эти леса? (Берёзовая роща, дубовая роща, ельник, сосновый бор)

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то.

А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы.

- Что случилось?- удивился художник.- Почему засох мой лес?

- Какой же это лес?- вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.

Посмотрел он в угол картины и понял, что это старичок - лесовичок разговаривает с ним.

- Разве может быть лес без кустов, травы, цветов?- продолжал лесовик.

- Не может, согласился художник и принялся за новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё лучше. Потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле - среди зелёной травы - множество ярких цветов.

- Посмотрите, сколько красивых, лесных цветов нарисовал художник. Но все они растут в разное время. Попробуйте из них составить три букета: весенний, летний и осенний. Голубой кружочек означает весну (первоцвет, подснежник, голубая пролеска, сон-трава, ландыш, медуница, мать-и-мачеха), красный - лето (лесная гвоздика, колокольчик, зверобой, ромашка, мышиный горошек), жёлтый – осень (бессмертник, вереск).

- Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, – вот теперь-то у меня получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

- Ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесовичок художнику. Грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

- Почему, как вы думаете? (Грибы — особые живые организмы. Эти жители леса тоже дружат с растениями и животными. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы помогают разлагаться остаткам пней, засохших веток, упавших на землю стволов и опавшей листвы. А полакомиться вкусными грибами любят многие лесные обитатели!)

И художник нарисовал в своём лесу грибы.

- Ребята, вам задание, поместить правильно грибы. Знайте, каждый гриб дружит со своим деревом. (С дубом - дубовики и белые грибы, с осиной- подосиновики, с берёзой – подберёзовики, сыроежки, белые грибы, с сосной и елью - лисички, маслята, рыжики, на пнях и вокруг них растут опята)

- Давайте вспомним, какие грибы собирать нельзя? (мухомор, бледная поганка, ложные опята, ложные лисички) Молодцы, справились с заданием. Но этими грибами любят полакомиться звери.

Но лес продолжал чахнуть.

- Ребята, помогите художнику. Почему погиб лес?

- Сейчас я вам загадаю загадки и вы узнаете, кого же забыл нарисовать художник.

Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает.

(Бабочка)

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет.

(Гусеница)

Сам всех обижает,

А летает на всех жалуется.

(Комар)

С ветки — на тропинку,

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка,

По травам и былинкам –

Перепрыгнет и тропинку.

(Кузнечик)

Черен, да не ворон,

Рогат, а не бык,

Летает, а не птица.

(Жук)

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Возле пня дом строит.

Вот так дом – в тысячу окон!

(Муравейник)


Художник взял кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

-Ну, теперь всё в порядке!- решил художник и, ещё раз полюбовавшись картиной, опять уехал куда-то. А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой, даже ели и сосны потеряли свои иголки.

Художник подошёл к картине…и вдруг отшатнулся. Всё на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев - всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок совсем отодвинулся на край картины - казалось вот упадёт, - вид у него был грустный - прегрустный.

- Это ты виноват!- закричал художник. Ты велел нарисовать насекомых, а они съели весь лес. И даже меня чуть не съели. Что мне делать? Неужели я никогда не нарисую настоящий лес?

- Никогда, - сказал Лесовичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.

- Ребята, а вы как думаете, нужны ли в лесу птицы?(Птицы вьют в гуще зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов, находят здесь и корм: жуков, личинок, гусениц, семена трав, плоды и ягоды кустарников и деревьев. Добрый лес дарит пернатым гостеприимный дом и богатый стол, но и пичуги в долгу не остаются: они уничтожают вредителей леса и переносят семена деревьев и кустарников. Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут»)

Художник не стал спорить. Он нарисовал новую картину, а на ветках деревьев появились весёлые птицы.

 - Возьмите конверты с надписью «Птицы» и поселите птиц в лесу. (Звучат голоса птиц)

 Когда художник собирался положить кисть, Лесовичок сказал: 
- Мне нравится этот лес! И я не хочу, чтобы он погиб…

 - Как вы думаете, что посоветует Лесовичок художнику? (Нарисовать зверей)

 - Давайте и мы расселим зверей в нашем лесу. И не забудьте, что у каждого зверя в лесу свой дом (картинки «Звери»). 

Художник окончил работу, когда было темно. Он хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, дыхание, треск сучьев.

Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и животные.… Это ЛЕС! 
Художник посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево, и его не видно в зелёной листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть, но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это и есть ЛЕС!




Физкультминутка. 

«Здравствуй лес»


  Здравствуй, лес, прекрасный лес  

Широко развести руки в стороны  

Полный сказок и чудес!  

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

   Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево  

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?  

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.  

Все открой, не утаи.  

Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем  

Ты же видишь – Мы свои  

Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.  


Создание проблемной ситуации.

