Цели - расширять и углублять природоведческие знания учащихся, показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе: деревьями, растениями, грибами, птицами, животными, цепью питания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Помочь учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязей в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.
Учить детей видеть красоту леса.
Оборудование:картины леса в разное время года, картинки растений, грибов, зверей, птиц; карточки с буквами; «лесовичок», карточки красного, жёлтого, зелёного цвета.
Ход урока:
Организационный момент.
Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажите сами. Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).
Л
Е
С
О
В
И
Ч
О
К
-Что такое заповедник?
-Как называется книга с редкими растениями и животными?
-Почему она называется Красной книгой?
- Кто отгадал, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)
- А где он живет? (В лесу)
- Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса.
Вступительная беседа.
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о лесе, потому что каждый житель нашей страны должен знать и помнить, что лес очищает воздух, которым мы дышим, значит, укрепляет наше здоровье. Не зря лес называют лёгкими нашей планеты. Удивительный мир природы… Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. А теперь послушайте одну историю.
Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? - рассуждал художник. - Лес - это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья. Очень хорошие получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берёз.
- Как вы думаете, какие деревья нарисовал художник? (Берёзу, дуб, липу, тополь, ель, сосну, пихту, лиственницу, клён)
- Посмотрите, вот здесь на доске прикреплены стволы деревьев. У вас на столе лежит поднос с листьями, вы должны угадать и правильно прикрепить листья к деревьям. А теперь посмотрите на картины и скажите, как называются эти леса? (Берёзовая роща, дубовая роща, ельник, сосновый бор)
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то.
А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы.
- Что случилось?- удивился художник.- Почему засох мой лес?
- Какой же это лес?- вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.
Посмотрел он в угол картины и понял, что это старичок - лесовичок разговаривает с ним.
- Разве может быть лес без кустов, травы, цветов?- продолжал лесовик.
- Не может, согласился художник и принялся за новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё лучше. Потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле - среди зелёной травы - множество ярких цветов.
- Посмотрите, сколько красивых, лесных цветов нарисовал художник. Но все они растут в разное время. Попробуйте из них составить три букета: весенний, летний и осенний. Голубой кружочек означает весну (первоцвет, подснежник, голубая пролеска, сон-трава, ландыш, медуница, мать-и-мачеха), красный - лето (лесная гвоздика, колокольчик, зверобой, ромашка, мышиный горошек), жёлтый – осень (бессмертник, вереск).
- Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, – вот теперь-то у меня получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
- Ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесовичок художнику. Грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.
- Почему, как вы думаете? (Грибы — особые живые организмы. Эти жители леса тоже дружат с растениями и животными. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы помогают разлагаться остаткам пней, засохших веток, упавших на землю стволов и опавшей листвы. А полакомиться вкусными грибами любят многие лесные обитатели!)
И художник нарисовал в своём лесу грибы.
- Ребята, вам задание, поместить правильно грибы.Знайте, каждый гриб дружит со своим деревом. (С дубом - дубовики и белые грибы, с осиной- подосиновики, с берёзой – подберёзовики, сыроежки, белые грибы, с сосной и елью - лисички, маслята, рыжики, на пнях и вокруг них растут опята)
- Давайте вспомним, какие грибы собирать нельзя? (мухомор, бледная поганка, ложные опята, ложные лисички) Молодцы, справились с заданием. Но этими грибами любят полакомиться звери.
Но лес продолжал чахнуть.
- Ребята, помогите художнику. Почему погиб лес?
- Сейчас я вам загадаю загадки и вы узнаете, кого же забыл нарисовать художник.
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)
Сам всех обижает,
А летает на всех жалуется.
(Комар)
С ветки — на тропинку,
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка,
По травам и былинкам –
Перепрыгнет и тропинку.
(Кузнечик)
Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица.
(Жук)
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом – в тысячу окон!
(Муравейник)
Художник взял кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки.
-Ну, теперь всё в порядке!- решил художник и, ещё раз полюбовавшись картиной, опять уехал куда-то. А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой, даже ели и сосны потеряли свои иголки.
Художник подошёл к картине…и вдруг отшатнулся. Всё на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев - всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок совсем отодвинулся на край картины - казалось вот упадёт, - вид у него был грустный - прегрустный.
- Это ты виноват!- закричал художник. Ты велел нарисовать насекомых, а они съели весь лес. И даже меня чуть не съели. Что мне делать? Неужели я никогда не нарисую настоящий лес?
- Никогда, - сказал Лесовичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
- Ребята, а вы как думаете, нужны ли в лесу птицы?(Птицы вьют в гуще зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов, находят здесь и корм: жуков, личинок, гусениц, семена трав, плоды и ягоды кустарников и деревьев. Добрый лес дарит пернатым гостеприимный дом и богатый стол, но и пичуги в долгу не остаются: они уничтожают вредителей леса и переносят семена деревьев и кустарников. Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут»)
Художник не стал спорить. Он нарисовал новую картину, а на ветках деревьев появились весёлые птицы.
- Возьмите конверты с надписью «Птицы» и поселите птиц в лесу. (Звучат голоса птиц)
Когда художник собирался положить кисть, Лесовичок сказал: - Мне нравится этот лес! И я не хочу, чтобы он погиб…
- Как вы думаете, что посоветует Лесовичок художнику? (Нарисовать зверей)
- Давайте и мы расселим зверей в нашем лесу.И не забудьте, что у каждого зверя в лесу свой дом (картинки «Звери»).
Художник окончил работу, когда было темно. Он хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, дыхание, треск сучьев.
Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и животные.… Это ЛЕС! Художник посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево, и его не видно в зелёной листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть, но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это и есть ЛЕС!
Физкультминутка.
«Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес
Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес!
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.
Все открой, не утаи.
Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем
Ты же видишь – Мы свои
Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.
Создание проблемной ситуации.
- Перед вами – лес. Ответьте мне, ребята, почему сразу не получилась эта картина? (Потому что всё в природе живёт как один целый организм)
Может ли человек нарушить эти невидимые ниточки?
К чему это приведет?
Каким будет лес?
Может ли понравиться человеку такой лес?
Каким должен быть лес?
Получился у художника лес?
Нравится он вам?
Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
- Единство живой и неживой природы, особые связи между живыми организмами – растениями, животными, грибами и микроорганизмами образуют природное сообщество – ЛЕС. Это сообщество называют главным чудом света.
Дидактическая игра «Экологический светофор».
- Ребята, значит, как нужно вести себя в лесу? Какие правила соблюдать?
- Давайте поиграем в игру «Светофор»:
Красный свет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.
Жёлтый свет – Будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями.
Зелёный свет - Ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё!
Дети оставили костёр в лесу.
Зимой дети пошли в лес и развесили кормушки.
Ребята увидели гнездо в траве.
Ребята пришли в лес поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, зелени-то много – ещё вырастет.
Девочки не стали рвать ландыши в лесу, а чтобы вдохнуть аромат, наклонились к земле.
Ребята наблюдают за муравейником.
Дети сорвали большие букеты цветов, особенно растения, занесённые в Красную книгу.
Мальчик увидел мухомор, пнул его ногой. Всё равно он никому не нужен – ядовитый.
Дети нашли в лесу ежонка. Решили: возьмём домой, покормим и отпустим.
Мальчики в лесу повесили на дерево качели и стали качаться на них.
Ребята шли в своё село через лес: шли тихо, не шумели, а смотрели по сторонам, чтобы узнать лесные тайны.
Дети пришли в лес на экскурсию. После прогулки вырыли яму, собрали мусор и всё закопали.
(После каждой ситуации попросить детей пояснить, почему они выбрали именно такой сигнал светофора)
- В лесу надо быть гостем, а не хозяином.
- Ребята, а что страшнее всего для леса? (пожар, мусор, рубка)
- Отчего случается лесной пожар?
- Кто без жалости вырубает леса?
- Кто приносит в лес мусор?
- Людская беспечность – вот главная причина беды. Сам человек - часть природы, и нанося вред природе, человек вредит сам себе. К сожалению, человек пока ещё плохо понимает «лесной язык». Поэтому делает много ошибок. И главная из них – уничтожение леса.Писатель М. Пришвин сказал: «Охранять природу – значит, охранять Родину».
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Итак, лес – это природное сообщество.
Вывод: Все живут дружно, помогают друг другу.
- Какое значение имеет лес? (использование схемы с рисунками).
• Лес – это наше богатство!
• Дом для растений и животных.
• Это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
• Это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
• Защитник воздуха, водоёмов, почвы.
• Место отдыха человека.
• Это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. лекарственные растения.
• Источник древесины. Строительный материал.
• Имеет оздоравливающее значение.
• Источник вдохновения для писателей, художников. ЛЕС – это наше богатство!
- Теперь вы знаете, что лес – это не просто трава, деревья, это сообщество, дружное содружество – как наш класс. В лесу все живые организмы живут сообща, тесно между собой связаны и хорошо приспособлены к совместной жизни, поэтому лес и называется природным сообществом. Насекомые помогают опылять растения, а те дают им приют и потчуют сладким цветочным нектаром. Животные переносят семена растений и уничтожают вредителей леса, а растения угощают лесных жителей ягодами, орехами, желудями, шишками, кореньями, листьями и стебельками (травы), а еще дарят животным уютные домики.
- Перед вами репродукции с картин известных русских художников. Посмотрите, как изобразили художники лес в разное время года.
Лес красив в любое время года: и весной, когда деревья окутаны легкой зеленой дымкой полураскрывшихся листочков, и летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец.
Организационный конец занятия.
Что такое лес?
Как связаны животные, растения, грибы леса?
Почему лес называют природным сообществом?
Что вам понравилось на занятии?
О чём заставил вас задуматься материал занятия?
-Ребята, так что же такое лес?
Лес-это сказка.
Лес-это дом.
Лес-это друг, с которым вдвоем
Всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес-это книга.
Лес-это мир.
Лес - словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе
И радостней станет тебе и мне.
- Вы – молодцы! Много знаете, умеете! Я думаю, что вы вырастете настоящими друзьями и защитниками природы!