- Перед вами – лес. Ответьте мне, ребята, почему сразу не получилась эта картина? (Потому что всё в природе живёт как один целый организм) 

  • Может ли человек нарушить эти невидимые ниточки?

  • К чему это приведет?

  • Каким будет лес?

  • Может ли понравиться человеку такой лес?

  • Каким должен быть лес?

  • Получился у художника лес?

  • Нравится он вам?

  • Почему в лесу нужно соблюдать тишину? 

- Единство живой и неживой природы, особые связи между живыми организмами – растениями, животными, грибами и микроорганизмами образуют природное сообщество – ЛЕС. Это сообщество называют главным чудом света. 


Дидактическая игра «Экологический светофор». 


- Ребята, значит, как нужно вести себя в лесу? Какие правила соблюдать? 

- Давайте поиграем в игру «Светофор»: 

Красный свет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.

Жёлтый свет – Будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями.

Зелёный свет - Ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! 

  • Дети оставили костёр в лесу. 

  • Зимой дети пошли в лес и развесили кормушки. 

  • Ребята увидели гнездо в траве. 

  • Ребята пришли в лес поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, зелени-то много – ещё вырастет. 

  • Девочки не стали рвать ландыши в лесу, а чтобы вдохнуть аромат, наклонились к земле. 

  • Ребята наблюдают за муравейником.

  • Дети сорвали большие букеты цветов, особенно растения, занесённые в Красную книгу. 

  • Мальчик увидел мухомор, пнул его ногой. Всё равно он никому не нужен – ядовитый. 

  • Дети нашли в лесу ежонка. Решили: возьмём домой, покормим и отпустим.

  •  Мальчики в лесу повесили на дерево качели и стали качаться на них.

  • Ребята шли в своё село через лес: шли тихо, не шумели, а смотрели по сторонам, чтобы узнать лесные тайны.

  • Дети пришли в лес на экскурсию. После прогулки вырыли яму, собрали мусор и всё закопали.

(После каждой ситуации попросить детей пояснить, почему они выбрали именно такой сигнал светофора) 


- В лесу надо быть гостем, а не хозяином.


- Ребята, а что страшнее всего для леса? (пожар, мусор, рубка)

 - Отчего случается лесной пожар?

- Кто без жалости вырубает леса?

 - Кто приносит в лес мусор?

- Людская беспечность – вот главная причина беды. Сам человек - часть природы, и нанося вред природе, человек вредит сам себе. К сожалению, человек пока ещё плохо понимает «лесной язык». Поэтому делает много ошибок. И главная из них – уничтожение леса. Писатель М. Пришвин сказал: «Охранять природу – значит, охранять Родину». 

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

   

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Итак, лес – это природное сообщество. 

Вывод: Все живут дружно, помогают друг другу.

- Какое значение имеет лес? (использование схемы с рисунками).

Лес – это наше богатство!

Дом для растений и животных.

Это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Защитник воздуха, водоёмов, почвы.

Место отдыха человека.

Это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. лекарственные растения.

Источник древесины. Строительный материал.

Имеет оздоравливающее значение.

Источник вдохновения для писателей, художников. ЛЕС – это наше богатство!

- Теперь вы знаете, что лес – это не просто трава, деревья, это сообщество, дружное содружество – как наш класс. В лесу все живые организмы живут сообща, тесно между собой связаны и хорошо приспособлены к совместной жизни, поэтому лес и называется природным сообществом. Насекомые помогают опылять растения, а те дают им приют и потчуют сладким цветочным нектаром. Животные переносят семена растений и уничтожают вредителей леса, а растения угощают лесных жителей ягодами, орехами, желудями, шишками, кореньями, листьями и стебельками (травы), а еще дарят животным уютные домики.

- Перед вами репродукции с картин известных русских художников. Посмотрите, как изобразили художники лес в разное время года. 

Лес красив в любое время года: и весной, когда деревья окутаны легкой зеленой дымкой полураскрывшихся листочков, и летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец.

Организационный конец занятия.


    • Что такое лес?

    • Как связаны животные, растения, грибы леса?

    • Почему лес называют природным сообществом?

    • Что вам понравилось на занятии? 

    • О чём заставил вас задуматься материал занятия? 

-Ребята, так что же такое лес?

Лес-это сказка.

Лес-это дом.

Лес-это друг, с которым вдвоем

Всегда интересно и радостно быть,

Забыв про невзгоды, обиды забыв.

Лес-это книга.

Лес-это мир.

Лес - словно счастье увидеть хотим.

Все тайны свои лес откроет тебе

И радостней станет тебе и мне.


- Вы – молодцы! Много знаете, умеете! Я думаю, что вы вырастете настоящими друзьями и защитниками природы! 


 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий клубного часа "Волшебный лес"

Автор: Соломайкина Ольга Владимировна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства